Решение по делу № 2-378/2019 от 23.05.2019

Дело № 2-378/2019

УИД: 66RS0036-01-2019-000516-85

Мотивированное решение изготовлено 01 июля 2019 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 РёСЋРЅСЏ 2019 РіРѕРґР°                             РіРѕСЂРѕРґ Кушва

Кушвинский городской суд Свердловской области в составе

председательствующего судьи Туркиной Н.Ф.,

с участием помощника прокурора г. Кушва Смирнова С.А.,

представителя ответчика Гейдебрехт С.П.,

при секретаре судебного заседания Яшечкиной А.И.,

рассмотрев в помещении Кушвинского городского суда в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Кушва, действующего в интересах Посягиной Филы Леонидовны, к администрации Кушвинского городского округа об обязании совершить определенные действия.

установил:

Прокурор г. Кушва, действуя в интересах Посягиной Ф.Л., обратился в Кушвинский городской суд Свердловской области с исковым заявлением к администрации Кушвинского городского округа (далее – администрация КГО) об обязании совершить определенные действия.

В обоснование заявленных требований указано, что Посягина Ф.Л. зарегистрирована в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, которое она занимают на основании договора социального найма. Многоквартирный <адрес> в <адрес> постановлением главы городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № признан непригодным для проживания граждан. Постановлением главы городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № Посягина Ф.Л. принята на учет малоимущих граждан для предоставления по договору социального найма жилого помещения муниципального жилого фонда.

Учитывая, что многоквартирный дом, в котором зарегистрирована Посягина Ф.Л., в установленном порядке признан непригодным для проживания, истцу должно быть предоставлено жилое помещение по правилам статьей 86 – 89 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Прокурор г. Кушва, действуя в интересах Посягиной Ф.Л., просит обязать администрацию Кушвинского городского округа предоставить ей во внеочередном порядке благоустроенное и равнозначное по площади, ранее занимаемому жилому помещению, находящемуся по адресу: 624300, <адрес>, общей площадью 39,4 кв.м, отвечающее установленным санитарным и иным техническим требованиям, предъявляемым к жилому помещению и находящееся в черте <адрес>, жилое помещение по договору социального найма.

Определением суда от 24.05.2019 к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по управлению муниципальным имуществом Кушвинского городского округа (далее – КУМИ КГО) (л. д. 14 – 17).

Информация о рассмотрении дела заблаговременно размещена на интернет-сайте Кушвинского городского суда Свердловской области www.kushvinsky.svd.sudrf.ru.

Представитель КУМИ КГО, извещенный о дате и времени рассмотрения деле также путем направления почтовой корреспонденции (л. д. 31), в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил.

По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу. В условиях предоставления законом равного объема процессуальных прав неявку лиц, перечисленных в ст. 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в судебное заседание, нельзя расценивать как нарушение принципа состязательности и равноправия сторон.

С учетом положений ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившегося лица.

В подготовительной части судебного заседания от администрации КГО поступил отзыв, в котором изложено следующее.

Жилой дом, в котором зарегистрирована Посягина Ф.Л., постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № действительно признан непригодным для проживания. Кроме того, постановлением главы Кушвинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № Посягина Ф.Л. признана малоимущей и принята на учет малоимущих граждан, нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях муниципального жилого фонда.

Согласно положениям ч. ч. 2, 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее – Положение № 47), которым урегулирован порядок признания жилого дома непригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, жилой дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Учитывая, что спорный жилой дом заключением межведомственной комиссии признан непригодным для проживания, администрация Кушвинского городского округа, получив данное заключение, должна была принять решение и издать распоряжением с указанием дальнейшего использования жилого помещения, сроках отселения физических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Административное решение о сносе жилого дома в соответствии с положениями ч. 3 ст. 57, ст. 86 Жилищного кодекса Российской Федерации является основанием для предоставления выселяемым гражданам другого благоустроенного помещения по договору социального найма.

Постановлением администрации Кушвинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу. Срок для расселения установлен до ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением администрации Кушвинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № в указанное постановление внесено изменение, согласно которому срок расселения и сноса установлен ДД.ММ.ГГГГ. Данный правовой акт является действующим, никем не оспорен.

Постановлением Правительства Свердловской области от 01.04.2019 № 208-ПП утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан на территории Свердловской области из аварийного жилищного фонда в 2019 – 2025 годах», согласно которой срок расселения указанного дома – 31.12.2025.

Таким образом, нормативные акты, устанавливающие указанные сроки, являются обязательными для исполнения и учитываются при планировании расселения домов, признанных непригодными (аварийными) на территории Кушвинского городского округа. Однако указанные сроки не наступили, закон не предусматривает обязанность предоставления другого благоустроенного жилья до наступления этих сроков отселения.

Администрация исполнила обязанности, предусмотренные Жилищным кодексом Российской Федерации и Положением № 47, по принятию решения о расселении жильцов из аварийного дома, установила сроки расселения, нарушение прав истца органом местного самоуправления в данном случаен отсутствует. Установление срока расселения само по себе права истца не нарушает.

В силу норм законодательства лишь в случае, если будет установлено, что помещение, в котором проживают граждане, представляет опасность для их жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания, не может быть поставлено в зависимость от наличия установленного органом местного самоуправления срока расселения дома.

В нарушение положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурором не представлено допустимых, достоверных и достаточных доказательств тому, что дальнейшее проживание в аварийном жилом помещении создает угрозу для жизни и здоровья нанимателей.

Кроме того, Посягина Ф.Л. обращалась в администрацию Кушвинского городского округа с вопросом о предоставлении жилого помещения для временного проживания. Для временного проживания ей были предложены жилые дома, расположенные по адресам: <адрес>; <адрес>, пер. Лескомский, <адрес>, комн. 19, однако от истца ответ на указанные предложения не поступил.

В соответствии с Уставом Кушвинского городского округа администрация КГО является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенным полномочием по решению вопросов местного значения, предусмотренных статьей 5 Устава, и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных ей федеральными законами и законами Свердловской области.

Расселение домов, признанных непригодными для проживания граждан, предполагает проведение ряда мероприятий, установленных законом, таких как приобретение в муниципальную собственность жилых помещений либо их строительство, что сопряжено с проведением ряда процедур, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также с проведением конкурсных процедур, установленных Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Поскольку проведение указанных мероприятий требует определенных временных затрат, жилое помещение не может быть предоставлено немедленно.

Возможность органов местного самоуправления планомерно производить расселение подобных домов установлена п. 49 Положения № 47, в соответствии с которым органу местного самоуправления предоставлено право принимать решение и издавать распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроков отселения жильцов или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Граждане, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания, обеспечиваются жилыми помещениями вне очереди, то есть вне зависимости от наличия очереди граждан, состоящих на учете нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях по иным основаниям. Однако внеочередное предоставление жилого помещения не означает немедленного предоставления жилья. Кроме того, в Кушвинском городском округе одновременно имеется несколько сотен лиц, имеющих право на внеочередное предоставление им жилого помещения, жилые помещения которых были признаны непригодными ранее, чем жилое помещение истцов.

Испрошенное вмешательство суда в хозяйственную деятельность ответчика приведет к перераспределению бюджетного финансирования и поставит сроки обеспечения новым жильем граждан, жилые помещения которых были признаны непригодными для проживания, в зависимость от обращения в судебные органы, а не от хронологического порядка признания их домов непригодными и планов органов местного самоуправления по расселению таких домов. Формальный подход к защите интересов конкретного лица не отвечает публичным интересам в обеспечении нормального муниципального бюджетного процесса и в плановом последовательном расселении всех домов, признанных непригодными (аварийными) на территории Кушвинского городского округа.

С учетом изложенного ответчик просит отказать в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.

В судебном заседании Посягина Ф.Л. исковые требования прокурора, предъявленные в защиту ее интересов, поддержала. Суду пояснила, что дом, расположенный по адресу: <адрес>, был уничтожен в результате пожара ДД.ММ.ГГГГ, однако и до этого времени истец в нем уже не проживал более 5 лет. Воды в доме не было, крыша протекала, туалет был пристроен, но потом отпал. За время отсутствия истца в спорном жилом помещении были украдены батареи, счетчик электроэнергии. Администрация Кушвинского городского округа предлагала истцу жилое помещение в четырехэтажном многоквартирном доме, однако в данной квартире не было дверей, окна были завешаны целлофаном, не было воды и электроэнергии, батареи в квартире не топились, везде грязь. Истец не в состоянии сделать ремонт жилого помещения. В настоящее время истцу негде проживать. Собственники жилого помещения, в котором он в настоящее время временно проживает, его не выгоняют, однако ждут, когда он освободит жилое помещение. Спорное жилое помещение является единственным жильем истца. У него нет времени ожидать предоставления жилого помещения в рамках программы, так как в настоящее время проживать негде. Просит заявленные исковые требования удовлетворить.

Помощник прокурора г. Кушва Смирнов С.А. исковые требования поддержал. Просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Суду дополнительно пояснил, что жилой дом по адресу: <адрес>, более 9 лет признан непригодным для проживания. Истец Посягина Ф.Л. признана малоимущей. Все эти годы администрация КГО действенные меры к обеспечению жильцов жилыми помещениями не предпринимала, другое жилое помещение, в том числе, из маневренного фонда, истцу не предоставляла. В настоящее время дом сгорел. Истец другого жилого помещения в собственности не имеет.

Представитель ответчика администрации Кушвинского городского округа Гейдебрехт С.П., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании исковые требования не признала. Доводы, изложенные в отзыве, поддержала в полном объеме, дополнительно суду пояснила, что жилой дом, в котором зарегистрирован истец, не был включен в региональную программу 2013 – 2017 годов, поскольку не был признан аварийным, однако в настоящее время он включен в Региональную адресную программу «Переселение граждан на территории Свердловской области из аварийного жилищного фонда в 2019 – 2025 годах». Установлен срок для переселения граждан. Истцу предлагалось два жилых помещения для временного проживания, которые не признаны непригодными для проживания, однако истец никакого ответа не дал.

Также указала, что в случае удовлетворения исковых требований необходимо будет изыскивать денежные средства для приобретения жилого помещения на вторичном рынке жилья. Если же истец дождется предоставления жилого помещения в рамках реализации указанной региональной адресной программы, то сможет получить новое жилое помещение. Просит отказать в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.

Заслушав истца, помощника прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, оценив доказательства в их совокупности в соответствии с положениями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующим выводам.

В абз. 2 п. 2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П «По делу о проверке конституционности пункта 4 статьи 292 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки /-/» указано на то, что применительно к реализации закрепленного статьей 40 (часть 1) Конституции Российской Федерации права на жилище, которое рассматривается международным сообществом в качестве одного из элементов права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах), правовое регулирование отношений по владению, пользованию и распоряжению объектами жилищного фонда должно обеспечивать каждому гарантированную статьями 45 (часть 1) и 46 Конституции Российской Федерации государственную, в том числе судебную, защиту данного конституционного права, которая должна быть полной и эффективной.

Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) предусмотрено, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

В соответствии со ст. 29 Устава Кушвинского городского округа реализация указанного полномочия отнесена к компетенции администрации Кушвинского городского округа.

Как следует из п. 1.1. Положения «Об администрации Кушвинского городского округа», утвержденного Решением Думы Кушвинского городского округа от 19.05.2011 № 558, администрация Кушвинского городского округа в соответствии с Уставом Кушвинского городского округа является исполнительно – распорядительным органом муниципального образования, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения, предусмотренных статьей 5 Устава Кушвинского городского округа, и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных ей федеральными законами и законами Свердловской области.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления осуществляют закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Расселение домов, признанных непригодными для проживания граждан предполагает проведение ряда мероприятий, установленных законом, таких как приобретение в муниципальную собственность жилых помещений либо их строительство, что сопряжено с проведением ряда процедур, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также с проведением конкурсных процедур, установленных Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Возможность органов местного самоуправления планомерно производить расселение подобных домов установлена п. 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, в соответствии с которым органу местного самоуправления предоставлено право принимать решение и издавать распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроков отселения жильцов или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Из анализа указанных норм следует, что граждане, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания, обеспечиваются жилыми помещениями вне очереди, то есть вне зависимости от наличия очереди граждан, состоящих на учете нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях по иным основаниям.

Исходя из количества граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения, состояния каждого конкретного жилого помещения, а также хронологического порядка обращения таких граждан в администрацию Кушвинского городского округа, орган местного самоуправления в соответствии со ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» планирует расселение признанных непригодными жилых помещений и избирает тот или иной способ реализации своих полномочия (закупка жилого помещения, строительство жилого дома, разработка муниципальной программы или участие в федеральных, региональных государственных программах).

В судебном заседании установлено, что на основании ордера № «а» от ДД.ММ.ГГГГ Новокрещиновой (впоследствии Посягиной) Ф.Л., ее супругу /-/, и дочери /-/ было предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> (л. д. 9).

Данное жилое помещение находится в муниципальной собственности Кушвинского городского округа, что подтверждается данными Технического паспорта жилого помещения по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 37 – 42) и сторонами не оспаривается.

Согласно паспортным данным (л. д. 6 – 7), справке отдела адресно-справочной работы ОВМ МО МВД России «Кушвинский» от ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 35), справке ООО УК «Родник» от ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 10) Посягина Ф.Л. зарегистрирована в спорном жилом помещении.

Постановлением Главы Кушвинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан непригодным для проживания, не подлежащим реконструкции и восстановлению (л. д. 11).

Заключением Межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 12) на основании акта обследования помещения № от ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 13) выявлены основания для признания многоквартирного <адрес> в <адрес> аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением администрации КГО от ДД.ММ.ГГГГ № многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением администрации КГО от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в постановление администрации Кушвинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу» установлен срок для проведения мероприятий, необходимых для пересечения граждан, проживающих в домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, а также для сноса указанных домов – до ДД.ММ.ГГГГ.

На основании постановления администрации Кушвинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № «О принятии малоимущих граждан на учет в качестве нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях муниципального жилищного фонда» Посягина Ф.Л. признана малоимущей в целях предоставления ей по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда и принята на учет в качестве нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях муниципального жилищного фонда (л. д. 8).

В собственности Посягиной Ф.Л. на территории Российской Федерации отсутствуют на праве собственности иные объекты недвижимости, что следует из пояснений истца и ответчиком с предоставлением доказательств в порядке ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не оспорено.

В силу Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В целях реализации положений статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

В силу ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью второй указанной статьи случаев.

Реализация права на внеочередное улучшение жилищных условий лицами, проживающими в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания, предусмотренного пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, осуществляется с учетом специальных норм закона, регулирующих правоотношения по поводу переселения из непригодного жилого помещения.

Такими нормами для лиц, проживающих в жилом помещении на условиях социального найма, являются статьи 85, 86, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающие предоставление взамен помещения, из которого гражданин подлежит переселению, другого жилого помещения на условиях социального найма, являющегося благоустроенным применительно к условиям населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечающего установленным требованиям и находящегося в границах данного населенного пункта.

Исходя из положений статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по указанному основанию другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 14 от 02.07.2009 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» поскольку другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, то иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. Предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер. Это гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними и с одновременным улучшением жилищных условия с точки зрения безопасности.

Постановлением Правительства Свердловской области от 01.04.2019 № 208-ПП утверждена Региональная адресная программа «Переселение граждан на территории Свердловской области из аварийного жилищного фонда в 2019 – 2025 годах», в которую включен дом №, расположенный по <адрес>, 1938 года постройки, со сроком отселения – 31.12.2024.

Согласно разъяснениям, данным в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления. Однако в ситуации, когда дальнейшее проживание в аварийном жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, создает угрозу для жизни и здоровья нанимателя и членов его семьи, суд вправе обязать орган местного самоуправления предоставить указанным лицам другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке на основании ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (ч. 2 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Кроме того, в силу разъяснений, изложенных в разделе III «Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2014, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.

Как установлено в судебном заседании, дом, расположенный по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ был поврежден в результате пожара. Данный факт подтверждается справками отдела надзорной деятельности Кушвинского городского округа, городского округа Верхняя Тура, городского округа Красноуральск от ДД.ММ.ГГГГ №, ДД.ММ.ГГГГ №, постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 05.03.2009 № 376-О-П, провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования. В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества. Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40).

Из указанных положений ст. 40 Конституции Российской Федерации, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула; статья 2; статья 21, часть 1, Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких, в частности, находящихся вне сферы их контроля обстоятельств, как пожар, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.

Решение об исключении жилого <адрес> в <адрес> из списка аварийных и подлежащих сносу органом местного самоуправления на дату рассмотрения дела судом не принималось, доказательства обратного в материалах дела не содержатся и суду представлены не были.

Установление органом местного самоуправления срока расселения жилого дома, признанного непригодным для проживания, в контексте норм Жилищного кодекса Российской Федерации не лишает граждан, зарегистрированных в жилых помещениях, расположенных в таких жилых домах, состоящих на учете с качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и признанных в установленном порядке малоимущими, при том, что жилое помещение повреждено в результате пожара, гарантированного права на предоставление им вне очереди благоустроенного и равнозначного по площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечающего установленным санитарным и иным техническим требованиям, предъявляемым к жилому помещению и находящееся в черте населенного пункта, жилого помещение по договору социального найма. Иное свидетельствует о нарушении конституционного права граждан на жилище.

При разрешении заявленных исковых требований суд учитывает, что Посягина Ф.Л. признана малоимущей и поставлена на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма; занимаемое ею жилое помещение в установленном порядке признано непригодным для проживания в 2009 году, аварийным и подлежащим сносу – в 2017 году, повреждено в результате пожара в 2018 году, что свидетельствует о невозможности проживания в нем даже незначительный период времени. Техническое состояние жилого <адрес> в <адрес> требует незамедлительного принятия решения о переселении истца в иное жилое помещение. Данные об обеспечении истца временным жильем, пригодным для проживания, благоустроенным и соответствующим санитарным и иным техническим требованиям законодательства ответчиком суду не представлены. Сведения о наличии у истца возможности проживания в ином жилое помещении по договору найма или ином законном основании до решения вопроса о предоставлении благоустроенного жилого помещения взамен утраченного в течение пяти лет в материалах дела отсутствуют. В собственности истца иного жилого помещения на территории Российской Федерации не имеется (при отсутствии доказательств обратного).

В силу п. 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Нарушение органом местного самоуправления срока принятия соответствующего решения или порядка его принятия не может повлечь за собой нарушение прав лиц, проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания и не подлежащими реконструкции и восстановлению, которые в свою очередь также признаны малоимущими и поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на получение во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения в соответствии с п. 1 ч. 2, ч. 3 ст. 57, ст. 86 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В связи с этим доводы ответчика о наличии на территории Кушвинского городского округа иных граждан, которые имеют право на внеочередное предоставление им жилых помещений, судом отклоняются.

Кроме того, ответчик в течение 9 лет после признания многоквартирного дома непригодным для проживания никаких мер по переселению Посягиной Ф.Л. из жилого помещения в многоквартирном доме, признанным непригодным для проживания, а затем и аварийным и подлежащим сносу, не предпринимал, жилое помещение истцу до настоящего времени не предоставил.

Доводы представителя ответчика администрации Кушвинского городского округа о том, что испрошенное истцами вмешательство суда в хозяйственную деятельность ответчика фактически приведет к перераспределению бюджетного финансирования и поставит сроки обеспечения новым жильем иных граждан, жилые помещения которых были признаны непригодными для проживания, в зависимости от обращения в судебные органы, а не от хронологического порядка признания их домов непригодными и планов органов местного самоуправления по распределению таких домов суд находит несостоятельными.

Не принимает во внимание суд и доводы ответчика относительно длительности процедур, связанных с предоставлением жилых помещений при расселении граждан из домов, признанных непригодными для проживания, поскольку законодателем обязанность по предоставлению нуждающимся гражданам благоустроенных помещений, отвечающих установленным санитарным нормам и техническим правилам, возложена на органы местного самоуправления. Доказательства отсутствия в муниципальном жилищном фонде таких помещений суду не представлена.

Установленные постановлением главы администрации КГО от ДД.ММ.ГГГГ № (с изменениями, внесенными постановлением от ДД.ММ.ГГГГ №) сроки для переселения граждан из домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, не могут быть приняты во внимание судом, поскольку бесспорных доказательств, свидетельствующих о том, что в установленные сроки истцу будет предоставлено благоустроенное жилое помещение, соответствующее установленным санитарным нормам и правилам, стороной ответчика в нарушение положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.

Не может быть принято во внимание судом и то, что спорный жилой дом включен в региональную адресную программу со сроком расселения до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку данное обстоятельство не должно умалять прав истца на получение жилья в порядке переселения из аварийного жилья незамедлительно после возникновения основания для внеочередного предоставления жилого помещения.

В учетом изложенного суд считает, что Посягиной Ф.Л. должно быть предоставлено во внеочередном порядке благоустроенное и равнозначное по площади ранее занимаемому жилому помещению, находящемуся по адресу: 624300, <адрес>, отвечающее установленным санитарным и иным техническим требованиям, предъявляемым к жилому помещению и находящееся в черте г. Кушва, жилое помещение по договору социального найма.

В исковом заявлении прокурор г. Кушва просит предоставить истцу жилое помещение площадью 39,4 кв.м, равнозначное по площади ранее занимаемому.

Как установлено судом, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, было предоставлено истцу и членам его семьи на основании ордера.

В силу ч. 1 ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

Следовательно, предоставление гражданам в связи со сносом занимаемого ими жилого помещения другого жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними условиями, и предоставляемое жилое помещение должно быть равнозначным.

В представленном в материалы дела ордере указано, что площадь предоставляемого жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, равна 39,4 кв.м.

В то же время согласно Техническому паспорту на жилой дом государственного общественного жилищного фонда, расположенный по адресу: <адрес>, составленному по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, площадь <адрес> указанного многоквартирного жилого дома составляет 19,0 кв.м (л. д. 39).

Истец указывал, что ему была предоставлена сначала одна комната, а затем другая, однако документы, подтверждающие данное обстоятельство, суду представлены не были. Дополнительное соглашение между собственником жилых помещений и нанимателем Посягиной Ф.Л. об увеличении площади предоставляемого по договору социального найма жилого помещения суду представлено не было. Доказательства того, что вторая комната была предоставлена истцу не во временное пользование, а для постоянного проживания по договору социального найма, ни истцом, ни прокурором, действующим в его интересах, суду также не были представлены. Указание в ордере площади занимаемого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, равной 39,4 кв.м, при наличии в Техническом паспорте жилого дома иной информации о площади занимаемой истцом квартиры не свидетельствует о безусловном праве истца на предоставление ему в порядке ст. ст. 86 – 89 Жилищного кодекса российской Федерации жилого помещения большей площади, чем ранее занимаемое.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований, предъявленных к администрации Кушвинского городского округа, о внеочередном предоставлении благоустроенного жилого помещения, равнозначного по площади ранее занимаемому жилому помещению, то есть площадью. 19,0 кв.м.

При принятии решения суд руководствуется соответствующими разъяснениями, содержащимися в п. 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации».

В соответствии со ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

На основании пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков.

Таким образом, ответчик администрация Кушвинского городского округа освобождена от уплаты государственной пошлины и с нее не может быть взыскана государственная пошлина, подлежащая уплате по данному иску.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора г. Кушва, действующего в интересах Посягиной Филы Леонидовны, к администрации Кушвинского городского округа об обязании совершить определенные действия удовлетворить.

Обязать администрацию Кушвинского городского округа предоставить Посягиной Филе Леонидовне во внеочередном порядке благоустроенное и равнозначное по площади ранее занимаемому жилому помещению, находящемуся по адресу: 624300, <адрес>, общей площадью 39,4 кв.м, отвечающее установленным санитарным и иным техническим требованиям, предъявляемым к жилому помещению и находящееся в черте п. Баранчинский г. Кушва, жилое помещение по договору социального найма.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия судом в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Кушвинский городской суд Свердловской области.

РЎСѓРґСЊСЏ Рќ.Р¤.РўСѓСЂРєРёРЅР°

2-378/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Посягина Фила Леонидовна
Другие
Посягина Ф.Л.
Прокурор г. Кушва
Администрация КГО
КУМИ КГО
Суд
Кушвинский городской суд Свердловской области
Дело на сайте суда
kushvinsky.svd.sudrf.ru
23.05.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.05.2019Передача материалов судье
24.05.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.05.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.06.2019Подготовка дела (собеседование)
11.06.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.06.2019Судебное заседание
01.07.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.07.2019Вынесено определение о назначении с.з. (после вынесения решения) для совершения процессуальных действий по инициативе суда
08.07.2019Судебное заседание
15.07.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.04.2020Передача материалов судье
27.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.04.2020Подготовка дела (собеседование)
27.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.04.2020Судебное заседание
27.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.04.2020Вынесено определение о назначении с.з. (после вынесения решения) для совершения процессуальных действий по инициативе суда
27.04.2020Судебное заседание
27.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее