Дело № 2-228\2017
Решение
Именем Российской Федерации
Тюкалинский городской суд Омской области
В составе председательствующего судьи Быриной Н.А.,
При секретаре Люличкиной Т.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Тюкалинске 29 июня 2017года
Дело по иску Тюкалинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МОБУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства об охране окружающей среды, обеспечив оформление паспортов отходов,
Установил :
Тюкалинский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МОБУ «Октябрьская СОШ» о возложении обязанности устранения нарушения законодательства об охране окружающей среды, обеспечив оформление паспортов отходов, обосновывая свои требования тем, что в ходе проверки деятельности МОБУ «Октябрьская СОШ» выявлены нарушения в области соблюдения законодательства охраны окружающей среды, а именно - в ходе осуществления деятельности ответчика образуются отходы 4 класса опасности. Согласно федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Росприроднадзора № от 18.07.2014г., к отходам 4 класса опасности относятся системные блоки компьютеров, утратившие потребительские свойства, принтеры, сканеры, многофункциональные устройства, картриджи печатающих устройств с содержанием тонера менее 7% отработанные, клавиатуры, манипуляторы «мышь» с соединительными проводами, утратившие потребительские свойства, телефонные и факсимильные аппараты, оборудование электрическое осветительное (кроме содержащего ртуть), лампы накаливания или газоразрядные лампы, дуговые лампы, светодиодные лампы, лампы накаливания утратившие потребительские свойства, светильники и осветительные устройства. До настоящего времени в МОБУ паспорта на данные виды отходов отсутствуют. По результатам рассмотрения представления прокурора указанная разрешительная природоохранная документация учреждением не разработана из-за отсутствия финансирования. Просил обязать ответчика устранить нарушения законодательства об охране окружающей среды, оформить паспорта отходов.
Пом. прокурора Тюкалинской межрайонной прокуратуры Нардин Э.И. в судебном заседании требования поддержал по изложенным в заявлении основаниям, обязать ответчика оформить паспорта отходов, при недостаточности собственных денежных средств, обязанность по финансированию исполнения решения возложить на Комитет по образованию администрации Тюкалинского муниципального района, просил установить, в связи с принятием районного бюджета, 8-ми месячный срок для исполнения решения
Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, о причине неявки суду не сообщил, возражений на иск не предоставил.
Представитель ответчика МОБУ «Октябрьская СОШ», Комитета по образованию администрации Тюкалинского муниципального района Прокопцева И.Н., действующая по доверенности, в судебном заседании требования признала, пояснив, что в настоящее время паспортов отходов опасности в школе нет, так как нет средств на их изготовление. Просила предоставить срок для исполнения решения после формирования бюджета района на 2018года.
Представитель администрации Тюкалинского муниципального района Руденко А.В., действующая по доверенности, в судебном заседании поддержала позицию ответчика, указав, что при формировании бюджета района на 2018год будет включено финансирование на изготовление паспортов отходов для школ.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела и представленные документы, суд приходит к следующему.
В соответствие с ч.1 ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
На основании ст.11 ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью. Невыполнение установленных законом требований природоохранного законодательства нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Из Устава МОБУ «Октябрьская СОШ» следует, что данное бюджетное учреждение (школа) является некоммерческой организацией, созданной Администрацией Тюкалинского муниципального района в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления в сфере образования (п.1.7).
В силу ст. 3 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002г. «Об охране окружающей среды» (в ред. от 03.07.2016г., с изм. и доп. от 01.03.2017г.) хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обязательности проведения в соответствии с законодательством РФ проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды, допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.
Пунктом 5.4 Устава МОБУ «Октябрьская СОШ» предусмотрена обязанность школы обеспечивать, в том числе, соблюдать требования о защите здоровья работников, населения и потребителей (п.п.3), возмещать ущерб, причиненный загрязнением окружающей среды, нарушением безопасных условий труда (п.п.4).
Согласно ч.2 ст.16 вышеуказанного Федерального закона к видам негативного воздействия на окружающую среду относится размещение отходов производства и потребления, и в соответствии с требованиями ст.24 этого ФЗ нормативы образования отходов и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.
Из материалов дела следует, что в ходе проведенной прокуратурой проверки соблюдения законодательства, регламентирующего деятельность по обращению с отходами, в результате деятельности школы образуются отходы, паспорта на данные отходы отсутствуют.
В соответствии ч.2 ст.14 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы 1-4 класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
Согласно ч.3 ст.14 данного Федерального закона на отходы 1-4 класса опасности должен быть составлен паспорт, который составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок и проведение паспортизации опасных отходов предусмотрено постановлением Правительства РФ.
По итогам проверки 24.04.2017г. прокурором района было внесено представление в МОБУ «Октябрьская СОШ» об устранении выявленных нарушений.
Из материалов дела следует, что в школе обучается 157 учеников, трудоустроен 21 сотрудник, на балансе имеется компьютерное оборудование, видеокамеры, принтеры, лампы накаливания и другое оборудование.
Судом установлено, что в настоящее время ответчик не устранил выявленные нарушения в области охраны окружающей среды, не составил и не согласовал паспорта отходов 1-4 класса опасности.
Неисполнением МОБУ «Октябрьская СОШ» законодательства об отходах производства и потребления создается угроза причинения вреда здоровью человека и окружающей среде, нарушаются конституционные права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Оценивая изложенное в совокупности, суд считает возможным удовлетворить заявленные прокурором требования, поскольку они являются обоснованными.
При этом, при недостаточности у МОБУ «Октябрьская СОШ» собственных денежных средств для исполнения решения суда, обязанность по финансированию исполнения решения суда следует возложить на собственника имущества муниципального учреждения - Комитет по образованию администрации Тюкалинского муниципального района Омской области.
В иске прокурор не указывает срок для исполнения обязанностей, но в судебном заседании просил установить 8-месячный срок, с чем суд соглашается и полагает возможным предоставить ответчику разумный срок для исполнения обязанности, с учетом необходимых затрат, - до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию в доход районного бюджета государственная пошлина, от уплаты которой прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, при предъявлении исковых требований освобожден. Прокурором предъявлено требование неимущественного характера, которое удовлетворено в полном объеме, в силу чего с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Решил :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░» ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 01.03. 2018░░░░.
░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ :