Дело об административномправонарушении №
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
<адрес> 29 марта 2024 года
Судья Избербашского городского суда Республики Дагестан Нурбагандов Н.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> дело по жалобе ИП Багомедовой на постановление заместителя руководителя Госжилинспекции РД Алиева М.З.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя руководителя Госжилинспекции РД Алиева М.З. по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, ИП Багомедова Гулизар Рабадановна подвергнута административному наказанию за совершение административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 7.21 КоАП РФ в виде штрафа в размере 1000 руб.
ИП Багомедова Г.Р. не согласившись с указанным постановлением, подала жалобу в суд, в которой просит признать постановление заместителя руководителя ГЖИ РД Алиева М.З. № по делу № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и отменить.
В судебном заседании ИП Багомедова Г.Р. поддержала жалобу, просила удовлетворить по основания изложенным в ней.
Представитель Госжилинспекции РД Магомедов А.М. просил в удовлетворении жалобы отказать по изложенным ими в отзыве основаниям.
Проверив в соответствии с ч. 3 ст.30.6 КоАП РФ материалы дела в полном объёме, изучив доводы жалобы, заслушав сторон, прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Положения названной статьи Кодекса РФ об административных правонарушениях в обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагают не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с п. 1 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения, в том числе место, время и обстоятельства его совершения.
На основании ч. 1 ст. 17 ЖК РФ жилое помещение предназначено для проживания граждан.
В соответствии с частями 2 и 3 ст. 17 ЖК РФ допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение.
Не допускается размещение в жилых помещениях промышленных производств, а также осуществление в жилых помещениях миссионерской деятельности, за исключением случаев, предусмотренных ст. 16 ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях".
Частью 1 статьи 7.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за порчу жилых домов, жилых помещений, а равно порчу их оборудования, самовольное переустройство и (или) перепланировку жилых домов и (или) жилых помещений либо использование их не по назначению.
Согласно частям 1, 4 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены данным Кодексом. Собственник жилого помещения обязан, в том числе, соблюдать правила пользования жилыми помещениями.
В соответствии с подпунктами "а", "б", "в" пункта 19 Правил пользования жилыми помещениями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 25 (далее Правила), в качестве пользователя жилым помещением собственник обязан использовать жилое помещение по назначению и в пределах, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации; обеспечивать сохранность жилого помещения; поддерживать надлежащее состояние жилого помещения.
Статьей 17 Жилищного кодекса Российской определено, что жилое помещение предназначено для проживания граждан (часть 1). Допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение (часть 2). Не допускается размещение в жилых помещениях промышленных производств, гостиниц, а также осуществление в жилых помещениях миссионерской деятельности, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях". Жилое помещение в многоквартирном доме не может использоваться для предоставления гостиничных услуг (часть 3). Пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов, проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 4).
Из разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" следует, что под использованием жилого помещения не по назначению исходя из положений частей 1 - 3 статьи 17 ЖК РФ следует понимать использование жилого помещения не для проживания граждан, а для иных целей (например, использование его для офисов, складов, размещения промышленных производств, содержания и разведения животных), то есть фактическое превращение жилого помещения в нежилое. В то же время необходимо учитывать, что законом (часть 2 статьи 17 ЖК РФ) допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности (например, научной, творческой, адвокатской и др.) или индивидуальной предпринимательской деятельности без перевода его в нежилое гражданами, проживающими в нем на законных основаниях (в том числе по договору социального найма), но при условии, что это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение (пожарной безопасности, санитарно-гигиенические и др.).
Согласно статье 288 Гражданского кодекса Российской Федерации, жилые помещения предназначены для проживания граждан. Гражданин - собственник жилого помещения может использовать его для личного проживания и проживания членов его семьи. Жилые помещения могут сдаваться их собственниками для проживания на основании договора (пункт 2). Размещение в жилых домах промышленных производств не допускается. Размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое. Перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством (пункт 3).
Согласно постановлению заместителя прокурора <адрес> ФИО5 о возбуждении дела об административном правонарушении и постановлению № от ДД.ММ.ГГГГ заместителя руководителя Госжилинспекции РД Алиева М.З. о назначении административного наказания, правонарушение ИП Багомедовой Г.Р. выразилось в том, что Прокуратурой <адрес> по обращению ФИО7 и др. проведена проверка соблюдения жилищного законодательства в учебном центре "USMAS", расположенного по адресу: <адрес>. Проверка проведена с привлечением специалиста Госжилинспекции РД.
Проверкой установлено, что в учебном центре "USMAS" соблюдение требований ч. 1, 2 ст. 17 ЖК РФ не обеспечено, а именно квартира, в котором расположен учебный центр, используется не по целевому назначению, отсутствует согласование с органом местного самоуправления на перевод жилого помещения в нежилое, на переустройство и на переоборудование жилого помещения.
Нарушены пп. б, в п.16 «Правил пользования Жилыми помещениями", утвержденных Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ №/пр «Об утверждении правил пользования жилыми помещениями», ст.26 ЖК РФ.
Вина нарушителя доказана следующими документами: Постановление Прокуратуры <адрес> от 12.05.2023г., т.е. совершено административное правонарушение предусмотренное ч. 1 ст. 7.21 КоАП РФ.
При этом кроме ссылки на постановление Прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, какие-либо доказательства не приложены, и в судебном заседании таковые не добыты.
Также в указанном постановлении отсутствует указание на время совершения ИП Багомедовой Г.Р. действий, которые квалифицированы должностным лицом по ч. 1 ст. 7.21 КоАП РФ, что является нарушением требований п. 4 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 3 ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, при рассмотрении дела об административном правонарушении выяснению подлежит, в том числе, виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом установлена административная ответственность.
Согласно статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Из материалов дела усматривается, что Багомедовой Г.Р. на праве собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу: РД, <адрес>, в установленном законом порядке зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, факта использования указанной квартиры для осуществления предпринимательской деятельности, а именно под учебный центр. Судом также установлено, что Багомедова Г.Р., используя указанное жилое помещение, обеспечивает его сохранность и надлежащее состояние, несет расходы по его содержанию и содержанию общего имущества в многоквартирном доме, своевременно вносит плату за содержание и ремонт жилого помещения.
Сам факт использования указанной квартиры для осуществления предпринимательской деятельности, а именно под учебный центр, в принадлежащей ей на праве собственности, не свидетельствует о том, что данное помещение было переоборудовано, и используется не по целевому назначению.
Вопреки выводу должностного лица в постановлении об использовании Багомедовой Г.Р. жилого помещения данной квартиры не по назначению, т. е. под учебный центр, само по себе не свидетельствует о нарушении ч. 3 ст. 288 ГК РФ, п. 2 ст. 17 ЖК РФ, поскольку не меняет статус жилого помещения, не меняет целевого назначения жилого помещения, поскольку оно используется в качестве жилого и не требует перевода его из жилого в нежилое помещение.
Одно лишь как указано в постановлении прокуратуры <адрес> и в последующем в постановлении №, на указанное постановление прокуратуры, указание на обращение ФИО7 и других лиц (непонятно какое обращение было, и какие именно нарушены права и законные интересы указанных лиц), не может свидетельствовать об установлении факта нарушения прав и законных интересов других граждан при использовании жилого помещения в качестве учебного центра, принадлежащей Багомедовой Г.Р.
Под использованием жилого помещения не по назначению исходя из положений частей 1 - 3 статьи 17 ЖК РФ следует понимать использование жилого помещения не для проживания граждан, а для иных целей (например, использование его для офисов, складов, размещения промышленных производств, содержания и разведения животных), то есть фактическое превращение жилого помещения в нежилое. В то же время необходимо учитывать, что законом (часть 2 статьи 17 ЖК РФ) допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности (например, научной, творческой, адвокатской и др.) или индивидуальной предпринимательской деятельности без перевода его в нежилое гражданами, проживающими в нем на законных основаниях (в том числе по договору социального найма), но при условии, что это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение (пожарной безопасности, санитарно-гигиенические и др.).
К систематическому нарушению прав и законных интересов соседей нанимателем и (или) членами его семьи с учетом положений части 2 статьи 1 и части 4 статьи 17 ЖК РФ следует отнести их неоднократные, постоянно повторяющиеся действия по пользованию жилым помещением без соблюдения прав и законных интересов, проживающих в этом жилом помещении или доме граждан, без соблюдения требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, правил пользования жилыми помещениями (например, прослушивание музыки, использование телевизора, игра на музыкальных инструментах в ночное время с превышением допустимой громкости; производство ремонтных, строительных работ или иных действий, повлекших нарушение покоя граждан и тишины в ночное время; нарушение правил содержания домашних животных; совершение в отношении соседей хулиганских действий и др.).
Вместе с тем материалы дела об административном правонарушении не содержат доказательств, подтверждающих порча жилых помещений или порча их оборудования либо использование жилых помещений не по назначению, в связи, с чем вывод о наличии в ее действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.21 КоАП РФ нельзя признать правильным.
В имеющейся в материале справки консультанта отдела жилищного надзора и лицензионного контроля Госжилинспекции РД по <адрес> ФИО6, указаны данные ИП Багомедовой Г.Р., и указаны статьи ЖК и КоАП РФ. Данная справка не свидетельствует о совершении ИП Багомедовой Г.Р., какого-либо административного правонарушения. Более того со слов Багомедовой Г.Р. проверка проведена в её отсутствие.
При изложенных обстоятельствах, вывод о наличии в действиях Багомедовой Г.Р. административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.21 КоАП РФ, является необоснованным, а потому постановление, вынесенное заместителем руководителя Госжилинспекции РД Алиевым М.З. в отношении Багомедовой Г.Р. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.21 КоАП РФ подлежит отмене.
Отсутствие доказательств вины лица в совершении правонарушения свидетельствует об отсутствии доказательств наличия в действиях лица состава правонарушения, что в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с п.3 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено, в том числе, решение об отмене постановления и прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, поскольку судом установлено отсутствие в действиях ИП Багомедовой Г.Р. состава вменяемого ей административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.21 КоАП РФ, суд полагает необходимым отменить постановление № от ДД.ММ.ГГГГ заместителем руководителя Госжилинспекции РД Алиева М.З. о назначении административного наказания и прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.21 КоАП РФ, в отношении ИП Багомедовой Г.Р.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Жалобу ИП Багомедовой Г.Р. на Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ об административной правонарушении, удовлетворить.
Постановление заместителя начальника отдела Госжилинспекции РД Алиева М.З., вынесенное в отношении ИП Багомедовой Г.Р. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 7.21 КАП РФ, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.21 КоАП РФ, в отношении ИП Багомедовой Г.Р. прекратить в связи с отсутствием в её действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.21 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в Пятый кассационный суд общей юрисдикции в соответствии со ст. 30.9 КоАП РФ.
Судья Н.М. Нурбагандов