Решение по делу № 2-7248/2022 от 26.07.2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 «сентября» 2022 года         г. Мытищи Московская область

Мытищинский городской суд Московской области в составе судьи Лазаревой А.В., при секретаре ФИО7, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к ФКУ "Специализированное территориальное Управление имущественных отношений" Министерства Обороны России, Администрации городского округа Мытищи, ФИО3 о признании утратившим право пользования, предоставлении квартиры на условиях социального найма и признании права собственности в порядке приватизации, прекращении права собственности на квартиру,

УСТАНОВИЛ:

Истец ФИО2, с учетом уточнений, обратилась в суд с названным иском к ФКУ "Специализированное территориальное Управление имущественных отношений" Министерства Обороны России, Администрации городского округа Мытищи, ФИО3, в котором просит признать ФИО3 утратившим право пользования квартирой , расположенной по адресу: <адрес>, корпус 5, признать указанное предоставление квартиры на условиях социального найма и признать за ней право собственности в порядке приватизации. Также, она просит прекратить право собственности Российской Федерации и оперативное управление Министерства Обороны РФ (ФГКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений Министерства Обороны РФ") на <адрес>, расположенную по адресу: <адрес>, корпус 5.

В обоснование заявленных требований указано на то, что 13.03.2012г. истец с ответчиком - ФИО3 расторгли брак. С этого времени, последний, перестал быть членом семьи нанимателя и оплачивать коммунальные расходы. В связи с чем, ее право на оплату меньшей суммы за квартиру и коммунальные услуги нарушено. Также она указала, что спорная квартира, была предоставлена истцу на основании заключенного между начальником Марфинского центрального военного клинического санатория и истцом договора найма помещения в общежитии. В 2013 г. истец обратилась с заявлением в Министерство Обороны РФ о передаче в собственность спорного жилого помещения. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ей в этом было отказано. Ранее истец в приватизации не участвовала и имеет право на приобретение в собственность спорного жилого помещения.

Истец в судебное заседание явилась, свои исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.

Представитель Администрации г.о. Мытищи в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.

Представитель ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.

Ответчик ФИО3 в судебное заседание не явился, предоставил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, возражал против заявленных требований в части признании его утратившим право пользования спорным жилым помещением.

Третье лицо ФИО4, в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом. Представил заявление о рассмотрении иска в его отсутствие. Не возражал против приватизации спорной квартиры на имя истца.

Третье лицо ФИО5, в судебное заседание явился, выразил согласие с заявленными исковыми требованиями.

Суд, выслушав участников судебного процесса, исследовав письменные материалы дела, пришел к следующему.

Судом установлено, что спорную <адрес>, находящуюся по адресу: <адрес>, корпус 5, истец занимает на основании заключенного в ДД.ММ.ГГГГ с Марфинским центральным военным клиническим санаторием в лице начальника санатория полковника медицинской службы ФИО8 договора найма помещения в общежитии.

С 28.10.2005г. истец вместе с ФИО3, ФИО4 и ФИО5 зарегистрированы в спорной квартире по месту жительства, что подтверждается имеющейся в материалах дела копией финансово-лицевого счета и копией паспортов.

Согласно свидетельству о расторжении брака № III-ИК , 13.03.2012г. истец и ответчик - ФИО3 расторгли брак.

    Истец указывает, что с этого времени, последний перестал быть членом семьи нанимателя и перестал оплачивать коммунальные расходы за пользование спорной квартирой, что нарушает ее право на оплату меньшей суммы за квартиру и коммунальные услуги.

    Учитывая ч. 4 ст. 1 ГПК РФ - спорные отношения нанимателя квартиры и бывшего члена семьи не урегулированы законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 ГК РФ - В случаях, когда предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

Таким образом, согласно ч.1 и 4 ст. 31 ЖК РФ к бывшим членам семьи собственника жилого помещения относятся лица, с которыми у собственника прекращены семейные отношения.

С данным доводом истца суд согласен. С 13.03.2012г. ответчик ФИО3 перестал быть членом семьи Красовской С.А.

В соответствии с ч. 2. ст. 69 ЖК РФ - Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма.

Вместе с тем, ответчиком ФИО3 не предоставлены в суд доказательства, опровергающие то обстоятельство, что он не оплачивает коммунальные услуги за спорную квартиру. В связи с чем, суд принимает данное обстоятельство как установленное и нарушающее права истца.

Суд считает подлежащим удовлетворению требование истца о признании утратившим ФИО3 права пользования квартирой, расположенной по адресу: <адрес>.

В этой связи, суд считает необходимым указать, что настоящее решение является основанием для снятия ФИО3 с регистрационного учета по месту жительства в квартире, находящейся по адресу: <адрес>.

Как указывалось выше, спорную <адрес>, находящуюся по адресу: <адрес>, корпус 5, истец занимает на основании заключенного в ДД.ММ.ГГГГ с Марфинским центральным военным клиническим санаторием в лице начальника санатория полковника медицинской службы ФИО8 договора найма помещения в общежитии.

Как следует из технического паспорта, составленного Мытищинским филиалом ГУП МО «МОБТИ» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, трехкомнатная <адрес>, находящаяся по адресу: <адрес>, корпус 5, имеет общую площадь 70 кв.м., жилую площадь 42,9 кв.м., подсобная площадь 27,1 кв.м.

В 2013 г. истец обращалась с заявлением в Министерство Обороны РФ о передаче в собственность спорного жилого помещения. Письмом № 115 от 08.02.2013 года ей в этом было отказано.

В соответствии с выпиской из ЕГРН жилое помещение находится в собственности Российской Федерации, ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации осуществляет оперативное управление спорной квартирой.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 29.12.2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В связи с этим, при рассмотрении данного спора к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, должны применяться нормы Жилищного кодекса РСФСР.

В соответствии с ч. 1 ст. 101 ЖК РСФСР (действовавшего до 29.12.2004 года и на момент предоставления истцу в 2003 году жилого помещения), жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.

На основании ст. 104 ЖК РСФСР, служебные жилые помещения могли предоставляться отдельным категориям военнослужащих.

В силу ст. 47 ЖК РСФСР, единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение являлся ордер, выданный на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов.

Постановлением Пленума Верховного Суда РСФСР от 26.12.1984 года №5 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РСФСР» разъяснено, что помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда и фонда жилищно-строительных кооперативов считаются служебными со времени вынесения решения местной администрации о включении их в число служебных (в домах жилищно-строительных кооперативов помещения могут быть включены администрацией в число служебных только с согласия общего собрания членов кооператива), а в домах, принадлежащих колхозам, - со времени утверждения местной администрацией решения общего собрания членов колхоза или собрания уполномоченных (п. 20).

Исходя из анализа вышеназванных норм права, признаком служебного жилого помещения является обязательное наличие решения администрации органов местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных, причем независимо от того, к какому жилищному фонду принадлежит жилое помещение.

В соответствии с Законом РФ от 04.07.1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ», приватизации подлежат жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), занимаемые гражданами на условиях социального найма.

В силу ст. 209 ГК РФ право владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежат собственнику имущества.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 года №1053 Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления и в целях управления имуществом ВС РФ, осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов РФ при управлении имуществом Вооруженных Сил РФ.

Статьей 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусмотрено право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

В соответствии со ст. 6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации», передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Статьей 8 Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» установлено, что решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов. Должностные лица, виновные в нарушении требований части первой настоящей статьи, привлекаются к ответственности в установленном порядке. В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

Согласно ст. 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Так, согласно ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества, предусмотренные ГК РФ положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное. Таким образом, при определении порядка приобретения и прекращения права собственности применяются законы о приватизации и, лишь при отсутствии таковых, нормы ГК, при этом нормы законов о приватизации имеют приоритет по отношению к общим положениям ГК о порядке приобретения и прекращения права собственности. Следовательно, при оценке законности той или иной сделки, нужно, прежде всего, опираться на законодательство о приватизации. В этой связи следует учитывать, что ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», был принят в соответствии с нормами ГК РФ.

Между тем, исходя из смысла преамбулы и ст. ст. 1, 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием. На необходимость строгого соблюдения установленного законом порядка передачи жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда в собственность граждан указывается в п. п. 3 - 5, 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 года №8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

По смыслу ст. 35 Конституции Российской Федерации и ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации», право граждан на приобретение в порядке приватизации в собственность жилого помещения, не может быть ограничено по мотивам нерешенности вопроса о передаче имущества в муниципальную собственность. При этом, право гражданина на приватизацию жилого помещения может быть реализовано им путем обращения в суд в порядке ст. 8 Закона Российской Федерации «О приватизации жилого фонда в Российской Федерации».

При разрешении суд также учитывает, что занимаемая истцом квартира не отнесена к жилым помещениям, которые в силу ч. 1 ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не подлежат приватизации.

Требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору найма или аренды, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность, в том числе совместную либо долевую.

Таким образом, одной стороной по договору передачи имущества (жилых помещений), находящегося в государственной или муниципальной собственности: являются граждане, которые занимают жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма; другой - наймодатель. Это лицо, которое является собственником жилищного фонда, или уполномоченные им органы, государственные и муниципальные предприятия (учреждения), за которыми жилищный фонд закреплен на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (ст. 294 и ст. 296 ГК РФ). Указанное положение (предоставление права принимать решение о передаче недвижимого имущества государственным (муниципальным) предприятиям и учреждениям, за которыми жилищный фонд закреплен на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) не противоречит гражданскому законодательству, поскольку как было указано, согласно ст. 217 ГК РФ законы о приватизации государственного и муниципального имущества (к которым относится и Закон о приватизации) могут устанавливать иной порядок приобретения и прекращения права собственности, чем порядок, предусмотренный нормами ГК РФ.

Провозглашенный в ГК принцип свободы договора в данном случае касается только граждан, желающих приватизировать занимаемое ими жилье. В отношении их контрагентов - собственников жилья Закон о приватизации допускает понуждение заключить договор. Если гражданин выразил желание приватизировать жилье, собственник обязан заключить с ним договор на условиях, предусмотренных Законом о приватизации и иными правовыми актами.

Согласно ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Принимая во внимание приведенные положения закона, учитывая отсутствие предусмотренных законом оснований для отказа истцу, ранее своего права на приватизацию не реализовавшим, суд считает возможным признать за Красовской С.А. право собственности, в порядке приватизации, на спорную квартиру.

Согласно ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

С учетом указанной нормы, суд считает необходимым указать, что настоящее решение является основанием для регистрации права собственности ФИО12 на трехкомнатную <адрес>, находящуюся по адресу: <адрес>

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО2 к ФКУ "Специализированное территориальное Управление имущественных отношений" Министерства Обороны России, Администрации городского округа Мытищи, ФИО3 о признании утратившим право пользования, предоставлении квартиры на условиях социального найма, признании права собственности в порядке приватизации, прекращении права собственности Российской Федерации и оперативного управления Министерства Обороны РФ (ФГКУ "Специальное территориальное управления имущественных отношений Министерства Обороны РФ") на жилое помещение – удовлетворить.

Признать ФИО3 утратившим права пользования квартирой , общей площадью 70 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>

Признать предоставление Красовской ФИО6 <адрес>, общей площадью 70 кв.м, расположенной по адресу: <адрес> - на условиях социального найма.

Признать за Красовской ФИО6 право собственности в порядке приватизации на жилое помещение – <адрес>, общей площадью 70 кв.м, расположенную по адресу: <адрес> в порядке приватизации.

Прекратить право собственности Российской Федерации и оперативное управление Министерства обороны РФ (ФГКУ «Специальное территориальное управление Имущественных отношений» Министерства обороны РФ) на указанную квартиру.

Настоящее решение является основанием:

- для снятия ФИО3 с регистрационного учета по по адресу: <адрес>

- регистрации права собственности Красовской ФИО6 на трехкомнатную квартиру общей площадью 70 кв.м, расположенную по адресу: <адрес>

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Мытищинский городской суд <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                                А.В. Лазарева

2-7248/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Харченко ( Красовская) Светлана Александровна
Ответчики
Администрация гор. округа Мытищи
ФКУ "СТУИО" Министерства Обороны РФ
Другие
Харченко Данил Викторович
Суд
Мытищинский городской суд Московской области
Судья
Лазарева Алина Владимировна
Дело на странице суда
mitishy.mo.sudrf.ru
26.07.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.07.2022Передача материалов судье
29.07.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.08.2022Подготовка дела (собеседование)
25.08.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.09.2022Судебное заседание
05.10.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.11.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.09.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее