Дело № 33-22769/2023
50RS0046-01-2022-003805-30
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Цуркан Л.С.,
судей Мизюлина Е.В., Петруниной М.В.,
при помощнике судьи Арышевой А.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 3 июля 2023 года апелляционную жалобу ФИО на решение Ступинского городского суда Московской области от 10 марта 2023 года по делу
по иску ФИО к ОСФР по г. Москве и Московской области о назначении досрочной пенсии,
заслушав доклад судьи Мизюлина Е.В.,
УСТАНОВИЛА:
ФИО обратился в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ № 4 по г. Москве и Московской области, в котором, с учетом уточнения требований, просил: признать незаконным решение об отказе в установлении пенсии ГУ - УПФ №4 по г. Москве и Московской области №220000157692/1348981/22; обязать ОСФР по г. Москве и МО учесть период его проживания в <данные изъяты> Украина в соответствии со ст. 33 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1, как гражданину, выехавшему добровольно из зоны проживания с правом на отселение: с 04.11.1986 г. по 06.11.1990 г.; обязать ОСФР по г. Москве и МО назначить досрочную страховую пенсию с 30.10.2022 года.
Исковые требования обоснованы тем, что 05.10.2022 года он обратился с заявлением в ГУ - Управление Пенсионного фонда № 4 по г. Москве и Московской области о назначении досрочной пенсии в соответствии с пунктом 7 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", предоставив удостоверение, а также сведения о проживании в зоне с правом на отселение с 1986 года по 1990 год. Решением комиссии ему отказано в назначении досрочной пенсии, не учтен период его проживания в и.<данные изъяты>, <данные изъяты> Украина в соответствии со ст. 33 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1, как гражданину выехавшему добровольно из зоны проживания с правом на отселение: - с 04.11.1986 г. по 06.11.1990 г. С решением ответчика он не согласен.
Решением Ступинского городского суда Московской области от 10 марта 2023 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе истец просил решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, принять новое решение об удовлетворении иска.
В силу ст.167 ГПК РФ судебная коллегия рассматривает дело в отсутствие сторон, учитывая их надлежащее извещение о времени и месте рассмотрения дела (л.д. 150-151, 154-155).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, как постановленного в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12. 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 01.01.2015 г.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 11 настоящего Федерального закона, засчитываются период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", гражданам, постоянно проживающим (работающим) в зонах радиоактивного загрязнения, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения, в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее также - Закон РФ N 1244-1).
В силу ч. 2 ст. 28.1 Закона РФ N 1244-1 гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Закона N 400-ФЗ по состоянию на 31 декабря 2018 года, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Закона N 400-ФЗ, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Закону N 400-ФЗ. Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Законом N 400-ФЗ при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Закона N 400-ФЗ, или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
В ч. 1 ст. 13 Закона РФ N 1244-1 указано, что к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, отнесены граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (п. 7); граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы (п. 11); военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходящие (проходившие) военную службу (службу) в зоне отчуждения, зоне отселения, зоне проживания с правом на отселение и зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом (п. 12).
Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет).
Согласно ч. 2 ст. 29 Закона РФ N 1244-1 гражданам, указанным в п. 1 и 2 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона, гарантируются назначение пенсий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению лицам, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, военнообязанным, призванным на специальные и поверочные сборы, направленным икомандированным для работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшим обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы.
В соответствии со ст. 33 Закона РФ N 1244-1 гражданам, указанным в п. 7 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ч. 2 ст. 28.1 настоящего Закона, на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности.
Согласно ст. 7 Закона РФ N 1244-1 действие настоящего Закона распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС из которых в 1986 г. и в последующие годы проведена эвакуация и отселение граждан; на которых начиная с 1991 г. среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0.1 бэр); на которых начиная с 1991 г. плотность радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 превышает 1 Ки/кв. км.
Указанные территории подразделяются на следующие зоны: зона отчуждения; зона отселения; зона проживания с правом на отселение; зона проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет.
В соответствии с. п. 100 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного приказом Минтруда России от 28 ноября 2014 г. N 958н (действовавшего на момент рассмотрения спорных правоотношений, утратившего силу с 1 января2022 г. в связи с принятием приказа Минтруда России от 4 августа 2021 г. N 538н) проживание (период проживания) в зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", подтверждается удостоверениями установленного образца, документами, подтверждающими проживание в указанных зонах (регистрацию по месту жительства или месту пребывания).
Работа (периоды работы) в зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", подтверждается документами, предусмотренными для подтверждения периодов работы, включаемых в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий".
Как установлено судом, ФИО в период с 05.08.1981 г. по 26.11.1990 г. проходил военную службу в рядах Советской Армии: с 05.08.1981 г. по 25.06.1986г.- курсант Серпуховского высшего военного командного училища; с 25.06.1986г. по 26.11.1990г. - на должностях офицерского состава.
С 04.11.1986 г. нес службу в <данные изъяты> Украины.
Приказом от 29.10.1990г. уволен в запас приказом МО СССР №01541 от 29.10.1990г. по ст. 59 п. «в» (по сокращению штатов).
31.10.2001 г. Олевской районной государственной администрацией Житомирской области ФИО выдана справка в том, что он проживал с 04.11.1986 года по 06.11.1990г. <данные изъяты> Украины, которое Постановлением КМ Украины №106 от 28.07.1991г. отнесено к зоне добровольного отселения.
27.12.2013г Ступинским УСЗН Московской области истцу выдано удостоверение серии АК №078683 как гражданину, выехавшему добровольно из зоны проживания с правом на отселение, время проживания (работы) в <данные изъяты> Украины с 04.11.1986 года по 06.11.1990г.. Предъявитель удостоверения имеет право на компенсации и льготы, установленные Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Аналогичные удостоверения были выданы его жене и дочери.
05 октября 2022 года ФИО обратился в ГУ - УПФ №4 по г.Москве и Московской области с заявлением о назначении пенсии по старости, предусмотренной Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" с 30.10.2022 года.
Решением ГУ - УПФ №4 по г. Москве и Московской области №220000157692/1348981/22 в назначении пенсии по старости с 30.10.2022 года отказано в связи с отсутствием права, по тем основаниям, что для определения права на назначение пенсии по старости с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" учитывается работа или проживание в зоне на отселение, а прохождение военной службы не учитывается, данный статус не дает правовых оснований для установления пенсии по старости с уменьшением возраста по нормам Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правильно указал, что поскольку ФИО в спорный период являлся военнослужащим, проходившим военную службу в зоне проживания с правом на отселение, то не относится к категории лиц, указанных в пункте 6 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а относится к категории граждан, указанной в п. 12 ст. 13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Положениями Закона N 400-ФЗ возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости со снижением возраста, установленного ст. 8 названного закона, для граждан, из числа лиц, подвергшихся радиационному воздействию в связи с катастрофой на ЧАЭС, для данной категории граждан не установлена.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд первой инстанции, принимая во внимание отсутствие доказательств проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом, поскольку место прохождения срочной службы в Советской Армии, является местом временного пребывания, которое определено истцу независимо от его воли, пришел к обоснованному выводу об отсутствии у истца права на снижение установленного законом пенсионного возраста.
Судебная коллегия считает правильными выводы, изложенные в оспариваемом судебном постановлении, поскольку указанные выводы основаны на законе, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судебными инстанциями и представленным доказательствам.
В судебном постановлении суда первой инстанции приведено толкование норм материального права, в частности, статей 7, 10, 11, 13, 23, 24, 28.1, 33, 34 Закона Российской Федерации N 1244-1 от 15 мая 1991 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы о том, что прохождение военной службы в рядах Советской Армии не лишает его статуса лица, постоянного проживавшего на момент аварии на Чернобыльской АЭС на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению и впоследствии выехавшего добровольно из зоны проживания с правом на отселение, в связи с чем, он имеет право на назначение страховой пенсии по старости с уменьшением возраста, являются не состоятельными, поскольку, в разделе IV Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" законодатель определил особенности пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, в частности предусмотрел возможность назначения пенсии по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста с учетом обстоятельств и продолжительности радиационного воздействия. При этом граждане, указанные в пункте 12 части 1 статьи 13 настоящего Закона, в указанном разделе не поименованы.
Таким образом, суд при вынесении оспариваемого решения правильно определил юридически значимые обстоятельства, правильно применил подлежащий применению к спорным правоотношениям материальный закон, не допустил нарушения процессуального закона, постановив законное и обоснованное решение.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы в соответствии со ст. 330 ГПК РФ судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ступинского городского суда Московской области от 10 марта 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО - без удовлетворения.
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 05.07.2023 года.
Председательствующий
Судьи