Решение по делу № 33-254/2013 от 09.01.2013

Судья Юрченко Е.В. Дело № 33-254/2013

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Сажина А.В.,

судей Пристром И.Г., Тебеньковой Л.Г.,

при секретаре Саратовой Е.Н.,

рассмотрев в судебном заседании 14 февраля 2013 года дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в городе Воркуте Республики Коми на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 02 ноября 2012 года, по которому

обязано Государственное учреждение «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми» зачесть Ионелу И.Г. в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по подпункту 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» период прохождения службы в Вооруженных Силах СССР с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> из расчета один службы за два дня работы.

Признано право Ионелу И.Г. на расчет трудовой пенсии с учетом стажевого коэффициента ... исчисленного с применением специального стажа по подпункту 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», с <Дата обезличена>.

Обязано Государственное учреждение «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми» назначить и выплатить Ионелу И.Г. трудовую пенсию с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> с учетом стажевого коэффициента ... исчисленного из продолжительности специального стажа по подпункт 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», с учетом индексации на индексы роста потребительских цен по Республики Коми.

Обязано Государственное учреждение «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми» выплачивать Ионелу И.Г. трудовую пенсию с учетом стажевого коэффициента ..., исчисленного из продолжительности специального стажа с тяжелыми условиями труда по подпункту 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с <Дата обезличена>.

Взысканы с Государственного Государственное учреждения «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми» в пользу Ионелу И.Г. судебные расходы в сумме ... рублей.

Взыскана с Государственного Государственное учреждения «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми» государственная пошлина в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации в размере ... рублей.

Заслушав доклад судьи Тебеньковой Л.Г., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Ионел И.Г. обратился в суд с иском к ответчику о возложении обязанности зачесть период прохождения службы в Вооружённых Силах СССР с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в специальный стаж в двойном размере, произвести перерасчет пенсии, ссылаясь на то, что при назначении пенсии ему не включен в специальный стаж работы период военной службы в двойном размере по призыву, что противоречит действовавшему на период прохождения службы законодательству, согласно которому служба в Советской Армии подлежала зачёту в специальный стаж работы в двойном размере. Полагает, что стажевой коэффициент по специальному стажу должен составить ...

В судебном заседании истец, представитель Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Воркуте (далее – ГУ – Управление ПФР в г.Воркуте РК), извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, участия не принимали.

Представитель Ионела И.Г. – Черниогло С.И., действующий по доверенности, исковые требования поддержал.

В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ дело рассмотрено при имеющейся явке лиц.

Судом принято приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ГУ - Управление ПФР в г.Воркуте РК просит об отмене решения суда в связи с нарушением норм материального права. Кроме того, полагает определенный к возмещению размер понесенных истцом расходов на оплату услуг представителя завышенным.

Стороны, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, заявлений о рассмотрении дела в их отсутствие не поступило, также не поступило просьбы об отложении рассмотрения дела по уважительным причинам. При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела при имеющейся явке.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим изменению

Как следует из материалов дела и установлено судом, Ионел И.Г. является получателем трудовой пенсии по старости с <Дата обезличена> в соответствии с пп.1 п.1 ст.27 и ст.28.1 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в РФ».

Согласно пенсионному делу, в период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> (... года ... месяц ... дня) Ионел И.Г. проходил службу по призыву в составе Вооруженных Сил СССР.

До призыва на службу стажа по Списку № 1 (на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах) не имел. После увольнения (демобилизации) Ионел И.Г. принят с <Дата обезличена> на ... .... Период работы истца на ... после службы в армии по настоящее время отнесен ответчиком к Списку № 1.

Сведения о прохождении истцом в период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> военной службы в Советской Армии в пенсионном деле имелись. Оспариваемый период отнесен ответчиком к общему трудовому стажу.

При вынесении решения об удовлетворении исковых требований Ионела И.Г. суд первой инстанции исходил из наличия правовых оснований для включения периода прохождения службы в специальный стаж из расчета один день службы за два дня работы. Однако, по мнению судебной коллегии, таковые отсутствуют.

В соответствии с п. 1 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в редакции на день назначения истцу досрочной трудовой пенсии предусмотрена в связи с введением в действие настоящего Федерального закона оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. Согласно п. 4 указанной статьи в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке, в которую включаются, в том числе служба в Вооруженных Силах Российской Федерации… Пунктом 5 данной статьи предусмотрено, что конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в пункте 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, может осуществляться по их выбору в указанном в настоящей статье порядке с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного). Вместе с тем данная норма не предусматривала льготного порядка исчисления периодов, включаемых в общий стаж и стаж на соответствующих видах работ.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 N 2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан" признана содержащаяся в пункте 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" норма в той части, в какой она во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 31 данного Федерального закона при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал исключает льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и не позволяет учитывать в общем трудовом стаже некоторые периоды общественно полезной деятельности, включавшиеся в него ранее действовавшим законодательством, не противоречащей Конституции Российской Федерации. Данная норма - по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм - не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, поскольку не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до 1 января 2002 года пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства.

Согласно Постановлению сам по себе переход к новому правовому регулированию в области пенсионных правоотношений не противоречит Конституции Российской Федерации, однако вносимые законодателем изменения, в том числе в порядок подсчета общего трудового стажа, не должны приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан.

В целях сохранения ранее приобретенных прав на трудовую пенсию статьей 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал и установлен перечень периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности, включаемых в общий трудовой стаж и учитываемых в календарном порядке (пункт 4).

Отменив льготное (кратное) исчисление общего трудового стажа и исключив из него некоторые периоды общественно полезной деятельности, в течение которых не уплачивались страховые взносы, законодатель придал норме пункта 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" обратную силу и распространил ее на граждан, приобретших пенсионные права до 1 января 2002 года. Вместе с тем, вводя новый порядок исчисления общего трудового стажа, он установил такой минимальный уровень пенсионного обеспечения (минимальный расчетный размер трудовой пенсии), который превышает ранее установленный максимальный размер трудовой пенсии и, во всяком случае, превышает уровень пенсионного обеспечения, исчисленный исходя из норм Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации". При этом Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не содержит нормы, ограничивающей максимальный размер трудовой пенсии тремя (для отдельных категорий граждан - тремя с половиной) минимальными размерами пенсии, которая содержалась ранее в статье 18 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации". Более того, согласно пункту 8 статьи 30 названного Федерального закона расчетный пенсионный капитал, исчисленный в соответствии с ее пунктом 4, подлежит индексации по нормам данного Федерального закона за весь период с 1 января 2002 года до дня, с которого назначается страховая часть трудовой пенсии.

Порядок льготного исчисления периода прохождения гражданами военной службы по призыву установлен п. 3 ст. 10 Закона Российской Федерации от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих". Указанный Федеральный закон, вступивший в силу до введения законодателем нового правого регулирования в области пенсионного обеспечения, не определяет порядок учета службы в армии при преобразовании пенсионных прав граждан для определения размера пенсионного капитала. Предусмотренное исчисление времени нахождения граждан на военной службе по призыву из расчета один день военной службы за два дня работы согласно данной норме имеет отношение к стажу работы по специальности. Вместе с тем в соответствии со статьями 27 и 27.1 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» основанием для досрочного назначения трудовой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда. Из чего следует, что стаж работы по специальности применительно к пенсионному законодательству значения не имеет.

В своем исковом заявлении истец ссылался на положения Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации, согласно ст. 94 которого военная служба по призыву подлежала исчислению в двойном размере. Вместе с тем оснований для применения данной нормы не имелось, поскольку абзац седьмой части первой статьи 94 указанного Закона введен Федеральным законом от 27.01.1995 № 10-ФЗ и вступил в силу 30 января 1995 года. Из материалов дела следует, что Ионел И.Г. проходил службу до указанного периода. На момент назначения досрочной трудовой пенсии и конвертации пенсионных прав данный закон не действовал.

Из материалов пенсионного дела следует, что работа истца до и после периода службы в Армии отнесена Списком № 1 к подземным работам. При изложенных обстоятельствах спорный период подлежит включению только в календарном исчислении в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии независимо от времени обращения за назначением пенсии и времени возникновения у истца соответствующего права.

Поскольку с учетом периодов службы истца в рядах Советской Армии его стаж составил ... лет ... месяцев ... дней (... лет ... месяцев ... дней + ... года ... месяц ... дня), размер пенсии подлежит исчислению с учетом стажевого коэффициента по специальному стажу работы ....

С учетом законности требования Ионела И.Г. о включении службы армии в специальный стаж, решение суда в части размера стажевого коэффициента подлежит изменению.

Судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения доводов жалобы в части отмены решения о взыскании расходов по оплате услуг представителя в сумме ... руб. Размер взысканной суммы отвечает требованиям принципа разумности, а также фактическим обстоятельствам, свидетельствующим об участии представителя в ходе рассмотрения дела по существу, частичном удовлетворении заявленного требования.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 02 ноября 2012 года изменить.

Исковые требования Ионелу И.Г. удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми» зачесть Ионелу И.Г. в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по подпнкту 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» период прохождения службы в Вооруженных Силах СССР с 23 апреля 1980 года по 16 июня 1983 из расчета один службы за один день работы.

Признать право Ионелу И.Г. на расчет трудовой пенсии с учетом стажевого коэффициента ... исчисленного с применением специального стажа по подпункту 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», с <Дата обезличена>.

Обязать Государственное учреждение «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми» назначить и выплатить Ионелу И.Г. трудовую пенсию с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> с учетом стажевого коэффициента ..., исчисленного из продолжительности специального стажа по подпункт 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», с учетом индексации на индексы роста потребительских цен по Республики Коми.

Обязать Государственное учреждение «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми» выплачивать Ионелу И.Г. трудовую пенсию с учетом стажевого коэффициента ..., исчисленного из продолжительности специального стажа с тяжелыми условиями труда по подпункту 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с <Дата обезличена>.

В остальной части решение Воркутинского городского суда от 02 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми – без удовлетворения.

Председательствующий –

Судьи –

33-254/2013

Категория:
Гражданские
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
24.01.2013Судебное заседание
14.02.2013Судебное заседание
15.02.2013Дело сдано в канцелярию
15.02.2013Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее