Решение по делу № 33-2835/2022 от 17.08.2022

Судья Гадючко И.Ю. № 33-2835/2022

10RS0011-01-2021-023310-32

№ 2-2960/2022

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 сентября 2022 года г. Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Тарасовой Р.П.,

судей Мишеневой М.А., Гудковой Г.В.

при секретаре Волынцевой Е.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Министерства обороны Российской Федерации и третьего лица федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа» на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 09 июня 2022 года по исковому заявлению Вдовина Ф. В. к Министерству обороны Российской Федерации, федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Республики Карелия» о взыскании денежных средств.

Заслушав доклад судьи Мишеневой М.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Вдовин Ф.В. обратился в суд с иском по тем основаниям, что вступившим в законную силу решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ признано право несовершеннолетних дочерей истца – ФИО1, ХХ.ХХ.ХХ года рождения, и ФИО2, ХХ.ХХ.ХХ года рождения, на обеспечение путевками в детские оздоровительные учреждения в соответствии с положениями ст. 5 Закона РФ от 21.01.1993 № 4328-1 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах». Истец ХХ.ХХ.ХХ обратился к ответчикам с заявлением о выделении ему путевок в детские оздоровительные лагеря в ХХ.ХХ.ХХ для несовершеннолетних детей ФИО1 и ФИО2, однако получил отказ. За счет собственных средств истец приобрел путевки для детей в (...) со сроком пребывания с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ за 90300 руб., а также проездные документы к месту отдыха и обратно. Истец ХХ.ХХ.ХХ обратился в военный комиссариат Республики Карелия с просьбой компенсировать ему расходы на приобретение путевок, получил отказ. На основании изложенного, с учетом изменения исковых требований, истец просил признать отказ Министерства обороны РФ в компенсации истцу расходов на приобретение путевок незаконным, обязать Министерство обороны РФ компенсировать истцу расходы на приобретение путевок в размере 52122 руб.

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ФКУ «Объединенное стратегическое командование «Западный военный округ».

Решением суда иск к Министерству обороны РФ удовлетворен частично. Суд взыскал с Министерства обороны РФ в пользу Вдовина Ф.В. в возмещение расходов на приобретение для несовершеннолетних детей путевок в детское оздоровительное учреждение 52122 руб. В остальной части иска и в иске к ФКУ «Военный комиссариат Республики Карелия отказал.

С решением суда не согласны ответчик Министерство обороны РФ и третье лицо ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа», в апелляционной жалобе и дополнениях к ней просят отменить состоявшееся по делу судебное постановление, отказать в удовлетворении иска в полном объеме. В обоснование доводов жалобы указывают на следующие обстоятельства. В соответствии с ч. 3 ст. 5 Закона РФ от 21.01.1993 № 4328-1 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» (далее - Закон РФ № 4328-1), дети военнослужащих, погибших (умерших), пропавших без вести, ставших инвалидами в связи с выполнением задач в условиях вооруженного конфликта немеждународного характера в Чеченской Республике и на непосредственно прилегающих к ней территориях Северного Кавказа, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, обеспечиваются ежегодно путевками в детские оздоровительные учреждения и независимо от предоставления путевок ежегодно предоставляется пособие на проведение летнего оздоровительного отдыха в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Финансирование данных мероприятий, является расходным обязательством Российской Федерации. Решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ признано право детей Вдовина Ф.В. на обеспечение путевками в детские оздоровительные учреждения в соответствии с положениями ст. 5 Закона РФ № 4328-1. Заместителем командующего войсками Западного военного округа по военно-политической работе в военный комиссариат Республики Карелия направлено письмо от ХХ.ХХ.ХХ с рекомендацией по обеспечению детей истца путевками через федеральные органы власти. Документы истца ХХ.ХХ.ХХ направлены военным комиссариатом Республики Карелия в Министерство образования РК, ХХ.ХХ.ХХ в военный комиссариат Республики Карелия поступил ответ Министерства образования Республики Карелия с разъяснением порядка обеспечения детей путевками в (...). Указанные разъяснения ХХ.ХХ.ХХ направлены Вдовину Ф.В., однако истец за путевками в (...) по региональной квоте не обращался. В свою очередь, военным комиссариатом Республики Карелия истцу возмещены расходы на проезд детей к месту отдыха и обратно в размере 34961 руб. Кроме того, истцу произведены единовременные социальные выплаты в целях частичной компенсации затрат истца на оплату туристических услуг в организации отдыха детей и их оздоровления в размере 19089 руб. на каждого ребенка. Обращают внимание, что судом первой инстанции не принято во внимание, что ранее действовавший механизм реализации мер социальной зашиты для военнослужащих, выполнявших задачи на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации и погибших (пропавших без вести), умерших, ставших инвалидами в связи с выполнением служебных обязанностей в связи с признанием утратившим силу приказа Министра обороны РФ от ХХ.ХХ.ХХ , был утрачен. Таким образом, иного порядка обеспечения путевками детей военнослужащих, непосредственно участвовавших в контртеррористических операциях и обеспечивающих правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона и вследствие этого, ставшими инвалидами, законодательством не установлено. Кроме того, законодательством о пенсионном обеспечении военнослужащих не предусмотрена какая-либо компенсация взамен неполученных или не выданных путевок для детей в детские лагеря для их оздоровления.

В возражениях на апелляционную жалобу истец просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Министерства обороны РФ – Бароненкова Т.Н., действующая на основании доверенности, доводы апелляционной жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям.

Истец Вдовин Ф.В. и его представитель – адвокат Обруч В.П., действующий на основании ордера, с доводами апелляционной жалобы не согласились, просили оставить решение суда без изменения.

Иные лица, участвующие в деле в суд апелляционной инстанции не явились, надлежащим образом извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела.

Заслушав пояснения явившихся лиц, проверив материалы дела, обозрев материалы дела , обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Положения ст.39 Конституции Российской Федерации предопределяют создание системы социальной защиты тех категорий граждан, которые в силу возраста, болезни и иных объективных обстоятельств нуждаются в государственной поддержке. Обеспечение эффективности функционирования этой системы, в том числе посредством правового регулирования общественных отношений по предоставлению гражданам мер социальной защиты, отнесено к полномочиям федерального законодателя, который при определении мер социальной защиты располагает достаточно широкой свободой усмотрения и вправе самостоятельно избирать и изменять формы, порядок и условия их предоставления, однако при этом он должен исходить из недопустимости издания в Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих права граждан (ч. 2 ст. 55 Конституции РФ), и основывать свои решения на конституционных принципах и нормах - как закрепляющих единый для всех граждан Российской Федерации конституционный статус личности, так и обусловливающих специальный статус отдельных категорий граждан - получателей мер социальной поддержки (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 27.12.2005 № 502-О, от 03.04.2014 № 686-О).

В соответствии со ст. 12 ГК РФ к одному из способов защиты гражданских прав относится возмещение убытков.

Пунктом 1 статьи 15 ГК РФ предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (п. 2 ст. 15 ГК РФ).

Возмещение убытков в полном размере означает, что в результате их возмещения кредитор должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы обязательство было исполнено надлежащим образом (п. 2 ст. 393 ГК РФ).

В п. 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (п. 2 ст. 15 ГК РФ).

В силу ст.5 Закона РФ № 4328-1 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходившим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» дети военнослужащих, погибших (умерших), пропавших без вести, ставших инвалидами в связи с выполнением задач в условиях вооруженного конфликта немеждународного характера в Чеченской Республике и на непосредственно прилегающих к ней территориях Северного Кавказа, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, обеспечиваются ежегодными путевками в детские оздоровительные учреждения и, независимо от предоставления путевок, ежегодным пособием на проведение летнего оздоровительного отдыха в порядке, определяемом Правительством РФ.

Финансирование мероприятий, указанных в части первой, абзацах первом - пятом части второй и части третьей настоящей статьи, является расходным обязательством Российской Федерации.

В п. 14 постановления Правительства РФ от 09.02.2004 № 65 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации» предусмотрено предоставление детям погибших (пропавших без вести), умерших, ставших инвалидами сотрудников и военнослужащих из числа указанных в пункте 1 настоящего Постановления - вне очереди места в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, а также ежегодно пособие (выплату) на проведение летнего оздоровительного отдыха в порядке, утвержденном постановлениями Правительства РФ от 31.12.2004 № 911 и от 29.12.2008 № 1051, независимо от предоставления путевок в детские оздоровительные учреждения. В случае приобретения путевок в детские оздоровительные учреждения обеспечивать своевременную оплату проезда указанных детей к месту отдыха и обратно.

Решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ, вступившим в законную силу ХХ.ХХ.ХХ, по гражданскому делу иск Вдовина Ф.В. в интересах ФИО1, ФИО2 к Министерству обороны РФ удовлетворен частично, в иске к ФКУ «Военный комиссариат Республики Карелия» отказано; признано право несовершеннолетних ФИО1 и ФИО2 на обеспечение путевками в детские оздоровительные учреждения в соответствии с положениями ст. 5 Закона № 4328-1; на Министерство обороны РФ возложена обязанность предоставить Вдовину Ф.В. путевки в детские оздоровительные учреждения на ФИО1 и ФИО2

Судом установлено, что Вдовин Ф.В. проходил службу в Вооруженных Силах РФ, в период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ выполнял служебные обязанности в зоне вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях РФ, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ выполнял задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона.

Вдовину Ф.В. присвоен статус ветерана боевых действий, он имеет право на льготы, установленные п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», является инвалидом (...) группы в связи с получением военной травмы.

У истца имеются две несовершеннолетние дочери - ФИО1, ХХ.ХХ.ХХ года рождения, и ФИО2, ХХ.ХХ.ХХ года рождения.

Истец ХХ.ХХ.ХХ обратился в военный комиссариат Республики Карелия с заявлением о предоставлении его несовершеннолетним детям путевок в (...).

Военный комиссариат Республики Карелия ХХ.ХХ.ХХ направил заявление истца в управление военно-политической работы Западного военного округа.

Письмом ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа» от ХХ.ХХ.ХХ в военный комиссариат Республики Карелия поступил ответ заместителя командующего войсками Западного военного округа по военно-политической работе с рекомендацией по обеспечению детей истца путевками через федеральные органы власти.

Документы ФИО1 ХХ.ХХ.ХХ военным комиссариатом направлены в Министерство образования Республики Карелия.

В военный комиссариат ХХ.ХХ.ХХ поступил ответ Министерства образования Республики Карелия с разъяснением порядка обеспечения детей путевками в (...).

Военный комиссар направил ХХ.ХХ.ХХ истцу вышеуказанные разъяснения.

Вдовин Ф.В. ХХ.ХХ.ХХ через военный комиссариат Республики Карелия обратился с заявлением о возмещении расходов на проезд и приобретение путевок для детей в ХХ.ХХ.ХХ в (...).

Военным комиссариатом Республики Карелия истцу возмещены расходы на проезд детей к месту отдыха и обратно в размере 34961 руб., при этом военным комиссариатом, как пенсионным органом, отказано истцу в возмещении расходов на приобретение путевок.

Судом также установлено, что ХХ.ХХ.ХХ по договору о реализации туристического продукта в (...) истец приобрел для детей путевки в (...) продолжительностью с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ общей стоимостью 90300 руб.

На основании заявления от ХХ.ХХ.ХХ Вдовину Ф.В. произведены единовременные социальные выплаты в целях частичной компенсации затрат истца на оплату туристических услуг в организациях отдыха детей и их оздоровления в размере по 19089 руб. на каждого ребенка.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, правильно определив юридически значимые для дела обстоятельства, руководствуясь вышеназванными нормами материального права, установив, что применение такой меры гражданско-правовой ответственности, как возмещение убытков, допустимо при любом умалении имущественных прав, в том числе получателя социальных льгот, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований в размере 52122 руб.

Суд верно определил, что надлежащим ответчиком по заявленному требованию является Российская Федерация в лице главного распорядителя средств ведомства - Министерство обороны РФ.

С приведенными в решении суда первой инстанции выводами судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, и соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Доводы апелляционной жалобы о том, что истцу произведены единовременные социальные выплаты в целях частичной компенсации затрат истца на оплату туристических услуг в организации отдыха детей и их оздоровления в размере 19089 руб. на каждого ребенка, а также произведена оплата проезда детей к месту отдыха и обратно не могут быть приняты во внимание, поскольку полученные истцом компенсации предусмотрены иными нормативными актами, регулирующими социальную поддержку гражданам.

Также подлежат отклонению доводы жалобы о возможности обеспечения детей путевками в (...) по региональной квоте, поскольку предоставление путевок предполагает конкурсный отбор обучающихся детей на общих основаниях для направления в Федеральные детские центры на основании соглашения, заключаемого ежегодно Министерством образования РК и (...).

При этом судебная коллегия учитывает, что в связи с достижением детьми совершеннолетия, утрачивается их право на обеспечение путевками в детские оздоровительные учреждения.

Ответчиками не оспаривалось, что решение суда от ХХ.ХХ.ХХ до настоящего времени не исполнено, поскольку отсутствует правовой механизм реализации мер социальной защиты для военнослужащих, имеющих право на льготы, предусмотренные ст.5 Закона № 4328-1.

Вместе с тем, Конституционный Суд РФ неоднократно указывал в своих решениях, что Конституция Российской Федерации не определяет конкретные способы и объемы социальной защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан. Соответствующее правовое регулирование относится к полномочиям федерального законодателя, который располагает достаточно широкой дискрецией при определении категорий граждан, нуждающихся в социальной защите, перечня мер социальной поддержки, а также условий их предоставления.

Реализуя свои полномочия, законодатель в Законе № 4328-1 гарантировал отдельной категории военнослужащих, к которым относится Вдовин Ф.В., ежегодное обеспечение детей военнослужащих путевками в детские оздоровительные учреждения.

Судебная коллегия полагает, что право истца на получение указанных мер социальной поддержки при отсутствии правового механизма, прямо предусматривающего возможность предоставления детям военнослужащих путевок в детские оздоровительные учреждения или выплаты соответствующей компенсации, может быть реализовано путем возмещения убытков, понесенных истцом в связи с приобретением путевок в детское оздоровительное учреждение.

Иные доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.

При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам жалоб судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 09 июня 2022 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Министерства обороны Российской Федерации и третьего лица федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа» – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий

Судьи

33-2835/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Вдовин Федор Вадимович
Ответчики
ФКУ Военный комиссариат Республики Карелия
Министерство обороны Российской Федерации
Другие
ФКУ «Объединенное стратегическое командование «Западный военный округ»
Обруч Виктор Петрович
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Судья
Мишенева Марина Александровна
Дело на странице суда
vs.kar.sudrf.ru
17.08.2022Передача дела судье
13.09.2022Судебное заседание
28.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.09.2022Передано в экспедицию
13.09.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее