Дело № 2-138/2018
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
г. Весьегонск 11 сентября 2018 года
Весьегонский районный суд Тверской области в составе
председательствующего исполняющего обязанности судьи Лыкова Ю.А.,
с участием представителя процессуального истца - помощника прокурора Весьегонского района Титовой Е.С.,
истцов Сурковой Ю.А. и Суркова Ю.С.,
ответчика - представителя администрации РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ поселения – РіРѕСЂРѕРґ Весьегонск Тверской области Рлюшова РЎ.Р•.,
при секретаре Нестеровой С.В.,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании гражданское дело РїРѕ РёСЃРєСѓ РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Весьегонского района Тверской области РІ защиту интересов РЎСѓСЂРєРѕРІРѕР№ Р¤РРћ13, РЎСѓСЂРєРѕРІР° Р¤РРћ14, несовершеннолетних <данные изъяты> администрации РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ поселения – РіРѕСЂРѕРґ Весьегонск Тверской области Рѕ возложении обязанности обеспечить строительство автомобильной РґРѕСЂРѕРіРё, обеспечивающей проезд РѕС‚ земель общего пользования Рє земельному участку, расположенному РїРѕ адресу: <адрес>
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
РџСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂ Весьегонского района Тверской области обратился РІ СЃСѓРґ СЃ исковым заявлением РІ защиту интересов РЎСѓСЂРєРѕРІРѕР№ Р¤РРћ13, РЎСѓСЂРєРѕРІР° Р¤РРћ14, несовершеннолетних <данные изъяты> Рє администрации РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ поселения – РіРѕСЂРѕРґ Весьегонск Тверской области Рѕ возложении обязанности обеспечить строительство автомобильной РґРѕСЂРѕРіРё, обеспечивающей проезд РѕС‚ земель общего пользования Рє земельному участку, расположенному РїРѕ адресу: <адрес>
Рсковые требования мотивируют тем, что Прокуратурой Весьегонского района РїРѕ поступившему обращению проведена проверка РїРѕ обеспечению строительства автомобильной РґРѕСЂРѕРіРё администрацией РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ поселения – РіРѕСЂРѕРґ Весьегонск.
На основании положений Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003 (далее по тексту – Закон о местном самоуправлении) решение вопросов местного значения органами местного самоуправления должно осуществляться исходя их интересов населения.
В соответствии с п. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ (далее по тексту – ЗК РФ) предусмотрено предоставление в собственность бесплатно земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Условия, нормы и порядок бесплатного предоставления многодетным семьям, земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, определены Законом Тверской области № 75-ЗО «О бесплатном предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков на территории Тверской области».
На основании п. 2 ст. 2 Закона Тверской области № 75-ЗО предоставление земельных участков гражданину в собственность бесплатно в соответствии с настоящим Законом осуществляется на основании решений органов местного самоуправления городских и сельских поселений, городских округов и муниципальных районов Тверской области, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков.
В соответствии с п. 2 Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» предусмотрена разработка комплекса мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан не бесплатной основе.
В соответствии с п. 17 Методических рекомендаций субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющих трех и более детей, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 09.09.2013 N 372 при установлении случаев и порядка предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков, в том числе для индивидуального жилищного строительства, рекомендуется предусмотреть процедуру поиска и формирования перечней земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена.
В целях отбора земельных участков рекомендуется использовать следующие критерии: 1) транспортная доступность; 2) удовлетворительная экологическая обстановка (отсутствие на земельном участке зон охраны производственных и особенно опасных производственных объектов, в том числе магистральных трубопроводов, шумового воздействия аэропортов и т.п.); 3) существующая обеспеченность земельных участков объектами инженерной инфраструктуры, потребность в строительстве объектов инженерной инфраструктуры и сроки такого строительства, расходы на подключение (технологическое присоединение) строящихся объектов жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; 4) наличие или сроки строительства объектов социальной инфраструктуры, коммунального обслуживания и торговли; 5) другие критерии в зависимости от целей предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Аналогичная норма закреплена в Уставе поселения.
В силу п. 6 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту – Федеральный закон № 257-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
На основании п. 6 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (п. 1 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ).
Согласно ст. 15 названного Закона осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Проверкой установлено, что в соответствии с постановлением администрации городского поселения – город Весьегонск от 22.06.2017 № 154 предоставлен в общую долевую собственность каждому в равных долях (по 1/5 доле в праве) бесплатно Сурковой Ю.А., Суркову Ю.С., <данные изъяты>. земельный участок, из состава земель населенных пунктов с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> с разрешенным использованием: для индивидуального жилищного строительства, общей площадью 1000 кв.м. Право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано 05.07.2017 в Едином государственном реестре недвижимости за перечисленными лицами. На момент предоставления земельного участка он не был обеспечен транспортной инфраструктурой. По итогам проведенного осмотра земельного участка от 19.07.2018 установлено, что от земель общего пользования какая-либо дорога, улица, имеющая твердое покрытие, отсутствует, проезд транспортных средств к земельному участку невозможен. Со стороны органа местного самоуправления каких-либо мер по строительству и обустройству дороги к земельному участку истцов не предпринимается. Бездействие по строительству дороги лишает многодетную семью права на полноценное строительство индивидуального жилого дома и последующего проживания в нем.
На основании ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
В данном случае прокурор обращается в суд в интересах несовершеннолетних, поскольку они в силу возраста не в состоянии защитить свои права и интересы в судебном заседании.
Просят обязать администрацию городского поселения – город Весьегонск в срок до 01 июня 2019 года построить автомобильную дорогу местного значения с твердым покрытием, обеспечивающую проезд от земель общего пользования к земельному участку с кадастровым номером №, расположенным по адресу: <адрес>
Определением суда от 08.08.2018г. к участию в деле в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора привлечена администрация Весьегонского района Тверской области.
Р’ судебном заседании помощник РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Весьегонского района Титова Р•.РЎ. поддержала заявленные требования Рё СЃ учетом мнения истцов РЎСѓСЂРєРѕРІРѕР№ Р®.Рђ. Рё РЎСѓСЂРєРѕРІР° Р®.РЎ. Рё РґРѕРІРѕРґРѕРІ представителя ответчика Рлюшова РЎ.Р•. просила РѕР± РёС… удовлетворении РІ СЃСЂРѕРє РґРѕ 30.10.2019 РіРѕРґР°.
В судебном заседании истцы Суркова Ю.А. и Сурков Ю.С. поддержали заявленные требования и просили их удовлетворить в срок до 30.10.2019 года.
Представитель ответчика администрации РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ поселения – РіРѕСЂРѕРґ Весьегонск Тверской области Рлюшов РЎ.Р•. требования признал, РїРѕСЏСЃРЅРёР», что РІ настоящее время нет свободных финансовых средств РЅР° обустройство РґРѕСЂРѕРіРё, СЃ учетом предстоящих работ выполнение требований РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР°, заявленных РІ интересах истцов, РІРѕР·РјРѕР¶РЅРѕ Рє 30.10.2019 РіРѕРґР°.
Представитель третьего лица администрации Весьегонского района в судебное заседание не явился, представив заявление с просьбой рассмотреть дело без его участия.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 45 ГПК РФ, прокурор имеет право обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Постановлением администрации РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ поселения - РіРѕСЂРѕРґ Весьегонск Тверской области РѕС‚ 22.06.2017Рі. в„– 154 предоставлено РІ общую долевую собственность каждому РІ равных долях (РїРѕ 1/5 доли РІ праве) бесплатно РЎСѓСЂРєРѕРІРѕР№ Р®.Рђ., ДД.РњРњ.ГГГГ.СЂ., <данные изъяты> зарегистрированным РїРѕ адресу: <адрес> РЎСѓСЂРєРѕРІСѓ Р®.РЎ. ДД.РњРњ.ГГГГ Рі.СЂ., зарегистрированному РїРѕ адресу: <адрес>, земельный участок РёР· состава земель населенных пунктов СЃ кадастровым номером в„–, адрес (описание месторасположения): <адрес>, СЃ разрешенном использованием: для РР–РЎ РІ границах, указанных РІ кадастровом паспорте земельного участка, общей площадью 1000 РєРІ.Рј. (Р».Рґ. 14).
Произведена государственная регистрация права собственности вышеуказанных граждан на данный земельный участок (л.д.18-20).
Дорога к спорном земельному участку отсутствует (л.д. 29-33), что не оспаривается сторонами по делу.
31 августа 2017 года Суркова Ю.А. обратилась в администрацию городского поселения – город Весьегонск с вопросом об обустройстве подъезда к земельному участку (л.д. 24).
13 сентября 2017 года заместитель главы администрации городского поселения сообщил, что в 2017 году в бюджет городского поселения – город Весьегонск средств на строительство дороги к данному массиву предусмотрено не было. Рассмотрение вопроса по обустройству подъезда к данному земельному участку будет вынесено на совет депутатов г. Весьегонска в 2018г. (л.д. 25-26).
Согласно сообщению администрации городского поселения – город Весьегонск от 16.07.2018г. в прокуратуру Весьегонского района, бюджет муниципального образования городского поселения на 2018 год принят в декабре 2017 года. Расходы дорожного фонда приняты на содержание дорог и на софинансирование из областного бюджета по имеющейся проектно-сметной документации. Советом депутатов городского поселения возможно рассмотрение данного вопроса при перевыполнении доходной части бюджета или высвобождении бюджетных лимитов после провеления аукционов, котировок. Свободные денежные средства по возможности будут направлены в первую очередь на изготовление проектно-сметной документации на строительство дороги по ул. Свободы. При отсутствии такой возможности данный вопрос будет рассматриваться при принятии бюджета на 2019 год (л.д. 27).
Весьегонской районной прокуратурой по данному факту 19 июля 2018 года проведена проверка, по результатам которой установлено, что на ул. Свободы, д. 15, г. Весьегонска расположен земельный участок, предоставленный многодетной семье Сурковой Ю.А. От земель общего пользования какая-либо дорога, улица, имеющая твердое покрытие, к границам земельного участка отсутствует. Проезд транспортных средств к земельному участку невозможен (л.д. 28).
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 5 ст. 9 Устава МО город Весьегонск к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пункт 6 части 1 статьи 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относит в том числе и осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Согласно ст.15 Закона осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
При этом дорожной деятельностью является деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (ст.3 п.6 Закона); владельцами автомобильных дорог является исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, полномочия владельца автомобильных дорог вправе осуществлять Государственная компания "Российские автомобильные дороги" в отношении автомобильных дорог, переданных ей в доверительное управление (ст.3 п.7 Закона).
Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 18 Закона № 131-ФЗ).
В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2012 N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязано до июля 2012 года разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
Согласно п.17 Методических рекомендаций субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, утвержденных приказом Минрегиона России от 09.09.2013 N 372 в соответствии с п.7 комплекса мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих 3 и более детей, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2012 г. N 1119-р, в целях отбора земельных участков для предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, рекомендуется использовать следующие критерии: 1) транспортная доступность; 2) удовлетворительная экологическая обстановка (отсутствие на земельном участке зон охраны производственных и особенно опасных производственных объектов, в том числе магистральных трубопроводов, шумового воздействия аэропортов и т.п.); 3) существующая обеспеченность земельных участков объектами инженерной инфраструктуры, потребность в строительстве объектов инженерной инфраструктуры и сроки такого строительства, расходы на подключение (технологическое присоединение) строящихся объектов жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; 4) наличие или сроки строительства объектов социальной инфраструктуры, коммунального обслуживания и торговли; 5) другие критерии в зависимости от целей предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков.
В соответствии с п. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления, в том числе земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
На основании ч. 2 ст. 2 Закона Тверской области от 07.12.2011 N 75-ЗО "О бесплатном предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков на территории Тверской области" предоставление земельных участков гражданину в собственность бесплатно в соответствии с настоящим Законом осуществляется на основании решений органов местного самоуправления городских и сельских поселений, городских округов и муниципальных районов Тверской области, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· указанных выше законодательных РЅРѕСЂРј РІ РёС… взаимосвязи следует, что РЅР° Администрацию РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ поселения – РіРѕСЂРѕРґ Весьегонск Тверской области, возложена обязанность РїРѕ обеспечению земельных участков обустроенными дорожными проездами РІ целях предоставления РЅР° безвозмездной РѕСЃРЅРѕРІРµ для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех Рё более детей.
Неисполнение данной обязанности существенно нарушает права истцов, оформивших в собственность предоставленные им в качестве меры социальной поддержки земельные участки и, как следствие, несущих бремя их содержания, но не имеющих возможности использовать их для строительства жилого дома.
На основании изложенного, суд полагает иск прокурора Весьегонского района Тверской области удовлетворить, обязать ответчика построить дорогу местного значения, соответствующую строительным нормам и правилам, и обеспечивающую проезд к земельному участку с кадастровым № от земель общего пользования. В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течении которого решение суда должно быть исполнено.
Разрешая вопрос об определении срока, в течение которого ответчикам необходимо устранить нарушения, указанные в иске, суд принимает во внимание, характер и объем необходимых мероприятий и полагает возможным установить срок исполнения обязанности до 30 октября 2019 года.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Р• РЁ Р Р›:
Рсковые требования РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Весьегонского района Тверской области РІ защиту интересов РЎСѓСЂРєРѕРІРѕР№ Р¤РРћ13, РЎСѓСЂРєРѕРІР° Р¤РРћ14, несовершеннолетних <данные изъяты> Рє администрации РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ поселения – РіРѕСЂРѕРґ Весьегонск Весьегонского района Тверской области Рѕ возложении обязанности обеспечить строительство автомобильной РґРѕСЂРѕРіРё – удовлетворить.
Возложить на администрацию городского поселения – город Весьегонск Весьегонского района Тверской области обязанность в срок до 30 октября 2019 года построить автомобильную дорогу местного значения с твердым покрытием, обеспечивающую проезд от земель общего пользования к земельному участку с кадастровым номером №, расположенным по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Тверской областной суд с подачей жалобы через Весьегонский районный суд.
Решение судом в окончательной форме принято 11 сентября 2018 года.
Председательствующий Ю.А.Лыков