Решение по делу № 2-466/2018 от 07.06.2018

Дело № 2-466/2018    

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    06 августа 2018 года                     г. Усмань Липецкой области    Усманский районный суд Липецкой области в составе

председательствующего судьи     Полухиной И.Д.,

при секретаре             Шестаковой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Усмань Липецкой области гражданское дело по иску Липецкого межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Излегощенский сельсовет Усманского муниципального района Липецкой области о возложении обязанности по организации сбора отходов и их вывоза, с последующей рекультивацией земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

    Липецкий межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к Администрации сельского поселения Излегощенский сельсовет Усманского муниципального района Липецкой области о возложении обязанности по организации сбора отходов и их вывоза, с последующей рекультивацией земельного участка, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ года при проведении Управлением Россельхознадзора по Липецкой области плановой выездной проверки на территории сельского поселения Излегощенский сельсовет Усманского муниципального района Липецкой области на земельном участке сельскохозяйственного назначения в границах кадастрового квартала (координатная точка фотографирования ) установлено, что на площади не менее 4 га имеются хаотичные очаги складирования отходов производства и потребления общей площадью <данные изъяты>. Таким образом, выявлен факт перекрытия плодородного слоя почвы абиотическим наносом (в т.ч. отходами ТКО: отходы из жилищ несортированные ( строительный мусор от разборки зданий (), листы волнистые асбоцемента, утратившие потребительские свойства (шифер) (), битое стекло ( ), полиэтиленовая (), пластиковая (), тара, на площади не менее <данные изъяты> Установлено, что высота очагового абиотического наноса (отходов) составляет не менее <данные изъяты> К компетенции Администрации сельского поселения Излегощенский сельсовет Усманского муниципального района Липецкой области относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Неисполнение ответчиком требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории сельского поселения, и создает опасность причинения вреда окружающей среде. В этой связи, Липецкий межрайонный природоохранный прокурор просит суд обязать ответчика в срок до ДД.ММ.ГГГГ года организовать сбор отходов ТБО, размещенных на земельном участке земель сельскохозяйственного назначения, в границах кадастрового квартала , на восточной окраине <адрес>. от ангаров ООО «Москва на Дону», на площади не менее <данные изъяты>, и обеспечить их вывоз на специально отведенное место, отвечающее санитарно-эпидемиологическим и экологическим требованиям, с последующей рекультивацией вышеуказанного земельного участка.

    Липецкий межрайонный природоохранный прокурор в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика Администрации сельского поселения Излегощенский сельсовет Усманского муниципального района Липецкой области, глава администрации Теплинских Н.С. в судебном заседании исковые требования признал в полном объеме, пояснил, что требования Липецкого межрайонного природоохранного прокурора частично исполнены.

Представитель третьего лица Управления Россельхознадзора по Липецкой области в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно, надлежащим образом, в письменном заявлении исковые требования поддержал, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав ответчика, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.2 ст.13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, защите земель от загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

Лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений (ч.5 ст.13 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно ст.42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет (ч. 3 ст. 76 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 2 ст. 21, ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

    В соответствии с п.18 ч.1 ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 8 ФЗ «Об отходах производства и потребления» - к вопросам местного значения поселения отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Постановлением Правительства РФ от 23.02.1994 N 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» установлено, что рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении всех видов строительных, геолого-разведочных, мелиоративных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.

Общие требования осуществления рекультивации земель определены Основными положениями о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденными Приказом Минприроды РФ N 525, Роскомзема N 67 от 22 декабря 1995 г. (далее - Основные положения).

Согласно пункту 2 Приложения 6 к Основным положениям рекультивация земель - комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народно-хозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды.

При этом под нарушенными землями в Основных положениях понимаются земли, утратившие свою хозяйственную ценность или являющиеся источником отрицательного воздействия на окружающую среду в связи с нарушением почвенного покрова, гидрологического режима и образования техногенного рельефа в результате производственной деятельности (п. 1 Приложения 6).

Основания для проведения рекультивации предусмотрены пунктом 5 Основных положений. Рекультивации подлежат земли, нарушенные, в том числе, при складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов.

Согласно п.4 Приказа Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации №525, Роскомзема №67 от 22 декабря 1995 года об утверждении «Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» рекультивация для сельскохозяйственных, лесохозяйственных и других целей, требующих восстановления плодородия почв, осуществляется последовательно в два этапа: технический и биологический. Технический этап предусматривает планировку, формирование откосов, снятие и нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для дальнейшего использования рекультивированных земель по целевому назначению или для проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв (биологический этап). Биологический этап включает комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы.

    В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

    Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ г. при проведении Управлением Россельхознадзора по Липецкой области плановой выездной проверки на территории сельского поселения Излегощенский сельсовет Усманского муниципального района Липецкой области на земельном участке сельскохозяйственного назначения в границах кадастрового квартала (координатная точка фотографирования ) установлено, что на площади не менее <данные изъяты> имеются хаотичные очаги складирования отходов производства и потребления общей площадью <данные изъяты>. Таким образом выявлен факт перекрытия плодородного слоя почвы абиотическим наносом (в т.ч. отходами ТКО: отходы из жилищ несортированные ( строительный мусор от разборки зданий ), листы волнистые асбоцемента, утратившие потребительские свойства (шифер) (), битое стекло ( ), полиэтиленовая (), пластиковая ), тара, на площади не менее <данные изъяты> Установлено, что высота очагового абиотического наноса (отходов) составляет не менее <данные изъяты>.

    По данному факту государственным инспектором отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Липецкой области Клоковой В.Н. ДД.ММ.ГГГГ. составлен протокол об административном правонарушении в отношении должностного лица-главы администрации сельского поселения Излегощенский сельсовет Усманского муниципального района Теплинских Н.С. по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ.

    Постановлением начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ г. глава администрации сельского поселения Излегощенский сельсовет привлечен к административной ответственности по ч.2 ст.8.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением штрафа в размере <данные изъяты>.

     Учитывая, что реализация целей закона по охране земель возложена не только на собственников земельных участков, но и на лиц, не являющихся собственниками, а вышеуказанный земельный участок находится в границах земель сельского поселения Излегощенский сельсовет Усманского муниципального района, отсутствуют собственники и иные правообладатели, то ответственным за вышеуказанное нарушение земельного законодательства Российской Федерации является администрация сельского поселения Излегощенский сельсовет Усманского муниципального района Липецкой области.

    Неисполнение ответчиком требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории поселения, создает опасность причинения вреда окружающей среде, который может быть возмещен, в том числе путем приведения земельного участка сельскохозяйственного назначения в пригодное для его использования состояние.

    При таких обстоятельствах, принимая во внимание признание иска ответчиком, исковые требования Липецкого межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Излегощенский сельсовет Усманского муниципального района Липецкой области подлежат удовлетворению.

    Учитывая баланс интересов сторон, принимая во внимание, что в целях устранения выявленных нарушений и приведения земельного участка в соответствие с требованиями действующего законодательства, ответчику потребуется время и бюджетные средства, суд считает возможным обязать администрацию сельского поселения Излегощенский сельсовет Усманского муниципального района Липецкой области организовать сбор отходов ТБО, размещенных на земельном участке сельскохозяйственного назначения, в кадастровом квартале , на восточной окраине <адрес> от ангаров ООО «Москва на Дону», на площади не менее <данные изъяты>, и обеспечить их вывоз на специально отведенное место, отвечающее санитарно-эпидемиологическим и экологическим требованиям, разработать проект рекультивации данного нарушенного земельного участка в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ года, и обязать после разработки проекта рекультивации провести рекультивационные работы нарушенного земельного участка сельскохозяйственного назначения в соответствии со сроками, указанными в проекте рекультивации нарушенного земельного участка.

Согласно ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56,173,194-198 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

    Исковые требования Липецкого межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить:

Обязать Администрацию сельского поселения Излегощенский сельсовет Усманского муниципального района Липецкой области в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ года организовать сбор отходов ТБО, размещенных на земельном участке земель сельскохозяйственного назначения, в границах кадастрового квартала , на восточной окраине <данные изъяты> от ангаров ООО «Москва на Дону», на площади не менее <данные изъяты> и обеспечить их вывоз на специально отведенное место, отвечающее санитарно-эпидемиологическим и экологическим требованиям, разработать проект рекультивации данного нарушенного земельного участка.

Обязать Администрацию сельского поселения Излегощенский сельсовет Усманского муниципального района Липецкой области после разработки проекта рекультивации нарушенного земельного участка сельскохозяйственного назначения, в границах кадастрового квартала , на восточной окраине <данные изъяты>. от ангаров ООО «Москва на Дону», на площади не менее <данные изъяты> провести рекультивационные работы в соответствии со сроками, указанными в проекте рекультивации нарушенного земельного участка.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение месяца со дня принятия решения путем подачи жалобы через Усманский районный суд Липецкой области.

Председательствующий:             И.Д. Полухина

2-466/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Липецкий межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
администрация сельского поселения Излегощенский сельсовет
Другие
Управление Россельхознадзора по Липецкой области
Суд
Усманский районный суд Липецкой области
Дело на сайте суда
usmansud.lpk.sudrf.ru
27.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.04.2020Передача материалов судье
27.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.04.2020Подготовка дела (собеседование)
27.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.04.2020Судебное заседание
27.04.2020Судебное заседание
27.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.04.2020Дело оформлено
27.04.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее