Решение по делу № 33-734/2023 от 13.01.2023

    Судья Клименко Г.А.                                    УИД 86RS0001-01-2022-005742-69

    Дело № 33-734/2023 (№ 2-3540/2022)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск                            14 февраля 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:

председательствующего судьи               Дука Е.А.

судей          Баранцевой Н.В., Блиновской Е.О.

при секретаре                        Вторушиной К.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Исаевой Кристины Владимировны, действующей также в интересах несовершеннолетних детей Исаева Николая Алексеевича, Германова Александра Евгеньевича к Департаменту строительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о признании незаконным решения об исключении из списка участников мероприятия на получение мер государственной поддержки, восстановлении в списке участников мероприятия на получение мер государственной поддержки, признании права на получение мер государственной поддержки,

по апелляционной жалобе Департамента строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13 октября 2022 года.

Заслушав доклад судьи Дука Е.А., объяснения истца Исаевой К.В., ее представителя Назаряна А.А., возражавших против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Исаева К.В., действующая также в интересах несовершеннолетних детей Исаева Н.А., Германова А.Е., обратилась в суд с иском к Департаменту строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о признании незаконным решения об исключении из списка участников мероприятия «Обеспечение жильем граждан из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, признанных до 31 декабря 2014 года участниками подпрограмм» и восстановлении в списке участников мероприятия на получение мер государственной поддержки, признании права на получение мер государственной поддержки.

В обоснование исковых требований указала, что решением ответчика она исключена из списка получателей субсидии по вышеназванной программе в связи с тем, что в период с 10 октября 2017 года по 21 октября 2021 года была утрачена нуждаемость в улучшении жилищных условий, поскольку обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи составляла более 12 кв.м, что не соответствует действительности, поскольку с 22 января 2021 года в жилом помещении, общей площадью 87,3 кв.м, зарегистрировано 8 человек.

Судом постановлено решение об удовлетворении исковых требований.

Приказ Департамента строительства ХМАО – Югры от 15 марта 2022 года    № 100-п о внесении изменений в приложение № 1 к приказу Департамента строительства ХМАО - Югры от 3 февраля 2022 года № 34-п в отношении Исаевой К.В. «О снятии с учета на получение субсидий и исключении из списков участников мероприятия «Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе -Югре» целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры           «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года», отказ в предоставлении субсидии и исключении из списков участников мероприятия признаны незаконными.

На Департамент строительства Ханты-Мансийского автономного округа -Югры возложена обязанность восстановить Исаеву К.В. и членов ее семьи в списке участников мероприятия «Обеспечение жильем граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, признанных до 31.12.2014 года участником подпрограмм» и признать за Исаевой К.В. право на получение мер государственной поддержки в соответствии с постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29.12.2020 года № 643-п.

В апелляционной жалобе представитель Департамента строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Зятьков И.С. просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, и нарушение норм материального права. Указывает, что Исаева К.В. и члены ее семьи утратили право на получение субсидии. 18 сентября 2013 года с матерью истца Прасиной О.С. заключен договор социального найма на жилое помещение по адресу: (адрес), в который в качестве нанимателя и членов семьи нанимателя включены 8 человек. В соответствии с дополнительным соглашением от 10 октября 2017 года №1 к указанному договору социального найма в качестве нанимателя и членов семьи нанимателя включены 7 человек. С 10 октября 2017 года обеспеченность общей площадью каждого члена семьи нанимателя в жилом помещении составляла 12, 47 кв.м на человека. Кроме того, истец в заявлении от    17 февраля 2020 года о предоставлении субсидии в планируемом 2021 году не указала сведения о находящемся в пользовании жилом помещении, общей площадью 87,3 кв.м, по договору социального найма. Поскольку дети у сестры истца родились в 2018 и 2019 годах и в период с 10 октября 2017 года по 21 марта 2018 года состав семьи не мог быть больше 7 человек, то истец правомерно исключена из списка участников мероприятия.

В возражении на апелляционную жалобу истец Исаева К.В. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, извещенного о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции (часть 1 статьи 327, часть 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив их и доводы возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, и нарушением норм материального права.

Как установлено судом и следует из материалов дела, по заявлению от            29 ноября 2012 года Исаева К.В., относящаяся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, признана участником подпрограммы "Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов Севера в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года", утвержденной постановлением Правительства ХМАО - Югры от 23.12.2010 N 368-п, составом семьи 2 человека (заявитель Исаева К.В., сын Исаев Н.А.) (л.д. 28). В 2013 году в состав семьи участника подпрограммы включен сын Германов А.Е. (л.д. 29).

Постановлением Правительства ХМАО - Югры от 05.04.2011 N 108-п был утвержден Порядок реализации целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года" (далее – Порядок N 108-п).

С 1 декабря 2014 года вышеназванные постановления об утверждении целевой программы и порядка ее реализации утратили силу в связи с изданием постановления Правительства ХМАО - Югры от 09.10.2013 N 408-п.

Постановлением Правительства ХМАО - Югры от 05.10.2018 N 346-п утверждены государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие жилищной сферы", а также Порядок предоставления субсидии на приобретение или строительство жилых помещений гражданам из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, подавшим до 31 декабря 2013 года заявления на получение мер государственной поддержки (утратил силу с 1 января 2021 года).

Приказом Департамента строительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 3 февраля 2022 года № 34-п Исаева К.В. и члены ее семьи сняты с учета на получение субсидии и исключены из списков участников мероприятия на основании подпунктов 7.2, 7.7 пункта 7 Порядка предоставления субсидии на приобретение или строительство жилых помещений гражданам из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, подавшим до 31 декабря 2014 года заявления на получение мер государственной поддержки, утвержденного постановлением Правительства ХМАО - Югры от 29.12.2020 N 643-п, а именно: утрата оснований, дающих участнику мероприятия право на получение субсидии; выявление в заявлении на получение субсидии и представленных к нему документов не соответствующих действительности сведений (л.д. 52-56).

В приложении к данному приказу указано, что 18 сентября 2013 года между муниципальным образованием сельское поселение Ларьяк и Прасиной О.С. заключен договор социального найма на жилое помещение по адресу: (адрес), общей площадью 87, 3 кв.м. В соответствии с дополнительным соглашением от 10 октября 2017 года № 1 к указанному договору социального найма в качестве нанимателя и членов семьи нанимателя включены 7 человек, в том числе истец Исаева К.В. (дочь нанимателя), Исаев Н.А. (внук нанимателя), Германов А.Е. (внук нанимателя). Жилой дом является исправным. С 10 октября 2017 года обеспеченность общей площадью каждого члена семьи нанимателя в жилом помещении составляла 12, 47 кв.м на человека (87,3/7). Соответственно, с 10 октября 2017 года утрачена нуждаемость в улучшении жилищных условий. Кроме того, в заявлении от 17 февраля 2020 года о предоставлении субсидии в планируемом 2021 году Исаева К.В. не указала сведения о находящемся в пользовании жилом помещении, общей площадью 87,3 кв.м, по договору социального найма.

         Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что истец и члены ее семьи зарегистрированы и проживают в жилом помещении, общей площадью 87,3 кв.м, где зарегистрировано и проживает 8 человек (по состоянию на 22 января 2021 года).

         21 октября 2021 года заключено дополнительное соглашение № 2 к вышеназванному договору социального найма, согласно которому в качестве нанимателя и членов семьи нанимателя в договор включены 8 человек.

    Кроме того, вместе с сестрой истца, Луниной Д.В., проживают ее дети Лунин И.А., 21 марта 2018 года рождения, и Лунин Е.А., 17 мая 2019 года рождения.

Таким образом, обеспеченность общей площадью каждого члена семьи нанимателя в жилом помещении, предоставленном на условиях договора социального найма, составляет 10,91 кв.м (87,3 кв.м/8 человек), и нуждаемость в улучшении жилищных условий семьей истца не утрачена.

Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции, исходя из следующего.

В соответствии с постановлением Правительства ХМАО - Югры от 08.09.2022 N 440-п "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" уполномоченным органом по реализации программы является Департамент строительства и жилищно-коммунального комплекса автономного округа.

Постановлением Правительства ХМАО - Югры от 29.12.2020 N 643-п утвержден Порядок предоставления субсидии на приобретение или строительство жилых помещений гражданам из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, подавшим до 31 декабря 2014 года заявления на получение мер государственной поддержки.

Согласно подпункту 7.2 пункта 7 Порядка утрата оснований, дающих участнику мероприятия право на получение субсидии (за исключением утраты нуждаемости в связи с приобретением жилых помещений в целях получения субсидии в соответствии с порядком), является основанием для снятия с учета на получение субсидии и исключения участников мероприятия из списка.

В соответствии с пунктом 5 Порядка к нуждающимся в улучшении жилищных условий в целях предоставления субсидии, в том числе, относятся являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на 1 члена семьи менее 12 квадратных метров.

В целях определения нуждаемости членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма признаются проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя, иные близкие родственники (родные братья и сестры, родные дедушки, бабушки, внуки). Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов своей семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.

Для целей определения нуждаемости в улучшении жилищных условий членами семьи собственника жилого помещения признаются проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении супруг(а), их дети, родители, а также совместно проживающие с ним супруг(а) его детей и внуки. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов его семьи и признаны таковыми в судебном порядке.

При определении нуждаемости ответчик обоснованно исходил из того, что с 10 октября 2017 года обеспеченность общей площадью каждого члена семьи нанимателя из 7 человек составляла 12, 47 кв.м на человека (87,3/7), что не соответствует критерию нуждаемости в улучшении жилищных условий, в связи с чем Исаева К.В. правомерно исключена из списка участников мероприятия в связи с утратой оснований, дающих участнику мероприятия право на получение субсидии.

То, что на момент принятия оспариваемого решения изменился состав семьи нанимателя вышеназванного жилого помещения, правового значения не имеет, поскольку, начиная с 10 октября 2017 года истец перестала быть нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Несовершеннолетние Лунин И.А., 21 марта 2018 года рождения, и Лунин Е.А., 17 мая 2019 года рождения, не могут быть учтены при расчете нуждаемости по состоянию на 10 октября 2017 года.

Опекаемый матери истца Прасин Н.Е. не может быть учтен при расчете нуждаемости в улучшении жилищных условий, так как подопечные не имеют права собственности на имущество опекунов или попечителей (статья 17 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"). В договор социального найма в качестве члена семьи опекуна Прасин Н.Е. не включен и по месту его жительства не зарегистрирован (л.д. 17-22, 96, 140). Его фактическое проживание по месту жительства опекуна правого значения для настоящего спора не имеет (л.д. 141). Сведения о том, что за опекаемым не сохранено право пользования жилым помещением по месту жительства его матери, в материалах дела отсутствуют.

В силу пункта 7.7 пункта 7 Порядка выявление в заявлении на получение субсидии и представленных к нему документов не соответствующих действительности сведений является одним из оснований для снятия с учета на получение субсидии и исключения из списка участников мероприятия.

Как следует из материалов дела, в заявлении от 17 февраля 2020 года о предоставлении субсидии в планируемом 2021 году Исаева К.В. не указала сведения о находящемся в пользовании жилом помещении, общей площадью 87,3 кв.м, по договору социального найма (л.д. 27), что является самостоятельным основанием для исключения из списка участников мероприятия.

Ссылка истца на пункт 6.3 Порядка, которым предусмотрен ежегодный переучет граждан на получение субсидии, не может быть признана состоятельной, так как данное положение Порядка не влияет на правомерность решения об исключении Исаевой К.В. из списка участников мероприятия в связи с утратой оснований, дающих участнику мероприятия право на получение субсидии, и выявления в заявлении на получение субсидии и представленных к нему документов не соответствующих действительности сведений.

При таком положении решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13 октября 2022 года отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Исаевой Кристины Владимировны, действующей также в интересах несовершеннолетних детей Исаева Николая Алексеевича, Германова Александра Евгеньевича, к Департаменту строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о признании незаконным решения об исключении из списка участников мероприятия на получение мер государственной поддержки, восстановлении в списке участников мероприятия на получение мер государственной поддержки, признании права на получение мер государственной поддержки отказать.

Определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.

Мотивированное определение изготовлено 20 февраля 2023 года.

Председательствующий судья                        Дука Е.А.

Судьи:                                             Баранцева Н.В.

                                             Блиновская Е.О.

33-734/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Исаева Кристина Владимировна в инт Германова Александра Евгениевича
Исаева Кристина Владимировна
Исаева Кристина Владимировна в инт Исаева Николая Алексеевича
Ответчики
Департамент строительства ХМАО-Югры
Суд
Суд Ханты-Мансийского автономного округа
Дело на странице суда
oblsud.hmao.sudrf.ru
13.01.2023Передача дела судье
14.02.2023Судебное заседание
21.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.03.2023Передано в экспедицию
14.02.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее