№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 января 2020 года
Кировский районный суд г. Астрахани в составе:
Председательствующего судьи Гончаровой Ю.С.
При секретаре Таимове У.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шишова Петра Владимировича к Следственному управлению СК РФ по Астраханской области, прокуратуре Астраханской области, третьему лицу Следственному комитету Российской Федерации о компенсации морального вреда
У с т а н о в и л :
Шишов П.В. обратился в суд с вышеуказанным иском, обосновав свои требования тем, что в производстве следственного отдела по Кировскому району г. Астрахани Следственного управления Следственного комитета РФ по Астраханской области находится уголовное дело № № по факту убийства ФИО11. (отца истца) и ФИО12 На протяжении 24, 5 лет предварительное расследование данного уголовного дела так и не закончено, несмотря на присутствие в деле материалов и вещественных доказательств по привлечению виновного лица к уголовной ответственности. По мнению истца, расследование уголовного дела проводилось ненадлежащим образом. Не были допрошены необходимые свидетели, не установлены очевидцы, не изучено транспортное средство, которое использовалось преступником, не в полном объеме проведена экспертиза, не установлен собственник оружия, из которого убит отец истца. Следователями при расследовании уголовного дела допущены грубейшие нарушения, вплоть до подделки и фальсификации документов. Истец полагает, что бездействием следственных органов ему причинены морально-нравственные страдания. На протяжении многих лет правоохранительными органами укрывался преступник и не предпринимались меры для возмещения причиненного преступлением вреда. В связи с изложенным, истец просит взыскать со следственного управления СК РФ по Астраханской области сумму компенсации морального вреда в размере 10 000 000 рублей, поскольку ими не расследуется ни смерть отца, ни смерть матери и виновные лица не привлекаются к ответственности.
В судебном заседании Шишов П.В., а также его представитель Павелковская А.С. исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Астраханской области Резников Е.В. просил отказать в удовлетворении исковых требований.
Представитель прокуратуры Астраханской области Пушкинская Е.А. просила отказать в удовлетворении исковых требований.
Иные лица в судебном заседании участия не принимали.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Из содержания данной конституционной нормы следует, что действия (или бездействие) органов государственной власти или их должностных лиц, причинившие вред любому лицу, влекут возникновение у государства обязанности этот вред возместить, а каждый пострадавший от незаконных действий органов государственной власти или их должностных лиц наделяется правом требовать от государства справедливого возмещения вреда.
Согласно статье 15 ГК Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Статья 16 ГК Российской Федерации устанавливает, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. Основания ответственности за причинение вреда регулируются нормами гражданского законодательства.
Для возмещения вреда в соответствии с вышеуказанной статьей необходимо наличие совокупности предусмотренных ст. 1064 ГК РФ условий: наступление вреда, противоправное бездействие либо действие, приведшее к наступлению вреда, причинная связь между двумя первыми элементами и вина причинителя вреда. Кроме того, применительно к спорным правоотношениям необходимо причинение вреда в процессе осуществления властных полномочий, противоправность поведения причинителя вреда.
Согласно абз. 3 ст. 1100 ГК РФ, находящемуся во взаимосвязи с п. 1 ст. 1070 ГК РФ, компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.
За иные действия органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры или суда ответственность наступает по правилам ответственности за виновные действия, закрепленным ст. 1069 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Таким образом, предметом доказывания в настоящем деле являются факт наступление вреда, вина причинителя вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинно-следственную связь между действиями причинителя вреда и наступившими у истца неблагоприятными последствиями, доказанность размера ущерба. Отсутствие одного из названных элементов состава правонарушения влечет за собой отказ в удовлетворении требований о возмещении вреда.
Как следует из материалов дела, в производстве следственного отдела по Кировскому району г. Астрахани следственного управления находилось уголовное дело № № возбужденное 05.05.1995 г. по признакам преступления, предусмотренного п. «з» ст. 102 УК РСФСР по факту обнаружения трупов Тарасенкова М.Ю. и Шишова В.С. в автомобиле на пересечении улиц Победы и Набережная 1 Мая Кировского района г. Астрахани.
Предварительное следствие по уголовному делу 04.08.1995 г. приостановлено на основании п.1 ч.1 ст. 195 УПК РСФСР, в связи с не установлением местонахождения обвиняемого. В связи с задержанием подозреваемого 01.07.1997 г. расследование возобновлено, предъявлено обвинение. Однако в процессе расследования причастность данного лица к убийству ФИО13 и ФИО14. подтвердить не представилось возможным, в связи с этим 01.09.1997 г. уголовное преследование в отношении данного лица прекращено.
Общий срок расследования по уголовному делу составил 8 месяцев. Предварительное следствие по уголовному делу неоднократно приостанавливалось и возобновлялось. 21.07.2019 г. вынесено постановление о приостановлении предварительного следствия в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 208 УПК РФ.
Из материалов дела не следует, что истцом в обоснование исковых требований представлены отвечающие требованиям относимости и допустимости доказательства, подтверждающие, что в результате бездействия сотрудников правоохранительных органов были нарушены его личные неимущественные права либо принадлежащие ему иные нематериальные блага, причинен моральный вред.
Как следует из пояснений истца и его представителя, ни одно процессуальное действие (бездействие) лица, проводившего расследование уголовного дела, не оспаривалось ими в порядке главы 125 УПК РФ. В материалах уголовного дела, исходя из пояснений представителя истца, также не имеется документов, подтверждающих незаконность действий (бездействий) сотрудников правоохранительных органов во время расследования уголовного дела.
В материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства, подтверждающие тот факт, что истцом в связи с действием (бездействием) органов следствия перенесены морально-нравственные страдания. Выписка из медицинской карты стационарного больного № 4730 не подтверждает данный факт. Исходя из данной карты, первая госпитализация истца имела место в феврале 2006 года и не имела отношения к приостановленному уголовному делу. Последующие госпитализации также имели под собой иные причины ( по линии РВК).
Доказательств противоправного бездействия со стороны правоохранительных органов также в материалах дела не имеется.
Соответственно, отсутствует причинно-следственная связь между перенесенными по мнению истца, морально-нравственными страданиями и действием (бездействием) органов следствия.
Таким образом, у суда отсутствуют основания для возложения на ответчика обязанности компенсировать истцу морально-нравственные страдания.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р е ш и л :
Исковое заявление Шишова Петра Владимировича к Следственному управлению СК РФ по Астраханской области, прокуратуре Астраханской области, третьему лицу Следственному комитету Российской Федерации о компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение одного месяца.
Судья: