Дело № 2-1668/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 августа 2017 года город Георгиевск
Георгиевский городской суд Ставропольского края в составе
председательствующего судьи Дешпита В.С.,
при секретаре Мартынюк Е.В.,
с участием
истцов Золотаревой К.В.,
Золотаревой М.А.,
Золотарева В.Н.,
представителя ответчика
администрации Георгиевского городского округа Бухаевой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Георгиевского городского суда гражданское дело № 2-1668/17 по иску Золотаревой Ксении Вячеславовны, Золотаревой Марии Александровны, Золотарева Вячеслава Николаевича к администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации и обязании включить в списки граждан на получение единовременной материальной и финансовой помощи, в результате чрезвычайной ситуации,
УСТАНОВИЛ:
В исковом заявлении и судебном заседании истцы Золотарева К.В., Золотарева М.А. и Золотарев В.Н. в обоснование заявленных требований сообщили, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 приобрела в собственность земельный участок, площадью № кв.м, и летнюю кухню, площадью № кв.м, расположенные по адресу: <адрес>, <адрес>.
Решением администрации Александрийского сельсовета Георгиевского района Ставропольского края, утвержденным ДД.ММ.ГГГГ, летняя кухня переведена в жилое помещение. Однако из-за расхождения площади, указанной в правоустанавливающих документах, Золотарева К.В. не имеет возможности внести изменения в Единый государственный реестр недвижимости о своем праве на жилое помещение и зарегистрироваться по месту постоянного проживания. Вместе с тем, истцы постоянно проживают по указанному адресу, будучи зарегистрированными в <адрес>.
В результате чрезвычайной ситуации, наступившей в 2017 году, указанные жилой дом и земельный участок были подтоплены, было утрачено имущество первой необходимости, чем истцам причинен значительный ущерб.
Золотарева К.В., действуя в своих интересах и в интересах всех членов семьи Золотарева В.Н. и Золотаревой М.А., обратилась в администрацию Георгиевского городского округа Ставропольского края с заявлением о включении их в списки граждан на получение единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости. Однако, в выплате единовременной материальной и финансовой помощи им было отказано, поскольку в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15 февраля 2014 года №110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», Приказом МЧС России от 29 августа 2014 года №470 «Об утверждении Порядка подготовки документов для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи имеют право граждане, зарегистрированные и постоянно проживавшие в жилых помещениях, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации.
По указанным основаниям истцы Золотарева К.В., Золотарев В.Н. и Золотарева М.А. просят суд признать их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации – выпадением значительного количества осадков, повышением уровня воды в реках выше неблагоприятных отметок и подтоплением территории Георгиевского района Ставропольского края, произошедших 25-28 мая 2017 года и обязать администрацию Георгиевского городского округа Ставропольского края включить их в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации - выпадением значительного количества осадков, повышением уровня воды в реках выше неблагоприятных отметок и подтоплением территории Георгиевского района Ставропольского края, произошедших 25-28 мая 2017 года.
В судебном заседании истцы поддержали заявленные требования, просили иск удовлетворить.
Представитель ответчика администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края Бухаева И.Ю. в судебном заседании возражала в отношении заявленных Золотаревой К.В., Золотаревым В.Н. и Золотаревой М.А. требований, просила отказать в их удовлетворении, пояснив, что согласно технической документации, помещение, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, жилым помещением не является. Сведений о том, что приобретенная истицей летняя кухня была пригодна для проживания как в период чрезвычайной ситуации так и до нее, суду не представлено, как и доказательств, подтверждающих факт проживания истцов по данному адресу.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля сотрудник УУП ОП <адрес> МО МВД России «Георгиевский» ФИО8 показал суду о том, что в ходе проверки на предмет проживания лиц на вверенном ему участке по <адрес>, <адрес> было установлено, что Золотарев В.Н., Золотарева М.А. и Золотарева К.В. по данному адресу не проживают, периодически приезжая для временного проживания. Со слов ему известно, что истцы проживают в г.Ставрополе.
В судебное заседание не явились представители третьих лиц МО МВД России «Георгиевский», Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края, ГУ Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ставропольскому краю, извещенные о его времени и месте в соответствии со ст.113 ГПК РФ, которые не сообщили сведений уважительных причин неявки.
На основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей указанных третьих лиц.
Выслушав объяснения сторон, допросив свидетеля, исследовав материалы гражданского дела, содержащиеся в них письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
На основании ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии со ст. 1 Федерального Конституционного закона РФ от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» чрезвычайное положение означает вводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные настоящим Федеральным конституционным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей (ч. 1).
Введение чрезвычайного положения является временной мерой, применяемой исключительно для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя Российской Федерации (ч. 2).
На основании ст. 3 Федерального Конституционного закона РФ от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального Конституционного закона РФ от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях вводится указом Президента Российской Федерации с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
Согласно ст. 7 Федерального закона РФ от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (абз. 5) ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии ч. 1 ст. 18 Федерального закона РФ от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право:
- на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;
- в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
- быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности;
- обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах;
- участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций;
- на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;
- на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;
- на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка;
- на получение бесплатной юридической помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании пп. «л» п. 1 ст. 11 Федерального закона РФ от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Постановлением Правительства Ставропольского края от 02 июня 2006 года № 84-п (ред. от 25.07.2017) «О мерах по реализации Закона Ставропольского края «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и ветеранов Великой Отечественной войны» утвержден «Порядок предоставления мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае, в части осуществления им единовременных денежных выплат»
Порядок разработан в соответствии с Законом Ставропольского края «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и ветеранов Великой Отечественной войны» (далее - Закон) и определяет механизм предоставления единовременных денежных выплат, предусмотренных пунктом 6 части 2 статьи 4 Закона, гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае (далее - чрезвычайная ситуация).
Согласно пп. 6 ч. 2 ст. 4 Закона Ставропольского края от 10 апреля 2006 года №19-кз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и ветеранов Великой Отечественной Войны» (в редакции с изменениями, внесенными Законом Ставропольского края от 26 мая 2017 года № 53-кз) гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, предоставляются следующие меры социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае, выплачиваются единовременные денежные выплаты в следующих размерах:
- 10 тыс. рублей на человека - единовременная материальная помощь;
- 50 тыс. рублей на человека - за частично утраченное имущество первой необходимости;
- 100 тыс. рублей на человека - за полностью утраченное имущество первой необходимости.
Право на получение единовременных денежных выплат имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на день введения режима чрезвычайной ситуации межмуниципального и регионального характера в населенном пункте Ставропольского края, расположенном в зоне чрезвычайной ситуации в Ставропольском крае, жилые помещения которых пострадали в результате чрезвычайной ситуации, а имущество первой необходимости, находившееся на момент чрезвычайной ситуации в пострадавшем жилом помещении, частично или полностью утрачено. Единовременные денежные выплаты пострадавшим гражданам за утраченное имущество первой необходимости выплачиваются либо в связи с частичной утратой имущества первой необходимости, либо в связи с полной утратой имущества первой необходимости.
Согласно Методическим рекомендациям по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденным заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Вороновым С.И. от 03 октября 2014 года № 2-4-87-24-7, к имуществу первой необходимости рекомендуется относить минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, в том числе: холодильник, телевизор, шкаф для одежды, шкаф для посуды, кровать, диван, стол, кресло, табуретка, газовая плита (электроплита), водонагреватель или котел отопительный (переносная печь), насос для подачи воды в случае отсутствия централизованного водоснабжения, медицинские предметы для поддержания жизнедеятельности граждан с ограниченными возможностями.
Под утратой имущества (имущества первой необходимости) понимается приведение имущества (имущества первой необходимости) в состояние, непригодное для использования, в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями.
При отсутствии у гражданина необходимых документов, подтверждающих право на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой им имущества первой необходимости (отсутствие регистрации по месту жительства) граждане включаются в списки на получение указанной финансовой помощи на основании принятых судебных решений.
Как следует из исследованных в судебном заседании письменных доказательств, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ Золотаревой К.В. принадлежит нежилое здание и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, пер. Кооперативный, 37, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости № от ДД.ММ.ГГГГ и выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, удостоверяющей проведенную государственную регистрацию прав от ДД.ММ.ГГГГ.
Истцы Золотарева К.В., Золотарев В.Н. и Золотарева М.А. со ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированы квартире, расположенной по адресу: <адрес>, принадлежащей им на праве общей долевой собственности, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости № от ДД.ММ.ГГГГ.
Нежилое здание и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, находились в зоне затопления в результате наводнения 25-27 мая 2017 года в Георгиевском районе Ставропольского края, что подтверждается постановлением исполняющего полномочия главы Георгиевского городского округа Ставропольского края от 16 июня 2017 года №849.
В связи с нахождением указанных земельного участка и нежилого строения в зоне затопления в период 25-28 мая в ст. Александрийской Георгиевского района Ставропольского края, истица Золотарева К.В., действуя в своих интересах и интересах Золотарева В.Н., Золотаревой М.А. обратилась в администрацию Георгиевского городского округа Ставропольского края с заявлением о включении их в списки граждан на получение единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости.
Однако во включении в списки граждан на получение единовременной материальной и финансовой помощи Золотаревой К.В., Золотарева В.Н. и Золотаревой М.А. было отказано, поскольку в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15 февраля 2014 года № 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», приказом МЧС России от 29 августа 2014 года № 470 «Об утверждении Порядка подготовки документов для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи имеют право граждане, зарегистрированные и постоянно проживавшие в жилых помещениях, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации.
Согласно пояснениям Золотаревой К.В., данным в судебном заседании, решением администрации Александрийского сельсовета Георгиевского района Ставропольского края, утвержденным ДД.ММ.ГГГГ, нежилое здание, расположенное в <адрес> <адрес>, <адрес>, переведено в жилое. Однако, в связи с расхождением площадей, указанных в правоустанавливающих документах, отсутствует возможность внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости. Они фактически проживают по данному адресу, создали нормальные условия для проживания, используют земельный участок для ведения подсобного хозяйства, на котором выращивают овощи и фрукты, в связи с чем, являются пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации и подлежат включению в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи.
Суд считает данные доводы стороны истцов необоснованными, поскольку в силу ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
К жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната (ст. 16 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Порядок признания помещения жилым и требования, которым должно отвечать жилое помещение, установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения не пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее по тексту - Положение).
Доказательств, подтверждающих, что помещение, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес> на момент чрезвычайной ситуации было признано в установленном порядке пригодным для проживания, то есть являлось жилым помещением, материалы дела не содержат.
Напротив, из представленной выписки из Единого государственного реестра недвижимости № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на принадлежащем истице Золотаревой К.В. земельном участке по адресу: <адрес>, <адрес>, находится нежилое здание.
Учитывая то, что в соответствии с действующим порядком право на получение единовременных денежных выплат и финансовой помощи имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на день введения режима чрезвычайной ситуации межмуниципального и регионального характера в населенном пункте Ставропольского края, расположенном в зоне чрезвычайной ситуации в Ставропольском крае, жилые помещения которых пострадали в результате чрезвычайной ситуации, и имущество первой необходимости, находившееся на момент чрезвычайной ситуации в пострадавшем жилом помещении, частично или полностью утрачено, а нежилое здание, принадлежащее Золотаревой К.В. на праве собственности, жилым помещением не являлось, у суда отсутствуют основания для удовлетворения заявленных исковых требований.
Поскольку данные выплаты предоставляются гражданам не в связи с улучшением их жилищных условий, а гражданам, нуждающимся в оказании государственной поддержки, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, жилые помещения которых пострадали в результате чрезвычайной ситуации, то не имеет юридического значения для разрешения настоящего спора факт проживания истцов в данном помещении, пострадавшем от наводнения, а также регистрация в нем.
Кроме того, суд считает необходимым отметить, что факт проживания истцов по адресу: <адрес>, <адрес>, также не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения дела, напротив опровергается материалами дела. Согласно показаниям сотрудника ст.УУП МО МВД России «Георгиевский» БахмудоваГ.Б., допрошенного в судебном заседании, Золотарев В.Н., ЗолотареваК.В., Золотарева М.А. не проживают по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, а только периодически приезжают, имея регистрацию и проживая в <адрес>. Из рапорта УУП ОП № УМВД России по <адрес> ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на протяжении около 3-х лет в квартире, расположенной в <адрес>, проживает семья (фамилия ему не известна).
Согласно адресной справки отдела адресно-справочной работы ОВМ МО МВД России «Георгиевский» (дислокация г.Георгиевск) ГУ МВД по Ставропольскому краю от ДД.ММ.ГГГГ, Золотарев В.Н. ДД.ММ.ГГГГ снят с регистрационного учета по месту жительства: <адрес>, <адрес>, <адрес>.
Согласно адресной справки отдела адресно-справочной работы ОВМ МО МВД России «Георгиевский» (дислокация г.Георгиевск) ГУ МВД по Ставропольскому краю от ДД.ММ.ГГГГ, Золотарева К.В. снята с регистрационного учета по месту жительства: <адрес>, <адрес>, <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно адресной справки отдела адресно-справочной работы ОВМ МО МВД России «Георгиевский» (дислокация г. Георгиевск) ГУ МВД по Ставропольскому краю от ДД.ММ.ГГГГ, Золотарева М.А зарегистрированной не значится в Георгиевском районе.
При изложенных обстоятельствах, установленных судом на основе оценки относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности, исковые требования Золотаревой К.В., Золотарева В.Н. и Золотаревой М.А. к администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации и обязании включить их в списки граждан на получение единовременной и финансовой материальной помощи, в результате чрезвычайной ситуации, являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.12, 56, 67, 167, 193-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Золотаревой Ксении Вячеславовны, Золотаревой Марии Александровны и Золотарева Вячеслава Николаевича к администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края о пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации – выпадением значительного количества осадков, повышением уровня воды в реках выше неблагоприятных отметок и подтоплением территории станицы Александрийской Георгиевского района Ставропольского края, произошедших 25-28 мая 2017 года, обязании администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края включить в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года на территории станицы Александрийской Георгиевского района Ставропольского края, отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд, путем подачи апелляционной жалобы через Георгиевский городской суд в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.
Судья В.С. Дешпит