Дело № 2а-403/2021
№ 88а-6562/2021
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Владивосток 25 августа 2021 года
Мотивированное кассационное определение изготовлено 07.09.2021
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Кудриной Я.Г. и Римского Я.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФСИН России на решение Елизовского районного суда Камчатского края от 19 февраля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 13 мая 2021 по административному делу по административному исковому заявлению Кильмухаметова Вячеслава Рашитовича к ФКУ «Исправительная колония №6» УФСИН России по Камчатскому краю, Российской Федерации в лице ФСИН России о признании незаконными действий (бездействия), взыскание компенсации за нарушение условий содержания.
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А., судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Кильмухаметов В.Р. обратился в Елизовский районный суд Камчатского края с вышеназванным административным исковым заявлением к ФКУ «Исправительная колония № 6» УФСИН России по Камчатскому краю (далее – ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю) и просил признать действия (бездействие) ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю, нарушающими условия его содержания в исправительной колонии (необеспечение в период с ноября по декабрь 2020 года предметами гигиены), взыскать в его пользу денежную компенсацию за нарушение условий содержания в размере 50 000 рублей.
Определением судьи от 26 января 2021 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена Российская Федерация в лице ФСИН России.
Решением Елизовского районного суда Камчатского края от 19 февраля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 13 мая 2021 года, административные исковые требования Кильмухаметова В.Р. удовлетворены: признано незаконным бездействие ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю, выразившееся в необеспечении в ноябре и декабре 2020 года гигиеническими наборами Кильмухаметова В.Р.; с Российской Федерации в лице ФСИН России за счёт казны Российской Федерации в пользу Кильмухаметова В.Р. взыскана компенсация за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 2 000 рублей и расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
29 июня 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба ФСИН России, поданная через Елизовский районный суд Камчатского края 17 июня 2021 года, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов и принятии нового решения.
В обоснование своей позиции кассатор сослался на нарушение судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права. Так, на основании постановления Правительства РФ от 11 апреля 2005 года № 205 выдача гигиенических наборов (мыло, зубная паста, забная щётка, одноразовая бритва, туалетная бумага) осуществляется один раз в месяц на одного осужденного. Согласно раздаточным ведомостям за ноябрь и декабрь 2020 года, Кильмухаметовым В.Р. получены гигиеническое наборы 22 января 2021 года, что было связано с перебоями в централизованных поставках. К моменту рассмотрения дела, право осужденного на обеспечение гигиеническими наборами не нарушено. Кроме этого, Кильмухаметов В.Р. не был лишён возможности самостоятельно приобрести средства гигиены в магазине исправительного учреждения.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 02 июля 2021 года кассационная жалоба ФСИН России передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, ходатайств о проведении судебного заседания в суде кассационной инстанции с использованием системы видеоконференц-связи не заявили, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частями 2 и 3 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе исследовать и приобщать к материалам дела новые доказательства, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были опровергнуты судом первой и апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
В соответствии с частью 1 статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Согласно части 3 статьи 227.1 КАС РФ требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учётом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Статьёй 10 УИК РФ установлено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Права и обязанности осужденных определяются УИК РФ исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания.
В соответствии с частью 1 статьи 82 УИК РФ режим в исправительных учреждениях - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.
Согласно части 2 статьи 99 УИК РФ осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Они обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены (как минимум мылом, зубной щеткой, зубной пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами (для мужчин), средствами личной гигиены (для женщин)).
Минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 99 УИК РФ).
Пунктом 3 постановления Правительства РФ от 11 апреля 2005 года №205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время» утверждена минимальная норма материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, которая включает в себя: хозяйственное мыло – 200 граммов в месяц, туалетное мыло – 50 граммов в месяц, зубную пасту (порошок) – 30 граммов в месяц, зубную щетку – 1 штуку в 6 месяцев, одноразовую бритву – 6 штук в месяц, туалетную бумагу – 25 метров в месяц.
Статьёй 9 Закона РФ от 21 июля 1993 года № 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» предусмотрено, что финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы является расходным обязательством Российской Федерации.
Из содержания подпункта 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утверждённого Указом Президента РФ от 13 октября 2004 года № 1314, следует, что задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанции в судебных актах сослались на положения Уголовно-исполнительного кодекса РФ, постановление Правительства РФ от 11 апреля 2005 года № 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время», установили, что Кильмухаметов В.Р. не был обеспечен в ноябре и декабре 2020 года предметами гигиены, и пришли к обоснованному выводу о том, что в отношении осужденного Кильмухаметова В.Р. исправительным учреждением нарушены условия его содержания в данной части, в связи с чем взыскали в пользу административного истца с Российской Федерации в лице ФСИН России компенсацию за нарушение условий содержания в размере 2 000 рублей.
Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции, в том числе в кассационной жалобе, ФСИН России не представлено.
Вопреки доводам кассационной жалобы, факт нарушения прав осужденного Кильмухаметова В.Р. в период с ноября по декабрь 2020 года установлен, что повлекло необходимость компенсации за нарушение условий его содержания в исправительном учреждении.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанции правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Разрешая данный административный спор, суды первой и апелляционной инстанции правильно определили обстоятельства дела, характер спорных правоотношений, к которому применили нормы материального права, его регулирующие.
Все остальные доводы кассационной жалобы аналогичны позиции и доводам ФСИН России в судах первой и апелляционной инстанции, а несогласие административного ответчика с оценкой судами имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Принцип правовой определённости предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра решения суда только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно быть разрешено дело, не является поводом для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Елизовского районного суда Камчатского края от 19 февраля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 13 мая 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФСИН России – без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи