УИД №58RS0014-01-2021-000451-29 (№2а-229/2021)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п. Колышлей 01 сентября 2021 года

Колышлейский районный суд Пензенской области

в составе председательствующего судьи Елизаровой С.Н.

при секретаре Новичковой Т.Т.

с участием представителя административного истца - помощника прокурора Колышлейского района Пензенской области Кадомкиной К.В.,

представителя административного ответчика – администрации Колышлейского района Пензенской области Бученкова А.А.,

представителя заинтересованного лица - Правительства Пензенской области Христенко С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Колышлей Пензенской области административное дело по административному исковому заявлению прокурора Колышлейского района Пензенской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Колышлейского района Пензенской области о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению определенных действий,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Колышлейского района Пензенской области обратился в суд с указанным административным исковым заявлением на том основании, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства в сфере обращения с животными без владельцев в деятельности администрации Колышлейского района Пензенской области, в ходе которой установлено, что при наличии на территории района животных без владельцев работа администрации Колышлейского района на данном направлении не соответствует требованиям федерального законодательства и законодательства Пензенской области, поскольку меры по отлову животных без владельцев на территории Колышлейского района не принимаются. 19.06.2020 года прокурором Колышлейского района в адрес Главы администрации Колышлейского района Пензенской области вносилось представление об устранении указанных нарушений, которое рассмотрено и формально удовлетворено, однако, до настоящего времени выявленные нарушения фактически не устранены. Согласно сведениям, представленным администрациями поселений Колышлейского района, на территории муниципальных образований Колышлейского района имеются бродячие собаки, от жителей поступают обращения по указанным фактам. В ГБУЗ «Колышлейская РБ» неоднократно обращались жители района для оказания медицинской помощи по фактам укусов бродячими собаками. МО МВД России «Колышлейский» в 2020 году зарегистрировано 6 сообщений о беспризорных собаках, из них 3 сообщения по факту нападения собак на людей, в истекшем периоде 2021 года зарегистрировано 1 сообщение о нападении бродячей собаки на человека. Животные без владельцев зачастую являются переносчиками заболеваний и причиной других опасных для человека явлений. В связи с этим мероприятия по отлову и содержанию животных без владельцев крайне важны для предупреждения и ликвидации болезней животных, их лечения, а также защиты населения от негативных явлений, связанных с безнадзорностью животных. Бездействие должностных лиц администрации Колышлейского района влечет нарушение прав граждан на охрану их жизни и здоровья, поскольку животные без владельцев представляют опасность для жителей муниципального образования. С учетом уточнения исковых требований, просит признать незаконным бездействие администрации Колышлейского района Пензенской области, выразившееся в неисполнении отдельного государственного полномочия в сфере проведения мероприятий по предупреждению, ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных; обязать административного ответчика в срок до 01.07.2022 года организовать проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных путем заключения муниципального контракта с организацией, индивидуальным предпринимателем на выполнение мероприятий в указанной сфере в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В судебном заседании помощник прокурора Колышлейского района Пензенской области Кадомкина К.В. уточненные исковые требования прокурора Колышлейского района поддержала по основаниям, указанным в исковом заявлении, просила удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика – Бученков А.А., действующий на основании доверенности от 11.01.2021 года , в судебном заседании с исковыми требованиями прокурора Колышлейского района не согласился, суду пояснил, что согласно ст. 9-4 Закона Пензенской области от 22.12.2006 года № 1176 – ЗПО часть государственных полномочий по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев передана органам местного самоуправления муниципальных районов, в том числе, Колышлейскому району Пензенской области. Указанные полномочия переданы органам местного самоуправления с соответствующими субвенциями. Для исполнения переданных полномочий администрацией Колышлейского района регулярно объявлялись аукционы на право заключения контракта на проведение мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев. Аукционы от 04.03.2021, 16.03.2021, 26.03.2021, 27.04.2021, 07.06.2021, 05.07.2021 и 20.08.2021 года признаны не состоявшимися ввиду отсутствия поданных заявок. Иных способов исполнения переданных государственных полномочий, кроме заключения муниципального контракта с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, у администрации не имеется. Законом Пензенской области органам местного самоуправления не передавались полномочия по созданию специализированных учреждений по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев, а также полномочия по созданию приютов, которыми органы государственной власти наделены, в силу Федерального закона от 27.12.2018 №498–ФЗ. Действующим законодательством не предусмотрена ответственность органа местного самоуправления за отсутствие желающих принять участие в аукционе на право заключения муниципального контракта. В удовлетворении исковых требований истцу просит отказать.

Представитель заинтересованного лица – Правительства Пензенской области Христенко С.В., действующая на основании доверенности от 30.07.2021 года в судебном заседании пояснила, что ст. 9-4 Закона Пензенской области от 22.12.2006 года №1176-ЗПО с 11.03.2011 года органы местного самоуправления муниципальных районов наделены государственными полномочиями Пензенской области по организации проведения мероприятий по отлову безнадзорных животных, а с 01.01.2020 года – по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев. Главным распорядителем средств, выделяемых в виде субвенций муниципальным образованиям, является Управление ветеринарии Пензенской области. Перечень полномочий по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев предусмотрен указанным законом от 22.12.2006 года №1176-ЗПО. Следовательно, администрация Колышлейского района наделена отдельными полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев. Разрешение исковых требований оставила на усмотрение суда.

Представитель заинтересованного лица – Управления ветеринарии Пензенской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, в представленном отзыве просил исковые требования прокурора Колышлейского района удовлетворить.

Выслушав участников судебного разбирательства, учитывая мнение заинтересованного лица – Управления ветеринарии Пензенской области, изложенное в отзыве на исковое заявление, исследовав материалы дела и оценив все доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу ст. 72 Конституции РФ, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно п.п. 82 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов осуществления полномочий в области обращения с животными, предусмотренных законодательством в области обращения с животными, в том числе, организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Подпунктом 49 п.2 ст. 26.3 вышеназванного закона к полномочиям вышеназванных органов отнесена организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.

Из ст. 1 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 года № 4979-1 «О ветеринарии» следует, что основными задачами ветеринарии в Российской Федерации является реализация мероприятий по предупреждению и ликвидации заразных и иных болезней животных, включая сельскохозяйственных, домашних, зоопарковых и других животных, пушных зверей, птиц, рыб и пчел, и осуществление региональных планов ветеринарного обслуживания животноводства.

Статьей 3 указанного Закона определено, что к полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии относится организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению; защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.

Как следует из ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 27.12.2018 года № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев включают в себя: отлов животных без владельцев, в том числе, их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных; содержание животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с частью 7 статьи 16 настоящего Федерального закона; возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев; возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в пункте 2 настоящей части; размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных.

В силу ч.ч. 1, 2 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 9-4 Закона Пензенской области от 22.12.2006 года № 1176-ЗПО «О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области и отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Пензенской области», органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пензенской области наделяются следующими государственными полномочиями Пензенской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев: прием сообщений о нахождении животных без владельцев, отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировка и немедленная передача в приюты для животных, прием сведений об объеме выполненных работ по отлову животных без владельцев, в том числе их транспортировке и немедленной передаче в приюты, от лиц, осуществляющих отлов животных без владельцев; содержание животных без владельцев в приютах, в том числе проведение осмотра и осуществление мероприятий по обязательному карантинированию животных без владельцев и животных, от права собственности на которых владельцы отказались, вакцинация таких животных против бешенства и иных заболеваний, опасных для человека и животных, стерилизация поступивших в приюты животных без владельцев; учет животных, маркирование неснимаемыми и несмываемыми метками поступивших в приюты животных без владельцев и животных, от права собственности на которых владельцы отказались; размещение в приютах и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных; возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи; возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты животным без владельцев, в том числе размещение сведений в соответствии с частями 9 и 10 статьи 16 Федерального закона от 27 декабря 2018 года №498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; эвтаназия содержащихся в приютах животных без владельцев в соответствии с частью 11 статьи 16 Федерального закона от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», утилизация умерших и (или) подвергнутых эвтаназии в приютах животных без владельцев.

Таким образом, органы местного самоуправления муниципальных районов Пензенской области, в том числе, и муниципального района «Колышлейский район», наделены указанными отдельными государственными полномочиями Пензенской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.

Как установлено судом и следует из материалов дела, при наличии на территории района животных без владельцев, работа администрации Колышлейского района в данном направлении не соответствует требованиям действующего законодательства, поскольку меры по отлову животных без владельцев на территории Колышлейского района Пензенской области не принимаются.

19.06.2020 года прокурором Колышлейского района Пензенской области в адрес главы администрации Колышлейского района Пензенской области было внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере обращения с безнадзорными животными (л.д. 7-9).

Из сообщения заместителя Главы администрации Колышлейского района Пензенской области от 07.07.2020 года следует, что полномочия по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев в соответствии со ст. 9-4 Закона Пензенской области от 22.12.2006 года № 1176-ЗПО переданы Пензенской областью Колышлейскому району, а финансирование на 2020 год на указанные мероприятия областью не предусмотрено. Администрация Колышлейского района не имеет возможности их исполнить. В случае выделения из бюджета Пензенской области денежных средств на осуществление вышеуказанных полномочий в 2021 году, администрацией Колышлейского района будет заключен соответствующий муниципальный контракт (л.д. 10).

В судебном заседании установлено, что в течение 2021 года администрацией Колышлейского района неоднократно публиковались извещения о проведении электронных аукционов на оказание услуг по проведению мероприятий в указанной сфере, однако, принятые администрацией меры по заключению муниципального контракта положительного результата не принесли, поскольку все проведенные в указанное время электронные аукционы признаны не состоявшимися по причине отсутствия заявок на участие в них.

При этом административным ответчиком не представлено в суд доказательств, свидетельствующих о принятии каких-либо мер, направленных на установление организаций и предпринимателей, которые могут осуществлять деятельность по обращению с животными без владельцев (мониторинг потенциальных участников аукциона, проведение разъяснительной работы, в том числе, в средствах массовой информации, запросы о выделении дополнительных денежных средств в случае их недостаточности и.т.п.).

Кроме того, в соответствии с ч. 4 ст. 71 Федерального закона от 05.04.2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в случае, если электронный аукцион признан не состоявшимся в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в таком аукционе не подано ни одной заявки на участие в нем, заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости) и вправе осуществить закупку путем проведения запроса предложений в электронной форме в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 83.1 настоящего Федерального закона (при этом объект закупки не может быть изменен) или новую закупку в соответствии с настоящим Федеральным законом. Проведение запроса предложений в электронной форме в вышеназванной сфере деятельности администрацией не осуществлялось.

Таким образом, кроме формальных публикаций извещений о проведении электронных аукционов, никаких других мер для решения вопроса по обращению с животными без владельцев ответчиком не предпринималось.

В судебном заседании установлено, что административным ответчиком на территории Колышлейского района в настоящее время мероприятия по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от общих для человека и животных болезней не осуществляются, действующего муниципального контракта с организацией, индивидуальным предпринимателем на выполнение мероприятий в указанной сфере не имеется, до настоящего времени данные отдельные государственные полномочия не реализуются.

Доводы представителя административного ответчика о том, что администрацией приняты все меры по выполнению требований действующего законодательства, а также о наличии уважительной причины (отсутствие заявок на участие в аукционе), препятствующей своевременному исполнению указанных требований, являются несостоятельными.

Фактически ссылаясь на отсутствие на территории муниципального района соответствующих организаций и предпринимателей, администрация района допускает бездействие, влекущее нарушение прав и законных интересов граждан на охрану их жизни и здоровья, санитарно-эпидемиологическое благополучие, поскольку создает опасность нападения на граждан безнадзорных животных, находящихся на улицах района и заражения заболеваниями, общими для человека и животных.

Согласно представленным прокуратурой материалам в ГБУЗ «Колышлейская РБ» неоднократно обращались жители Колышлейского района для оказания медицинской помощи по фактам укусов бродячими собаками. МО МВД России «Колышлейский» в 2020 году зарегистрировано 6 сообщений о беспризорных собаках, из них 3 сообщения по факту нападения собак на людей; в истекшем периоде 2021 года - 1 сообщение о нападении бродячей собаки на человека (л.д. 11-21).

Животные без владельцев зачастую являются переносчиками заболеваний и причиной других опасных для человека явлений. В связи с этим мероприятия по отлову и содержанию животных без владельцев крайне важны для предупреждения и ликвидации болезней животных, их лечения, а также защиты населения от негативных явлений, связанных с безнадзорностью животных.

При таких обстоятельствах требования прокурора Колышлейского района Пензенской области подлежат удовлетворению.

В соответствии с требованиями п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ суд считает целесообразным установить срок для исполнения данного решения, обязывающего административного ответчика устранить вышеуказанные нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц – до 01.07.2022 года, и указать административному ответчику на необходимость сообщения об исполнении данного решения в суд и административному истцу - прокурору Колышлейского района Пензенской области в течение 1 месяца с момента его исполнения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 01.07.2022 ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░, ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 (░░░░░░) ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░                         ░.░. ░░░░░░░░░

2а-229/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор Колышлейского района Пензенской области
Ответчики
администрация Колышлейского района Пензенской области
Другие
Правительство Пензенской области
Управление ветеринарии Пензенской области
Суд
Колышлейский районный суд Пензенской области
Судья
Елизарова Светлана Николаевна
Дело на сайте суда
kolishleisky.pnz.sudrf.ru
13.07.2021Регистрация административного искового заявления
13.07.2021Передача материалов судье
22.07.2021Решение вопроса о принятии к производству
22.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.07.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.08.2021Судебное заседание
01.09.2021Судебное заседание
01.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее