УИД № 77RS0017-02-2022-008479-12
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
10 ноября 2022 года адрес
Нагатинский районный суд адрес в составе председательствующего судьи Плаксиной О.А., при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5589/2022 по иску Генеральной прокуратуры Российской Федерации к Стародубцевой Елене Александровне о прекращении договора найма служебного жилого помещения и выселении из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Истец Генеральная прокуратура Российской Федерации обратился в суд с иском к ответчику Стародубцевой Е.А. о прекращении договора найма служебного жилого помещения и выселении из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, указав в обоснование иска, что Генеральной прокуратуре РФ на праве оперативного управления принадлежит квартира, расположенная по адресу: адрес. Право собственности на данную квартиру закреплено за Российской Федерацией. Между истцом и Стародубцевой Е.А. 22.12.2009 года заключен договор найма служебного жилого помещения № 52, в соответствии с которым Стародубцева Е.А. является нанимателем изолированного жилого помещения, расположенного по адресу: адрес. Данная квартира была предоставлена Стародубцевой Е.А. на время прохождения службы в органах прокуратуры. Приказом № 171-ца (с) от 16.05.2016 года Стародубцева Е.А. освобождена от занимаемой должности 17.05.2016 и уволена из органов прокуратуры в отставку в связи с выходом на пенсию за выслугу лет. Согласно пп. 4 п. 18 договора найма служебного жилого помещения, он прекращается в связи окончанием срока службы. Как следует из п. 19 договора найма служебного помещения, в случае расторжения или прекращения договора найма в связи с окончанием срока службы Стародубцева Е.А. должна освободить жилое помещение. В случае отказа освободить жилое помещение граждане подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных ЖК РФ. Оснований для проживания ответчика в настоящее время в спорном жилом помещении не имеется, в связи с тем, что между сторонами прекращены трудовые отношения, на жилищном учете ответчик не состоит. Истцом в адрес ответчика неоднократно направлялись уведомительные письма об освобождении служебного жилого помещения. Однако до настоящего времени служебная квартира не освобождена. В связи с изложенным, истец просит суд прекратить договор найма служебного жилого помещения от 22.12.2009 № 52 и выселить Стародубцеву Елену Александровну из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: адрес, без предоставления другого жилого помещения.
Представитель истца в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении.
Ответчик и ее представитель в судебное заседание явились, против удовлетворения иска возражали по доводам, изложенным в письменных возражениях на иск.
Суд, выслушав явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные в дело доказательства в совокупности с объяснениями сторон, приходит к следующим выводам.
В силу ст. 19 Жилищного фонда РФ жилищный фонд – совокупность всех жилых помещений, находящихся на адрес. В зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на: 1) жилищный фонд социального использования; 2) специализированный жилищный фонд; 3) индивидуальный жилищный фонд; 4) жилищный фонд коммерческого использования. Специализированный жилищный фонд – это совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.
В соответствии со ст. 92 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения.
Согласно ст. 93 Жилищного кодекса РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Согласно ст. 103 Жилищного кодекса РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
В силу ч. 1 ст. 30 адрес кодекса РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его пользования.
Согласно пункта «д» ст. 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находится федеральная государственная собственность и управление ею. Российская Федерация как субъект гражданских правоотношений, является собственником принадлежащего государству имущества.
Как установлено в судебном заседании, Генеральной прокуратуре РФ на праве оперативного управления принадлежит квартира, расположенная по адресу: адрес, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права от 01 ноября 2010 года (л.д. 16).
Право собственности на данную квартиру закреплено за Российской Федерацией, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права (л.д. 17).
19 марта 2003 года Стародубцева Е.А., являясь работником Генеральной прокуратуры РФ, подала рапорт об улучшении жилищных условий, а именно – о предоставлении жилья в адрес с условием сдачи квартиры, в которой она проживала на тот момент (л.д. 33).
Решением комиссии по выдаче ссуда на приобретение жилья и распределению жилых помещений работникам Генеральной прокуратуры РФ от 05 июня 2003 года Стародубцевой Е.А. отказано в принятии на учет на предоставление жилого помещения в адрес, поскольку Стародубцева Е.А. обеспечена жилой площадью в адрес (л.д. 34).
21 февраля 2006 года Стародубцевой Е.А. повторно обратилась в жилищную комиссию Генеральной прокуратуры РФ по вопросу улучшения ее жилищных условий (л.д. 40).
Решением комиссии по выдаче ссуда на приобретение жилья и распределению жилых помещений работникам Генеральной прокуратуры РФ от 30 мая 2006 года в порядке исключения, как кадровый работник, Стародубцева Е.А. принята на учет на предоставление двухкомнатной квартиры в адрес с условием отчуждения занимаемой квартиры в адрес очереднику органов прокуратуры (л.д. 41).
25 сентября 2007 года Стародубцева Е.А. вновь обратилась в жилищную комиссию Генеральной прокуратуры РФ по вопросу предоставления ей (совместно с сыном) служебного жилья в адрес (л.д. 42).
Решением жилищной комиссии Генеральной прокуратуры РФ от 25 июня 2008 года Стародубцевой Е.А. предоставлена служебная однокомнатная квартира в адрес, предложен для просмотра вариант квартиры; на предложенный вариант квартиры Стародубцева Е.А. ответила отказом ввиду удаленности от места жительства сына (л.д. 44).
Решением жилищной комиссии Генеральной прокуратуры РФ от 20 ноября 2009 года Стародубцевой Е.А. предоставлена служебная однокомнатная квартира по адресу: адрес (л.д. 45).
22 декабря 2009 года между истцом и Стародубцевой Е.А. заключен договор найма служебного жилого помещения № 52, в соответствии с которым Стародубцева Е.А. является нанимателем изолированного жилого помещения, расположенного по адресу: адрес (л.д. 46-50).
Согласно пп. 4 п. 18 договора найма служебного жилого помещения, он прекращается в связи окончанием срока службы; в случае расторжения или прекращения договора найма в связи с окончанием срока службы наниматель и члены его семьи должны освободить жилое помещение. В случае отказа освободить жилое помещение граждане подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных ЖК РФ (п. 19 указанного договора).
На основании договора найма служебного жилого помещения № 52 Стародубцева Е.А. с 27 апреля 2010 года зарегистрирована по месту жительства постоянно в спорной квартире (л.д. 55).
17 июля 2015 года Стародубцева Е.А. обратилась в жилищную комиссию Генеральной прокуратуры РФ с заявлением о передаче ей в собственность служебного жилого помещения по адресу: адрес (л.д. 57).
Как усматривается из материалов гражданского дела, на момент подачи заявления от 17.07.2015 года Стародубцева Е.А. являлась собственником 2/3 доли в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу: адрес (л.д. 63, 67).
09 сентября 2015 года между Стародубцевой Е.А. и фио был заключен договор дарения, которым ответчик подарила сыну принадлежавшие ей 2/3 доли в праве общей долевой собственности на квартиру в адрес (л.д. 69-70); на основании указанного договора 22 сентября 2015 года в установленном законом порядке произведена регистрация перехода права собственности к фио, выдано свидетельство о государственной регистрации права (л.д. 71).
Решением жилищной комиссии Генеральной прокуратуры РФ от 26 августа 2016 года постановлено не выходить с предложением к Генеральному прокурору РФ о передаче Стародубцевой Е.А. занимаемого служебного жилого помещения в собственность, так как имеют место факты совершения намеренных действий по ухудшению жилищных условий. Стародубцева Е.А. не может быть признана нуждающейся в жилых помещениях, поскольку совершила ухудшение своих условий, прекратив 22 сентября 2015 года права собственности на 2/3 доли в квартире по адресу: адрес (л.д. 74).
Учитывая, что приказом от 171-ца (с) от 16 мая 2016 года Стародубцева Е.А. освобождена от занимаемой должности и уволена 17 мая 2016 года из Генеральной прокуратуры РФ в отставку в связи с выходом на пенсию за выслугу лет, и действие трудового договора прекращено (л.д. 72), тем же решением жилищной комиссии Генеральной прокуратуры РФ от 26 августа 2016 года постановлено провести мероприятия по расторжению договора найма служебного жилого помещения от 22.12.2009 № 52 и освобождению служебной однокомнатной квартиры, расположенной по адресу: адрес, для ее последующего распределения между состоящими на учете нуждающихся в жилых помещениях в порядке очередности.
24 января 2017 года Стародубцева Е.А. уведомлена о необходимости освободить служебное жилое помещение, сдать жилое помещение по акту приема-передачи и сдать ключи от квартиры (л.д. 78).
27 марта 2017 года Стародубцева Е.А. повторно уведомлена о необходимости освободить служебное жилое помещение, сдать жилое помещение по акту приема-передачи и сдать ключи от квартиры (л.д. 79).
10 апреля 2017 года Стародубцевой Е.А. подано заявление о приостановлении ее выселения из служебного жилого помещения (л.д. 81).
Решением жилищной комиссии Генеральной прокуратуры РФ от 26 мая 2017 года по результатам рассмотрения заявления Стародубцевой Е.А. о приостановлении ее выселения из занимаемой служебной квартиры постановлено решение жилищной комиссии от 26.08.2016 года оставить без изменения (л.д. 89).
21 августа 2020 года Стародубцева Е.А. вновь уведомлена о необходимости в месячный срок освободить служебное жилое помещение, сдать жилое помещение по акту приема-передачи и сдать ключи от квартиры (л.д. 103).
В ответ на указанное выше уведомление 06 октября 2020 года Стародубцева Е.А. обратилась в жилищную комиссию Генеральной прокуратуры РФ о сохранении за ней спорного служебного жилого помещения (л.д. 102).
Решением жилищной комиссии Генеральной прокуратуры РФ от 16 апреля 2021 года по результатам рассмотрения заявления Стародубцевой Е.А. от 06 октября 2020 года постановлено решения жилищной комиссии от 26.08.2016 года и от 26.05.2017 года оставить без изменения (л.д. 105), о чем Стародубцева Е.А. уведомлена 03 июня 2021 года (л.д. 104).
12 августа 2021 года Стародубцева Е.А. повторно уведомлена о необходимости освободить служебное жилое помещение, сдать жилое помещение по акту приема-передачи и сдать ключи от квартиры (л.д. 106).
В судебном заседании Стародубцева Е.А. не оспаривала, что до настоящего времени спорное служебное жилое помещение она не освободила.
Возражая против заявленных исковых требований, ответчик указала, что является пенсионером, другого жилого помещения на каком-либо праве не имеет, членом семьи собственника жилых помещений либо нанимателя жилого помещения по договору социального найма не является; ранее протоколом № 38 от 30 мая 2006 года была принята истцом на учёт на предоставление 2-х комнатной квартиры; учитывая отсутствие какого-либо дохода, кроме пенсии, позволить себе приобрести другое жилое помещение ответчик возможности не имеет. Полагала возможным применить к спорным правоотношениям Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2002 г. № 897 «Об утверждении типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации» в той части, где установлено, что без предоставления другого жилого помещения не могут быть выселены сотрудники, имеющие выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет (п. 28). Полагала требование о расторжении договора необоснованным, поскольку в уведомлениях, направленных истцом, указано на то, что договор № 52 считается расторгнутым. Указала на пропуск истцом сроков исковой давности на судебную защиту, поскольку начиная с первого уведомления, а именно – с 24.01.2017 года, учитывая, что истец считал спорный договор расторгнутым и заявлял об этом, истец знал о нарушении своего права.
Оценивая приведенные ответчиком доводы, суд исходит из того, что порядок обеспечения прокуроров жилыми помещениями регламентирован Федеральным законом от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
Согласно ст. 44.1 названного Закона, право на предоставление единовременной социальной выплаты или по решению Генерального прокурора Российской Федерации жилого помещения в собственность сохраняется за нуждающимися в жилых помещениях лицами, уволенными из органов прокуратуры с правом на пенсию, в случае признания их нуждающимися в жилых помещениях в период прохождения службы по основаниям, предусмотренным настоящей статьей (п. 17).
Между тем, в период прохождения службы Стародубцева Е.А. не была признана нуждающейся в жилых помещениях, была принята на учет на предоставление служебного жилого помещения, таковое ей было предоставлено по договору найма на период прохождения службы; в настоящее время ответчик уволена из Генеральной прокуратуры РФ в отставку в связи с выходом на пенсию за выслугу лет, что как в силу закона, так и в силу договора найма служебного жилого помещения является основанием для освобождения квартиры без предоставления другого жилого помещения.
При этом вопреки мнению ответчика, Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2002 г. № 897 «Об утверждении типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации» к возникшим спорным правоотношениям не применимо.
С доводами ответчика о пропуске истцом срока исковой давности, суд не соглашается, поскольку они основаны на неверном применении норм материального права.
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что отношения, регулируемые жилищным законодательством, как правило, носят длящийся характер и, соответственно, права и обязанности субъектов этих отношений могут возникать и после того, как возникло само правоотношение.
С учетом того, что возникшие между сторонами жилищные правоотношения носят длящийся характер, срок исковой давности к данным правоотношениям не применяется. По смыслу закона установление факта проживания ответчика в жилом помещении служит лишь основанием для реализации собственником жилого помещения своих полномочий в отношении квартиры, не влечет за собой начало исчисления срока исковой давности по требованию о выселении.
Судом признаются несостоятельными доводы ответчика о том, что она не имеет иного жилья на праве собственности и пользования, не имеет доходов для приобретения иного жилья, поскольку данные доводы противоречат положениям ст. 103 Жилищного кодекса РФ и Федеральному закону от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
Таким образом, оценивая представленные в дело доказательства в совокупности с пояснениями участников процесса, анализируя приведенные выше положения действующего законодательства, учитывая буквальное толкование договора найма служебного жилого помещения № 52 (а именно – подп. 4 п. 18), где указано на прекращение договора в связи с окончанием срока службы, суд приходит к выводу, что договор найма служебного жилого помещения № 52 от 22 декабря 2009 года, заключенный между истцом и ответчиком, подлежит прекращению, а ответчик ввиду отказа добровольно освободить квартиру – выселению из нее без предоставления другого жилого помещения, тем самым суд удовлетворяет заявленные истцом требования в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Генеральной прокуратуры Российской Федерации (ОГРН 1037739514196) – удовлетворить.
Прекратить договор найма служебного жилого помещения от 22 декабря 2009 года № 52 и выселить Стародубцеву Елену Александровну (паспортные данные) из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: адрес, без предоставления другого жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через Нагатинский районный суд адрес в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Судья О.А. Плаксина
Решение в окончательной форме принято 30 ноября 2022 года