Решение по делу № 8Г-1610/2021 [88-3419/2021] от 25.01.2021

            Дело №88-3419/2021

        О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

    г. Челябинск                                                             25 февраля 2021 года

Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Чаус И.А., рассмотрев единолично гражданское дело №2-283/2020 по иску Гисматуллиной Эммы Эльмаровны к ООО "Сити-Сервис" о защите прав потребителей,

по кассационной жалобе ПАО "Т Плюс" на решение мирового судьи судебного участка №1 Верхнепышминского судебного района Свердловской области от 02 июня 2020 года и апелляционное определение Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 20 октября 2020 года,

У С Т А Н О В И Л:

Гисматуллина Э.Э. обратилась в суд с иском к ООО «Сити-Сервис», с учетом уточнений, о взыскании суммы переплаты за отопление за отопительные периоды с 2016 г. по 2019 г. в размере 2 856,59 руб., компенсации морального вреда, судебных расходов, штрафа.

В обоснование требований указала, что является собственником жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не установлен коллективный (общедомовой) прибор учета. При начислении размера платы за отопление за отопительные периоды 2016-2017 гг., 2017-2018 гг., 2018-2019 гг. ответчиком применялся норматив потребления коммунального ресурса, равный 0,030 Гкал на 1 кв.м, который был установлен постановлением администрации г. Верхняя Пышма 27.12.2012 №2298. Поскольку впоследствии указанное постановление было признано недействующим в части установления размера норматива потребления, полагает что начисление платы за отопление ответчиком производилось в необоснованном размере. Считает, что подлежит применению тариф, установленный постановлением РЭК Свердловской области от 31.07.2019 №84-ПК, равный 0,0223 Гкал на 1 кв.м.

Решением мирового судьи судебного участка №1 Верхнепышминского судебного района Свердловской области от 2 июня 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 20 октября 2020 года, исковые требования удовлетворены.

    В кассационной жалобе третье лицо ПАО «Т Плюс» ставит вопрос об отмене решения и апелляционного определения как незаконных, ссылаясь, что оснований для применения норматива, установленного РЭК Свердловской области №84-ПК у суда не имелось, поскольку соответствующего решения о распространении его действия на период до 2021 года, не принималось. Начисление истцу платы за отопление произведено в соответствии с нормативом, принятым в установленном законом порядке.

    В возражениях на кассационную жалобу Гисматуллина Э.Э. полагает судебные акты законными и обоснованными, а доводы жалобы – подлежащие отклонению.

    В порядке части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационные жалобы рассмотрена судом единолично без проведения судебного заседания.

Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, суд считает, что имеются установленные статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены обжалуемых судебных актов ввиду неправильного применения судами норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Как установлено судами и следует из материалов дела, предметом настоящего спора явилось необоснованное по мнению истца начисление платы за отопление, исчисляемое ответчиком, исходя из применения норматива потребления коммунальной услуги, установленного органом местного самоуправления в размере 0,030 Гкал за 1 кв.м.

Суд первой инстанции, принимая во внимание, что с 13 августа 2010 года ввиду вступления в силу Федерального закона от 27.07.2010 № 237-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», у органов местного самоуправления отсутствует полномочие по установлению нормативов потребления коммунальных услуг, в том числе норматива потребления коммунальной услуги по отоплению, пришел к выводу, что норматив, установленный постановлением администрации г. Верхняя Пышма от 30.12.2011 №2385 и от 27.12.2012 №2298 не может применяться, так как установлен с нарушением, предусмотренной законодательством, методики определения норматива потребления коммунальных услуг и принят не правомочным органом, и ссылаясь на вступившие в законную силу судебные постановления о признании незаконными постановления администрации ГО Верхняя Пышма от 30.12.2011- решение Вернепышминского городского суда Свердловской области от 28.08.2012, решение Вернепышминского городского суда Свердловской области от 10.07.2018.

Суд пришел к выводу, что начисление истцу платы за отопление в отопительные сезоны с 2016 года по 2019 год, исходя из норматива потребления коммунальных услуг 0,030 Гкал на 1 кв.м, площади жилых помещений является незаконным, начисление платы следовало производить исходя из норматива, установленного Постановлением РЭК Свердловской области от 31.07.2019 №84-ПК в размере 0,0223 Гкал на 1 кв.м, в связи с чем истцу было выставлено к оплате на 2 856,59 руб. больше, которые взысканы судом в пользу истца с ответчика.

Суд апелляционной инстанции с выводами суда согласился, указав, что возможность использовать иной норматив, принятый в установленном законом порядке, при таких обстоятельствах, отсутствует, в связи с чем, допустимо произвести расчет платы за отопление, исходя из заменяющего нормативно-правового акта - Постановления РЭК Свердловской области от 31.07.2019 №84-ПК, учитывая конструктивные особенности многоквартирного дома, в котором расположено принадлежащее истцу жилое помещение.

Суд кассационной инстанции не может согласиться с выводами суда первой и апелляционной инстанций.

Частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Из части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что плата за коммунальные услуги включает, в том числе, и плату за тепловую энергию.

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 237-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" полномочиями по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг наделены органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

С момента вступления в силу (с 13 августа 2010 г.) соответствующих изменений в часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления исключены из перечня органов, осуществляющих полномочия по установлению нормативов потребления коммунальных услуг.

Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление), нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и требования к их формированию регулируются Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 (далее также - Правила N 306).

Согласно пунктам 2, 4 Правил N 306 в редакции, действовавшей до внесения в них изменений постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 г. N 258, уполномоченными на утверждение нормативов потребления коммунальных услуг органами являлись органы местного самоуправления, в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, в отношении услуг по электроснабжению и газоснабжению - органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Изменения, которые внесены в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, вступили в силу с 1 июля 2012 г.

Подпунктом "б" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 г. N 857 "Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" в первоначальной редакции органам государственной власти субъектов Российской Федерации разрешено до 15 сентября 2012 г. принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, с использованием при этом нормативов потребления тепловой энергии на отопление, действовавших по состоянию на 30 июня 2012 г.

На основании данного постановления Правительства Российской Федерации Правительством Свердловской области принято постановление от 12.09.2012 N 990-ПП "О применении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на территории Свердловской области на период до 01 июля 2016 года", согласно которому при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению на территории Свердловской области на период до 01 июля 2016 года порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", следует использовать нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 года.

В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 г. N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" пункт 2.4 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354), устанавливающий порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению с использованием нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, действовавших по состоянию на 30 июня 2012 г., сохраняется до 1 января 2020 г.

Постановление Правительства Российской Федерации от 25.12.2019 N 1822 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг, установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" срок перехода к единым на территории субъекта Российской Федерации нормативам потребления коммунальных услуг перенесен на 1 января 2021 года.

Как следует из приведенных норм в их взаимной связи, Правительство Российской Федерации в пределах полномочий, предоставленных ему законодателем в сфере регулирования отношений по предоставлению коммунальных услуг, допустило использование нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, принятых до 30 июня 2012 г., без приведения их в соответствие с изменениями, внесенными в Правила N 306.

Указом Губернатора Свердловской области от 10.11.2016 N 658-УГ "О поэтапном переходе к установлению на территории Свердловской области единых нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению" предписано осуществить не позднее 01 января 2021 года поэтапный переход к установлению на территории Свердловской области единых нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в отношении всех муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области.

В Свердловской области органом, уполномоченным на утверждение нормативов потребления коммунальных услуг, является Региональная энергетическая комиссия Свердловской области (Указом Губернатора Свердловской области от 13.11.2010 N 1067-УГ "Об утверждении Положения о Региональной энергетической комиссии Свердловской области").

Постановлением РЭК Свердловской области от 31.07.2019 N 84-ПК "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на территории Свердловской области", вступающим в силу с 01 января 2022 года в соответствии с Постановлением РЭК Свердловской области от 28.12.2020 N 270-ПК, утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению на территории Свердловской области.

Суд первой инстанции, удовлетворяя требования и указывая, что при расчете платы за отопление, подлежат применению нормативы, установленные Постановлением РЭК Свердловской области от 31.07.2019 N 84-ПК, свои выводы не мотивировал, не указал, на каком основании положения указанного нормативного акта распространяются на правоотношения, возникшие до вступления его в законную силу.

Указанный нормативный акт имеет юридическую силу со дня его вступления в законную силу – 01 января 2022 года, сведений о придании акту обратной силы, в постановлении не содержится.

Данные обстоятельства по делу судами учтены не были, в связи с чем суды пришли к преждевременному выводу о применении к расчету норматива, установленного Постановлением РЭК Свердловской области от 31.07.2019 N 84-ПК.

Судом первой инстанции, в нарушение норм материального права, не учтено, что на момент разрешения настоящего спора, нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению РЭК Свердловской области не утверждены, поэтому по общему правилу на территории данной области продолжают действовать нормативы, установленные органами местного самоуправления по состоянию на 30 июня 2012 г.

Как указывалось ранее, в соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей до принятия Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 237-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"), до 13.08.2010 нормативы потребления коммунальных услуг утверждались органами местного самоуправления.

Так, норматив потребления коммунального ресурса с 2007 года были утверждены постановлением администрации г. Верхняя Пышма от 19.01.2007 №56, от 29.12.2007 №3948, от 13.01.2009 318, от 13.12.2010 №2481, от 30.12.2011 №2385, 27.12.2012 №2298.

Решением Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 28.08.2012 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 13.11.2012 года Постановление администрации ГО Верхняя Пышма от 30.12.2011 года №2385 в части утверждения нормативов потребления тепловой энергии было признано незаконным, так как используемая администрацией ГО Верхняя Пышма, при расчете норматива потребления отопления методика не соответствует Правилам №306 и недействующим с момента вступления решения суда в законную силу, то есть с 13.11.2012 года.

Решением Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 10.07.2018 года был установлен факт незаконности постановления администрации городского округа Верхняя Пышма от 30.12.2011 года (с изменениями, внесенными Постановлениями администрации ГО Верхняя Пышма от 09.11.2012 года, №1956, от 03.12.2012 года №2131).

Вместе с тем, сведений о недействительности постановления администрации г. Верхняя Пышма от 13.01.2009 318, от 13.12.2010 №2481, материалы дела не содержат.

При таких обстоятельствах дела, принимая во внимание, что норматив потребления коммунальной услуги по отоплению на территории Свердловской области в действие введён не был, а Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2014 №1380 «О вопросах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» было продлено использование нормативов, действовавших по состоянию на 30.06.2012, в переходный период до 31.12.2016, а в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 №603 - до 01.01.2020, суду при разрешении спора надлежало определить норматив, принятый в установленном законом порядке и действующий по состоянию на 30.06.2012, который подлежит применению при начислении платы за отопление в спорный период.

Суд первой инстанции, удовлетворяя требования, исходил из того, что норматив потребления отопления, установленный органом местного самоуправления в период с 2007 по 2011 гг, не может быть принят во внимание, поскольку нарушена методика установления и определения норматива потребления коммунального ресурса, предусмотренная подп. «д» п. 5 Правил №306.

Вместе с тем, судом не учтено, что постановления администрации г. Верхняя Пышма от 13.01.2009 318, от 13.12.2010 №2481, принимая во внимание, что последующие нормативные акты признаны недействующими в части установления норматива, в установленном законом порядке недействительным не признано, материалы дела таких сведений не содержат.

Судом не указано, в силу каких норм материального права, отдано предпочтение нормативному акту, не вступившему в законную силу, вместо постановления органа местного самоуправления, который недействительным в установленном законом порядке не признан.

Приведенные обстоятельства судом первой инстанции при определении характера спорных правоотношений во внимание не приняты.

Допущенные мировым судьей нарушения не были устранены и судом апелляционной инстанции, согласившегося с выводами суда первой инстанции.

Учитывая, что повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, а также принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (ст. 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), суд полагает необходимым отменить апелляционное определение и направить дело на новое апелляционное рассмотрение.

При новом апелляционном рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть вышеизложенное и разрешить спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.

Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой кассационный суд общей юрисдикции

        О П Р Е Д Е Л И Л :

апелляционное определение Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 20 октября 2020 года отменить, направить дело на новое апелляционное рассмотрение в Верхнепышминский городской суд Свердловской области

Судья:

8Г-1610/2021 [88-3419/2021]

Категория:
Гражданские
Истцы
Гисматуллина Эмма Эльмаровна
Ответчики
ООО "Сити- Сервис"
Другие
МУП "ВРЦ"
АО "УСТ"
АО "ЭнергосбыТ Плюс"
Региональная энергетическая комиссия Свердловской области
Администрация городского округа Верхняя Пышма
ПАО "Т Плюс"
Суд
Седьмой кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Чаус Ирина Анатольевна
Дело на сайте суда
7kas.sudrf.ru
25.02.2021Судебное заседание
25.02.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее