Решение по делу № 2-1640/2022 от 25.01.2022

УИД 66RS0003-01-2022-000339-85 № 2-1640/2022

Мотивированное решение изготовлено 31.05.2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 мая 2022 года г.Екатеринбург

Кировский районный суд г.Екатеринбурга в составе

председательствующего судьи Македонской В.Е.,

при секретаре Меньщикове В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора города Екатеринбурга, действующего в интересах Российской Федерации, к Дремкову О.А., Дремковой Е.Н. о взыскании в доход государства денежных средств, законность происхождения которых не подтверждена,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Екатеринбурга, действующий в интересах Российской Федерации, обратился в суд с иском к Дремкову О.А., Дремковой Е.Н. о взыскании в доход государства денежных средств, законность происхождения которых не подтверждена.

В обоснование иска указано, что Прокуратурой города Екатеринбурга в соответствии с положениями Федерального закона от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» принято решение об осуществлении контроля за расходами Дремкова О.А. и его супруги, в период занятия Дремковым О.А. должности заместителя начальника отдела - начальника отделения надзорной деятельности и профилактической работы (по Железнодорожному району МО «город Екатеринбург») ОНДиПР МО «город Екатеринбург» УНДиПР Главного управления МЧС России по Свердловской области.

При проведении процедуры контроля установлено, что в период с 2017 года по август 2020 года на счета Дремкова О.А., открытые в АО «Российской Сельскохозяйственный банк» (далее - АО «Россельхозбанк») и ПАО КБ «Уральский банк реконструкции и развития» (далее -- ПАО «УБРиР»), поступили денежные средства в размере 15 643 900 руб., что превышает доходы Дремкова О.А. и его супруги за указанный и предшествующие периоды.

В период с 2017 года по 2020 год на счета Дремкова О.А. в АО «Россельхозбанк» и ПАО «УБРиР» наличными внесены денежные средства в размере 15 643 900 руб., что значительно превышает задекларированные доходы Дремкова О.А. и его супруги, которые составили за 2017-2020 годы 4 266 525, 25 руб. (3 901 015, 43 руб. и 365 509, 82 руб. соответственно).

Учитывая изложенное, денежные средства, внесенные наличными Дремковым О.А. на счета в АО «Россельхозбанк» и ПАО «УБРиР» в 2017 - 2020 годы в размере 15 643 900 руб., являются доходами, полученными Дремковым О.А. в отчетных периодах и не отраженных при предоставлении сведений о доходах, тогда как такая обязанность установлена ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».

Просит взыскать в доход Российской Федерации солидарно с Дремкова О.А., *** г.р., и Дремковой Е.Н., *** г.р., денежные средства в сумме 11 378 374, 75 рублей, законность происхождения которых не подтверждена в ходе проведения контроля за соответствием расходов доходам государственного служащего.

Определениями суда от 25.02.2022, 30.03.2022 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Быков Д.А., Потылицына Г.А., несовершеннолетняя П. А.К., в лице законного представителя Потылицыной Г.А., ФССП России, ГУ ФССП по Свердловской области.

В судебном заседании представитель истца Макарова Н.Г. на иске настаивала, поддержала требования и доводы, изложенные в иске. Пояснила, что они сведения о нарушении закона усмотрели только тогда, когда к ним пришли материалы из МВД. Считает, что срок исковой давности нужно считать с момента поступления к ним информации.

В судебном заседании ответчик Дремков О.А. и его представитель Кунденкова О.М., по ордеру, иск не признали. Представитель ответчика поддержала доводы, изложенные в возражениях на иск. Ответчик пояснил, что он получил 3000 000 руб. от Потылицына. Он передавал ему деньги разными суммами с 2017 по конец 2018. Он вносил деньги на свои счета. Позже Быков просил занять деньги, потом вернул. Он снял деньги 16.01.2019 в УБРиР и 18.01.2019 во втором банке.

В судебном заседании свидетель С. А.В. пояснил, что в конце 2018 ответчик попросил отвезти его в банк, чтобы снять деньги. Он сказал, что знакомый дал ему деньги на сохранение, проценты он оставлял себе, снимал деньги, чтобы не декларировать.

В судебное заседание ответчик Дремкова Е.Н., третьи лица Быков Д.А., Потылицына Г.А., П. А.К., в лице законного представителя Потылицыной Г.А., ФССП России, ГУ ФССП по Свердловской области не явились, извещены надлежащим образом, ответчик Дремкова Е.Н., третьи лица Потылицына Г.А., Быков Д.А. просили рассмотреть дело в их отсутствии, причина не явки остальных лиц суду не известна.

В письменных пояснениях ответчик Дремкова Е.Н. указала, что ее супруг взял деньги на хранение у друга Потылицына К.В. с целью получения процентов по вкладам размещал их на своих банковских счетах. Ежегодно в конце года он снимал денежные средства со счетов, а в январе следующего года вновь вносил их на счета. Просит применить срок исковой давности (т.3.л.д.9-10).

В письменных объяснениях третье лицо Быков Д.А. указал, что в январе 2019 года и в апреле 2019 года он брал в долг у Дремкова О.А. по 2000000 руб., которые вернул до июля 2019 года. Расписку о возврате денежных средств он получил от Дремкова О.А., но уничтожил ее (т.3, л.д.28).

В письменных объяснениях третье лицо Потылицына Г.А. указала, что доход ее супруга Потылицына К.В. составлял около 200000 руб. в месяц. О передаче денежных средств на хранение Дремкову О.А. ее супруг ее в известность не ставил, однако 03.09.2021 Дремков О.А. передал ей 2000000 руб., которые со слов Дремкова О.А. откладывал ее супруг.

При таких обстоятельствах судом решен вопрос о рассмотрении дела в отсутствии не явившихся лиц.

Заслушав лиц, участвующих в деде, свидетеля, исследовав материалы дела суд приходит к следующему.

Прокуратурой города Екатеринбурга в соответствии с положениями Федерального закона от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» принято решение об осуществлении контроля за расходами Дремкова О.А. и его супруги, в период занятия Дремковым О.А. должности заместителя начальника отдела - начальника отделения надзорной деятельности и профилактической работы (по Железнодорожному району МО «город Екатеринбург») ОНДиПР МО «город Екатеринбург» УНДиПР Главного управления МЧС России по Свердловской области.

При проведении процедуры контроля установлено, что в период с 2017 года по август 2020 года на счета Дремкова О.А., открытые в АО «Российской Сельскохозяйственный банк» (далее - АО «Россельхозбанк») и ПАО КБ «Уральский банк реконструкции и развития» (далее -- ПАО «УБРиР»), поступили денежные средства в размере 15 643 900 руб., что превышает доходы Дремкова О.А. и его супруги Дремковой Е.Н. за указанный и предшествующие периоды.

Из положений ч. ч. 1, 2 ст. 8.1 Федерального закона от 03.12.2012 N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" (далее по тексту - ФЗ N 230), следует, что лица, замещающие (занимающие) должности, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации или нормативными актами Центрального банка Российской Федерации, обязаны предоставлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случаях и порядке, которые установлены ФЗ N 230, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными актами Центрального банка Российской Федерации.

Контроль за соответствием расходов лиц, указанных в ч. 1 ст. 8.1 ФЗ N 230, а также расходов их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей общему доходу лиц, указанных в той же части 1 статьи 8.1 того же закона, и их супруг (супругов) за три последних года, предшествующих совершению сделки, осуществляется в порядке, предусмотренном этим же ФЗ N 230, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами Центрального банка Российской Федерации.

Подпункт "д" п. 1 ч. 1 ст. 2 ФЗ N 230 устанавливает контроль за расходами, в том числе, лиц замещающих (занимающих) должности федеральной государственной службы, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Категории лиц, в отношении которых осуществляется контроль за расходами, и порядок осуществления такого контроля установлены ФЗ N 230, согласно ч. 1 ст. 3 данного Федерального закона, лицо, замещающее (занимающее) одну из указанных выше должностей, обязано ежегодно в сроки, установленные для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение календарного года, предшествующего году представления сведений (далее - отчетный период), если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду, и об источниках получения средств, за счет которых совершены эти сделки.

Согласно п. 2 Положения о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного Указом Президента РФ от 18.05.2009 N 559, государственный служащий представляет ежегодно: а) сведения о своих доходах, полученных за отчетный период (с дата по дата) от всех источников (включая денежное содержание, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода; б) сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за отчетный период (с дата по дата) от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода.

Пунктом 10 указанного Положения предусмотрено, что проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных в соответствии с настоящим Положением гражданином и государственным служащим, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как установлено пунктом 8 вышеназванного Положения, в случае если гражданин или государственный служащий обнаружили, что в представленных ими в кадровую службу федерального государственного органа сведениях о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не отражены или не полностью отражены какие-либо сведения либо имеются ошибки, они вправе представить уточненные сведения в порядке, установленном настоящим Положением. Государственный служащий может представить уточненные сведения в течение трех месяцев после окончания срока, указанного в подпунктах "б" или "в" пункта 3 настоящего Положения.

В разделе 1 справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017 год Дремковым О.А. задекларированы следующие сведения о доходах в размере 1 907 037, 79 руб., в том числе:

доход по основному месту работы - 786 190 руб.;

доход от вкладов в банках - 86 847,79 руб.;

доход от продажи легкового автомобиля Ниссан Мурано - 1 034 000 руб., которые, как следует из объяснений Дремкова О.А., им использованы при приобретении в 2017 году автомобиля Хундай Санта Фе, который отражен в разделе 3.2 справки о доходах за 2017 год.

Кроме того, в разделе 4 справки о доходах за 2017 год Дремковым О.А. указаны сведения о счетах в банках, в том числе зарплатный счет в ПIAO «Сбербанк России», а также 3 счета в АО «Россельхозбанк» и 3 счета в ПAO «УБРиР».

Изучением информации о движении денежных средств по счетам в указанных банках в 2017 году установлено, что на 3 счета в АО «Россельхозбанк», открытых на имя Дремкова О.А., им внесены наличными денежные средства в размере 473 000 руб. На 3 счета, открытых в ПАО «УБРиР» на имя Дремкова О.А., в 2017 году им внесены наличными денежные средства в размере 1 642 400 руб.

Исходя из изложенного, в 2017 году на 6 счетах, открытых на имя Дремкова О.А. в указанных банках, им внесено наличными 2 115 400 руб.

Аналогично, в разделе 1 справки о доходах за 2018 год Дремковым О.А. указаны сведения о доходах в размере 895 598,69 руб., в том числе:

доход по основному месту работы - 860 392, 80 руб.;

доход от вкладов в банках - 35 205, 89 руб.

Кроме того, в разделе 4 справки о доходах за 2018 год Дремковым О.А. указаны сведения о счетах в банках, в том числе зарплатный счет в ПАО «Сбербанк России», а также 3 счета в АО «Россельхозбанк» и 3 счета в ПАО «УБРиР».

Изучением информации о движении денежных средств по счетам в указанных банках в 2018 году установлено, что на 2 счета в АО «Россельхозбанк», открытых на имя Дремкова О.А., им внесены наличными денежные средства в размере 1 400 000 руб. На 2 счета, открытых в ПАО «УБРиР» на имя Дремкова О.А., в 2018 году им внесены наличными денежные средства в размере 2 391 000 руб.

Исходя из изложенного, в 2018 году на 4 счета, открытых на имя Дремкова О.А. в указанных банках, им внесено наличными 3 791 000 руб.

В разделе 1 справки о доходах за 2019 год Дремковым О.А. указаны сведения о доходах в размере 1 011 445,13 руб., в том числе:

доход по основному месту работы - 876 662, 41 руб.;

доход от вкладов в банках - 134 782, 72 руб.

Кроме того, в разделе 4 справки о доходах за 2019 год Дремковым О.А. указаны сведения о счетах в банках, в том числе зарплатный счет в ПАО «Сбербанк России», а также 3 счета в АО «Россельхозбанк» и 2 счета в IIAO «УБРиР».

Изучением информации о движении денежных средств по счетам в указанных банках в 2019 году установлено, что на 1 счет в АО «Россельхозбанк», открытый на имя Дремкова О.А., им внесены наличными денежные средства в размере 2 325 000 руб. На 3 счета, открытых в ПАО «УБРиР» на имя Дремкова О.А., в 2019 году им внесены наличными денежные средства в размере 4 663 500 руб.

Исходя из изложенного, в 2019 году на 4 счета, открытых на имя Дремкова О.А. в указанных банках, им внесено наличными 6 988 500 руб.

В разделе 1 справки о доходах за 2020 год Дремковым О.А. указаны сведения о доходах в размере 1 120 933, 82 руб., в том числе:

доход по основному месту работы - 980 459 руб.;

доход от вкладов в банках - 120 474, 82 руб.;

единовременная выплата на детей - 20 000 руб.

Кроме того, в разделе 4 справки о доходах за 2020 год Дремковым О.А. указаны сведения о счетах в банках, в том числе зарплатный счет в ПАО «Сбербанк России», а также 3 счета в АО «Россельхозбанк» и 2 счета в ПAO «УБРиР».

Изучением информации о движении денежных средств по счетам в указанных банках в 2020 году установлено, что на 1 счет в АО «Россельхозбанк», открытый на имя Дремкова О.А., им внесены наличными денежные средства в размере 1 368 000 руб. На 2 счета, открытых в МАО «УБРиР» на имя Дремкова О.А., в 2020 году им внесены наличными денежные средства в размере 1 381 000 руб.

Исходя из изложенного, в 2020 году на 3 счета, открытых на имя Дремкова О.А. в указанных банках, им внесено наличными 2 749 000 руб.

В справках о доходах в отношении супруги Дремковой Е.Н. Дремковым О.А. представлены сведения о доходах за 2017 - 2020 годы в размере 365 509, 82 руб., в том числе:

2020 год - 141 828,56 руб.,

2019 год - 1265 734,50 руб., в том числе 1 202 250 руб. получены от продажи автомобиля Фольксваген Тигуан 2015 года, использованы Дремковой Е.Н, для приобретения в 2019 году Фольксваген Тигуан 2019 года;

2018 год - 2 950 916,37 руб., в том числе 2 900 000 руб., полученные от продажи квартиры по адресу: ***, которые направлены на покупку квартиры по ул. *** в 2018 году.

-2017 год- 109 280, 39 руб.

Таким образом, в период с 2017 года по 2020 год на счета Дремкова О.А. в АО «Россельхозбанк» и ПАО «УБРиР» наличными внесены денежные средства в размере 15 643 900 руб., что значительно превышает задекларированные доходы Дремкова О.А. и его супруги, которые составили за 2017-2020 годы 4 266 525, 25 руб. (3 901 015, 43 руб. и 365 509, 82 руб. соответственно). Сумма исковых требований составляет 11378 374 руб. 75 коп., из расчета 15 643 900 руб. - 4 266 525, 25 руб.

Относительно доводов возражений ответчика, касающихся невозможности наложения взыскания на денежные средства, законность происхождения которых не подтверждена, а также доводов о том, что полномочиями по проведению проверок в установленной сфере органы прокуратуры наделены лишь в связи с принятием Федерального закона от 06.03.2022 № 44-ФЗ, которым внесены изменения в положения Федерального закона от 25.12.2008 № 273 «О противодействии коррупции», суд исходит из следующего.

В силу ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет, в том числе, надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

Надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции поднадзорными органами и должностными лицами является одним из приоритетных направлений прокурорского надзора, в рамках которого прокурор наделен всей полнотой полномочий, предусмотренных Законом о прокуратуре, Федеральным законом № 273-ФЗ, Федеральным законом от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Гражданским процессуальным кодексом РФ и иными положениями действующего законодательства.

Прокуратурой города на основании поступившей из УМВД России по г. Екатеринбургу информации о возможном нарушении Дремковым О.А. законодательства о противодействии коррупции проведена проверка, по результатам которой установлены обстоятельства, послужившие основанием для предъявления рассматриваемого искового заявления.

Среди материалов, переданных УМВД России по г. Екатеринбургу в прокуратуру города были выписки по счетам Дремкова О.А., открытых, в том числе в ПАО «УБРиР» и АО «Россельхозбанк», по результатам изучения которых установлены поступления денежных средств значительно превышающие совокупный доход Дремкова О.А. и членов его семьи, в связи с чем указанная информация также была предметом проведенной проверки, Дремков О.А. опрошен по данным фактам в прокуратуре города.

Несмотря на отсутствие прямого указания в Федеральном законе № 230-ФЗ на возможность взыскания денежных средств, законность происхождения которых не подтверждена, из положений действующего законодательства о противодействии коррупции и сложившейся судебной практики следует, что в доход Российской Федерации может быть обращено любое движимое и недвижимое имущество, в том числе денежные средств, в отношении которого не представлено доказательств законности его приобретения.

При этом, Положения ст. 13 Федерального закона № 273-ФЗ предусматривают ответственность физических лиц, возможность привлечения их к гражданско-правовой ответственности.

Так, в соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится обращение по решению суда в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлены в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции доказательства его приобретения на законные доходы.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 09.01.2019 № 1-П «По делу о проверке конституционности ч. 1 ст. 16 и ч. 1 ст. 17 Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» в связи с жалобой гражданина Г.П. Кристова» указал, что Россия как правовое демократическое государство призвана принимать для противодействия коррупции все необходимые правовые меры, включая направленные на предупреждение незаконного обогащения лиц, осуществляющих публичные функции.

Принятие законодателем в марте 2022 года изменений в Федеральный закон № 273-ФЗ, предусматривающих возможность осуществления контроля за законностью получения служащим денежных средств, не исключает возможность проверки судом законности получения денежных средств, не задекларированных в установленном порядке и законность происхождения которых не подтверждена лицом.

Федеральный закон № 44-ФЗ от 06.03.2022 лишь упорядочил те правоотношения, которые были урегулированы действовавшими ранее нормами законодательства Российской Федерации, предусмотрев возможность изъятия в доход государства незаконно приобретенных денежных средств и предоставил соответствующие права суду и прокурору, в связи с чем, в случае установления факта нарушения требований законодательства, прокурор вправе заявить иск в интересах Российской Федерации, доводы ответчиков о незаконности исковых требований подлежат отклонению.

Довод ответчика Дремкова О.А. о том, что он получил 3000 000 руб. от Потылицына К.В. и хранил их на своих счетах для получения процентов по вкладам, суд считает несостоятельным, поскольку данные обстоятельства не подтверждены в ходе судебного разбирательства надлежащими и достоверными доказательствами. Кроме того, поскольку денежные средства поступали в течение года на счета Дремкова О.А., то они должны были быть им внесены в налоговую декларацию как доход, полученный по каким-либо основаниям (займ, дарение и пр.).

Ссылка третьего лица Быкова Д.А. на то, что он брал в долг у Дремкова О.А., судом не принимается во внимание, поскольку не имеет отношения к предмету иска, так как не подтверждает и не опровергает законность происхождения денежных средств на счетах ответчика.

В письменных объяснениях третье лицо Потылицына Г.А. подтвердила, что доход ее супруга Потылицына К.В. составлял около 200000 руб. в месяц. Ссылка на то, что 03.09.2021 Дремков О.А. передал ей 2000000 руб., которые со слов Дремкова О.А. откладывал ее супруг, также судом отклоняется, поскольку доказательств наличия каких-либо гражданско-правовых отношений между Дремковым О.А. и Потылицыным Г.А. суду не представлено.

Также не подтверждают данные обстоятельства и пояснения свидетеля С. А.В., поскольку происхождение денежных средств, которые Дремков О.А. снимал в банке в конце 2018 года ему не известно.

Ответчиками заявлено о пропуске срока исковой давности.

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в порядке ст. 200 данного Кодекса (п. 1 ст. 196 ГК РФ).

Начало течения срока исковой давности данный Кодекс связывает с моментом, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса РФ).

Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, положение п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса РФ сформулировано таким образом, что наделяет именно суд необходимыми полномочиями по определению момента начала течения срока исковой давности, исходя из фактических обстоятельств дела (Определения от 29.03.2016 N 516-О, от 25.10.2016 N 2309-О).

Судом установлено, что сведения в отношении Дремкова О.А., полученные по результатам проведенных оперативно-розыскных мероприятий об имущественном положении начальника отделения государственного пожарного надзора МЧС России в Железнодорожном районе г.Екатеринбурга Дремкова О.А., а также членов его семьи, для решения вопроса о принятии мер прокурорского реагирования, поступили в Прокуратуру г.Екатеринбурга из УМВД России по г.Екатеринургу 03.09.2021 (т.1, л.д.77). Именно в рамках осуществления и реализации контрольно-надзорных функций в распоряжение прокуратуры поступили документы, свидетельствующие о совершении Дремковым О.А. коррупционного правонарушения, выразившегося в невыполнении обязанности по декларированию принадлежащего ему имущества (денежных средств), не соотносящихся с размером его официального совокупного дохода.

Исковое заявление Прокурора города Екатеринбурга об обращении в доход Российской Федерации денежных средств поступило в суд 25.01.2022, то есть в пределах установленного ст. 196 Гражданским кодексом Российской Федерации срока исковой давности.

На этом основании, а также учитывая, что государству в лице уполномоченного органа - Прокурора города Екатеринбурга с достоверностью стало известно о нарушении Дремковым О.А. и Дремковой Е.Н. законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции и наличия оснований для применения особого вида юридической ответственности только после получения соответствующих и анализа собранных доказательств, суд приходит к выводу о том, что срок исковой давности по заявленным требованиям считается соблюденным и не является пропущенным.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования о взыскании с Дремкова О.А., Дремковой Е.Н. солидарно в доход Российской Федерации, денежных средств, законность происхождения которых не подтверждена в размере 11378 374 руб. 75 коп., подлежат удовлетворению.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 15 октября 2021 года № 1756 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 года № 995», с 18 апреля 2022 года администратором доходов по исполнительным производствам, возбужденным на основании судебных актов об обращении в доход Российской Федерации имущества и денежных средств, полученных в результате совершения коррупционных правонарушений, об обращении в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлены в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции доказательства его приобретения на законные доходы, конфискованного имущества, полученного в результате совершения коррупционных правонарушений, будет являться Федеральная служба судебных приставов.

Согласно ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Таким образом, с ответчиков в доход местного бюджета надлежит взыскать государственную пошлину, исчисленную по правилам ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере 300 руб. 00 коп.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Прокурора города Екатеринбурга, действующего в интересах Российской Федерации, к Дремкову О.А., Дремковой Е.Н. о взыскании в доход государства денежных средств, законность происхождения которых не подтверждена удовлетворить.

Взыскать солидарно с Дремкова О.А., Дремковой Е.Н. в доход Российской Федерации, в лице Федеральной службы судебных приставов России, денежные средства, законность происхождения которых не подтверждена, в размере 11378 374 руб. 75 коп.

Взыскать солидарно с Дремкова О.А., Дремковой Е.Н. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 60 000 руб. 00 коп.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения через Кировский районный суд г.Екатеринбурга.

Судья В.Е.Македонская

УИД 66RS0003-01-2022-000339-85 № 2-1640/2022

Мотивированное решение изготовлено 31.05.2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 мая 2022 года г.Екатеринбург

Кировский районный суд г.Екатеринбурга в составе

председательствующего судьи Македонской В.Е.,

при секретаре Меньщикове В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора города Екатеринбурга, действующего в интересах Российской Федерации, к Дремкову О.А., Дремковой Е.Н. о взыскании в доход государства денежных средств, законность происхождения которых не подтверждена,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Екатеринбурга, действующий в интересах Российской Федерации, обратился в суд с иском к Дремкову О.А., Дремковой Е.Н. о взыскании в доход государства денежных средств, законность происхождения которых не подтверждена.

В обоснование иска указано, что Прокуратурой города Екатеринбурга в соответствии с положениями Федерального закона от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» принято решение об осуществлении контроля за расходами Дремкова О.А. и его супруги, в период занятия Дремковым О.А. должности заместителя начальника отдела - начальника отделения надзорной деятельности и профилактической работы (по Железнодорожному району МО «город Екатеринбург») ОНДиПР МО «город Екатеринбург» УНДиПР Главного управления МЧС России по Свердловской области.

При проведении процедуры контроля установлено, что в период с 2017 года по август 2020 года на счета Дремкова О.А., открытые в АО «Российской Сельскохозяйственный банк» (далее - АО «Россельхозбанк») и ПАО КБ «Уральский банк реконструкции и развития» (далее -- ПАО «УБРиР»), поступили денежные средства в размере 15 643 900 руб., что превышает доходы Дремкова О.А. и его супруги за указанный и предшествующие периоды.

В период с 2017 года по 2020 год на счета Дремкова О.А. в АО «Россельхозбанк» и ПАО «УБРиР» наличными внесены денежные средства в размере 15 643 900 руб., что значительно превышает задекларированные доходы Дремкова О.А. и его супруги, которые составили за 2017-2020 годы 4 266 525, 25 руб. (3 901 015, 43 руб. и 365 509, 82 руб. соответственно).

Учитывая изложенное, денежные средства, внесенные наличными Дремковым О.А. на счета в АО «Россельхозбанк» и ПАО «УБРиР» в 2017 - 2020 годы в размере 15 643 900 руб., являются доходами, полученными Дремковым О.А. в отчетных периодах и не отраженных при предоставлении сведений о доходах, тогда как такая обязанность установлена ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».

Просит взыскать в доход Российской Федерации солидарно с Дремкова О.А., *** г.р., и Дремковой Е.Н., *** г.р., денежные средства в сумме 11 378 374, 75 рублей, законность происхождения которых не подтверждена в ходе проведения контроля за соответствием расходов доходам государственного служащего.

Определениями суда от 25.02.2022, 30.03.2022 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Быков Д.А., Потылицына Г.А., несовершеннолетняя П. А.К., в лице законного представителя Потылицыной Г.А., ФССП России, ГУ ФССП по Свердловской области.

В судебном заседании представитель истца Макарова Н.Г. на иске настаивала, поддержала требования и доводы, изложенные в иске. Пояснила, что они сведения о нарушении закона усмотрели только тогда, когда к ним пришли материалы из МВД. Считает, что срок исковой давности нужно считать с момента поступления к ним информации.

В судебном заседании ответчик Дремков О.А. и его представитель Кунденкова О.М., по ордеру, иск не признали. Представитель ответчика поддержала доводы, изложенные в возражениях на иск. Ответчик пояснил, что он получил 3000 000 руб. от Потылицына. Он передавал ему деньги разными суммами с 2017 по конец 2018. Он вносил деньги на свои счета. Позже Быков просил занять деньги, потом вернул. Он снял деньги 16.01.2019 в УБРиР и 18.01.2019 во втором банке.

В судебном заседании свидетель С. А.В. пояснил, что в конце 2018 ответчик попросил отвезти его в банк, чтобы снять деньги. Он сказал, что знакомый дал ему деньги на сохранение, проценты он оставлял себе, снимал деньги, чтобы не декларировать.

В судебное заседание ответчик Дремкова Е.Н., третьи лица Быков Д.А., Потылицына Г.А., П. А.К., в лице законного представителя Потылицыной Г.А., ФССП России, ГУ ФССП по Свердловской области не явились, извещены надлежащим образом, ответчик Дремкова Е.Н., третьи лица Потылицына Г.А., Быков Д.А. просили рассмотреть дело в их отсутствии, причина не явки остальных лиц суду не известна.

В письменных пояснениях ответчик Дремкова Е.Н. указала, что ее супруг взял деньги на хранение у друга Потылицына К.В. с целью получения процентов по вкладам размещал их на своих банковских счетах. Ежегодно в конце года он снимал денежные средства со счетов, а в январе следующего года вновь вносил их на счета. Просит применить срок исковой давности (т.3.л.д.9-10).

В письменных объяснениях третье лицо Быков Д.А. указал, что в январе 2019 года и в апреле 2019 года он брал в долг у Дремкова О.А. по 2000000 руб., которые вернул до июля 2019 года. Расписку о возврате денежных средств он получил от Дремкова О.А., но уничтожил ее (т.3, л.д.28).

В письменных объяснениях третье лицо Потылицына Г.А. указала, что доход ее супруга Потылицына К.В. составлял около 200000 руб. в месяц. О передаче денежных средств на хранение Дремкову О.А. ее супруг ее в известность не ставил, однако 03.09.2021 Дремков О.А. передал ей 2000000 руб., которые со слов Дремкова О.А. откладывал ее супруг.

При таких обстоятельствах судом решен вопрос о рассмотрении дела в отсутствии не явившихся лиц.

Заслушав лиц, участвующих в деде, свидетеля, исследовав материалы дела суд приходит к следующему.

Прокуратурой города Екатеринбурга в соответствии с положениями Федерального закона от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» принято решение об осуществлении контроля за расходами Дремкова О.А. и его супруги, в период занятия Дремковым О.А. должности заместителя начальника отдела - начальника отделения надзорной деятельности и профилактической работы (по Железнодорожному району МО «город Екатеринбург») ОНДиПР МО «город Екатеринбург» УНДиПР Главного управления МЧС России по Свердловской области.

При проведении процедуры контроля установлено, что в период с 2017 года по август 2020 года на счета Дремкова О.А., открытые в АО «Российской Сельскохозяйственный банк» (далее - АО «Россельхозбанк») и ПАО КБ «Уральский банк реконструкции и развития» (далее -- ПАО «УБРиР»), поступили денежные средства в размере 15 643 900 руб., что превышает доходы Дремкова О.А. и его супруги Дремковой Е.Н. за указанный и предшествующие периоды.

Из положений ч. ч. 1, 2 ст. 8.1 Федерального закона от 03.12.2012 N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" (далее по тексту - ФЗ N 230), следует, что лица, замещающие (занимающие) должности, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации или нормативными актами Центрального банка Российской Федерации, обязаны предоставлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случаях и порядке, которые установлены ФЗ N 230, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными актами Центрального банка Российской Федерации.

Контроль за соответствием расходов лиц, указанных в ч. 1 ст. 8.1 ФЗ N 230, а также расходов их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей общему доходу лиц, указанных в той же части 1 статьи 8.1 того же закона, и их супруг (супругов) за три последних года, предшествующих совершению сделки, осуществляется в порядке, предусмотренном этим же ФЗ N 230, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами Центрального банка Российской Федерации.

Подпункт "д" п. 1 ч. 1 ст. 2 ФЗ N 230 устанавливает контроль за расходами, в том числе, лиц замещающих (занимающих) должности федеральной государственной службы, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Категории лиц, в отношении которых осуществляется контроль за расходами, и порядок осуществления такого контроля установлены ФЗ N 230, согласно ч. 1 ст. 3 данного Федерального закона, лицо, замещающее (занимающее) одну из указанных выше должностей, обязано ежегодно в сроки, установленные для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение календарного года, предшествующего году представления сведений (далее - отчетный период), если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду, и об источниках получения средств, за счет которых совершены эти сделки.

Согласно п. 2 Положения о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного Указом Президента РФ от 18.05.2009 N 559, государственный служащий представляет ежегодно: а) сведения о своих доходах, полученных за отчетный период (с дата по дата) от всех источников (включая денежное содержание, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода; б) сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за отчетный период (с дата по дата) от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода.

Пунктом 10 указанного Положения предусмотрено, что проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных в соответствии с настоящим Положением гражданином и государственным служащим, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как установлено пунктом 8 вышеназванного Положения, в случае если гражданин или государственный служащий обнаружили, что в представленных ими в кадровую службу федерального государственного органа сведениях о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не отражены или не полностью отражены какие-либо сведения либо имеются ошибки, они вправе представить уточненные сведения в порядке, установленном настоящим Положением. Государственный служащий может представить уточненные сведения в течение трех месяцев после окончания срока, указанного в подпунктах "б" или "в" пункта 3 настоящего Положения.

В разделе 1 справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017 год Дремковым О.А. задекларированы следующие сведения о доходах в размере 1 907 037, 79 руб., в том числе:

доход по основному месту работы - 786 190 руб.;

доход от вкладов в банках - 86 847,79 руб.;

доход от продажи легкового автомобиля Ниссан Мурано - 1 034 000 руб., которые, как следует из объяснений Дремкова О.А., им использованы при приобретении в 2017 году автомобиля Хундай Санта Фе, который отражен в разделе 3.2 справки о доходах за 2017 год.

Кроме того, в разделе 4 справки о доходах за 2017 год Дремковым О.А. указаны сведения о счетах в банках, в том числе зарплатный счет в ПIAO «Сбербанк России», а также 3 счета в АО «Россельхозбанк» и 3 счета в ПAO «УБРиР».

Изучением информации о движении денежных средств по счетам в указанных банках в 2017 году установлено, что на 3 счета в АО «Россельхозбанк», открытых на имя Дремкова О.А., им внесены наличными денежные средства в размере 473 000 руб. На 3 счета, открытых в ПАО «УБРиР» на имя Дремкова О.А., в 2017 году им внесены наличными денежные средства в размере 1 642 400 руб.

Исходя из изложенного, в 2017 году на 6 счетах, открытых на имя Дремкова О.А. в указанных банках, им внесено наличными 2 115 400 руб.

Аналогично, в разделе 1 справки о доходах за 2018 год Дремковым О.А. указаны сведения о доходах в размере 895 598,69 руб., в том числе:

доход по основному месту работы - 860 392, 80 руб.;

доход от вкладов в банках - 35 205, 89 руб.

Кроме того, в разделе 4 справки о доходах за 2018 год Дремковым О.А. указаны сведения о счетах в банках, в том числе зарплатный счет в ПАО «Сбербанк России», а также 3 счета в АО «Россельхозбанк» и 3 счета в ПАО «УБРиР».

Изучением информации о движении денежных средств по счетам в указанных банках в 2018 году установлено, что на 2 счета в АО «Россельхозбанк», открытых на имя Дремкова О.А., им внесены наличными денежные средства в размере 1 400 000 руб. На 2 счета, открытых в ПАО «УБРиР» на имя Дремкова О.А., в 2018 году им внесены наличными денежные средства в размере 2 391 000 руб.

Исходя из изложенного, в 2018 году на 4 счета, открытых на имя Дремкова О.А. в указанных банках, им внесено наличными 3 791 000 руб.

В разделе 1 справки о доходах за 2019 год Дремковым О.А. указаны сведения о доходах в размере 1 011 445,13 руб., в том числе:

доход по основному месту работы - 876 662, 41 руб.;

доход от вкладов в банках - 134 782, 72 руб.

Кроме того, в разделе 4 справки о доходах за 2019 год Дремковым О.А. указаны сведения о счетах в банках, в том числе зарплатный счет в ПАО «Сбербанк России», а также 3 счета в АО «Россельхозбанк» и 2 счета в IIAO «УБРиР».

Изучением информации о движении денежных средств по счетам в указанных банках в 2019 году установлено, что на 1 счет в АО «Россельхозбанк», открытый на имя Дремкова О.А., им внесены наличными денежные средства в размере 2 325 000 руб. На 3 счета, открытых в ПАО «УБРиР» на имя Дремкова О.А., в 2019 году им внесены наличными денежные средства в размере 4 663 500 руб.

Исходя из изложенного, в 2019 году на 4 счета, открытых на имя Дремкова О.А. в указанных банках, им внесено наличными 6 988 500 руб.

В разделе 1 справки о доходах за 2020 год Дремковым О.А. указаны сведения о доходах в размере 1 120 933, 82 руб., в том числе:

доход по основному месту работы - 980 459 руб.;

доход от вкладов в банках - 120 474, 82 руб.;

единовременная выплата на детей - 20 000 руб.

Кроме того, в разделе 4 справки о доходах за 2020 год Дремковым О.А. указаны сведения о счетах в банках, в том числе зарплатный счет в ПАО «Сбербанк России», а также 3 счета в АО «Россельхозбанк» и 2 счета в ПAO «УБРиР».

Изучением информации о движении денежных средств по счетам в указанных банках в 2020 году установлено, что на 1 счет в АО «Россельхозбанк», открытый на имя Дремкова О.А., им внесены наличными денежные средства в размере 1 368 000 руб. На 2 счета, открытых в МАО «УБРиР» на имя Дремкова О.А., в 2020 году им внесены наличными денежные средства в размере 1 381 000 руб.

Исходя из изложенного, в 2020 году на 3 счета, открытых на имя Дремкова О.А. в указанных банках, им внесено наличными 2 749 000 руб.

В справках о доходах в отношении супруги Дремковой Е.Н. Дремковым О.А. представлены сведения о доходах за 2017 - 2020 годы в размере 365 509, 82 руб., в том числе:

2020 год - 141 828,56 руб.,

2019 год - 1265 734,50 руб., в том числе 1 202 250 руб. получены от продажи автомобиля Фольксваген Тигуан 2015 года, использованы Дремковой Е.Н, для приобретения в 2019 году Фольксваген Тигуан 2019 года;

2018 год - 2 950 916,37 руб., в том числе 2 900 000 руб., полученные от продажи квартиры по адресу: ***, которые направлены на покупку квартиры по ул. *** в 2018 году.

-2017 год- 109 280, 39 руб.

Таким образом, в период с 2017 года по 2020 год на счета Дремкова О.А. в АО «Россельхозбанк» и ПАО «УБРиР» наличными внесены денежные средства в размере 15 643 900 руб., что значительно превышает задекларированные доходы Дремкова О.А. и его супруги, которые составили за 2017-2020 годы 4 266 525, 25 руб. (3 901 015, 43 руб. и 365 509, 82 руб. соответственно). Сумма исковых требований составляет 11378 374 руб. 75 коп., из расчета 15 643 900 руб. - 4 266 525, 25 руб.

Относительно доводов возражений ответчика, касающихся невозможности наложения взыскания на денежные средства, законность происхождения которых не подтверждена, а также доводов о том, что полномочиями по проведению проверок в установленной сфере органы прокуратуры наделены лишь в связи с принятием Федерального закона от 06.03.2022 № 44-ФЗ, которым внесены изменения в положения Федерального закона от 25.12.2008 № 273 «О противодействии коррупции», суд исходит из следующего.

В силу ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет, в том числе, надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

Надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции поднадзорными органами и должностными лицами является одним из приоритетных направлений прокурорского надзора, в рамках которого прокурор наделен всей полнотой полномочий, предусмотренных Законом о прокуратуре, Федеральным законом № 273-ФЗ, Федеральным законом от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Гражданским процессуальным кодексом РФ и иными положениями действующего законодательства.

Прокуратурой города на основании поступившей из УМВД России по г. Екатеринбургу информации о возможном нарушении Дремковым О.А. законодательства о противодействии коррупции проведена проверка, по результатам которой установлены обстоятельства, послужившие основанием для предъявления рассматриваемого искового заявления.

Среди материалов, переданных УМВД России по г. Екатеринбургу в прокуратуру города были выписки по счетам Дремкова О.А., открытых, в том числе в ПАО «УБРиР» и АО «Россельхозбанк», по результатам изучения которых установлены поступления денежных средств значительно превышающие совокупный доход Дремкова О.А. и членов его семьи, в связи с чем указанная информация также была предметом проведенной проверки, Дремков О.А. опрошен по данным фактам в прокуратуре города.

Несмотря на отсутствие прямого указания в Федеральном законе № 230-ФЗ на возможность взыскания денежных средств, законность происхождения которых не подтверждена, из положений действующего законодательства о противодействии коррупции и сложившейся судебной практики следует, что в доход Российской Федерации может быть обращено любое движимое и недвижимое имущество, в том числе денежные средств, в отношении которого не представлено доказательств законности его приобретения.

При этом, Положения ст. 13 Федерального закона № 273-ФЗ предусматривают ответственность физических лиц, возможность привлечения их к гражданско-правовой ответственности.

Так, в соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится обращение по решению суда в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлены в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции доказательства его приобретения на законные доходы.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 09.01.2019 № 1-П «По делу о проверке конституционности ч. 1 ст. 16 и ч. 1 ст. 17 Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» в связи с жалобой гражданина Г.П. Кристова» указал, что Россия как правовое демократическое государство призвана принимать для противодействия коррупции все необходимые правовые меры, включая направленные на предупреждение незаконного обогащения лиц, осуществляющих публичные функции.

Принятие законодателем в марте 2022 года изменений в Федеральный закон № 273-ФЗ, предусматривающих возможность осуществления контроля за законностью получения служащим денежных средств, не исключает возможность проверки судом законности получения денежных средств, не задекларированных в установленном порядке и законность происхождения которых не подтверждена лицом.

Федеральный закон № 44-ФЗ от 06.03.2022 лишь упорядочил те правоотношения, которые были урегулированы действовавшими ранее нормами законодательства Российской Федерации, предусмотрев возможность изъятия в доход государства незаконно приобретенных денежных средств и предоставил соответствующие права суду и прокурору, в связи с чем, в случае установления факта нарушения требований законодательства, прокурор вправе заявить иск в интересах Российской Федерации, доводы ответчиков о незаконности исковых требований подлежат отклонению.

Довод ответчика Дремкова О.А. о том, что он получил 3000 000 руб. от Потылицына К.В. и хранил их на своих счетах для получения процентов по вкладам, суд считает несостоятельным, поскольку данные обстоятельства не подтверждены в ходе судебного разбирательства надлежащими и достоверными доказательствами. Кроме того, поскольку денежные средства поступали в течение года на счета Дремкова О.А., то они должны были быть им внесены в налоговую декларацию как доход, полученный по каким-либо основаниям (займ, дарение и пр.).

Ссылка третьего лица Быкова Д.А. на то, что он брал в долг у Дремкова О.А., судом не принимается во внимание, поскольку не имеет отношения к предмету иска, так как не подтверждает и не опровергает законность происхождения денежных средств на счетах ответчика.

В письменных объяснениях третье лицо Потылицына Г.А. подтвердила, что доход ее супруга Потылицына К.В. составлял около 200000 руб. в месяц. Ссылка на то, что 03.09.2021 Дремков О.А. передал ей 2000000 руб., которые со слов Дремкова О.А. откладывал ее супруг, также судом отклоняется, поскольку доказательств наличия каких-либо гражданско-правовых отношений между Дремковым О.А. и Потылицыным Г.А. суду не представлено.

Также не подтверждают данные обстоятельства и пояснения свидетеля С. А.В., поскольку происхождение денежных средств, которые Дремков О.А. снимал в банке в конце 2018 года ему не известно.

Ответчиками заявлено о пропуске срока исковой давности.

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в порядке ст. 200 данного Кодекса (п. 1 ст. 196 ГК РФ).

Начало течения срока исковой давности данный Кодекс связывает с моментом, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса РФ).

Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, положение п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса РФ сформулировано таким образом, что наделяет именно суд необходимыми полномочиями по определению момента начала течения срока исковой давности, исходя из фактических обстоятельств дела (Определения от 29.03.2016 N 516-О, от 25.10.2016 N 2309-О).

Судом установлено, что сведения в отношении Дремкова О.А., полученные по результатам проведенных оперативно-розыскных мероприятий об имущественном положении начальника отделения государственного пожарного надзора МЧС России в Железнодорожном районе г.Екатеринбурга Дремкова О.А., а также членов его семьи, для решения вопроса о принятии мер прокурорского реагирования, поступили в Прокуратуру г.Екатеринбурга из УМВД России по г.Екатеринургу 03.09.2021 (т.1, л.д.77). Именно в рамках осуществления и реализации контрольно-надзорных функций в распоряжение прокуратуры поступили документы, свидетельствующие о совершении Дремковым О.А. коррупционного правонарушения, выразившегося в невыполнении обязанности по декларированию принадлежащего ему имущества (денежных средств), не соотносящихся с размером его официального совокупного дохода.

Исковое заявление Прокурора города Екатеринбурга об обращении в доход Российской Федерации денежных средств поступило в суд 25.01.2022, то есть в пределах установленного ст. 196 Гражданским кодексом Российской Федерации срока исковой давности.

На этом основании, а также учитывая, что государству в лице уполномоченного органа - Прокурора города Екатеринбурга с достоверностью стало известно о нарушении Дремковым О.А. и Дремковой Е.Н. законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции и наличия оснований для применения особого вида юридической ответственности только после получения соответствующих и анализа собранных доказательств, суд приходит к выводу о том, что срок исковой давности по заявленным требованиям считается соблюденным и не является пропущенным.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования о взыскании с Дремкова О.А., Дремковой Е.Н. солидарно в доход Российской Федерации, денежных средств, законность происхождения которых не подтверждена в размере 11378 374 руб. 75 коп., подлежат удовлетворению.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 15 октября 2021 года № 1756 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 года № 995», с 18 апреля 2022 года администратором доходов по исполнительным производствам, возбужденным на основании судебных актов об обращении в доход Российской Федерации имущества и денежных средств, полученных в результате совершения коррупционных правонарушений, об обращении в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлены в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции доказательства его приобретения на законные доходы, конфискованного имущества, полученного в результате совершения коррупционных правонарушений, будет являться Федеральная служба судебных приставов.

Согласно ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Таким образом, с ответчиков в доход местного бюджета надлежит взыскать государственную пошлину, исчисленную по правилам ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере 300 руб. 00 коп.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Прокурора города Екатеринбурга, действующего в интересах Российской Федерации, к Дремкову О.А., Дремковой Е.Н. о взыскании в доход государства денежных средств, законность происхождения которых не подтверждена удовлетворить.

Взыскать солидарно с Дремкова О.А., Дремковой Е.Н. в доход Российской Федерации, в лице Федеральной службы судебных приставов России, денежные средства, законность происхождения которых не подтверждена, в размере 11378 374 руб. 75 коп.

Взыскать солидарно с Дремкова О.А., Дремковой Е.Н. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 60 000 руб. 00 коп.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения через Кировский районный суд г.Екатеринбурга.

Судья В.Е.Македонская

2-1640/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор города Екатеринбурга в интересах Российской Федерации
Ответчики
Дремков Олег Александрович
Дремкова Елена Николаевна
Другие
Потылицына Галина Анатольевна
Информация скрыта
ФССП РФ
БЫКОВ ДЕНИС АЛЕКСАНДРОВИЧ
ГУ ФССП России по Свердловской области
Суд
Кировский районный суд г. Екатеринбурга
Судья
Македонская Валентина Евгеньевна
Дело на странице суда
kirovsky.svd.sudrf.ru
25.01.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.01.2022Передача материалов судье
01.02.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.02.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.02.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.02.2022Судебное заседание
30.03.2022Судебное заседание
18.05.2022Судебное заседание
24.05.2022Судебное заседание
31.05.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.05.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее