Решение по делу № 2а-2832/2021 от 26.05.2021

Дело № 2а-2832/2021

УИД 21RS0023-01-2021-003711-09

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 июня 2021 года                         г. Чебоксары

Ленинский районный суд города Чебоксары в составе председательствующего судьи Сидоровой И. Н., при секретаре судебного заседания Васильевой А. Э., с участием заместителя прокурора Ленинского района г. Чебоксары Ивановой И.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску заместителя прокурора Ленинского района г. Чебоксары Чувашской Республики в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

установил:

Заместитель прокурора Ленинского района г. Чебоксары Чувашской Республики в рамках реализации полномочий, предоставленных ему ст. 39 КАС РФ, обратился в суд с административным иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, указав в нем, что прокуратурой Ленинского района г.Чебоксары проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Проведенной проверкой выявлен факт размещения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для свободного доступа неограниченного круга лиц интернет-сайта: ------, на котором размещена информация в нарушении действующего законодательства для неопределенного круга лиц о продаже сибирского осетра (Acipenser baerii), представителя отряда осетрообразных, занесенного в Красную книгу Российской Федерации в соответствии с приказом Минприроды России от 24.03.2020 № 162 «Об утверждении Перечня объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации» (зарегистрировано в Минюсте России 02.04.2020 № 57940) (позиция 162). Информация, подтверждающая наличие разрешения на оборот особо ценных видов животных, в том числе их частей и дериватов (производных), на вышеуказанном WEB-сайте отсутствует. Контент сайта ориентирован на совершение покупки, для этого на странице размещена информация о стоимости товара, указаны контактные данные, по которым возможно связаться с продавцом. Вход на сайты свободный, регистрации пользователей не требуется. С содержанием может ознакомиться любой желающий. Информация носит противоправный характер, размещение в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети Интернет информации, побуждающей граждан приобретать объекты животного мира (включая их части и производные), занесенные в Красную книгу Российской Федерации и охраняемые международным договором Российской Федерации, фактически способствует совершению преступлений, тем самым нарушая публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и гарантированную Конституцией Российской Федерации жизнь в правовом государстве.

Прокурор Иванова И.Г. в судебном заседании поддержала требования административного иска, просила их удовлетворить.

От представителя территориального отдела Управления Роскомнадзора по Приволжскому федеральному округу поступило заявление с просьбой рассмотреть дело без их участия и письменный отзыв.

Выслушав прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с Указом Президента РФ от 17 марта 2008 г. № 351 «О мерах по вопросам обеспечения информационной безопасности Российской Федерации» сеть Интернет является информационно-телекоммуникационной сетью международного информационного обмена, доступ к которой не ограничен определенным кругом лиц.

Органы прокуратуры, являясь единой федеральной системой органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на ее территории, в рамках предоставленных им полномочий, участвуют в правовом регулировании отношений, в том числе и возникающих в сети Интернет, выявляют и пресекают правонарушения со стороны ее участников и пользователей, координируют деятельность контролирующих и правоохранительных органов в указанной сфере. В целях ограничения свободного доступа к интернет-ресурсам с противозаконным содержанием прокурор использует весь комплекс мер реагирования, в том числе и путем предъявления заявлений об ограничении доступа к таким интернет-ресурсам по правилам ст. 39 КАС РФ.

Целью данного обращения прокурора является защита интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, с последующим включением сведений в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, для ограничения доступа к указанной информации как незаконной, что отвечает требованиям ст. 39 КАС РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ) информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.

Согласно ч. 1 ст. 10 названного Федерального закона в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

В силу положений ч. 6 указанной статьи запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Статьей 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами

По правилам ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

В реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 5 ст. 15.1 ФЗ от 27.07.2006 № 149-ФЗ).

По делам о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению в Российской Федерации, юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети «Интернет» запрещенной информации. Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания информации, распространенной в сети «Интернет», запрещенной.

Согласно абзацу 1 ст.24 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» (в ред. от 08.12.2020) (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ) редкие и находящиеся под угрозой исчезновения объекты животного мира заносятся в Красную книгу Российской Федерации и (или) Красные книги субъектов Российской Федерации.

В абзаце 3 ст. 24 Федерального закона № 52-ФЗ, п. 13.1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 №21 (в ред. от 30.11.2017) «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» закреплено, что обороноспособность диких животных (включая их части и производные), принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, допускается в исключительных случаях по разрешению (распорядительной лицензии), выдаваемому специально уполномоченным государственным органом по охране окружающей среды в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации. Содержание указанных животных в неволе и выпуск их в естественную природную среду также допускаются в исключительных случаях, определяемых Правительством Российской Федерации.

Постановление Правительства РФ от 19.02.1996 № 156 (ред. от 18.04.2014) «О Порядке выдачи разрешений (распорядительных лицензий) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации» установлено, что содержание в неволе диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, допускается только в целях сохранения и воспроизводства этих животных в искусственно созданной среде обитания, а также в научных и культурно-просветительных целях.

Статьей 258.1 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за незаконные приобретение, перевозку, пересылку и продажу особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской (Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, их частей и производных.

В преамбуле Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ (в ред. от 09.03.2021) «Об охране окружающей среды» указано, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации. Одним из основных принципов государственной политики Российской Федерации в области охраны окружающей среды являются сохранение благоприятной окружающей среды, сохранение биологического разнообразия и природных ресурсов, укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

Как следует из материалов дела, прокуратурой проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Проведенной проверкой выявлен факт размещения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для свободного доступа неограниченного круга лиц интернет-сайта: ------, на котором размещена информация в нарушении действующего законодательства для неопределенного круга лиц о продаже сибирского осетра (Acipenser baerii), представителя отряда осетрообразных, занесенного в Красную книгу Российской Федерации в соответствии с приказом Минприроды России от 24.03.2020 № 162 «Об утверждении Перечня объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации» (зарегистрировано в Минюсте России 02.04.2020 № 57940) (позиция 162). Информация, подтверждающая наличие разрешения на оборот особо ценных видов животных, в том числе их частей и дериватов (производных), на вышеуказанном WEB-сайте отсутствует. Контент сайта ориентирован на совершение покупки, для этого на странице размещена информация о стоимости товара, указаны контактные данные, по которым возможно связаться с продавцом. Вход на сайты свободный, регистрации пользователей не требуется. С содержанием может ознакомиться любой желающий.

Информация носит противоправный характер, размещение в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети Интернет информации, побуждающей граждан приобретать объекты животного мира (включая их части и производные), занесенные в Красную книгу Российской Федерации и охраняемые международным договором Российской Федерации, фактически способствует совершению преступлений, тем самым нарушая публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и гарантированную Конституцией Российской Федерации жизнь в правовом государстве.

Обстоятельства подтверждаются скриншотами интернет-страницы, справкой осмотра интернет-страницы.

Таким образом, имеются основания для ограничения доступа к информации, размещенной на указанном сайте.

Порядок ограничения доступа к информации, признанной запрещенной на территории Российской Федерации в соответствии со ст. 15.1,15.2,15.3 ФЗ от 27.07.2006№ 149-ФЗ установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 № 1101.

Согласно положениям Постановления Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 № 1101 создание, формирование и ведение «Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Обязанность внесения сведений, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено по решению суда, также относится к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

На момент рассмотрения дела указанная интернет-страница в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» не внесена.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 265.5 КАС РФ,

решил:

Административный иск заместителя прокурора Ленинского района г.Чебоксары Чувашской Республики в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, удовлетворить.

Признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на интернет-странице: ------ информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Направить копию решения в Управление Роскомнадзора по Приволжскому федеральному округу (территориальный отдел): 428020, Чувашская Республика, г.Чебоксары, ул. Гладкова, 7б, для внесения сведений в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Решение суда подлежит немедленному исполнению.

На решение суда могут быть поданы апелляционные жалобы и представление в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Чебоксары.

Председательствующий судья          И.Н. Сидорова

Мотивированное решение изготовлено 22 июня 2021 года.

2а-2832/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Заместитель прокурора Ленинского района г. Чебоксары
Ответчики
Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу
Суд
Ленинский районный суд г. Чебоксары
Судья
Сидорова Ирина Николаевна
Дело на странице суда
leninsky.chv.sudrf.ru
26.05.2021Регистрация административного искового заявления
26.05.2021Передача материалов судье
26.05.2021Решение вопроса о принятии к производству
26.05.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.05.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.06.2021Судебное заседание
22.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее