Дело № 2а-7285/2021
72RS0013-01-2021-011002-89
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Тюмень 18 ноября 2021 года
Судья Калининского районного суда города Тюмени Лобанов А.В., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тюмени № 1 к Осиповой Мархабе Кузембаевне о взыскании задолженности по страховым взносам,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по г.Тюмени № 1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Осиповой М.К. о взыскании задолженности по страховым взносам. Обращение в суд мотивирует тем, что административный ответчик состоит на учете в налоговом органе в качестве налогоплательщика страховых взносов с 01.01.2017. Управлением пенсионного фонда РФ в г.Тюмени в Инспекцию передана задолженность по пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 в размере 2078,66 рублей. Осиповой М.К. были направлены требования № 082S01170021684 по состоянию на 09.01.2017 со сроком уплаты до 01.04.2017, № 241405 по состоянию на 17.04.2017 со сроком уплаты до 12.05.2017. До настоящего времени обязанность по оплате задолженности не выполнена. Административный истец просит взыскать с Осиповой М.К. сумму задолженности по пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 в размере 2078,66 рублей (л.д.2-3).
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного (письменного) производства на основании ч.7 ст.150, ст.291 Кодекса административного судопроизводства РФ.
Письменных возражений от административного ответчика Осиповой М.К. в порядке ст. 292 Кодекса административного судопроизводства РФ в суд не поступало.
Судья, исследовав письменные доказательства, находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с соглашением ФНС России № ММВ-23-11/26@, ПФ РФ № АД-09-31/сог/79 от 30.11.2016 «Об информационном взаимодействии Федеральной налоговой службы и Пенсионного фонда Российской Федерации», Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование возложены с 01.01.2017г. на налоговый орган.
Статья 57 Конституции РФ закрепляет обязанность каждого уплачивать законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится в ст. 23 Налогового Кодекса РФ.
Плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы (часть 1 статьи 18 Закона N 212-ФЗ).
Порядок начисления и уплаты страховых взносов регулируется положениями главы 34 Налогового кодекса РФ.
Норма ч. 1 ст. 48 Налогового кодекса РФ предусматривает, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней.
В силу положений, содержащихся в ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ, органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Исходя из частей 1, 2 статьи 25 Закона № 212-ФЗ в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными законом сроки плательщик страховых взносов должен выплатить пени. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно (часть 3 статьи 25 Закона N 212-ФЗ).
Управлением пенсионного фонда РФ в г.Тюмени в Инспекцию передана задолженность по пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 в размере 2078,66 рублей.
Судья принимает во внимание расчет пени, представленные административным истцом (л.д.5), поскольку он составлен верно, административным ответчиком не оспорен, иного расчета административным ответчиком не представлено.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение налогоплательщиком самостоятельно обязанности по уплате налога, предусмотренной пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 Налогового кодекса РФ, которое в соответствии с пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса РФ должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
В адрес административного ответчика было направлены требования № 082S01170021684 по состоянию на 09.01.2017 со сроком уплаты до 01.04.2017, № 241405 по состоянию на 17.04.2017 со сроком уплаты до 12.05.2017 (л.д.6,7).
Таким образом, самое позднее требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) датировано 17.04.2017, срок его исполнения установлен до 12.05.2017. Поэтому срок подачи заявления о взыскании задолженности должен исчисляться с 13.05.2017 по 07.11.2017 (шесть месяцев), то есть истекает с учетом положений пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ 08.11.2017. Заявление о выдаче судебного приказа направлено в адрес мирового судьи 23.11.2020, то есть за пределами установленного законом срока.
Между тем, мировым судьей судебного участка № 9 Калининского судебного района города Тюмени от 27.11.2020 выдан судебный приказ о взыскании с Осиповой М.К. задолженности по страховым взносам (л.д.25).
Определением мирового судьи судебного участка № 9 Калининского судебного района города Тюмени от 05.04.2021 отменен судебный приказ о взыскании с Осиповой М.К. задолженности (л.д.26).
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 41 и Пленума Арбитражного суда Российской Федерации N 9 от 11 июня 1999 года "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой налогового кодекса РФ", сроки для предъявления требований о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) являются пресекательными, то есть не подлежащими восстановлению, в случае их пропуска суд отказывает удовлетворении требований налогового органа.
Статьей 11 Федерального закона от 28.12.201г.7 №436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009г. №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
В силу ч. 1 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
На основании ч. 1 ст. 84 Кодекса административного судопроизводства РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Поскольку предъявленная к взысканию сумма задолженности по пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование возникла за расчетный период, истекший до 01.01.2017, то в силу закона она признается безнадежной к взысканию и подлежит списанию налоговым органом; последний с учетом действующего в настоящее время правового регулирования данного вопроса утратил возможность ее взыскания в судебном порядке.
Таким образом, оценив в совокупности представленные и исследованные доказательства, в удовлетворении административного иска ИФНС России по г.Тюмени № 1 к Осиповой М.К. о взыскании задолженности по страховым взносам, пени надлежит отказать.
Руководствуясь ст. ст. 44, 48, 75, 419, 425 Налогового кодекса РФ Налогового кодекса РФ, ст. ст. 45, 62, 84, 114, 150, 175-177, 286-290, 291-294 Кодекса административного судопроизводства РФ, судья,
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░ № 1 ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░