УИД № 19RS0001-02-2022-005017-86
Дело № 2-3769/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06.07.2022 г. Абакан
Абаканский городской суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего Лемперт И.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Б.Т.А. к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда РФ по РХ о признании права и назначении досрочной пенсии,
с участием истца Б., ее представителя по устному ходатайству ФИО6,
представителя ответчика по доверенности ФИО5,
У С Т А Н О В И Л:
Б. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда РФ по РХ (далее – ГУ-ОПФР по РХ, Отделение) о включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, признании права и назначение досрочной страховой пенсии по старости. Требования мотивировала тем, что решением Отделения от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения по причине недостаточности стажа. В специальный стаж не включены периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении 1 год за 1 год 9 месяцев, включены как 1 год за 1 год 3 месяца. Полагая, что отказ в назначении пенсии является незаконным, просила признать решение Отделения в указанной части незаконным, включить вышеперечисленные периоды в специальный стаж работы в исчислении 1 год за 1 год 9 месяцев, возложить на ответчика обязанность по назначению пенсии, с учетом уточнений в судебном заседании, с ДД.ММ.ГГГГ, признав право на страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ (с учетом уточнений в судебном заседании).
В судебном заседании истец, ее представитель по устному ходатайству ФИО6 исковые требования поддержали, с учетом уточнений, приведя в обоснование доводы иска.
Представитель ответчика по доверенности ФИО5 в судебном заседании возражала против иска.
Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Б. обратилась в ГУ-УПФ РФ в <адрес> РХ (межрайонное) (правопреемник ГУ - ОПФР по РХ) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.1.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон № 400-ФЗ).
Решением от ДД.ММ.ГГГГ № ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа. В бесспорном порядке засчитано 26 лет 2 месяца 17 дней.
Периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры-анестезиста бригады анестезиологии и реанимации в ГБУЗ РХ «<данные изъяты>» засчитан в льготном исчислении как 1 год за 1 год 3 месяца (сельская местность).
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона № 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона № 400-ФЗ.
В силу пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу указанного федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона № 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
В подпункте «н» пункта 1 названного постановления указано, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии с указанным выше списком право на досрочное назначение пенсии по старости имеют медицинские сестры и старшие медицинские сестры больницы всех наименований.
Верховным Судом РФ в Постановлении Пленума от 11.12.2012 № 30 разъяснено, при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях.
Согласно постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» исчисление сроков выслуги производится по следующим правилам: врачам-хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, врачам-анестезиологам-реаниматорам, среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии-реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии, др. - один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев.
В силу подпункта «б» пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее по тексту - Перечень), год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. В таком же порядке в стаж работы засчитываются периоды работы в соответствующих должностях в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи), перечисленных в пунктах 1 - 3 перечня в организациях (структурных подразделениях), указанных в пункте настоящих Правил.
В силу указанного Перечня правом на льготное исчисление специального стажа (год работы как год и шесть месяцев) обладают работавшие в отделениях хирургического профиля, в том числе в ортопедических, стационаров больниц всех наименований медицинские сестры перевязочных в отделениях, в том числе ортопедическом; в отделениях анестезиологии-реанимации медицинские сестры палатные, в том числе старшие, медицинские сестры-анестезисты.
Как разъяснено в пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.1.2.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Решением пенсионного органа № от ДД.ММ.ГГГГ в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, в льготном порядке исчисления 1 год за 1 год 9 месяцев, истцу не засчитаны период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры-анестезиста бригады анестезиологии и реанимации ГУЗ РХ «<данные изъяты>» поскольку наименование структурного подразделения – бригада не поименована в разделе 2 «Наименование структурных подразделений» Списка от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно приказа № от ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ реорганизовано отделение анестезиологии-реанимации и организована группа анестезиологии и реаниматологии с палатой анестезиологии-реаниматологии и интенсивной терапии (приказ №к от ДД.ММ.ГГГГ).
На основании приказа № к от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ организована бригада анестезиологии и реанимации с палатой анестезиологии реаниматологии и интенсивной терапии.
Записью в трудовой книжке подтверждается, что Б. ДД.ММ.ГГГГ принята на должность медицинской сестры бригады анестезиологии-реаниматологии с палатой анестезиологии-реаниматологии и интенсивной терапии.
В штатном расписании медицинского персонала группы анестезиологии и реаниматологии с палатой анестезиологии-реаниматологии и интенсивной терапии предусмотрена должность медицинской сестры-анестезиста.
То обстоятельство что наименование отделения «бригады», в котором работала истица, буквально не соответствует наименованию группы «анестезиологии-реанимации», содержащихся в Перечне, не является основанием полагать, что спорный период истца не подлежит льготному исчислению, поскольку из представленных доказательств следует, что неточность наименования отделения не изменяет специфики медицинской помощи.
Иных доказательств о том, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ были созданы бригады анестезиологии и реанимации истцом не представлено
При таких данных, доводы ответчика о том, что наименование отделения «бригада», в котором работала истец, не поименовано в п. 2 раздела «Наименование структурных подразделений» Перечня от 29.10.2002 № 781 являются несостоятельными, поскольку основаны на неправильном применении и толковании действующего пенсионного законодательства и иной оценке доказательств характера работы истца.
Правилами от 29.10.2002 № 781 определено, что работа в должностях медицинских сестер отделение анестезиологии-реанимации засчитывается в специальный стаж в льготном исчислении из расчета один год работы за один год и шесть месяцев. Лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца. При этом, исчисление стажа работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях, для которых предусмотрено льготное исчисление стажа 1 год за 1 год и шесть месяцев, производится с применением льготного порядка исчисления стажа, предусмотренного как за работу в сельской местности, так и за работу в определенных должностях, то есть с суммированием льготных коэффициентов исчисления стажа (1/1.6 + 1/1.3 = 1/1.9).
Учитывая, что характер деятельности и работы истца не изменялся, периоды работы ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры-анестезиста бригады анестезиологии и реанимации ГУЗ РХ «<данные изъяты>» подлежат включению в стаж дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в льготном исчислении 1:1,9.
Таким образом, решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> РХ (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа во включении в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, период работы Б. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении 1 год работы как 1 год и 9 месяцев, является незаконным.
Исходя из трудовой книжки истца следует, что она работала с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестра-анастезиста многопрофильного хирургического отделения группы анестезиологии и реанимации ГБУЗ РХ «<данные изъяты>», что также подтверждается справкой № от ДД.ММ.ГГГГ ГБУЗ РХ «<данные изъяты>».
Поскольку истец осуществляла трудовую деятельность в должности и в подразделении учреждения поименованного Списком № от ДД.ММ.ГГГГ, то указанный период, также подлежит включению в страховой стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, в льготном исчислении 1 год за 1 год 9 месяцев.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону - применительно к рассматриваемой ситуации - в случае возникновения права на страховую пенсию по старости в 2019 году не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права.
Но согласно ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсии» установлено, что Гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона № 400-ФЗ и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
С учетом уже включенным решением ответчика в специальный стаж истца периодов лечебной деятельности, а также с учетом установленных периодов работы в качестве сестры-анестезиста при исчислении стажа в льготном исчислении (1 год за 1 год 9 месяцев), истец приобрела 30-летний стаж лечебной деятельности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом переходных положений законодательства о пенсиях в части срока их назначения, суд приходит к выводу, что истец приобрела право на досрочное назначение страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ - по истечении полутора лет со дня приобретения необходимого стажа.
В целях предоставления дополнительных гарантий гражданам-пенсионерам при обращении их в суд с исками по требованиям, вытекающим из пенсионных отношений, и обеспечения их права на судебную защиту при рассмотрении судом споров по таким требованиям в Налоговом кодексе Российской Федерации установлено исключение из общего правила о распределении судебных расходов.
Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются истцы - пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации, - по искам имущественного характера, по административным искам имущественного характера к Пенсионному фонду Российской Федерации, негосударственным пенсионным фондам либо к федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу.
Исходя из приведенных нормативных положений и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации по их применению законодатель, предопределяя обязанность государства обеспечивать надлежащую защиту прав и законных интересов граждан-пенсионеров как экономически более слабой стороны в пенсионном правоотношении, учитывая материальные возможности пенсионеров, предоставил дополнительную гарантию таким гражданам при обращении их в суд с иском к пенсионному органу о защите нарушенных или оспариваемых пенсионных прав, освободив их от уплаты государственной пошлины.
Таким образом, на гражданина-пенсионера, обратившегося в суд с иском к пенсионному органу, в том числе с требованием о включении в страховой стаж периода работы, перерасчете размера страховой пенсии по старости, не может быть возложена обязанность по оплате государственной пошлины.
В силу ст. 93 ГПК РФ основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Из изложенного следует, что излишне уплаченная государственная пошлина истцу при подаче иска, должна быть возвращена ей на основании положений ст. 93 ГПК РФ.
По общему правилу, изложенному в п. 2 ст. 78 Налогового кодекса РФ, зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пени производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, с представлением определения суда о возврате излишне уплаченной госпошлины и платежного документа.
Таким образом, излишне уплаченная истцом государственная пошлина в размере 300 руб. по квитанции от ДД.ММ.ГГГГ, подлежит возврату истцу.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> РХ (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа во включении в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, период работы Б.Т.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении 1 год работы как 1 год и 9 месяцев.
Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> (ИНН юридического лица №) включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, Б.Т.А. (СНИЛС №) периоды ее работы в льготном исчислении 1 год работы как 1 год и 9 месяцев: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры-анестезиста бригады анестезиологии и реанимации в ГБУЗ РХ «<данные изъяты>»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры-анестезиста многопрофильного хирургического отделения группы анестезиологии-реанимации в ГБУЗ РХ «<данные изъяты>»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры – анестезиста многопрофильного хирургического отделения группа анестезиологии-реанимации ГБУЗ РХ «<данные изъяты>».
Признать возникновение у Б.Т.А. право на назначение досрочной страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ, обязав Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> назначить Б.Т.А. досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Вернуть Б.Т.А. излишне уплаченную государственную пошлину по чек-ордеру от ДД.ММ.ГГГГ в размере 300 руб. 00 коп.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Хакасия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Абаканский городской суд.
Председательствующий И.Н. Лемперт
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья И.Н. Лемперт