Дело № 33-2093
Каякентский районный суд
судья Алибулатов З.И.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 июня 2014 года г.Махачкала
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Зайнудиновой Ш.М.,
судей Абдуллаева М.К., Ахмедовой С.М.,
при секретаре Гудаеве Р.Ш.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по апелляционной жалобе представителя Каркесовой Х.И. – Казилова А.Н. гражданское дело по иску Каркесовой Х.И. к Правительству Республики Дагестан, Министерству финансов Республики Дагестан, Правительству Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Главному управлению Министерства Российской Федерации по ГО и ЧС по Республике Дагестан, администрации MP «Каякентский район», администрации МО «сельсовет Новокаякентский» о взыскании компенсации за утраченное жилье.
Заслушав доклад судьи Абдуллаева М.К., судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
Каркесова Х.И. и ее представитель Казилов А.Н. обратились в суд с иском к Правительству Республики Дагестан, Министерству финансов Республики Дагестан, Правительству Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Главному управлению Министерства Российской Федерации по ГО и ЧС по Республике Дагестан, администрации MP «Каякентский район», администрации МО «сельсовет Новокаякентский» о признании права Каркесовой Х.И., Каркесова Р.А., Каркесова М.Б., Каркесова Р.М., Каркесова К.М. и Каркесова А.М. на получение компенсации за утраченное жилье, как на лиц лишившихся жилья в результате сильных ливневых дождей, о взыскании стоимости утраченного жилья за счет казны Российской Федерации в размере <данные изъяты> руб.
В обоснование заявленных требований указано, что в период 3-4 мая 2010 года на территории Каякентского района прошло опасное гидрометеорологическое явление(ОГЭ) в виде продолжительных ливневых дождей.
Данный факт подтверждается актом комиссии по ЧС района от 4 мая 2010 г. № 28, в котором указано, что на территории Каякентского района 3-4 мая 2010 года прошли продолжительные ливневые дожди, в результате которых району и жителям района причинен материальный ущерб.
По сообщению ГУ «Дагестанский Республиканский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» в период 3 по 4 мая 2010 года на территории Каякентского района наблюдались сильные ливневые дожди. По данным метеорологической станции «Изберг» за двое указанных суток выпало 59,7 мм осадков, что составляет 284% месячной нормы. В результате выпавших сильных осадков на реках района прошли дождевые паводки. Отмечался сход селевых потоков. Это явление относиться к критериям опасных.
Исходя из сложившейся ситуации на территории района на заседании КЧС ПБ администрации MP «Каякентский район» от 4 мая 2010 г. введен режим «Чрезвычайной ситуации» с 4 мая 2010 г.
В результате стихийного бедствия частично повреждены 18 домостроений жителей населенных пунктов, а два домостроения получили серьезные повреждения конструктивных элементов, из-за которых дальнейшее проживание в них невозможно и они подлежат сносу, в том числе домостроение Каркесовой Х.И., расположенное по адресу: <адрес>.
В связи с чем, Каркесова Х.И. обратилась с заявлением об обследовании ее домостроения на предмет определения причиненного стихией ущерба.
Согласно акту комиссии по ЧС от 16 июня 2010 г., составленного с участием представителей ЗАО «Атом», у которого имеется свидетельство на производство этих видов работ, произведено обследование домостроения Каркесовой Х.И., в которой указаны следующие объемы повреждений по конструктивным элементам: из-за обводнения и подтопления участка вокруг здания произошло размягчение, разрушение нижних слоев саманной кладки. В результате чего крен здания, деформация конструкций, разрушения и повсеместные трещинные расслоения стен противоположных направлений. Выводы комиссии: Дом не пригоден для дальнейшего проживания.
Из акта визуального обследования объекта от 23 июня 2010 г., которое произведено представителем филиала ФГУП «Ростехинвентаризация -Федеральное БТИ» по Республике Дагестан усматривается, что домостроение Каркесовой Х.И. не пригодно для дальнейшего проживания и оно подлежит сносу.
В связи с чем, Каркесова Х.И. включена в список семей, пострадавших в результате сильных ливневых дождей 3-4 мая 2010 года на территории Каякентского района Республики Дагестан, на получение компенсационных выплат по утере жилья.
Домострой Каркесовой Х.И. также включен в реестр жилых домов Каякентского района, пострадавших в результате сильных ливневых дождей 3-4 мая 2010 года не пригодны для проживания от 03 августа 2010 г., утвержденный главой MP «Каякентский район» и согласованный Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан.
Все материалы в части компенсации за утерю жилья Каркесовой Х.И. были представлены в Главное управление МЧС России по Республике Дагестан.
Распоряжением Правительства Республики Дагестан от 27 января 2012 г. № 11-р администрации MP «Каякентский район» выделены из резервного фонда Правительства Республики Дагестан по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий средства в сумме <данные изъяты> тыс. рублей для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных гидрометеорологических явлений, имевших место на территории Республики Дагестан в марте-июле 2010 года.
Распоряжением главы MP «Каякентский район» от 19 марта 2012 г. № 42-р из поступивших средств <данные изъяты> тыс. рублей направлены на компенсационные выплаты гражданам за утраченное жилье, в том числе Каркесовой Х.И. <данные изъяты> тыс. руб., т.е. частичное погашение. Согласно справке Избербашского страхового отдела ООО «Росгострах» от 28 июля 2010 г. № 10 дом, принадлежащий Каркесовой Х.И., за 2010 год страховым отделом не застрахован и ущерб ей не возмещался.
Согласно справке выданной администрацией МО «с/с Новокаякентский» за Каркесовой Х.И. другого жилого помещения не значится.
Таким образом, учитывая, что Каркесова Х.И. лишилась жилого помещения в результате сильных ливневых дождей, последняя имеет все основания для включения в список пострадавших граждан, имеющих право на полную компенсацию утраченного жилья.
Согласно ст.1 ФЗ от 21 декабря 1994 г. № 68 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация представляет собой обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые (могут повлечь или) повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности людей.
В соответствии с п.1 ст.18 вышеназванного Федерального закона каждый имеет право на возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Порядок и условия, виды и размеры компенсации социальных гарантий, предоставляемых гражданам РФ в соответствии с п.1 настоящей статьи, устанавливается законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
В соответствии со ст.24 этого же Закона, финансовое обеспечение установленных Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера является расходным обязательством субъекта Российской Федерации; в границах (на территории) муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования.
В соответствии с подп. «в» пункта 1.4 Инструкции ГУ МЧС по Республике Дагестан и Министерства финансов Республики Дагестан от 25 ноября 2010 г. к чрезвычайной ситуации межмуниципального характера относятся ЧС в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более поселении, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей.
Поскольку, чрезвычайная ситуация от 3-4 мая 2010 года затронула территорию нескольких муниципальных территорий, то эта чрезвычайная ситуация относится к чрезвычайной ситуации межмуниципального характера.
Ликвидация ЧС силами и средствами организаций, органом исполнительной власти Республики Дагестан, органов местного самоуправления осуществляется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 21 мая 2007 г. № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». При отсутствии или недостаточности собственных средств органы исполнительной власти Республики Дагестан, администрации муниципальных районов Республики Дагестан не позднее одного месяца с даты возникновения ЧС могут обращаться в Правительство Республики Дагестан с просьбой о выделении бюджетных ассигнований.
Из вышеизложенного следует вывод, что администрация MP «Каякентский район», наряду с Правительством Республики Дагестан являются ответчиками по делу.
Постановлением Правительства Республики Дагестан от 21 декабря 2009 г. № 459 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Республики Дагестан по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Согласно указанным Правилам средства на финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций местного и территориального уровня в соответствии с установленной классификацией чрезвычайных ситуаций выделяются за счет средств организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, республиканских органов исполнительной власти, средств соответствующих бюджетов, страховых фондов и других источников.
Выплата компенсаций гражданам за утраченное жилье производится с учетом площади утраченного жилья в пределах установленной Законом Республики Дагестан социальной нормы, но не более площади ранее занимаемого жилья.
Согласно действующего законодательства РФ социальная норма жилья в Республики Дагестан составляет 18 кв. метров на 1 человека и поэтому Каркесовой Х.И. следует выплатить компенсацию за утраченное жилье площадью 108 кв.м., что является в пределах социальной нормы.
Согласно приказу Минстроя РФ от 15 июля 2014 г. № 387/пр средняя рыночная стоимость 1 кв.м. общей площади жилого помещения по Республике Дагестан на 3 квартал 2014 года составляет <данные изъяты> рублей.
Таким образом, принимая во внимание, что выявленные нарушения федерального законодательства до настоящего времени имеют место, а ответчиками не предприняты меры по их устранению, иначе как через суд разрешить данный вопрос не представляется возможным.
Тем самым нарушенное право может быть восстановлено путем взыскания с ответчиков Правительства Республики Дагестан, Министерства финансов Республики Дагестан, Правительства РФ и Министерства финансов РФ за счет казны РФ соответствующих денежных средств.
Согласно справке, выданной администрацией МО «сельсовет Каякентский» и домовой книги собственником домостроения, расположенного по адресу: <адрес> является Каркесова Х.И. Вместе с ней в этом доме проживали и на 3-4 мая 2010 года были зарегистрированы: внук Каркесов Р.А., сын Каркесов М.Б., внук Каркесов Р.М., внук Каркесов К.М. и внук Каркесов А.М.
Стоимость жилья истцам подлежащая возмещению за счет казны Республики Дагестан составляет <данные изъяты>., где 18 кв.м.- норматив общей площади жилья на каждого из истцов, <данные изъяты> руб.- возмещаемая стоимость 1 кв.м. общей площади жилья.
Однако, Каркесовой Х.И. не была выплачена компенсация исходя этой средней стоимости квадратного метра жилья. Уполномоченные органы своевременно не выполнили свои полномочия, не определили размер фактического ущерба, причиненного истцу в результате стихийного бедствия, имевшее место 3-4 мая 2010 года, не произвели выплату соответствующих сумм в пользу истца и по сегодняшний день.
Постановление Правительства Республики Дагестан от 21 декабря 2009 г. № 459 не возлагает какие-либо права, обязанности на пострадавших от чрезвычайных ситуаций, в том числе и на истцов, не регулирует в данной части непосредственно отношений с участием пострадавших, в том числе истцов, ориентирует обязанных лиц в целях скорейшего возмещения вреда пострадавшим, в том числе истцам, организовать свою урегулированную вышеуказанными нормативными актами работу таким образом, чтобы обосновывающие документы в месячный срок со дня соответствующего поручения Правительства РФ.
Права истцов на получение меры государственной поддержки в связи со стихийным бедствием не должны быть поставлены в зависимость от своевременности исполнения своих обязанностей иными лицами, поскольку данная мера должна быть действенной и направлена на обеспечение жилыми помещениями лиц, которые в результате стихийного бедствия утратили единственное жилье.
Решением Каякентского районного суда от 11 марта 2015 г. постановлено:
«В удовлетворении ходатайства представителей ответчиков Абакаровой Х.А. о применении срока исковой давности отказать.
В удовлетворении исковых требований Каркесовой Х.И. и ее представителя Казилова А.Н. к Правительству Республики Дагестан, Министерству финансов Республики Дагестан, Правительству Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Главному управлению Министерства Российской Федерации по ГО и ЧС по Республике Дагестан, администрации MP «Каякентский район», администрации МО «сельсовет Новокаякентский» о признании право Каркесовой Х.И., Каркесова Р.А., Каркесова М.Б., Каркесова Р.М., Каркесова К.М. и Каркесова А.М. на получение компенсации за утраченное жилье, как на лиц лишившихся жилья в результате сильных ливневых дождей, имевших место 3-4 мая 2010 года в Каякентском районе, о взыскании с администрации MP «Каякентский район», Правительства Республики Дагестан, Министерства финансов Республики Дагестан, Правительства Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Каркесовой Х.И., Каркесова Р.А., Каркесова М.Б., Каркесова Р.М., Каркесова К.М. и Каркесова А.М. по (<данные изъяты> рублей в пользу каждого, а всего <данные изъяты> рублей, стоимость утраченного жилья истцам, отказать».
В апелляционной жалобе представитель Каркесовой Х.И. – Казилов А.Н. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение.
В обоснование требований жалобы указано, что решение принято в нарушении норм материального и процессуального права. Факт утери жилья в результате стихийного бедствия имеет место и судом не опровергнуто. Ссылка суда на решение комиссии Правительства Республики Дагестан от 31 мая 2011 г. № 8 по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению ПБ, являются незаконными. Стоимость жилья, подлежащая возмещению за счет казны РФ за 1 кв.м. составляет <данные изъяты> руб. однако исходя, из этого расчета истцу не выплачена компенсация, чем и нарушены права истца.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п.1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе представителя Каркесовой Х.И. – Казилова А.Н.
Как видно из материалов дела и не оспаривается сторонами, что 3-4 мая 2010 года на территории Каякентского района Республики Дагестан имели место ливневые дожди, чрезвычайная ситуация отнесена к категории межмуниципального характера.
Истцы обратились в суд с иском о взыскании за счет казны Республики Дагестан компенсации за утраченное в результате чрезвычайной ситуации жилье, мотивируя свои требования тем, что Правительством Республики Дагестан не исполнены возложенные не него Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Законом Республики Дагестан от 19 октября 2001 г. № 34 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» обязанности по выделению в полном объеме средств на финансовое обеспечение выплат компенсации гражданам за утраченное жилье.
В соответствии с п.п. «ж», «л» п.1 ст.11 вышеназванного Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации: создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера; принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Согласно п.1 ст.18 того же Федерального закона граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
В соответствии со ст.10 вышеназванного Закона Республики Дагестан от 19 октября 2001 г. № 34 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Правительство Республики Дагестан: создает резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера; создает постоянно действующую комиссию по чрезвычайным ситуациям; принимает решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Согласно ст.16 того же Закона Республики Дагестан граждане имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Из материалов дела видно, что обязанности, возложенные на органы государственной власти Республики Дагестан федеральным и республиканскими законами, регламентирующими вопросы защиты населения от чрезвычайных ситуаций, Правительством Республики Дагестан исполнены.
Администрацией Каякентского района все необходимые документы подготовлены и в августе 2010 года представлены в Главное управление МЧС России по Республике Дагестан для оказания финансовой помощи из резервного фонда Правительства Республики Дагестан по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий.
Комиссией Правительства Республики Дагестан от 31 мая 2011г. №8 по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности принято решение рекомендовать ГУ МЧС РФ по Республики Дагестан определить сумму компенсационных выплат гражданам за утраченное жилье из расчета его стоимости по муниципальному району в соответствии с постановлением Правительства Республики Дагестан от 23 сентября 2010 г. № 348 «О средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения по муниципальным образованиям Республики Дагестан, подлежащей применению органами местного самоуправления муниципальных образований для расчета размера стоимости социального жилья, выделяемого в соответствии с планами на третий и четвертый квартал 2010 года, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения», где стоимость 1 кв.м. общей площади жилья в Каякентском районе установлен <данные изъяты> рублей.
Также, указанной комиссией Правительства Республики Дагестан рекомендовано ГУ МЧС РФ по Республики Дагестан в связи с ограниченностью средств в резервном фонде Правительства Республики Дагестан по предупреждению и ликвидации ЧС и ПБ общую сумму средств, выделяемых администрациям муниципальных образований на компенсационные выплаты гражданам за утраченное жилье, оказание единовременной материальной помощи за частично утраченное жилье, оказание финансовой помощи за утраченное имущество определить в размере 25% от расчетных сумм.
Правительством Республики Дагестан издано распоряжение от 27 января 2012 г. № 11-р. в соответствии с которым из резервного фонда Правительства Республики Дагестан выделены администрациям муниципальных образований для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных явлений, имевших место на территории Республики Дагестан в марте-июле 2010 года <данные изъяты> тыс. рублей, в том числе согласно приложению к указанному постановлению Каякентскому району в сумме <данные изъяты> тыс. рублей, в том числе на компенсационные выплаты гражданам за утраченное жилье <данные изъяты> тыс. рублей, что составляет 25% от расчетных сумм.
Согласно п.1 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Республики Дагестан по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее – Правила РД), утвержденных Постановлением Правительства Республики Дагестан от 21 декабря 2009 № 459 «Об утверждении Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Республики Дагестан по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» Правила устанавливают порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Республики Дагестан по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий регионального и межмуниципального характера.
В соответствии с п.п.«е» п.7 Правил, бюджетные ассигнования выделяются органам исполнительной власти Республики Дагестан и администрациям муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, по выплате компенсаций гражданам за утраченное жилье с учетом площади утраченного жилья в пределах установленной Законом Республики Дагестан социальной нормы, но не более площади ранее занимаемого жилья.
Таким образом, действовавшими на момент возникновения стихийного бедствия в мае 2010 года и на момент рассмотрения в мае 2011 года Комиссией Республики Дагестан по ЧС вопроса о выделении средств резервных фондов на выплату пострадавшим, в том числе и истцам, компенсаций за утраченное жилье, федеральными и республиканскими законами и нормативными актами, не предусматривалась обязанность Правительства Республики Дагестан по компенсации пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации полной стоимости утраченного жилья.
В этой связи, действия Правительства Республики Дагестан по частичному, в соответствии с имеющимися в резервном фонде Правительства Республики Дагестан по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий средствами, финансированию расходов на выплату компенсаций гражданам за утраченное жилье, судебная коллегия считает правомерными.
Суд первой инстанции, как видно из материалов дела, правильно истолковав вышеприведенные нормы федерального и республиканского законодательства и подзаконных актов, пришел к правильному выводу об отказе во взыскании в пользу истцов полной стоимости утраченного ими в результате чрезвычайной ситуации жилья, которая, как указано выше, никакими нормативными актами не установлена.
В этой связи доводы истцов о незаконности и неправильности, неполной выплаты им компенсации за утраченное жилье, судебная коллегия находит необоснованными, поскольку какие-либо неправомерные действия Правительством Республики Дагестан, либо его органами, не допущены.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции по делу принято законное и обоснованное решение и оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия,
о п р е д е л и л а :
Решение Каякентского районного суда от 11 марта 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Каркесовой Х.И. - Казилова А.Н. – без удовлетворения.
Председательствующий Ш.М. Зайнудинова
Судьи М.К. Абдуллаев
С.М. Ахмедова