Решение по делу № 2а-259/2022 от 30.06.2022

УИД 60RS0025-01-2022-000500-41

Дело № 2а-259/2022

Решение

Именем Российской Федерации

18 июля 2022 года                                п. Струги Красные

Стругокрасненский районный суд Псковской области в составе судьи Богдановой Е.В.,

при секретаре Славненко Ю. Н.,

с участием старшего помощника прокурора Струго-Красненского района Псковской области Темирбулатовой М.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Струго-Красненского района Псковской области в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

установил:

Заместитель прокурора Струго-Красненского района обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц. В обоснование иска указала, что в ходе проведенной прокуратурой Струго-Красненского района проверки исполнения законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации в части ограничения доступа к запрещенной информации, установлено, что на сайтах в сети «Интернет» с доменными именами: <данные изъяты>,<данные изъяты> размещена информация о возможности приобретения на платной основе водительских удостоверений, минуя установленный законом порядок получения данного документа с проводкой по официальной базе данных согласно существующим требованиям закона. Водительские удостоверения предлагается приобрести, не проходя установленные процедуры получения, а также даже в случае лишения права управления транспортными средствами. Вход на сайт свободный, ознакомиться с содержанием указанных страниц и воспользоваться информацией в электронном варианте может любой Интернет-пользователь.

В целях установления владельца сайтов произведены запросы с использованием сервиса «Whois». По результатам полученных ответов сведения о владельцах сайтов не установлены.

В целях установления наличия (отсутствия) указанных выше указателей страниц сайтов в сети «Интернет» в Едином реестре доменных имен произведен электронный запрос с использованием сервиса: https://eais.rkn.gov.ru/, размещенного на официальном сайте Роскомнадзора, по результатам которого получены сведения об отсутствии информации об указанных именах доменов сайтов в сети «Интернет» в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Порядок ограничения доступа к информации, признанной запрещенной на территории Российской Федерации, в соответствии со статьями 15.1, 15.2,15.3 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон № 149) установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 № 1101(далее - Постановление №1101).

Обязанность внесения сведений, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено по решению суда,относится к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Незаконное распространение в сети «Интернет» указанной информации подрывает основы конституционного строя Российской Федерации,влечет нарушение публичных интересов РФ,прав и интересов неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения.

В соответствии с правом, предоставленным ей ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», ч. 1 ст. 39КАС РФ, зам. прокурораСтруго-Красненского района просит признать информацию, распространяемую на сайтах в сети «Интернет» с доменными именами: <данные изъяты>, <данные изъяты>, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Административный истец в судебном заседании поддержала заявленные требования.

Представитель Управления Роскомнадзора по Северо-Западному федеральному округу в судебное заседание не явился, предоставил суду ходатайство о рассмотрении дела без его участия. Его явка в судебное заседание обязательной не является, судом таковой не признавалась, не препятствует рассмотрению дела, в связи с чем судом определено рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из Акта прокурорской проверки от 29.06.2022 с фототаблицей, в ходе проверки исполнения законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации в части ограничения доступа к запрещенной информации, выявлены Интернет-сайты с доменными именами: <данные изъяты>, <данные изъяты>, которые содержат информацию о возможности приобретения на платной основе водительских удостоверений, минуя установленный законом порядок получения данного документа «с проводкой по официальной базе данных согласно существующим требованиям закона». Водительские удостоверения предлагается приобрести, не проходя установленные процедуры получения, а также даже в случае лишения права управления транспортными средствами.

Вход на указанные сайты свободный, ознакомиться с содержанием указанных страниц и воспользоваться информацией в электронном варианте может любой Интернет-пользователь. Информация на сайте распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен, какое-либо ограничение на передачу, копирование и распространение данной информации отсутствует.

Информация, размещенная на указателях вышеуказанных сайтов в сети «Интернет», содержит предложение приобрести водительское удостоверение на платной основе без прохождения в установленном законом порядке медицинского освидетельствования и сдачи экзаменов. Предложение адресовано, в том числе, лицам, лишенным на основании действующего законодательства права управления транспортными средствами.

В целях установления владельцхева сайтов произведены запросы с использованием сервиса «Whois». По результатам полученных ответов сведения о владельцах сайтов не установлены.

Из Акта проверки следует, что информации об указанных именах доменов сайтов в сети «Интернет» в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не имеется(л. д. 13-14, 15-22).

В соответствии с ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

В соответствии с подпунктом 4 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон № 149-ФЗ) информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.

В соответствии с ч. 5 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

В соответствии с положениями ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон № 196) к основным принципам обеспечения безопасности дорожного движения относятся, в том числе: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

Абзацем 8 ст. 5 Закона № 196 установлено, что обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, среди прочего, посредством организации подготовки водителей транспортных средств и обучения граждан правилам и требованиям безопасности движения.

Согласно ст. 24 Закона № 196 права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.

При этом ч. 4 вышеуказанной статьи установлена обязанность участников дорожного движения выполнять требования Закона № 196 и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.

Статьей 25 Закона № 196 определено, что право на управление транспортными средствами предоставляется лицам, сдавшим соответствующие экзамены, при соблюдении условий, перечисленных в ст. 26 Закона № 196. Кроме того, устанавливаются общие правила проведения экзаменов, определяются полномочия Правительства Российской Федерации по утверждению нормативных правовых актов в сфере порядка проведения таких экзаменов, требований к техническим средствам контроля и условий их применения, а также выдачи водительских удостоверений.

Соответствующие Правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2014 № 1097 «О допуске к управлению транспортными средствами». Среди прочего п. 26 данных правил закреплены требования к лицам, имеющим право на получение водительского удостоверения. Так, российские национальные водительские удостоверения выдаются лицам, достигшим установленного ст. 26 Закона № 196 возраста, имеющим соответствующее медицинское заключение, успешно сдавшим экзамены, предусмотренные п. 9 настоящих Правил.

Гражданским кодексом Российской Федерации в ст. 1079, а также п. 18 постановления Пленума Верховного суда от 26.01.2010 № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина» определено понятие источника повышенной опасности, каковым является любая деятельность, осуществление которой создает повышенную вероятность причинения вреда из-за невозможности полного контроля за ней со стороны человека, а также деятельность по использованию, транспортировке, хранению предметов, веществ и других объектов производственного, хозяйственного или иного назначения, обладающих такими же свойствами.

При этом в качестве примера источника повышенной опасности Верховным судом Российской Федерации называется транспортное средство.

Статьей 12.7 КоАП РФ установлена административная ответственность за управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством, а также водителем, лишенным права управления транспортным средством.

Статьей 327 УК РФ установлена уголовная ответственность за приобретение, хранение, перевозку в целях использования или сбыта либо использование заведомо поддельных паспорта гражданина, удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в том числе водительского удостоверения.

Таким образом, размещенная на вышеуказанных сайтах информация не соответствует приведенным нормам законодательства, нарушает установленные законом ограничения, основы конституционного строя, права и законные интересы неопределенного круга лиц, в том числе право граждан на безопасность дорожного движения, в силу чего является незаконной и подлежит запрещению к распространению на территории Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В силу ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Согласно части 2 той же статьи Закона в реестр включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, а также сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие указанную информацию.

Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ).

Признание судом информации, распространяемой через сеть Интернет, запрещенной к распространению на территории РФ, влечет в силу частей 7 - 10 ст. 15.1 Федерального закона №149-ФЗ необходимость удаления соответствующей интернет-страницы владельцем сайта, а в случае отказа или бездействия последнего - ограничение доступа к ней провайдером хостинга или оператором связи. Поэтому для лиц, осуществляющих распространение информации, признаваемой судом запрещенной, соответствующее решение суда влечет правовые последствия в виде утраты такой возможности.

Порядок ограничения доступа к информации, признанной запрещенной на территории Российской Федерации в соответствии со ст.ст. 15.1, 15.2, 15.3 Федерального закона № 149-ФЗ, установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 № 1101.

В соответствии с положениями Постановления № 1101 создание, формирование и ведение «Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»,     содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Обязанность внесения сведений, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено по решению суда, также относится к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Внесение в единый реестр информации, признанной судом запрещенной для распространения на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с пунктом 9 Правил, утвержденных положениями Постановления № 1101, в течение суток со дня получения вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.178-180, 265.5 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление заместителя прокурора Струго-Красненского района Псковской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать информацию, распространяемую на сайтах в сети «Интернет» с доменными именами:<данные изъяты>, <данные изъяты>информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Направить копию решения в Управление Роскомнадзора по Псковской области для включения вышеуказанных сетевых адресов в единый Реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, представление в Псковский областной суд через Стругокрасненский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия.

Судья                                        Е.В.Богданова

2а-259/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Проркуратура Стругокрасненского района Псковской области
Ответчики
Не установленное лицо
Другие
Управление Роскомнадзора по Псковской области
Суд
Стругокрасненский районный суд Псковской области
Судья
Богданова Елена Васильевна
Дело на сайте суда
strugokrasnensky.psk.sudrf.ru
30.06.2022Регистрация административного искового заявления
30.06.2022Передача материалов судье
04.07.2022Решение вопроса о принятии к производству
04.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.07.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.07.2022Судебное заседание
18.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.07.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее