к делу № 2-618/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Майкоп «01» февраля 2017 года
Майкопский городской суд в составе:
Председательствующего - судьи Рамазановой И.И.,
при секретаре Щербининой М.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Титарчук ФИО9 и Титарчук ФИО10 к военному комиссариату Республики Адыгея о признании права на повышение пенсии с момента назначения, взыскании суммы недополученной пенсии и восстановлении права на выплату повышенной пенсии,
У С Т А Н О В И Л :
Истцы Титарчук Д.О. и Титарчук Н.А. обратились в суд с иском к военному комиссариату Республики Адыгея о признании права на повышение пенсии с момента назначения, взыскании суммы недополученной пенсии и восстановлении права на выплату повышенной пенсии. В обоснование своих требований указав, что являются членами семьи ветерана боевых действий, прапорщика Титарчук О.Б., умершего 01.12.2009 года, в связи с чем, им назначена пенсия на основании ст.ст.29,36 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 г. № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы» (далее по тексту - Закона) и исчисляется исходя из денежного довольствия кормильца, предусмотренного ст.43 настоящего Закона: с 01.01.2010 года – Титарчук Д.О., как обучавшемуся на дневном отделении Майкопского государственного технологического университета, а с 19.10.2016 года – Титарчук Н.А., как достигшей 55 - летнего возраста. Однако, в нарушение действующего пенсионного законодательства, данная пенсия была им назначена без учета повышения, предусмотренного п. «г» ст. 45 Закона (в редакции, действовавшей на момент назначения им пенсии). Считают, что они, как члены семьи умершего ветерана боевых действий, имеют право на повышение пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с п. «г» ст. 45 названного Закона.
На основании вышеизложенного просят признать за ними право на повышение пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с п. «г» ст. 45 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», с момента её назначения, взыскать с военного комиссариата Республики Адыгея в пользу Титарчук Д.О. недополученную пенсию за период с 01.01.2010 года по 30.06.2012 года в сумме 44 209 (сорок четыре тысячи двести девять) рублей 56 копеек, в пользу Титарчук Н.А. взыскать с военного комиссариата Республики Адыгея недополученную пенсию за период с 19.10.2016 года по 31.12.2016 года в сумме 4 109 (четыре тысячи сто девять) рублей 90 копеек, обязать военный комиссариат Республики Адыгея с 01.01.2017 года восстановить Титарчук Н.А. право на выплату пенсии по случаю потери кормильца с учетом повышения, предусмотренного п. «г» ст. 45 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», также взыскать с ответчика судебные расходы в виде нотариального тарифа за оформление доверенности и удостоверения приложенных к исковому заявлению копий документов.
Представитель истцов по доверенностям Силкин Ю.Н. в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объеме и просил их удовлетворить.
Представитель ответчика по доверенности Гудзь Г.Н. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование указав, что истцы правом на выплату пенсии по случаю потери кормильца с учетом повышения, предусмотренного п. «г» ст. 45 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» не обладают, так как, данное право имеет лицо, обладающее статусом «Участник Великой отечественной войны», либо «Ветеран боевых действий». Эти статусы установлены и неразрывно связаны с личностью его обладателя. Более того, истцы ранее не обращались ни в пенсионный орган, ни в суд, по вопросу доплаты пенсии с учетом увеличения. Кроме того, считает, что истцами пропущены сроки исковой давности.
Выслушав доводы и мнение представителей сторон, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 5 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», в случае гибели или смерти лиц, указанных в ст. 1 данного закона, их семьи при наличии условий, предусмотренных данным законом, приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца.
Пенсия по случаю потери кормильца семьям лиц, указанных в статье 1 настоящего закона, назначается, если кормилец умер (погиб) во время прохождения службы или не позднее трех месяцев со дня увольнения со службы либо позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы, а семьям пенсионеров из числа этих лиц - если кормилец умер в период получения пенсии или не позднее пяти лет после прекращения выплаты ему пенсии (ст. 28 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года № 4468-1).
В силу ст. 29 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года № 4468-1, право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умерших (погибших) лиц, указанных в статье 1 настоящего закона, состоявшие на их иждивении.
Нетрудоспособными членами семьи считаются: а) дети, братья, сестры и внуки, не достигшие 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет, а проходящие обучение в образовательных организациях по очной форме (за исключением образовательных организаций, обучение в которых связано с поступлением на военную службу или службу в органах внутренних дел), - до окончания обучения, но не долее чем до достижения ими 23-летнего возраста. Братья, сестры и внуки имеют право на пенсию, если у них нет трудоспособных родителей; б) отец, мать и супруг, если они достигли возраста: мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет, либо являются инвалидами; в) супруг или один из родителей либо дед, бабушка, брат или сестра независимо от возраста и трудоспособности, если он (она) занят уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14-летнего возраста, и не работает.
Пенсия по случаю потери кормильца исчисляется в порядке, предусмотренном ст. 43 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года № 4468-1.
Статьей 45 указанного закона предусмотрена возможность повышения пенсии по случаю потери кормильца, назначаемой в соответствии с настоящим законом (в том числе исчисленной в минимальном размере).
В силу требований п. "г" ст. 45 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года № 4468-1, такая пенсия повышается участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в пп. "а" - "ж" и "и" пп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона "О ветеранах", а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в пп. 1 - 4 п. 1 ст. 3 Федерального закона "О ветеранах", - на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в ч. 1 ст. 46 настоящего закона.
Принимая во внимание, что право на пенсию по случаю потери кормильца, назначаемую в соответствии с настоящим законом, приобретают исключительно члены семьи погибшего военнослужащего, а действие Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года № 4468-1 распространяется на членов семей военнослужащих наряду с самими военнослужащими, право на повышение пенсии по случаю потери кормильца приобретают как сами участники Великой Отечественной войны и ветераны боевых действий, так и их родственники.
Указанная позиция изложена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2013 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20 ноября 2013 г. (вопрос 3).
Судом установлено, что истец Титарчук Д.О. являлся получателем пенсии по случаю потери кормильца, а истец Титарчук Н.А. до настоящего времени является получателем пенсии по случаю потери кормильца, прапорщика Титарчук О.Б., умершего 01.12.2009 года, который обладал статусом ветерана боевых действий.
Данные факты ответчиком не оспариваются.
Таким образом, поскольку истцы обладают правом на получение пенсии по случаю потери кормильца, суд приходит к выводу о наличии у истцов права на повышение пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с п. «г» ст. 45 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», с момента её назначения.
В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
По смыслу данной правовой нормы право требовать возмещения убытков возникает у лица в случае, когда доказан факт нарушения его прав, наличие и размер понесенных убытков, и причинная связь между нарушением права и возникшими убытками.
Согласно ст. 16 ГК РФ, убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
При изложенных обстоятельствах, суд считает правомерным согласиться с доводами истцов, о том что, поскольку ответчик своевременно не исполнил свои обязательства по перерасчету пенсии, то образовавшаяся по его вине задолженность, в силу ч.2 ст.58 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года № 4468-1, подлежит взысканию.
Расчет задолженности, представленный истцами судом проверен и принимается за основу. Следовательно, с ответчика в пользу Титарчук Д.О. следует взыскать недополученную пенсию за период с 01.01.2010 года по 30.06.2012 года в сумме 44 209 (сорок четыре тысячи двести девять) рублей 56 копеек (период задолженности рассчитан с момента назначения пенсии до момента окончания обучения в образовательной организации по очной форме), а в пользу Титарчук Н.А. недополученную пенсию за период с 19.10.2016 года по 31.12.2016 года в сумме 4 109 (четыре тысячи сто девять) рублей 90 копеек (период задолженности рассчитан с момента назначения пенсии по достижении 55 летнего возраста).
Доводы ответчика о заявительном характере перерасчета пенсии и наличии оснований для выплаты пенсии за 12 месяцев, предшествовавших дню обращения и пропуске истцом срока на обращение в суд, судом не могут быть приняты во внимание, поскольку в соответствии со ст. 53 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года № 4468-1 (в редакции, действующей на дату вступления закона в силу) при наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров пенсий, назначенных лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, перерасчет пенсии производится с первого числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором наступили указанные обстоятельства. В случае, если пенсионер приобрел право на повышение пенсии, разница между новым и прежним размерами пенсии при несвоевременно его обращении может быть выплачена ему за прошлое время, но не более чем за 12 месяцев, предшествовавших дню обращения за перерасчетом.
Вместе с тем, в силу абзаца 2 ст. 58 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года № 4468-1 (в редакции, действующей на дату вступления закона в силу) сумма пенсии, недополученная пенсионером своевременно по вине органа назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Согласно ч.2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица. Граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Поскольку военный комиссариат Республики Адыгея обладал всеми необходимыми сведениями и документами об основаниях назначения истцам пенсии с учетом повышения, предусмотренного п. «г» ст. 45 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года № 4468-1, то предоставления иных документов от пенсионера не требовалось. Следовательно, с даты вступления в силу указанного Закона, а также с даты вступления в силу Федеральных законов № 68-ФЗ от 12.06.2002 года, № 319-ФЗ от 03.12.2007 года, ответчик имел все основания производить перерасчет пенсии истцам с учетом повышений, установленных для членов семей, получающих пенсию по случаю потери кормильца, что вытекает из системного толкования вышеуказанных норм.
Более того, суд полагает необходимым, в связи с тем, что сумма пенсии в повышенном размере не была своевременно получена истцом Титарчук Н.А. по вине пенсионного органа и она имеет право на дальнейшее её получение в повышенном размере, восстановить ей с 01.01.2017 года право на выплату пенсии по случаю потери кормильца с учетом повышения, предусмотренного п. «г» ч.1 ст. 45 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года № 4468-1.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Как следует из материалов дела, истцами Титарчук Д.О. и Титарчук Н.А. оплачены услуги нотариуса по тарифу за составление доверенности в размере 1200 рублей, каждым, которые подлежат взысканию с ответчика в их пользу.
Что касается требований истцов, о взыскании иных сумм оплаченных по нотариальному тарифу, то они не могут быть удовлетворены, поскольку суд самостоятельно при наличии оригинала, имеет право заверить представленные сторонами копии документов.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Титарчук ФИО17 и Титарчук ФИО16 к военному комиссариату Республики Адыгея о признании права на повышение пенсии с момента назначения, взыскании суммы недополученной пенсии и восстановлении права на выплату повышенной пенсии, удовлетворить.
Признать за Титарчук ФИО18 и Татарчук ФИО19 право на повышение пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с п. «г» ст. 45 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», с момента её назначения.
Взыскать с военного комиссариата Республики Адыгея в пользу Титарчук ФИО11 недополученную пенсию за период с 01.01.2010 года по 30.06.2012 года в сумме 44 209 (сорок четыре тысячи двести девять) рублей 56 копеек.
Взыскать с военного комиссариата Республики Адыгея в пользу Титарчук ФИО12 недополученную пенсию за период с 19.10.2016 года по 31.12.2016 года в сумме 4 109 (четыре тысячи сто девять) рублей 90 копеек.
Обязать военный комиссариат Республики Адыгея с 01.01.2017 года восстановить Титарчук ФИО13 право на выплату пенсии по случаю потери кормильца с учетом повышения, предусмотренного п. «г» ст. 45 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Взыскать с военного комиссариата Республики Адыгея в пользу Титарчук ФИО14 сумму нотариального тарифа в размере 1 200 (одна тысяча двести) рублей.
Взыскать с военного комиссариата Республики Адыгея в пользу Титарчук ФИО15 сумму нотариального тарифа в размере 1 200 (одна тысяча двести) рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение изготовлено 06.02.2017 года.
Председательствующий - Рамазанова И.И.