Дело № 2-1606/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Волжский городской суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи Омаровой А.С.
при секретаре Перепелицыной К.Ю.,
с участием представителя истца и третьего лица Морозовой Е.О.,
24 апреля 2018 года рассмотрев в городе Волжском Волгоградской области, в открытом судебном заседании гражданское дело по иску комитета по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области к Смирновой А.Д., Гончаровой А.А., Гончаровой (Боварь) Д.А. о возложении обязанности предоставить доступ в жилое помещение,
У С Т А Н О В И Л:
Комитет по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа – <адрес> обратился в суд с иском Смирновой А.Д., Гончаровой А.А., Гончаровой (Боварь) Д.А. о возложении обязанности предоставить доступ в жилое помещение. В обоснование заявленных требований указал, что ответчики являются собственниками <адрес>, расположенной в <адрес>.
На основании обращения граждан с целью установления соблюдения собственниками правил пользования жилым помещением, в том числе осуществление ими перепланировки, отделом муниципального жилищного контроля администрации городского округа – <адрес>, в соответствии с действующими законодательством, ответчикам неоднократно направлялись уведомления о проведении внеплановой выездной проверки, вместе тем доступ в жилое помещение собственниками предоставлен не был.
Ссылаясь на уклонение ответчиков предоставить доступ в жилое помещение с целью его осмотра, просит суд обязать Смирнову А.Д., Гончарову А.А., Гончарову (Боварь) Д.А. предоставить доступ в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
Определением Волжского городского суда <адрес> от "."..г. прекращено производство по делу в части исковых требований к Смирновой А.Д. о возложении обязанности предоставить доступ в жилое помещение, в связи со смертью ответчика.
Представитель истца комитета по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа – <адрес> Морозова Е.О. в судебном заседании исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Указала, что ответчиками до настоящего времени не предоставлен представителям уполномоченного органа доступ в спорное жилое помещение в целях пресечения нарушения прав и законных интересов проживающих в жилом доме граждан, поскольку имеются основания полагать о самовольном переустройстве и перепланировке ответчиками спорного жилого помещения.
Ответчики Гончарова А.А., Гончарова (Боварь) Д.А. в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом заказными письмами уведомлением, которые возвращены за истечением срока хранения.
В связи с неявкой надлежаще извещенных ответчиков, суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в их отсутствие, признав их неявку неуважительной.
Представитель третьего лица администрации городского округа – <адрес> Морозова Е.О. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Суд, выслушав представителя истца и третьего лица, исследовав материалы дела, считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пунктам 5, 6 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда; обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда
Частью 2 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что никто не вправе проникать в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан иначе как в предусмотренных настоящим Кодексом целях и в предусмотренных другим федеральным законом случаях и в порядке или на основании судебного решения
В соответствии со ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся согласование переустройства и перепланировки жилых помещений; осуществление муниципального жилищного контроля, под которым согласно ст. 20 Кодекса понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами.
Пунктом 2 ч. 5 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено право должностных лиц муниципального жилищного контроля посещать с согласия собственников жилые помещения в многоквартирных домах и проводить их обследования.
Правилами пользования жилыми помещениями, утв. Постановлением Правительства РФ от 21 января 2006 г. N 25, на собственника возложена обязанность использовать жилое помещение с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в жилом помещении граждан и соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства (п. 6 Правил).
Пунктом 34 подпункт «е» Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354, предусмотрена обязанность собственника допускать в заранее согласованное время в занимаемое жилое помещение представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора в занимаемое жилое помещение для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования и выполнения необходимых ремонтных работ, а представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб) для ликвидации аварий - в любое время.
Указанные нормы права подтверждают полномочия истца на проведение муниципального жилищного контроля и обязанность собственников квартиры обеспечить доступ представителей контрольных органов в квартиру в заранее согласованное время.
В силу абзаца первого п. 1 ст. 10 Гражданского Кодекса РФ не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В соответствии с ч. 4 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилым помещением, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу ч. 1 ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
В судебном заседании установлено, что Гончарова А.А., Гончарова (Боварь) Д.А. являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выписками из ЕГРН от "."..г..
Из ответа Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по <адрес>, поступившего в суд "."..г., следует что Гончарова Д.А. сменила фамилию на Боварь.
"."..г. в Государственную жилищную инспекцию <адрес> поступило обращение 1, являющегося собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, по вопросу законности произведенной перепланировки в вышерасположенной квартире, принадлежащей ответчикам (копия л.д. 88).
Указанное обращение было направлено в администрацию городского округа – <адрес> для проведения контрольно-надзорных мероприятий (л.д. 87).
С целью проверки доводов обращения по вопросу соблюдения правил пользования жилым помещением, в том числе осуществления перепланировки, переоборудования в жилом помещение, расположенном по адресу: <адрес>, принадлежащего ответчикам, приказами начальника отдел муниципального жилищного контроля администрации городского округа – <адрес> №№... от "."..г. (л.д.7,11,15) назначена внеплановая выездная проверка соблюдения собственниками вышеуказанной квартиры правил пользования жилым помещением.
В порядке осуществления контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, в рамках проверки указанного обращения, "."..г. (л.д.17-19) в адрес ответчиков были направлены уведомления (л.д.5-6, 9-10, 13-14) о необходимости предоставления доступа в квартиру для проведения её осмотра на предмет использования жилого помещения.
Кроме того, приказами начальника отдел муниципального жилищного контроля администрации городского округа – <адрес> №№... от "."..г. (л.д.25,29,33) вновь назначена внеплановая выездная проверка соблюдения собственниками вышеуказанной квартиры правил пользования жилым помещением.
В порядке осуществления контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, в рамках проверки указанного обращения, "."..г. (л.д.35-37) в адрес ответчиков были направлены уведомления (л.д.23-24, 27-28, 31-32) о необходимости предоставления доступа в квартиру для проведения её осмотра на предмет использования жилого помещения
Также приказами начальника отдел муниципального жилищного контроля администрации городского округа – <адрес> №... от "."..г. (л.д.44,48,52) назначена внеплановая выездная проверка соблюдения собственниками вышеуказанной квартиры правил пользования жилым помещением.
В порядке осуществления контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, в рамках проверки указанного обращения, "."..г. (л.д.54-56) в адрес ответчиков были направлены уведомления (л.д.42-43, 46-47, 50-51) о необходимости предоставления доступа в квартиру для проведения её осмотра на предмет использования жилого помещения.
Кроме того, приказами начальника отдел муниципального жилищного контроля администрации городского округа – <адрес> №... от "."..г. (л.д. 62,66,70) назначена внеплановая выездная проверка соблюдения собственниками вышеуказанной квартиры правил пользования жилым помещением.
В порядке осуществления контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, в рамках проверки указанного обращения, "."..г. (л.д.72-75) в адрес ответчиков были направлены уведомления (л.д.60-61, 64-65, 68-69) о необходимости предоставления доступа в квартиру для проведения её осмотра на предмет использования жилого помещения.
Поскольку доступ в жилое помещение предоставлен не был, что подтверждается актами проверок от "."..г. (л.д.8,12,16), от "."..г. (л.д.26,30,34), от "."..г. (л.д.45,49,53), от "."..г. (л.д.63,67,71), суд приходит к выводу, что ответчики фактически препятствуют в предоставлении доступа в принадлежащее им на праве собственности жилое помещение для его осмотра.
При этом неполучение ответчиками направленных в их адрес уведомлений (л.д.20-23, 39-41, 57-59, 76-78) о необходимости предоставления доступа в квартиру для проведения её осмотра, возвращенных с отметкой за истечением срока хранения, не может расцениваться в качестве непринятия истцом мер по их уведомлению, так как уведомления не были вручены ответчикам по обстоятельствам, зависящим от них, в связи с чем, в силу п. 1 ст. 165.3 ГК РФ считаются доставленными.
Поскольку отсутствие, либо наличие нарушения прав и законных интересов жителей дома, может быть установлено только по результатам проведенной проверки, осуществляемой посредством осмотра жилого помещения, позволяющего оценить его состояние, отдел муниципального жилищного контроля администрации городского округа – город Волжский во исполнение возложенных на него функций обоснованно инициировал осмотр принадлежащего ответчикам жилого помещения.
В связи с тем, что ответчики препятствуют в представлении доступа в жилое помещение, чем нарушают права соседей, проживающих в многоквартирном жилом доме, оснований для отказа в удовлетворении заявленных истцом требований не имеется.
Полномочия по соблюдению требований жилищного законодательства возложены на истца, который, реализуя публичные интересы, вправе требовать обеспечение доступа в жилое помещение для выполнения возложенных на него обязанностей с целью пресечения нарушения прав и законных интересов проживающих в жилом доме граждан, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, ответчики препятствуют в обеспечении возможности осмотра спорного помещения на предмет установления обоснованности обращения граждан по факту нарушение их прав ответчиками, в связи с чем суд признает требования истца подлежащими удовлетворению.
Обратное может повлечь за собой нарушения прав и законных интересов граждан, либо создать угрозу их жизни и здоровью, так как производство самовольных перепланировок может отрицательно повлиять на дальнейшую эксплуатацию жилого помещения, истец же не может оценить состояние спорного жилого помещения и исполнить возложенные на него функции, ввиду отсутствия возможность осуществить осмотра квартиры, принадлежащей ответчикам.
С учетом установленных обстоятельств суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, и возложении на ответчиков обязанности предоставить истцу доступ в жилое помещение, расположенное по адресу <адрес> для организации осмотра вышеуказанного жилого помещения на предмет наличия (отсутствия) незаконного переустройства (перепланировки) жилого помещения.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Поскольку истец освобожден от оплаты государственной пошлины, суд считает необходимым взыскать с ответчиков в бюджет городского округа - <адрес> государственную пошлину в размере 300 руб., по 150 рублей с каждого.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования комитета по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа – <адрес> к Гончаровой А.А., Гончаровой (Боварь) Д.А. о возложении обязанности предоставить доступ в жилое помещение, удовлетворить.
Обязать Гончарову А.А., Боварь (Гончарову) Д.А. предоставить доступ в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
Взыскать с Гончаровой А.А., Гончаровой (Боварь) Д.А. в бюджет городского округа - город Волжский Волгоградской области государственную пошлину в размере 300 рублей, по 150 рублей с каждого.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Волжский городской суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья
Справка: мотивированное решение изготовлено "."..г..
Судья