Дело №2а-1186/2020
УИД 18RS0003-01-2019-007254-86
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 марта 2020 года г. Ижевск
Октябрьский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Пашкиной О.А.,
при секретаре Смирновой К.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №10 по Удмуртской Республике к Захаровой Ф.Ш. о взыскании пени по налогу на добавленную стоимость за 2012-2013 годы, пени по налогу на доходы физических лиц (ИП) за 2012-2013 годы, пени по единому налогу на вмененный доход за 3 квартал 2015 года,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №10 по Удмуртской Республике (далее – административный истец, Межрайонная ИФНС России №10 по Удмуртской Республике, Инспекция) обратилась в суд с административным иском к Захаровой Ф.Ш. (далее – административный ответчик, налогоплательщик, Захарова Ф.Ш.) о взыскании пени по налогу на добавленную стоимость за 2012-2013 годы, пени по налогу на доходы физических лиц (ИП) за 2012-2013 годы, пени по единому налогу на вмененный доход за 3 квартал 2015 года. Исковые требования мотивированы тем, что Захарова Ф.Ш. являлась плательщиком налога на добавленную стоимость, налога на доходы физических лиц (ИП), а также единого налога на вмененный доход, так как ранее осуществляла предпринимательскую деятельность. В отношении Захаровой Ф.Ш. проведена выездная налоговая проверка по всем налогам и сборам за период с 01.01.2012 по 31.12.2013. По итогам проверки Инспекцией принято решение о привлечении Захаровой Ф.Ш. к налоговой ответственности. Также в отношении Захаровой Ф.Ш. проведена камеральная налоговая проверка за 3 квартал 2015 года по единому налогу на вмененный доход, по результатам которой Инспекцией принято решение о привлечении ее к налоговой ответственности. В связи с просрочкой исполнения обязанности по уплате налога налогоплательщику начислены пени по НДС, по НДФЛ, по ЕНВД. Ввиду неисполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налогов и пени Инспекцией выставлены требования от 15 февраля 2018 года <номер>, от 22 февраля 2018 года <номер>, от 21 декабря 2017 года <номер>, от 12 октября 2017 года <номер>, которые в установленный срок не исполнены. В настоящий момент у налогоплательщика имеется задолженность попени по налогу на добавленную стоимость за 2012-2013 годы в размере 878 934,16 руб., пени по налогу на доходы физических лиц (ИП) за 2012-2013 годы в размере 54 847,55 руб., пени по единому налогу на вмененный доход за 3 квартал 2015 года в размере199,40 руб., которую административный истец, ссылаясь на ст.ст. 23, 31, 45, 48, 75 НК РФ, просит взыскать с административного ответчика в доход бюджета.
Представитель административного истцаМежрайонной ИФНС России №10 по Удмуртской Республикев судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, причины неявки не сообщил, с ходатайством об отложении судебного заседания не обратился. В соответствии с ч. 2 ст. 289, ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие административного истца.
Административный ответчик Захарова Ф.Ш.в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела была извещена надлежащим образом по последнему известному месту регистрации, причины неявки не сообщила, с ходатайством об отложении судебного заседания не обратилась. Судебная корреспонденция получена административным ответчиком. В соответствии с ч. 2 ст. 289, ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие административного ответчика.
Назначенный административному ответчику для защиты ее интересов представитель – адвокат Гальфанова З.Ф., действующая на основании ордера, с административными исковыми требованиями не согласилась, просила отказать в их удовлетворении в связи с пропуском административным истцом срока на обращение в суд.
Выслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы административного дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к нижеследующему.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации, статьи 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.
Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска.
В силу п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета вналоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Пунктом 3 статьи 48 НК РФ предусмотрено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Частью 5 ст. 138 КАС РФ установлено, что в случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.
Частью 5 статьи 180 КАС РФ установлено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Таким образом, установив, что причины пропуска административным истцом срока на обращение в суд нельзя признать уважительными, суд вправе принять решение не исследуя фактические обстоятельства административного дела, и отказать в удовлетворении административного иска только в связи с пропуском срока на обращение в суд.
Как следует из материалов дела, определением мирового судьи судебного участка №2 Октябрьского района г. Ижевска от 18 октября 2018 года отменен судебный приказ от 18 октября 2018 года №2А-3112/2018 о взыскании с Захаровой Ф.Ш.пени по налогу на добавленную стоимость, пени по налогу на доходы физических лиц (ИП), пени по единому налогу на вмененный доход.
Следовательно, шестимесячный срок обращения в суд с административным исковым заявлением истекал18 апреля 2019 года и был пропущен налоговым органом на момент обращения 20 декабря 2019 года в суд с настоящим административным исковым заявлением. Доводы представителя административного ответчика в указанной части являются обоснованными.
В данном конкретном случае своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом, тем более что копия определения мирового судьи об отмене судебного приказа получены Инспекцией 06 ноября 2018 года.Суд находит, что у налогового органа имелось достаточно времени для оформления административного искового заявления в установленном законом порядке и в срок. Тем более что налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем ему должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.
Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, административным истцом не представлено, в связи с чем не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что истцом пропущен срок обращения с административным иском в суд, основания для его восстановления отсутствуют, в связи с чем административные исковые требования о взыскании с Захаровой Ф.Ш.пени подлежат оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 175-177, 290 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №10 по Удмуртской Республике к Захаровой Ф.Ш. о взыскании пени по налогу на добавленную стоимость за 2012-2013 годы, пени по налогу на доходы физических лиц (ИП) за 2012-2013 годы, пени по единому налогу на вмененный доход за 3 квартал 2015 года оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Верховный суд Удмуртской Республики через районный суд.
Решение в окончательной форме изготовлено председательствующим судьей на компьютере 19 марта 2020 года.
Председательствующий судья Пашкина О.А.