32RS0027-01-2020-008504-65
Дело №2-3986/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 октября 2020 года г. Брянск
Советский районный суд г. Брянска в составе
председательствующего судьи Степониной С.В.,
при секретаре Иванушко А.С.,
с участием истца Терещенковой Г.А., представителя истца по доверенности Панченко Е.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Терещенковой Галины Александровны к Брянской городской администрации об изменении наименования объекта недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Терещенкова Г.А. обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что ей на праве собственности принадлежит объект недвижимости – нежилое помещение общей площадью 102,4 кв.м, магазин №37, кадастровый №..., расположенный <адрес>. Поскольку данное помещение с момента приобретения ею не использовалось в качестве магазина, истец приняла решение изменить наименование помещения. Для этой цели кадастровым инженером П. был подготовлен технический план. Однако 25.03.2020 Управление Росреестра по Брянской области решением №... приостановило государственный кадастровый учет изменений. Апелляционная комиссия Управления Росреестра по Брянской области решением №32-20-14 от 21.05.2020 не нашла оснований для удовлетворения жалобы истца. Ссылаясь на то, что ее права, как собственника объекта недвижимости нарушаются, истец просит (с учетом уточнения требований) суд изменить наименование объекта недвижимости – нежилого помещения общей площадью 102,4 кв.м, Магазин №37, кадастровый №..., расположенный <адрес> с «Магазин №37» на «Нежилое помещение».
Определением суда от 14.08.2020 к участию в деле в качестве соответчика привлечена Брянская городская администрация, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ФГБУ «ФКП Росреестра».
Определением суда от 22.10.2020, с согласия истца и его представителя, из числа ответчиков исключено Управление Росреестра по Брянской области и привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований.
В судебном заседании истец Терещенкова Г.А. и ее представитель по доверенности Панченко Е.М. поддержали исковые требования, просили удовлетворить иск в полном объеме.
В судебное заседание представитель ответчика Брянской городской администрации не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, Управление Росреестра по Брянской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом. От представителя Управления Росреестра по Брянской области поступило ходатайство о рассмотрении дела без его участия.
Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть настоящее дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав истца и его представителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Терещенкова Галина Александровна является собственником нежилого помещения «Магазин №37», кадастровый №..., расположенного <адрес> (свидетельство о государственной регистрации права №... от <дата>, запись регистрации №...).
Имея намерение изменить наименование объекта недвижимости, Терещенкова Г.А. обратилась с соответствующим заявлением в Управление Росреестра по Брянской области. Согласно техническому плану помещения, выполненному кадастровым инженером П. реконструкция объекта недвижимости: нежилого помещения, кадастровый №..., расположенного <адрес> не проводилась. Основные характеристики не менялись.
Согласно решению от 25.03.2020 №... Управление Росреестра по Брянской области приостановило государственный кадастровый учет изменений, сославшись на то, что согласно ст. 55 Градостроительного кодекса РФ такая характеристика объекта капитального строительства, как «наименование» отражается при создании объектов недвижимости, либо их реконструкции в решении на ввод объекта в эксплуатацию. Поскольку технический план помещения содержал сведения об отсутствии реконструкции, а к заявлению не была приложена проектная документация на нежилое помещение, регистрирующим органом принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета. Апелляционная комиссия Управления Росреестра по Брянской области решением №32-20-14 от 21.05.2020 не нашла оснований для удовлетворения жалобы истца.
С 1 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон № 218-ФЗ) государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.
Таким федеральным органом исполнительной власти в силу пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 № 1847 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии», пункта 1, подпунктов 5.1.1 - 5.1.3 пункта 5 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии в лице своих территориальных органов.
В силу пункта 3 части 1 статьи 29 Федерального закона № 218-ФЗ при проведении государственной регистрации прав регистрирующим органом осуществляется проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Пунктом 9 части 1 статьи 26 Федерального закона № 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам.
Осуществление государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей.
Согласно статье 27 Федерального закона № 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав:
в порядке межведомственного информационного взаимодействия; в уведомительном порядке - при внесении в установленных настоящим Федеральным законом случаях дополнительных сведений, внесение которых в Единый государственный реестр недвижимости не влечет за собой переход, прекращение права, ограничение права или обременение объекта недвижимости.
Оценивая позицию органа кадастрового учета о том, что для регистрации изменений в наименовании объекта капительного строительства необходимо какое-либо разрешение, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса РФ, разрешение на строительство (реконструкцию) представляет собой документ, дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.
Под реконструкцией объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов (п. 14 ст.1 Градостроительного кодекса).
В ходе судебного разбирательства с достоверностью установлено, что спорное нежилое помещение не является вновь созданным объектом. Проведение ремонтно-строительных работ по реконструкции указанного помещения не планируется, оформление разрешения на строительство (реконструкцию) не требуется. Ни одно из вышеперечисленных действий в вышеуказанном нежилом помещении не производилось.
Кроме того Терещенкова Г.А. обращалась в Брянскую городскую администрацию с заявлением о принятии решения об изменении наименования принадлежащего ей нежилого помещения, общей площадью 102,4 кв.м, Магазин №37, кадастровый №..., расположенный <адрес> с «Магазин №37» на «нежилое помещение свободного назначения» согласно техническому плану.
Ответом Брянской городской администрации №5115гр от 01.10.2020 Терещенковой Г.А. в удовлетворении заявления было отказано, поскольку наименование «помещение свободного назначения» не предусмотрено градостроительными регламентами. Жилой дом, расположенный <адрес> расположен на земельном участке с кадастровым №..., без координат границ.
Анализируя данные технического паспорта, находящегося в материалах инвентарного дела ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация», жилого дома <адрес>, суд усматривает, что жилой дом имеет статус многоквартирного, помещение, принадлежащее Терещенковой Г.А., располагается на 1 этаже указанного многоквартирного дома.
Согласно публичной кадастровой карте Росреестра земельный участок с кадастровым №..., на котором расположен многоквартирный жилой дом <адрес> имеет вид разрешенного использования – «Для эксплуатации жилого дома», т.е. соответствует назначению расположенного на нем здания. Доводы Брянской городской администрации о том, что границы земельного участка с кадастровым №... не определены не имеют правового значения для рассмотрения настоящего спора.
В соответствии с ч. 7 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет недвижимого имущества – это внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
На основании пп. 1 1ч.5 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в кадастр недвижимости вносятся следующие дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества: наименование здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса, предприятия как имущественного комплекса при наличии такого наименования;
Согласно п. 3 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с: созданием объекта недвижимости; образованием объекта недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 8 - 10 части 5 настоящей статьи;
прекращением существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.
В силу п.7 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.
Технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера (ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 (далее Приказ Минэкономразвития России от 18.12.2015 №953) утверждена форма технического плана и требований к его подготовке, состав содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений.
Приложением №2 раздела II Приказа Минэкономразвития России от 18.12.2015 №953 установлен перечень документов, на основании которых сведения об объекте недвижимости, в том числе наименовании помещения подлежат указанию в техническом плане.
При этом изменение наименования помещения может быть связано с изменением его функционального использования (без проведения реконструкции такого помещения), а также в связи с назначением такого помещения.
Руководствуясь названными нормами права, суд приходит к выводу, что изменение наименования объекта капитального строительства возможно в уведомительном порядке, без межведомственного информационного взаимодействия.
Судом установлено, что своими действиями Терещенкова Г.А. желающая изменить наименование принадлежащего ей на праве собственности объекта недвижимости, не нарушает чьих-либо прав и законных интересов, внесение изменений в наименование объекта без изменения его назначения, не может повлиять на права и законные интересы третьих лиц, в том числе не создаст правовой неопределенности указанного объекта в гражданском обороте. Таким образом суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Терещенковой Галины Александровны к Брянской городской администрации об изменении наименования объекта недвижимости удовлетворить.
Изменить наименование объекта недвижимости – нежилого помещения общей площадью 102,4 кв.м., расположенного <адрес>, кадастровый №... с «Магазин №37» на «Нежилое помещение».
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд города Брянска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья С.В. Степонина
Резолютивная часть решения оглашена 26 октября 2020 года.
Решение в окончательной форме изготовлено 30 октября 2020 года.