Решение по делу № 2-508/2018 от 24.08.2018

№2-508/2018 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 декабря 2018 года г. Елец

Елецкий районный суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи Луганцевой Ю.С.,

при секретаре Родионовой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Елецкого района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МБОУ СОШ с. Каменское Елецкого муниципального района Липецкой области и администрации Елецкого района Липецкой области о возложении обязанности обеспечить охрану здания образовательной организации в соответствии с требованиями к антитеррористической защищенности объектов образования,

у с т а н о в и л:

Прокурор Елецкого района, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МБОУ СОШ с. Каменское Елецкого муниципального района Липецкой области о возложении обязанности обеспечить охрану здания образовательной организации в соответствии с требованиями к антитеррористической защищенности объектов образования. В обоснование заявленных требований ссылался на то, что в ходе проверки выявлены нарушение требований действующего законодательства, установлено, что МБОУ СОШ с.Каменское Елецкого муниципального района Липецкой области установлена 2 категория опасности, однако в нарушение требований действующего законодательства здание МБОУ СОШ с. Каменское Елецкого муниципального района Липецкой области, расположенное по адресу: Елецкий район, с. Каменское, ул. Школьная, сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, не осуществляется. Несоблюдение указанного законодательства может явится одним из условий, способствующих беспрепятственному проникновению на его территорию посторонних лиц, совершению ими общественно-опасных деяний, в том числе террористических актов, несвоевременному принятию мер по предотвращению, минимизации и (или) ликвидации возможного ущерба и последствий терроризма, чем может быть поставлена под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лица, несовершеннолетних, посетителей и работников образовательной организации, что является недопустимым. На основании изложенного просил обязать МБОУ СОШ с. Каменское Елецкого муниципального района Липецкой области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить охрану здания учреждения МБОУ СОШ с. Каменское Елецкого муниципального района Липецкой области по адресу: Липецкая область, Елецкий район, с. Каменское, ул. Школьная, сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

    Определением Елецкого районного суда Липецкой области от 22 октября 2018 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Елецкого района Липецкой области.

    Впоследствии истцом были уточнены заявленные требования, прокурор Елецкого района, действующий в интересах неопределенного круга лиц, просил обязать МБОУ СОШ с. Каменское Елецкого муниципального района Липецкой области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить охрану здания учреждения МБОУ СОШ с. Каменское Елецкого муниципального района Липецкой области по адресу: Липецкая область, Елецкий район, с. Каменское, ул. Школьная, сотрудниками частных охранных организаций, обязать администрацию Елецкого муниципального район в Липецкой области в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства для обеспечения охраны здания учреждения по адресу: Липецкая область, Елецкий район, с. Каменское, ул. Школьная, сотрудниками частных охранных организаций.

В судебном заседании помощник прокурора Елецкого района Федотова О.Г. уточненные исковые требования поддержала, ссылаясь на изложенные выше обязательства и просила иск удовлетворить.

Представитель ответчика директор МБОУ СОШ с. Каменское Елецкого муниципального района Липецкой области Логвиненко В.В. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что не оспаривает законность требований прокурора Елецкого района Липецкой области и отнесение возглавляемой им школы ко второй категории опасности, однако ссылался на то, что школа является бюджетным учреждением, на её счете по состоянию на 26.09.2018 г. имеется остаток денежных средств в размере 4 222 руб. 78 коп., что является недостаточной суммой для исполнения заявленных требований, денежные средства на указанные цели могут быть предоставлены администрацией Елецкого района Липецкой области не ранее 01.04.2019 года. Указывал, что согласно сообщения отдела образования администрации Елецкого района Липецкой области от 01.10.2018 г. в 2018 г. из средств муниципального бюджета ответчику было выделено 92 188 руб. 23 коп., эта подстатья 226 по КОСГУ включает расходы на страхование, обучение, прохождение медосмотров, изготовление проектно-сметной документации, расходы на организацию круглогодичной охраны здания школы сотрудниками ЧОП и вневедомственной охраны не предусмотрено.

Представитель ответчика администрации Елецкого муниципального района Липецкой области Антипова В.Н. возражала против иска, ссылаясь на то, что установленные п. 23 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 г. №1235 средства охраны не являются обязательными, пояснила, что денежные средства не могут быть выделены в указанный в уточненном заявлении срок.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика Управления финансов Липецкой области и Управления образования и науки Липецкой области в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены в установленном законе порядке, возражений на иск не представили. По сообщению начальника Управления образования и науки Липецкой области Смольянинова А.В. в соответствии с п. 3 ч.1 ст. 8 Федерального закона №273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» субвенция из областного бюджета дошкольным и общеобразовательным учреждениям выделяется только на оплату труда и обеспечение учебного процесса (приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек). В целях реализации мероприятий, направленных на выполнение требований по антитеррористической защищенности, предусмотрено мероприятие с объемом финансирования 12 млн. рублей ежегодно. Также указал, что в настоящее время на территории Липецкой области отсутствуют подразделения ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющие право на создание ведомственной охраны, с которыми могут заключить договора на охрану образовательные учреждения.

Выслушав участвующие в деле лиц, опросив специалиста, изучив письменные материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Согласно ст.2 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» закреплено, что основными принципами противодействия терроризму обозначены обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритет мер предупреждения терроризма и. т.д.

В соответствии со ст.3 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ под противодействием терроризму понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц направленная на предупреждение терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).

Согласно п.3.1 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо использующие принадлежащее им имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления указанных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании. Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

Согласно п.2 ст.5 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации организует разработку и осуществление мер по предупреждению терроризма и минимизацию и (или) ликвидацию последствий проявлений терроризма, устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий).

В соответствии с п.24 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей утверждено Постановление Правительства РФ от 25.03.2015 г. №272 в целях поддержания правопорядка в местах массового пребывания людей организуется их физическая охрана.

В соответствии с п.п. «а» п.23 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки РФ, утверждено постановление Правительства РФ от 07.10.2017 г. №1235, в отношении объектов (территорий) второй категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 22 требований, осуществляются, в том числе, обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

На основании ч.13 ст.30 Федерального Закона от 30.12.2009 г. №384- ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в зданиях образовательных учреждений должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.

В соответствии со ст.28 ФЗ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, иные вопросы в соответствии с законодательством РФ.

Согласно ч.1 ст.41 Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 г. "Об образовании в Российской Федерации" охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

МБОУ СОШ с. Каменское Елецкого муниципального района Липецкой области зарегистрирована как самостоятельное юридическое лицо 26.11.2002 г. Учредителем является администрация Елецкого муниципального района, что усматривается из ЕГРЮЛ, Устава образовательного учреждения. При этом, основным видом деятельности является образование основное общее, имеется лицензия на занятие образовательной деятельностью.

В ходе проверки выявлены нарушение требований действующего законодательства, установлено, что МБОУ СОШ с. Каменское Елецкого муниципального района Липецкой области установлена 2 категория опасности, однако в нарушение требований действующего законодательства охрана здания школы сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, не осуществляется.

Несоблюдение указанного законодательства может явиться одним из условий, способствующих беспрепятственному проникновению на его территорию посторонних лиц, совершению ими общественно-опасных деяний, в том числе террористических актов, несвоевременному принятию мер по предотвращению, минимизации и (или) ликвидации возможного ущерба и последствий терроризма, чем может быть поставлена под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лица, несовершеннолетних, посетителей и работников образовательной организации, что является недопустимым.

    При этом, применение иных мер для предотвращения угрозы терроризма, на что ссылались представители ответчика, не исключает обязанности обеспечивать указанные в Постановлении Правительства РФ от 07.10.2017 г. №1235 требования.

Согласно пункту 5 раздела 2 Требований в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом потенциальной опасности и степени угрозы совершения террористического акта на объектах (территориях), значимости объектов (территорий) для инфраструктуры и жизнеобеспечения и возможных последствий совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий).

Для проведения категорирования объекта (территории) по решению руководителя органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), создается комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории): в отношении функционирующего (эксплуатируемого) объекта (территории) - в течение 3 месяцев со дня утверждения настоящих требований (п.7).

Антитеррористическая защищенность объектов (территорий) независимо от их категории опасности обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных:

а) на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории);

б) на выявление потенциальных нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта;

в) на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях);

г) на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения;

д) на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории) и иных документах, в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий) (п. 17 раздел 3 Требований).

Воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается, в том числе, посредством обеспечения охраны объектов (территорий) путем привлечения сотрудников охранных организаций и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны (подп.»г» п.18).

В отношении объектов (территорий) второй категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 22 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия:

а) обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны (п.23).

    Ссылки представителей ответчиков администрации Елецкого муниципального района Липецкой области на то, что заключение договора с ЧОП является правом, но не обязанностью образовательных учреждений, основаны на ошибочном толковании норм права, из буквального содержания Постановления усматриваются, что в нем изложены именно требования к антитеррористической защищенности объектов, относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки РФ.

Удовлетворяя заявленные требования, суд также учитывает положения ст. 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», в силу которого создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях входит в полномочия органов местного самоуправления, а не в полномочия органов государственной врасти (ст. 7, 8 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

Опрошенная в судебном заседании по ходатайству стороны ответчика в качестве специалиста Кляхина М.А. пояснила, что обеспечение охраны здания не должно субсидироваться областным бюджетом, поскольку не относится к образовательной деятельности, на спорные правоотношения не распространяются положения п. 3 п. 1 ст. 8 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», распорядителем бюджетных средств является сама администрация Елецкого района Липецкой области, денежные средства на охрану образовательных учреждений района могут быть выделены с учетом особенностей утверждения бюджета до 01.04.2019 г.

Довод представителя администрации Елецкого муниципального района о сформированности бюджета на 2019 г. и невозможности исполнения заявленных требований в указанный срок ничем не подтверждены, представителю предлагалось представить дополнительные доказательства в подтверждение своих доводов о невозможности проведения внеочередных слушаний, невозможности выделения средств на цели охраны школ сотрудниками частных охранных организаций в 2018 г., таких доказательств представлено суду не было, представители ответчиков не возражали против окончания разбирательства дела по имеющимся доказательствам.

С учетом изложенного указанный прокурором Елецкого района срок для исполнения соответчиками заявленных требований суд находит разумным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

    

р е ш и л :

Исковые требования прокурора Елецкого района Липецкой области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МБОУ СОШ с. Каменское Елецкого муниципального района Липецкой области и администрации Елецкого района Липецкой области о возложении обязанности обеспечить охрану здания образовательной организации в соответствии с требованиями к антитеррористической защищенности объектов образования удовлетворить.

Обязать администрацию Елецкого муниципального района в четырехмесячный срок со дня вступления решения в законную силу выделить денежные средства для обеспечения охраны здания МБОУ СОШ с. Каменское Елецкого муниципального района Липецкой области сотрудниками частной охранной организации.

Обязать МБОУ СОШ с. Каменское Елецкого муниципального района Липецкой области в шестимесячный срок со дня вступления решения в законную силу обеспечить охрану здания школы сотрудниками частной охранной организации.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Липецкого областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы через Елецкий районный суд.

Председательствующий      Ю.С. Луганцева

Решение изготовлено в окончательной форме 17 декабря 2018 года.

Председательствующий      Ю.С. Луганцева

2-508/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор Елецкого района
Ответчики
МБОУ СОШ с. Каменское
администрация Елецкого района Липецкой области
Другие
Управление образование и науки Липецкой области
Управление финансов Липецкой области
Суд
Елецкий районный суд Липецкой области
Дело на сайте суда
eletsraisud.lpk.sudrf.ru
27.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.04.2020Передача материалов судье
27.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.04.2020Судебное заседание
27.04.2020Судебное заседание
27.04.2020Судебное заседание
27.04.2020Судебное заседание
27.04.2020Судебное заседание
27.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.04.2020Дело оформлено
27.04.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее