Дело №2а-252/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п.Морки 26 июня 2018 года
Моркинский районный суд Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Харисовой Э.Ш.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства в отсутствие сторон
административное дело по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №2 по Республике Марий Эл к Никифорову И. М. о восстановлении пропущенного срока и взыскании пени по земельному налогу,
установил:
15 мая 2018 года Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №2 по Республике Марий Эл обратилась в суд с иском к Никифорову И.М. о восстановлении пропущенного срока и взыскании пени по земельному налогу в размере 384,83 руб.
Изучив материалы дела, суд оснований для восстановления пропущенного срока и взыскания пени по земельному налогу не находит.
Из содержания искового заявления следует, что административный ответчик по состоянию на 1 января 2005 года имеет задолженность поземельному налогу в виде пени на сумму 384,83 руб.
Межрайонная ИФНС России №2 по Республике Марий Эл проситвосстановить срокна обращение в суд, который, по мнению истца, был пропущен по уважительной причине, а именно по причине недостаточности ресурсов на реализацию процедуры взыскания.
С данным утверждением суд не может согласиться по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ст.75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 настоящего Кодекса. Принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса, а с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, - в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
В силу ст.48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Пунктами 1,2 ст.69 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Таким образом, основанием для принятия решения о взыскании налога, пени, штрафа является неисполнение налогоплательщиком требования налогового органа об уплате налога, пени, штрафа.
В соответствии с п.1 ст.70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (п.4 ст.70 НК РФ).
В нарушение ст.69 Налогового кодекса РФ требование в установленном порядке административному ответчику не направлялись. Доказательства этому в материалах дела отсутствуют. Поскольку налоговым органом не выполнены возложенные на него ст.ст.32,45,69 НК РФ обязанности по информированию налогоплательщика о наличии штрафа и не направлены документы установленной формы, доказательства, подтверждающие уважительность причин пропуска установленного срока для обращения в суд не представлено, оснований для его восстановления суд не находит. В качестве уважительных причин пропускасрокана подачу иска в суд не могут рассматриваться внутренние организационные проблемы юридического лица, обратившегося с иском.
Согласно п.п.4 п.1 ст.59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
В соответствии с п.п.2 п.2 ст.59 НК РФ при наличии обстоятельств, предусмотренных п.п.4 п.1 настоящей статьи принятие решения о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании входит в компетенцию налогового органа по месту учета налогоплательщика.
Таким образом, налоговое законодательство не предоставляет суду право признавать имеющуюся задолженность по уплате налогов безденежной ко взысканию и списывать ее, и относит данную процедуру к компетенции налоговых органов.
Поскольку в восстановлении пропущенного срока для взыскания с Никифорова И.М. задолженности по земельному налогу отказано, налоговый орган вправе самостоятельно на основании данного судебного акта принять решение о признании имеющейся задолженности по уплате налогов безденежной к взысканию и списанию ее.
Кроме того, п. 4 ст. 5 НК РФ предусмотрено, что акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги, сборы и (или) страховые взносы, снижающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившей в законную силу 29 декабря 2017 года, предусмотрено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 года, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.
В части 2 указанной статьи установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по налогам (за исключением налога на добычу полезных ископаемых, акцизов и налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через границу Российской Федерации), задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, и задолженность по штрафам, образовавшиеся на 1 января 2015 года, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням и штрафам за индивидуальными предпринимателями, а также за лицами, утратившими статус индивидуального предпринимателя до даты принятия такого решения.
Решение о списании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, принимается налоговым органом без участия налогоплательщика по месту жительства физического лица (месту нахождения принадлежащего физическому лицу недвижимого имущества, транспортных средств, месту учета индивидуального предпринимателя) на основании сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам (часть 3 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ).
Поскольку в силу положений вышеназванного закона налоговая задолженность за 2004 год подлежит списанию, что свидетельствует об отсутствии основания для ее взыскания в судебном порядке, исковые требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.180, 290, 294 КАС РФ, суд
решил:
В иске Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №2 по Республике Марий Эл к Никифорову И. М. о восстановлении пропущенного срока и взыскании пени по земельному налогу отказать.
Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения через Моркинский районный суд.
Председательствующий судья Э.Ш.Харисова