05RS0031-01-2023-005060-44
Дело № 2-3891/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Махачкала, 11.12.2023
мотивированное: 18.12.2023
Ленинский районный суд г. Махачкалы Республики Дагестан в составе судьи Чоракаева Т.Э.
при секретаре Мухтарове М.М.
с участием представителя ответчика Администрации г. Махачкалы Ярикова М.М.,
представителя ответчика Финансового управления Администрации г. Махачкалы Таибовой Б.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокуратуры г. Махачкалы к Администрации г. Махачкалы, МБОУ г. Махачкалы «Детский сад № 40», Управлению образования г. Махачкалы, Финансовому управлению Администрации г. Махачкалы о признании незаконным бездействий ответчиков и обязании устранить допущенные нарушения ФЗ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации», указанных в информационном письме Отдела надзорной деятельности и профилактической работы № 1 Управления надзорной деятельности и профилактической работы МЧС по РД от 30.03.2023 № ИВ-191-4-4-442,
УСТАНОВИЛ:
Прокуратура г. Махачкалы обратилась в суд с исковыми требованиями к Администрации г. Махачкалы, МБОУ г. Махачкалы «Детский сад № 40», Управлению образования г. Махачкалы, Финансовому управлению Администрации г. Махачкалы о признании незаконным бездействий ответчиков и обязании устранить допущенные нарушения ФЗ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации», указанных в информационном письме Отдела надзорной деятельности и профилактической работы № 1 Управления надзорной деятельности и профилактической работы МЧС по РД от 30.03.2023 № ИВ-191-4-4-442.
В обоснование иска указывается на то, что Прокуратурой г. Махачкалы проводилась проверка соблюдения МБОУ г. Махачкалы «Детский сад № 40»» требований ФЗ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации». В ходе указанной проверки Отделом надзорной деятельности и профилактической работы № 1 Управления надзорной деятельности и профилактической работы МЧС по РД составлено и направлено в Прокуратуру г. Махачкалы информационное письмо от 30.03.2023 № ИВ-191-4-4-442, в котором установлены и перечислены нарушения, допущенные на проверяемом образовательном учреждении. Поскольку в досудебном порядке нарушения устранены не были, прокуратурой принято решение об обращении в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ за защитой неопределенного круга лиц.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации г. Махачкалы Яриков М.М. и представитель ответчика Финансового управления Администрации г. Махачкалы Таибова Б.Т. возражали против удовлетворения иска, указав на то, что данные ответчики не являются надлежащими.
Надлежаще извещённые истец, иные ответчики МДОУ ДС № 40, Управление образования г. Махачкалы, третье лицо Отдела надзорной деятельности и профилактической работы № 1 Управления надзорной деятельности и профилактической работы МЧС по РД на рассмотрение гражданского дела представителей не направили, о причинах неявки не сообщили, об отложении рассмотрения гражданского дела не ходатайствовали.
С учётом сведений о надлежащем извещении суд определил рассмотреть гражданское дело при имеющейся явке.
Выслушав представителей ответчиков, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Истцом Прокуратурой г. Махачкалы на рассмотрение и разрешение судом поставлены вопросы о признании незаконным бездействий ответчиков Администрации г. Махачкалы, МБОУ г. Махачкалы «Детский сад № 40», Управлению образования г. Махачкалы, Финансовому управлению Администрации г. Махачкалы и обязании устранить допущенные нарушения ФЗ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации», указанных в информационном письме Отдела надзорной деятельности и профилактической работы № 1 Управления надзорной деятельности и профилактической работы МЧС по РД от 30.03.2023 № ИВ-191-4-4-442.
Согласно ст. 1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура осуществляет от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как следует из материалов гражданского дела, Прокуратурой г. Махачкалы проводилась проверка соблюдения МБОУ г. Махачкалы «Детский сад № 40» требований ФЗ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации».
В ходе указанной проверки Отделом надзорной деятельности и профилактической работы № 1 Управления надзорной деятельности и профилактической работы МЧС по РД составлено и направлено в Прокуратуру г. Махачкалы информационное письмо от 30.03.2023 № ИВ-191-4-4-442, в котором установлены и перечислены нарушения, допущенные на проверяемом образовательном учреждении.
В соответствии со ст. 1 ФЗ «О пожарной безопасности» под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты Российской Федерации, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности
Согласно ст. 37 ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
В силу ч. 1 ст. 38 ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.
Таким образом, ответственность за соблюдение правил пожарной безопасности возлагается на лицо, владеющее, пользующееся или распоряжающееся имуществом на законных основаниях, а также обеспечивающее первичные меры пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 16 ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям федеральных органов государственной власти в области пожарной безопасности относятся разработка и осуществление государственной политики, в том числе принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов по пожарной безопасности и контроль за их исполнением.
Во исполнение приведенного выше положения закона Правительством РФ принято Постановление от 16.09.2020 № 1479, которым утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации.Согласно п. 1 Правил они устанавливают требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
Указанные Правила в равной степени распространяются на здания, в которых расположены образовательные учреждения.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Распределяя бремя доказывания по рассматриваемому гражданскому делу, суд исходит из того, что истцом представляются доказательства нарушения в образовательном учреждении требований пожарной безопасности.
В свою очередь, ответчиками представляются доказательства выполнения вышеуказанных требований и устранения выявленных нарушений.
В обоснование иска Прокуратура г. Махачкалы ссылается на информационное письмо Отдела надзорной деятельности и профилактической работы № 1 Управления надзорной деятельности и профилактической работы МЧС по РД от 30.03.2023 № ИВ-191-4-4-442, в котором перечислены нарушения требований, выявленные в МБОУ г. Махачкалы «Детский сад № 40».
Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Информационное письмо Отдела надзорной деятельности и профилактической работы № 1 Управления надзорной деятельности и профилактической работы МЧС по РД от 30.03.2023 № ИВ-191-4-4-442 судом оценивается как допустимое, достоверное и достаточное доказательство невыполнения в МБОУ г. Махачкалы «Детский сад № 40» положений Требований.
Ответчиками утверждалось, что часть указанных в иске нарушений уже устранены, в связи с чем судом направлен запрос в Отдел надзорной деятельности и профилактической работы № 1 Управления надзорной деятельности и профилактической работы МЧС по РД.
Согласно поступившему ответу Отдела надзорной деятельности и профилактической работы № 1 Управления надзорной деятельности и профилактической работы МЧС по РД от 23.11.2023 все указанные в просительной части пунктов нарушения требований пожарной безопасности действительно устранены.
Согласно п. 20 ст. 2 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к организации, осуществляющей образовательную деятельность, относятся образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение.
В соответствии со ст. 28 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации. Образовательное учреждение обязано, помимо прочего, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 9 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» органы местного самоуправления осуществляют создание, реорганизацию и ликвидацию муниципальных образовательных учреждений, а также обеспечивают содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с п. 1, п. 6.1 ч. 1 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения муниципального района относятся:
- формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района. Контроль за исполнением данного бюджета;
- участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма экстремизма на территории муниципального района.
С учётом приведенных норм права суд приходит к выводу о том, что обеспечение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) образовательных учреждений является обязанностью органа местного самоуправления, в рассматриваем случае – Администрации г. Махачкалы. Именно данный ответчик является надлежащим по заявленным исковым требованиям.
Распределение обязанностей и финансирования между внутренними структурными подразделениями органа местного самоуправления является прерогативой самого муниципалитета.
Прокуратурой г. Махачкалы заявлены требования об обязании органа местного самоуправления и самого образовательного учреждения выполнить требования о противопожарной защищенности объектов.
Между тем, из самих заявленных требований следует, что не все они связаны с финансированием (в частности, приобретением дополнительного оборудования), то есть имеет место и бездействие самого образовательного учреждения.
Таким образом, надлежащими ответчиками по рассматриваемым требованиям является Администрация г. Махачкалы и МБОУ г. Махачкалы «Детский сад № 40».
Поскольку на основании письма Отдела надзорной деятельности и профилактической работы № 1 Управления надзорной деятельности и профилактической работы МЧС по РД от 23.11.2023 все указанные в просительной части пунктов нарушения требований пожарной безопасности устранены, рассматриваемый иск подлежит удовлетворению только в части признания незаконным бездействия ответчиков Администрации г. Махачкалы и МБОУ г. Махачкалы «Детский сад № 40», устранивших нарушения после проведения проверки и поступления иска в суд.
С учётом изложенного суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований в Администрации г. Махачкалы и МБОУ г. Махачкалы «Детский сад № 40».
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокуратуры г. Махачкалы удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Администрации г. Махачкалы и МБОУ г. Махачкалы «Детский сад № 40» в части допуска нарушений ФЗ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации», указанных в информационном письме Отдела надзорной деятельности и профилактической работы № 1 Управления надзорной деятельности и профилактической работы МЧС по РД от 30.03.2023 № ИВ-191-4-4-442.
В удовлетворении остальных исковых требований, в том числе к иным ответчикам – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья Т.Э. Чоракаев