ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
судья Дандарова А.А.
№ дела в суде 1 инстанции 2-292/2023
УИД 04RS0023-01-2023-000340-06
поступило 17 октября 2023 г.
дело № 33-4056/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Улан-Удэ 11 декабря 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего судьи Вагановой Е.С.,
судей коллегии Чупошева Е.Н., Рабдановой Г.Г.,
при секретаре Эрдынеевой О.Ж.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Тункинского района к администрации МО "Тункинский район", РГУ «Центр социальной поддержки населения» Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия, Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия о возложении обязанности установить пандус для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения, дорожных знаков "Парковка (парковочное место)", "Инвалиды",
по апелляционной жалобе представителя Министерства социальной защиты населения РБ по доверенности Дырхеева Д.Д-Н. на решение Тункинского районного суда Республики Бурятия от 21.06.2023г., которым исковые требования удовлетворены частично и постановлено:
Обязать РГУ «Центр социальной поддержки населения» Министерства социальной защиты населения РБ установить пандус для бесперебойного доступа маломобильных групп населения на входе отдел социальной защиты населения по Тункинскому району РГУ «Центр социальной поддержки населения»
Обязать администрацию МО «Тункинский район» установить дорожные знаки «Парковка (парковочное место)», «Инвалиды» около здания отдела социальной защиты населения по Тункинскому району РГУ «Центр социальной поддержки населения».
Исковые требования к Министерству социальной защиты населения РБ оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Вагановой Е.С., ознакомившись с материалами дела, доводами апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд в интересах неопределённого круга лиц прокурор Тункинского района РБ просил обязать администрацию МО «Тункинский район» установить пандус для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения на входе в отдел социальной защиты населения по Тункинскому району РГУ «Центр социальной поддержки населения», дорожные знаки «Парковка (парковочное место)», «Инвалиды» около здания отдела социальной защиты населенияТункинскому району РГУ «Центр социальной поддержки населения».
Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проведенной 14.07.2022 года проверки установлено, что вход в отдел социальной защиты населения по Тункинскому району РГУ «Центр социальной поддержки населения» в нарушение требований действующего законодательства не оборудован пандусом. Также в нарушение требований действующего законодательства дорожные знаки «Парковка (парковочное место)», «Инвалиды» около здания отдела социальной защиты населения по Тункинскому району РГУ «Центр социальной поддержки населения» не имеется. По результатам проверки начальнику отдела социальной защиты населения по Тункинскому району внесено представление. Согласно информации отдела социальной защиты населения по Тункинскому району здание, в котором размещен отдел социальной защиты населения, является собственностью МО «Тункинский район», передан в пользование на основании договора о передаче в безвозмездное пользование нежилых помещений от ... .... Согласно п. 1.7 Договора все улучшения переданного в пользование имущества производится Ссудополучателем с письменного разрешения ссудодателя. Отсутствие на входе в отдел социальной защиты населения по Тункинскому району специального приспособления, облегчающего доступ инвалидов и маломобильных граждан, в также специализированного машино-места для транспортного средства инвалида нарушает права неопределенного круга лиц маломобильных групп населения.
Определением суда от 10.05.2023 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены РГУ «Центр социальной поддержки населения», Министерство социальной защиты населения РБ.
В ходе судебного разбирательства прокурор района уточнил исковые требования, просил обязать РГУ «Центр социальной поддержки населения» установить пандус для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения на входе в отдел социальной защиты населения по Тункинскому району РГУ «Центр социальной поддержки населения», обязать администрацию МО «Тункинский район» установить дорожные знаки «Парковка (парковочное место)», «Инвалиды» около здания отдела социальной защиты населения по Тункинскому району РГУ «Центр социальной поддержки населения».
В судебном заседании помощник прокурора района Шестакова И.В. исковые требования с учетом их уточнений поддержала.
Представитель администрации МО «Тункинский район» по доверенности Черепанов Е.Ж. на судебное заседание не явился. Ранее в судебном заседании пояснил, что администрация района является ненадлежащим ответчиком по требованиям прокурора, надлежащим ответчиком являться РГУ «Центр социальной поддержки населения».
Представитель РГУ «Центр социальной поддержки населения» по доверенности Шожоев С.Б. в судебное заседание не явился. Ранее в судебном заседании пояснил, что публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений.
Представитель Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия по доверенности Дырхеев Д.Д-Н. в судебное заседание не явился.
Судом постановлено приведенное выше решение.
Не согласившись с решением суда, представитель ответчика Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия по доверенности Дырхеев Д.Д-Н. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение районного суда и принять по делу новое решение, возложив обязанность установить пандус для бесперебойного доступа маломобильных групп населения на входе в отдел социальной защиты населения по Тункинскому району РГУ «Центр социальной поддержки населения» на Администрацию МО «Тункинский район», как на собственника указанного объекта недвижимости. Более того, установка пандуса и дорожных знаков «Парковка», «Инвалиды» в контексте заявленных требований является приведением переданного по договору объекта в соответствие действующим нормативам, в связи с чем доводы о видах ремонта в рамках которых необходимо установить пандус и дорожные знаки являются необоснованными. Также отсутствует нормативно-правовой акт, устанавливающий обязанность органов государственной власти и учреждений по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. Главой муниципального образования «Тункинский район» был дан ответ на письмо о необходимости оборудовать вход в помещение пандусом и выделить машина-места для людей с инвалидностью, в котором указано, что предложение принято в работу, работа по оборудованию пандусом, а также выделение машино-маста для транспортного средства инвалида будет проведена в срок до .... Тем самым, администрация фактически обязалась самостоятельно выполнить требования по обеспечению условий доступности для инвалидов данного объекта, а РГУ «ЦСПН» выполнило требование действующего законодательства по принятию мер о выполнении собственником объекта требований по обеспечению условий доступности для инвалидов данного объекта. Ссылка на п.2.4.7 договора о передаче в безвозмездное пользование нежилых помещений от ... ... является необоснованной, поскольку указанным пунктом установлено, что РГУ «ЦСПН» как ссудополучатель обязан выполнять в установленные сроки требования и предписания ссудодателя, органов государственного пожарного надзора и иных уполномоченных органов и организаций о принятии мер по ликвидации ситуаций, возникших в результате деятельности ссудополучателя, ставящих под угрозу экологическую и санитарную обстановку и сохранность имущества, соблюдать иные технические, санитарные, противопожарные и другие требования, предъявляемые к пользованию помещениями, эксплуатировать имущество в соответствии с принятыми нормами (правилами) эксплуатации, в том числе соблюдать нормы и правила производства ремонтных, строительных и реконструируемых работ в отношении имущества.
В суде апелляционной инстанции представитель апеллянта Дырхеев Д.Д.-Н. доводы апелляционной жалобы поддержал, дополнил, что фактически часть спорного здания используется различными Учреждениями подведомственными Администрации МО «Тункинский район», входом в здание в котором прокурор просит установить пандус пользуются как граждане посещающие РГУ, так и граждане посещающие учреждения Администрации.
Представитель Администрации МО «Тункинкий район» Черепанов Б.Ю. просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы. Не отрицал, что часть спорного помещения используется Учреждениями подведомственными Администрации, однако настаивал на том, что в указанные Учреждения граждане проходят через другой вход.
Прокурор Хорошева О.Я. полагала, что при установленных обстоятельствах имеются основания для возложения на обоих ответчиков обязанность установить пандус.
Выслушав стороны, проверив решение суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, собственником нежилого помещения <...>., расположенного по адресу: <...>,является муниципальное образование «Тункинский район» Республики Бурятия.
Указанный объект передан МКУ Управление «Казна муниципального имущества «Тункинский район»в безвозмездное пользование РГУ «Центр социальной поддержки населения" по договору о передаче в безвозмездное пользование нежилых помещений от ... .... Согласно п.1.2 Договора имущество, переданное в безвозмездное пользование, является собственностью МО «Тункинский район». Пунктом 1.9. Договора предусмотрено «срок пользования муниципальным имуществом: ... с первоочередным, преимущественным правом на пролонгацию договора на тот же срок и до момента расторжения договора. В настоящее время указанный выше договор между сторонами не расторгнут, и продолжает действовать.
14.07.2022 года прокурором Тункинского района Республики Бурятия внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства начальнику отдела социальной защиты населения по Тункинскому району РГУ «Центр социальной поддержки населения» Шожоеву С.Б. Прокурором района в представлении указано, в том числе, на допущенные нарушение в части не оборудования пандуса на входе в отдел социальной защиты населения по Тункинскому району, машино-места для инвалидов на стоянке (парковке) возле здания Отдела социальной защиты населения по Тункинскому району.
01.08.2022 года начальником ОСЗН по Тункинскому району Шожоевым С.Б. дан ответ на представление прокурора, из которого следует, здание, в котором размещен ОСЗН, является собственностью муниципального образования «Тункинский район».
25.07.2022 года заместителем начальника отдела социальной защиты населения по Тункинскому району Будаевой Э.Д. в связи с поступившим представлением прокурора направлено письмо в адрес начальнику МКУ «Управление «Казна муниципального имущества Тункинского района Пахахинову А.А. о необходимости оборудовать вход в помещение пандусом и выделить машино-места для людей с инвалидностью.
23.09.2022 года глава муниципального образования «Тункинский район» Маншеев Ч.Б. дает ответ на указанное выше обращение и сообщает, что предложение принято в работу. Работа по оборудованию пандусом, а также выделение машино-места для транспортного средства инвалида будет проведена в срок до ....
Согласно Положению об отделе социальной защиты населения по Тункинскому району РГУ «Центр социальной поддержки населения», утвержденного приказом № 39-од от 28.02.2019 года отдел является обособленным структурным подразделением Учреждения, расположенным вне места нахождения Учреждения, осуществляющего функции учреждения (п.1.2 Положения). Целью деятельности обособленного подразделения является реализация прав граждан на социальной обслуживание, государственные социальные гарантии и компенсации в соответствии с действующим законодательством и республиканским законодательством. Для достижения деятельности обособленное подразделение осуществляет основные виды деятельности, в том числе: по представлению денежной компенсации на воспитание и обучение ребенка-инвалида дошкольного возраста родителям, осуществляющим воспитание и обучение детей-инвалидов на дому самостоятельно; по предоставлению инвалидам, получившим транспортные средства через органы социальной защиты населения, компенсаций страховых премий по договору ОСАГО; по оказанию содействия в обеспечении предусмотренных действующим законодательством требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к информации, объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородним транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, обеспечению прав инвалидов в области трудоустройства и занятости, предоставлению социальных гарантий по погребению; по приему документов для предоставления ветеранам, инвалидам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с федеральными законами «О ветеранах», и «О социальной защите инвалидов в РФ»; по приему документов для получения жилого помещения в специализированном жилом доме для инвалидов- колясочников и направлению их в Министерство социальной защиты населения РБ»; по приему документов для предоставления мер социальной поддержки по обучению инвалидов вождению автотранспорта категории «В» и направлению их в Министерство социальной защиты населения РБ и прочие.
Разрешая исковые требования, суд пришел к выводу, что обязанность оборудования пандуса на входе в здание для беспрепятственного доступа инвалидов должна быть возложена на РГУ «Центр социальной поддержки населения», как на учреждение, оказывающее государственные услуги по предоставлению инвалидам мер социальной поддержки, в том числе инвалидам-колясочникам.
Статьей 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что социальной защитой инвалидов является система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В силу статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Учитывая, что отсутствие беспрепятственного доступа инвалидов к указанному объекту социальной инфраструктуры является нарушением прав граждан, гарантированных Конституцией РФ, а также Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", суд первой инстанции правомерно возложил на РГУ «Центр социальной поддержки населения» обязанность по оборудованию пандуса.
Доводы апелляционной жалобы о том, что такая обязанность должна быть возложена исключительно на собственника помещения отклоняются как безосновательные. Указанные доводы являлись предметом проверки судом первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.
Вместе с тем, судом апелляционной инстанции также установлено, что фактически общая площадь спорного помещения составляет .... (согласно данных технического паспорта), здание является одноэтажным, состоит из 15 помещений и одного коридора. При этом согласно техническому паспорту здание имеет один вход, который фактически в настоящее время является и используется как запасной, что видно из представленного фотографического материала. Вход, через который осуществляется проход в здание, в техническом паспорте обозначен как помещение ....
Фактически на момент рассмотрения спора в здании расположено 10 помещений используемых РГУ «Центр социальной поддержки населения», и 7 помещений, используемых Администраций МО «Тункинский район», в том числе кабинеты отдела культуры, комиссии по делам несовершеннолетних, органа опеки и попечительства.
Указанные обстоятельства сторонами не оспаривались и подтверждены соответствующим актами и фотографическими материалами.
При таких обстоятельствах, учитывая, что здание используется не только РГУ, но и другими учреждениями, которые также являются социально значимыми, имеются основания для привлечения к обязанности по оборудованию пандуса и Администрации МО «Тункинский район.
В части 1 статьи 12 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" закреплено, что жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Несмотря на то, что данные требования, как указано в части 1 статьи 42 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ, также не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований, в целях унификации действующего законодательства положения части 2 статьи 42 указанного Федерального закона устанавливают необходимость применения понятия "Свод правил", принятых до его вступления в силу, которые должны применяться на обязательной основе для обеспечения требований безопасности зданий и сооружений.
Требования к зданиям, сооружениям, которыми могут пользоваться инвалиды, содержатся в СНиП 35-01-2001, который в актуализированной редакции "СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001" включен в пункт 41 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 N 1521 "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (действовавшие в период возникновения спорных правоотношений).
Как следует из пункта 1.2 СП 59.13330.2012 требования настоящего документа необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные помещения, доступные для маломобильных групп населения: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также на их информационное и инженерное обустройство.
В случае невозможности полного приспособления объекта для нужд маломобильных групп населения при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений и т.д. следует осуществлять в рамках "разумного приспособления" при согласовании задания на проектирование с территориальными органами социальной защиты населения и с учетом мнения общественных объединений инвалидов.
Таким образом, по смыслу вышеуказанных норм действие данных правил распространяется также на уже существующие объекты, которые приспосабливаются для нужд инвалидов и маломобильных групп населения.
Из системного толкования приведенных выше правовых норм следует, что они содержат императивные предписания, указание на их применение исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектам, не может умалять прав инвалидов и маломобильных групп населения на социальную поддержку, на создание для них доступной среды, несоблюдение требований законодательства является нарушением конституционных прав граждан инвалидов и маломобильных групп населения, закрепленных в статьях 18, 19, 27, 45 Конституции РФ.
Таким образом, даже до реконструкции, модернизации объектов инфраструктуры собственники объектов должны принимать меры для обеспечения минимальных потребностей инвалидов.
Ответчиками не представлено доказательств технической невозможности "разумного приспособления" объекта для обеспечения доступа инвалидов и маломобильных групп населения.
Из общего смысла действующего законодательства следует, что на территории Российской Федерации необходимо создавать равные возможности получения услуг всеми категориями населения, в том числе маломобильным группам населения. Создание беспрепятственного доступа маломобильных групп населении к инженерной, транспортной и социальной инфраструктурам, должно носить безусловный характер, оснований считать, что подведомственные Администрации Учреждения не относятся к социально значимым, не имеется.
С учетом вышеизложенного обязанность установить пандус для бесперебойного доступа маломобильных групп населения на входе в здание, расположенное по адресу: <...> должна быть возложена как на РГУ «Центр социальной поддержки населения», исходя из его уставных задач и договора ссуды, так и на Администрацию МО «Тункинский район», как на собственника помещения и орган, чьи подведомственные учреждения используют часть помещения.
В соответствии с положениями ст.206 ГПК РФ судебная коллегия считает необходимым установить срок для выполнения возложенных обязанностей до ..., полагая, что таковой является разумным и достаточным.
Решение суда в указанной части подлежит изменению.
Решение суда в части возложения на администрацию МО «Тункинский район» обязанности установить дорожные знаки «Парковка (парковочное место)», «Инвалиды» около здания отдела социальной защиты населения по Тункинскому району РГУ «Центр социальной поддержки населения» не оспаривается и потому проверке судом апелляционной инстанции не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тункинского районного суда Республики Бурятия от 21 июня 2023 года изменить.
Обязать РГУ «Центр социальной поддержки населения» Министерства социальной защиты населения РБ, Администрацию МО «Тункинский район» установить пандус для бесперебойного доступа маломобильных групп населения на входе в здание, расположенное по адресу: <...> в срок до ...
В остальной части решение суда оставить без изменения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Кемерово) в течение трех месяцев, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи коллегии: