Решение по делу № 33а-9754/2017 от 13.07.2017

Судья Подольская А.А. адм. дело № 33а–9754/2017

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Самара 28 июля 2017 года

    Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

    председательствующего    Шилова А.Е.,

    судей                Лазаревой М.А., Черкуновой Л.В.,

    при секретаре        Латыповой Р.Р.,

    рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Управления Росреестра по Самарской области на решение Самарского областного суда от 5 мая 2017 года.

    Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Шилова А.Е., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Малыгина Е.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области от 27.01.2017 № 17/3с-10.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником производственного помещения общей площадью 837,6 кв.м., этаж 1, номера на поэтажном плане 1 этаж комнаты №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, номера на поэтажном плане: этаж 1 – помещения с 1 по 13, расположенного по адресу: <адрес>

Указанное нежилое помещение находится на земельном участке с кадастровым номером . Данный земельный участок находится в пользовании Малыгиной Е.В. на основании договора аренды земельного участка от 29.06.2016 г.

Кадастровая стоимость земельного участка утверждена Постановлением Правительства Самарской области от 13 ноября 2013 г. № 610 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области» по состоянию на 01.01.2013 г. и составила 18 906 065,12 руб.

Однако рыночная стоимость земельного участка гораздо ниже. Согласно отчету об оценке № 096-ФЛ от 16.11.2016 г., выполненному ООО «НПО «Азимут» по состоянию на 01.01.2013 г., рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером составляет 4 565 178,99 руб.

При этом заявление Малыгиной Е.В. о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области № 17/3с-10 от 27.01.2017 г. отклонено.

Малыгина Е.В. считает, что в соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» имеются основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Ссылаясь на данные обстоятельства, административный истец просил суд признать незаконным решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области от 27.01.2017 № 17/3с-10 об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества с кадастровым номером и обязать Комиссию устранить допущенное нарушение путем повторного рассмотрения ранее поданного заявления от 29.12.2016 № 62-1171 о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, и принятия решения на основании отчета об оценке № 096-ФЛ от 16.11.2016 г., подготовленного ООО «НПО «Азимут».

Решением Самарского областного суда от 5 мая 2017 года административный иск Малыгиной Е.В. удовлетворен, решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области от 27.01.2017 № 17/3с-10 об отклонении заявления об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером признано незаконным, нарушающим права, свободы и законные интересы Малыгиной Е.В., и на Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области возложена обязанность устранить допущенное нарушение путем повторного рассмотрения заявления Малыгиной Е.В., поданного 29.12.2016 г. о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером .

В апелляционной жалобе Управление Росреестра по Самарской области просит решение суда отменить как незаконное, поскольку нарушен Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и требования ФСО, в удовлетворении административного искового заявления Малыгиной Е.В. отказать.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Управления Росреестра по Самарской области Нескоромнова О.Н. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить.

Представитель Малыгиной Е.В. – адвокат Герасимова Т.А. в удовлетворении апелляционной жалобы просила отказать, решение суда оставить без изменения.

Представители Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области, Правительства Самарской области, администрации городского округа Тольятти Самарской области, ООО «НПО «Азимут» в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещались своевременно и надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.

Выслушав объяснения представителей сторон, проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) регламентированы правовые основы регулирования деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим и юридическим лицам.

Согласно статье 11 Закона об оценочной деятельности итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (далее - отчет). Отчет составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение.

В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Комиссия создается органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости или отклоняет заявление о пересмотре кадастровой стоимости в случаях, предусмотренных порядком создания и работы комиссии.

Согласно Приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 4 мая 2012 года № 263 «Об утверждении Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 22 февраля 2011 года № 69 «Об утверждении Типовых требований к порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости», комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости создается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, при его территориальном органе в соответствующем субъекте Российской Федерации.

В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года № 457, таким органом является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

На основании приказа Росреестра от 06.02.2012 № П/48 создана Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области в составе 4 человек. Приказом Росреестра от 07.08.2014 № П/371 в состав Комиссии внесены изменения, численный состав остался прежним – 4 человека.

Согласно пунктам 10-11 Порядка работы Комиссии заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствуют не менее половины ее членов.

Заседание комиссии ведет председатель комиссии или в его отсутствие - заместитель председателя комиссии.

В соответствии с пунктом 13 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.05.2012 № 263, Комиссия рассматривает споры о результатах определения кадастровой стоимости различных категорий земель и иных объектов недвижимости на территории субъекта Российской Федерации, в котором она создана, и (или) территории муниципального образования, находящегося на территории этого субъекта Российской Федерации, на основании поступившего в комиссию заявления о пересмотре кадастровой стоимости, содержащего сведения о правообладателе объекта недвижимости, в отношении которого подается заявление о пересмотре кадастровой стоимости (фамилия, имя, отчество и адрес места жительства (в случае, если правообладателем объекта недвижимости является физическое лицо), наименование юридического лица, почтовый адрес и место нахождения (в случае, если правообладателем объекта недвижимости является юридическое лицо), с приложением определенного перечня документов.

Пунктом 20 Порядка определено, что в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, указанной в отчете об оценке объекта недвижимости, содержание и оформление которого соответствуют требованиям, установленным статьей 11 Федерального закона, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки, и такая рыночная стоимость отличается от его кадастровой стоимости не более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

Из материалов дела следует, что 29.12.2016 г. Малыгина Е.В. обратилась в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области (далее Комиссия) с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , площадью 9 163 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование – для дальнейшей эксплуатации здания, расположенного по адресу: <адрес> - равной его рыночной стоимости в размере 4 565 178,99 руб.

Кадастровая стоимость земельного участка утверждена Постановлением Правительства Самарской области от 13 ноября 2013 г. № 610 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области» по состоянию на 01.01.2013 г. и составила 18 906 065,12 руб.

К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка Малыгиной Е.В. приложен полный пакет документов, предусмотренный Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ и Порядком, в том числе, отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка № 096-ФЛ от 16.11.2016 г., выполненный ООО «НПО «Азимут».

Решением Комиссии от 27.01.2017 г. № 17/3с-10 заявление Малыгиной Е.В. было отклонено.

Как следует из решения Комиссии от 27.01.2017 № 17/3с-10, на заседании присутствовало 4 члена комиссии, следовательно, комиссия была правомочна на принятие решений.

Основанием к отказу в удовлетворении заявления в решении Комиссия указала следующее: «Оформление и содержание отчета об оценке не соответствует требованиям статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки, что выражается в следующем. Мнение оценщика, указанное в отчете об отсутствии сложностей с подведением коммуникаций и равенстве всех объектов аналогов и объекта оценки по данному фактору стоимости, является ложным, т.к. противоречит данным рынка. Указанные в разделе 9.4 аналоги имеют различное значение по данному фактору стоимости (наличие коммуникаций), что опровергает мнение оценщика. Нарушены: пункт 13 ФСО № 3 и пункт 22 ФСО № 7. Диапазон значений фактора стоимости «площадь» в соответствующем разделе отчета – 11.2 отсутствует. Нарушен пункт 22 ФСО № 7. Анализ рынка указывает на наличие 4-х источников информации, однако оценщик осуществляет выборку только по одному из них (Волга-Инфо), хотя объем выборки не внушает доверия – 8 объектов. Анализ рынка недостаточен, процесс его не понятен пользователю отчета и не обоснован оценщиком – пункт 11 ФСО № 7. Правила отбора аналогов отсутствуют – нарушен пункт 22 ФСО № 7, описание всего объема доступной оценщику рыночной информации по объектам-аналогам также отсутствует. На странице 40 отчета указано, что при осуществлении первичной выборки оценщиком «было отобрано 8 аналогов». Объем первичной информации по сегменту рынка объекта оценки не описан. Анализ сегмента фактически подменен оценщиком на анализ собственной выборки, выполненной по непонятным критериям.

Решение Комиссии по основанию нарушения процедуры ее созыва, принятия решения в части порядка голосования, не оспаривается.

Срок обращения в суд с заявленными требованиями административным истцом соблюден.

В соответствии с пунктом 1.2. Требований к отчету об определении кадастровой стоимости, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 29 июля 2011 г. № 382, отчет должен соответствовать принципам составления отчетов об оценке, требованиям к описанию в отчете об оценке методологии оценки и расчетов, установленным Федеральным стандартом оценки и настоящим Требованиям.

Согласно пункту 5 ФСО № 3, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 № 299, при составлении отчета об оценке оценщик должен придерживаться следующих принципов: в отчете должна быть изложена информация, существенная с точки зрения оценщика для определения стоимости объекта оценки; информация, приведенная в отчете об оценке, существенным образом влияющая на стоимость объекта оценки, должна быть подтверждена; содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователи отчета об оценке), а также не должно допускать неоднозначного толкования полученных результатов.

В тексте отчета об оценке должны присутствовать ссылки на источники информации либо копии материалов и распечаток, используемых в отчете, позволяющие делать выводы об источнике получения соответствующей информации и дате ее подготовки (пункт 11 ФСО № 3).

Как следует из представленного заявителем отчета, оценка проводилась по состоянию на 01.01.2013 г., то есть на дату определения кадастровой стоимости. Расчет стоимости объекта недвижимости произведен с применением сравнительного подхода - методом сравнения продаж.

Оценщик применил соответствующие корректировки на местоположение, транспортную доступность и на площадь.

Отчет содержит обоснование выбранного экспертом метода, описание объектов-аналогов, корректировки примененные экспертом, им обоснованы надлежащим образом.

Отчет об оценке № 096-ФЛ от 16.11.2016 г., выполненный ООО «НПО «Азимут», содержит все предусмотренные законодательством разделы и сведения, в частности, описание объекта оценки с указанием перечня документов, используемых оценщиком и устанавливающим количественные и качественные характеристики объекта оценки, анализ рынка объекта оценки, анализ наиболее эффективного использования, описание процесса оценки в части применения подходов к оценке, указание на использование сравнительного подхода, приведен расчет рыночной стоимости объекта недвижимости.

В силу части 2 статьи 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 данного Кодекса.

Часть 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает, что обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Аналогичные обязанности установлены положениями ч. 11 ст. 226 КАС РФ, согласно которым обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость объекта недвижимости, и сведений о рыночной стоимости в ином размере, не представлено, ходатайство о назначении судебной экспертизы представителем административного ответчика не заявлено.

С учетом изложенного, исходя из представленных сторонами доказательств и установленных по делу обстоятельств, суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных Малыгиной Е.В. требований о признании не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающим её права, свободы и законные интересы решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области от 27.01.2017 № 17/3с-10 об отклонении заявления об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером в размере его рыночной стоимости с возложением на Комиссию обязанности устранить допущенное нарушение путем повторного рассмотрения заявления Малыгиной Е.В., поданного 29.12.2016 г.

В части заявленных административным истцом требований о возложении на комиссию обязанности принять решение о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка на основании отчета об оценке № 096-ФЛ от 16.11.2016 г., подготовленного оценщиком ООО «НПО «Азимут», суд обоснованно указал, что данные требования не подлежат рассмотрению, поскольку иное означало бы вмешательство суда в компетенцию комиссии и предрешало результат повторного рассмотрения заявления.

Доводы апелляционной жалобы Управления Росреестра по Самарской области не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции, направлены на переоценку доказательств по делу, полно и всесторонне исследованных судом в судебном заседании и оцененных по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поэтому не могут служить основанием к отмене судебного акта.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, и предусмотренных статьей 310 КАС РФ, судом при рассмотрении дела не допущено.

При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда является законным. Оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе Управления Росреестра по Самарской области, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Самарского областного суда от 5 мая 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Росреестра по Самарской области без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Судьи

33а-9754/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Малыгина Е.В
Ответчики
Управление Росреестра по Самарской области
Другие
Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управление Росреестра по Самарской области
ООО НПО Азимут
Правительство Самарской области
Администрация г.о.Тольятти
Герасимова Т.А.
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.sam.sudrf.ru
28.07.2017[Адм.] Судебное заседание
07.08.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.07.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее