Решение по делу № 2-176/2024 от 03.06.2024

Дело № 2-176/2024

УИД 44RS0015-01-2024-000206-42

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 октября 2024г. п. Вохма

Вохомский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего: судьи Белеховой Г. А.

с участием прокурора Филиппова Н. М.,

при помощнике Картавщикове В. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района Костромской области в интересах ФИО2 к ОГБУЗ «Вохомская центральная больница», департаменту здравоохранения Костромской области об обязании своевременной выписки рецептов на медицинские изделия -тест-полоски для глюкометра «Сателлит Плюс», ланцеты к ручке-прокалывателю для глюкометра «Сателлит Плюс», и принятии мер к бесплатному обеспечению изделиями медицинского назначения,

у с т а н о в и л:

Прокурор Октябрьского района Костромской области обратился в Вохомский районный суд Костромской области с настоящим иском в интересах ФИО2, требования обоснованы тем, что прокуратурой на основании заявления ФИО2 по вопросам необеспечения его в полном объеме медицинскими изделиями, как лица, страдающего заболеванием «сахарный диабет 2 типа», проведена проверка и установлено, что ФИО2 состоит на учете у врача эндокринолога с 2018 года с диагнозом «сахарный диабет 2 типа». В связи с наличием указанного заболевания ФИО2 необходим ежедневный контроль уровня сахара в крови, вместе с тем, тест-полосками и ланцетами к ручке-прокалывателю для определения глюкозы в крови не обеспечивается, нуждается в получение тест-полосок, ланцетов к ручке-прокалывателю, однако, до настоящего времени, медицинские изделия не выданы, рецепты не выписываются. Стандартом медицинской помощи больным с инсулинонезависимым сахарным диабетом, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11.12.2007 №748, определено обеспечение тестами для определения глюкозы крови к глюкометру. Анализ приведенных правовых норм в их системном единстве свидетельствует о том, что право граждан Российской Федерации, зарегистрированных в установленном порядке на территории Российской Федерации, на обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями при амбулаторном лечении диабета является государственной гарантией, обеспечиваемой за счет бюджетов субъектов Российской Федерации. При этом по смыслу вышеназванных нормативных правовых актов реализация данного права осуществляется на всей территории Российской Федерации и не может быть поставлена в зависимость от правового регулирования, введенного в отдельном субъекте Российской Федерации. Ограничение круга лиц, которые обеспечиваются средствами диагностики, не отвечает требованиям действующего законодательства. Таким образом, ФИО2, как лицо, страдающее заболеванием сахарный диабет 2 типа, подлежит обеспечению средствами диагностики: тест-полосками, ланцетами к ручке-прокалывателю для определения сахара в крови. Неполучение соответствующих медицинских изделий ФИО2 свидетельствует о ненадлежащей организации обеспечения медицинскими изделиями департаментом здравоохранения Костромской области.

Истец просит обязать ОГБУЗ «Вохомская центральная больница» своевременно выписывать рецепты на обеспечение изделиями медицинского назначения, департамент здравоохранения Костромской области организовать бесперебойное обеспечение ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, медицинскими изделиями: тест-полосками, ланцетами к ручке-прокалывателю для определения содержания глюкозы в крови в необходимом количестве в соответствии с медицинскими показаниями.

В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал по изложенным в нем основаниям.

Истец ФИО2 в судебном заседании пояснила, что ежедневно ей требуется измерение уровня сахара в крови в связи с заболеванием «сахарный диабет», в аптеке ей предложили тест-полоски, но они не подходят для ее глюкометра. Исковые требования прокурора поддерживает.

Представитель ответчика ОГБУЗ «Вохомская центральная больница» просили рассмотреть дело в свое отсутствие, исковые требования признают в полном размере.

Представитель ответчика – представитель департамента здравоохранении я Костромской области просили дело рассмотреть без участия представителя, считают себя ненадлежащими ответчиками, так как рецепты на медицинские изделия ФИО2 не выписывались, в связи с чем отсутствовали основания для закупки медицинских изделий.

Третье лицо ГУП «Костромская областная аптечная база» просили рассмотреть дело без участия представителя. В своем отзыве указали, что полномочия о закупке товаров аптечного ассортимента и их распределение в пункты отпуска для обеспечения льготных категорий граждан относятся к полномочиям департамента здравоохранения Костромской области.

Выслушав прокурора, ФИО2, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

Конституция Российской Федерации гласит, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41).

В силу ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (ч. 2 ст. 19 Федерального закона № 323-ФЗ).

Согласно ст. 43 Федерального закона № 323-ФЗ, гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях (ч. 1). Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждаются Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (ч. 2).

Согласно постановлению Правительства РФ от 01.12.2004 № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих», заболевание «сахарный диабет» (Е10-Е14) включено в перечень социально значимых заболеваний.

Согласно ч. 1 ст. 81 Федерального закона № 323-ФЗ, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.

П. 5 ч. 2 ст. 81 Федерального закона № 323-ФЗ предусмотрено, что в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой.

Разделом V Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов утв. Постановление Правительства РФ от 28.12.2023 N 2353, определено, что обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 №890, лицам с заболеванием «диабет» предусмотрено бесплатное предоставление всех лекарственных средств, этилового спирта, инсулиновых шприцов, шприцов типа «Новопен», «Пливапен» 1 и 2, игл к ним, средств диагностики.

В соответствии с Федеральным законом №323-ФЗ медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи (ч. 1 ст. 37); назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии; при формировании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи учитываются порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи (п. 1 ч. 4 ст. 81).

В соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями.

В силу положений части 2 статьи 37 Федерального закона N 323-ФЗ, порядок оказания медицинской помощи разрабатывается по отдельным ее профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) и включает в себя: 1) этапы оказания медицинской помощи; 2) правила организации деятельности медицинской организации (ее структурного подразделения, врача); 3) стандарт оснащения медицинской организации, ее структурных подразделений; 4) рекомендуемые штатные нормативы медицинской организации, ее структурных подразделений; 5) иные положения исходя из особенностей оказания медицинской помощи.

Стандартом медицинской помощи взрослым при сахарном диабете 2 типа, утвержденным Приказом Минздрава России от 1 октября 2020 г. N 1054н определено обеспечение пациентов, имеющих заболевание диабет, при оказании амбулаторно-клинической помощи лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения.

В соответствии с положениям части 1 статьи 38 Закона 323-ФЗ медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга.

Из анализа приведенных норм следует, что федеральный законодатель, устанавливая льготное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения, определил обязанность субъекта Российской Федерации осуществлять финансирование за счет бюджетов субъектов Российской Федерации данной государственной гарантии в соответствии с соответствующим перечнем, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, который субъект Российской Федерации может только дополнить. Иных полномочий субъекта Российской Федерации в сфере обеспечения лекарственными препаратами граждан федеральным законодательством не предусмотрено.

Положениями ч. 2 ст. 83 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что финансовое обеспечение оказания гражданам специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в территориальные программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования).

В соответствии с п.п. 2 п. 11 Положения о Департаменте здравоохранения Костромской области, утвержденного постановлением губернатора Костромской области от 27.12.2007 № 546, Департамент здравоохранения Костромской области является исполнительным органом государственной власти Костромской области, к его полномочиям в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг относится организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.

К полномочиям департамента относится организация обеспечения граждан лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения при амбулаторном лечении бесплатно и со скидкой 50% за счет средств областного бюджета, в том числе своевременное обеспечение оплаты лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой (п. 27); координация деятельности субъектов государственной и частной систем здравоохранения на территории Костромской области (п. 28).

Из п. 59 Положения следует, что Департамент здравоохранения Костромской области осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на него функций.

Согласно материалам дела, что ФИО2 состоит на учете в ОГБУЗ «Вохомская центральная больница» с 19.03.2018 года с диагнозом сахарный диабет 2 типа.

Прокурором Октябрьского района Костромской области на основании заявления ФИО2 проведена проверка в целях установления фактов нарушения законодательства о здравоохранении, в том числе об обеспечении медицинскими изделиями.

В связи с наличием указанного заболевания ФИО2 необходим ежедневный контроль уровня сахара в крови, вместе с тем, тест-полосками, ланцетами для определения глюкозы в крови она не обеспечивается.

Как следует из представленной справки ОГБУЗ «Вохомская центральная больница» от 17.05.2024 года, медицинскими изделиями ФИО2 не обеспечивалась своевременно и в полном объеме по медицинским показаниям.

Суд соглашается с доводами истца, что права ФИО2, таким образом, не соблюдаются, поскольку она не обеспечивается медицинскими изделиями, необходимыми ей по жизненным показателям.

Разрешая заявленные требования, суд учитывает следующее.

Постановлением Администрации Костромской области 29.12.2023 N 616-а утверждена «Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Костромской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов».

В качестве Приложения № 2 к программе утвержден Перечень лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и продуктов специализированного лечебного питания, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и продуктов специализированного лечебного питания, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно. Пунктами 88,90 данного Перечня предусмотрено предоставление средств диагностики - тест-полосок и расходных материалов для инсулиновых шприц-ручек для определения сахара в крови для пациентов старше 18 лет, страдающих инсулинзависимым сахарным диабетом.

Установление Территориальными программами Костромской области гарантий оказания медицинской помощи в меньшем объеме, чем это предусмотрено федеральным законодательством, не может умалять права гражданина на обеспечение его медицинскими изделиями в соответствие с медицинскими показаниями.

Каких-либо доводов, опровергающих исковые требования, ответчик в лице департамента здравоохранения Костромской области, суде не представил.

Поскольку в рамках рассмотрения дела подтвержден факт нарушения прав истца вследствие необеспечения медицинскими изделиями, согласно медицинским показаниям, заявленные требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Октябрьского района Костромской области в интересах ФИО2 удовлетворить.

Обязать ОГБУЗ «Вохомская центральная больница» проводить своевременную выписку ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, рецептов на медицинские изделия -тест-полоски для глюкометра «Сателлит Плюс», ланцеты к ручке-прокалывателю для глюкометра «Сателлит Плюс» для определения содержания глюкозы в крови в необходимом объеме.

Обязать Департамент здравоохранения Костромской области организовать обеспечение ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, медицинскими изделиями в виде тест-полосок для глюкометра «Сателлит Плюс», ланцетов к ручке-прокалывателю для глюкометра «Сателлит Плюс» для определения содержания глюкозы в крови в необходимом объеме по медицинским показаниям.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Вохомский районный суд Костромской области в течение одного месяца со дня принятия мотивированного решения.

Судья: Г. А. Белехова

Мотивированное решение изготовлено 22 октября 2024 года

2-176/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Лаптева Нина Михайловна
Прокурор Октябрьского района Костромской области в интересах Лаптевой Нины Михайловны
Ответчики
ОГБУЗ " Вохомская центральная районная больница"
Департамент здравоохранения Костромской области
Другие
ГУП "Костромская областная аптечная база"
Суд
Вохомский районный суд Костромской области
Судья
Белехова Галина Анатольевна
Дело на странице суда
vohomsky.kst.sudrf.ru
03.06.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.06.2024Передача материалов судье
05.06.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.06.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.07.2024Судебное заседание
31.07.2024Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
23.08.2024Судебное заседание
14.10.2024Судебное заседание
21.10.2024Судебное заседание
22.10.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее