Дело №2-4157/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 ноября 2020 года г. Севастополь
Гагаринский районный суд г. Севастополя в составе:
Председательствующего судьи Блейз И.Г.
при участии секретаря Бойко Т.А.
представителя истца Качмар Г.Г.
представителя ответчика Фарышева в.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мирошниченко В.Ю. к Департаменту капитального строительства г. Севастополя об урегулировании разногласий по договору, третьи лица - Костенко С.В., которая действует в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего М.Б.В., -
установил:
Мирошниченко В.Ю. обратился с иском к Департаменту капитального строительства г. Севастополя об урегулировании разногласий по Соглашению № об изъятии недвижимости для государственных нужд. Требования мотивированы тем, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ истец является собственником жилого помещения, расположенного по адресу <адрес> площадью 17,3 кв.м. Указанное жилое помещение является единственным место проживания истца, его супруги и сына, третьих лиц по делу. ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом <адрес> признан аварийным. В 2014 году данный многоквартирный дом включен в Региональную программу по переселению граждан из аварийного жилья. В 2016 году истцу предложили для переселения квартиру <адрес>, куда истец переехал, где проживает с лета 2017 года. В мае 2020 года истец получил от ответчика Проект соглашения об изъятии аварийной недвижимости, согласно которому истец должен доплатить 2 000 863, 38 руб. - разницу между предоставленным жилым помещением и изъятым. Данные действия ответчика истец считает незаконным, что стало основанием для обращения с настоящим иском в суд.
Истец в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика против удовлетворения иска возражал, пояснил, что квартира предоставлен с существенной разницей в цене, а потому истец должен выплатить разницу, что предусмотрено местным законодательством.
Третьи лица в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.
Суд, заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, пришел к следующим выводам.
Установлено, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ истец является собственником жилого помещения, расположенного по адресу г<адрес>, площадью 17,3 кв.м. Указанное жилое помещение является единственным место проживания истца, его супруги и сына, третьих лиц по делу. ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом <адрес> признан аварийным. В 2014 году данный многоквартирный дом включен в Региональную программу по переселению граждан из аварийного жилья. В 2016 году истцу предложили для переселения квартиру 108 <адрес>, куда истец переехал, где проживает с лета 2017 года.
Истцу направлен проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных нужд №Х9-7-6, в разделе 4 которого определено, что стоимость переданного объекта недвижимости составляет 4 393 200 руб., стоимость изымаемого объекта недвижимости - 1 221 000 руб., при этом разница - 3 172 200 руб. Указано, что исходя из положений ч. 3 ст. 27 Закона г. Севастополя от 15 мая 2015 года №137-ЗС «О жилищной политике г. Севастополя», размер доплаты, подлежащей внесению истцом, составляет 2 000 863, 38 руб.
Истцом направлен протокол разногласий, в котором указано о том, что разница стоимости объектов недвижимости не возмещается.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Федеральный закон от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1).
В пункте 3 статьи 2 этого же Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Гражданам, выселяемым из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, принадлежащих им на праве собственности, предоставляется право выбора в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации получить возмещение за изымаемые у них жилые помещения или по соглашению с собственником ему предоставляется другое жилое помещение.
Таким образом, федеральным законодательством не установлена доплата гражданами, переселяемыми из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, разницы между стоимостью изымаемого жилого помещения и вновь предоставляемого.
Доказательств того, что такая доплата предусмотрена региональной программой, ответчиком не предоставлено.
Судом не может быть принята во внимание ссылка на ст. 27 ЗС №137-ЗС «О жилищной политике г. Севастополя», поскольку, как указано в данной статьей, обязанность доплаты предусмотрена при заключении договоров мены, а не при предоставлении жилого помещения взамен аварийного.
Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд, -
решил:
Исковые требования Мирошниченко В.Ю. к Департаменту капитального строительства г. Севастополя об урегулировании разногласий по договору удовлетворить.
Определить условия Соглашения № между Департаментом капитального строительства г. Севастополя и Мирошниченко В.Ю. об изъятии недвижимости для государственных нужд с учетом Протокола разногласий к соглашению, а именно: пункт 4.5 Соглашения № изложить в следующей редакции: «Разница между рыночной стоимостью Объекта 1 и Объекта 2 Стороной 2 Стороне 1 за Объект 1 не возмещаются»; пункт 4.7 Соглашения № исключить.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Гагаринский районный суд г. Севастополя.
Полный текст решения составлен 27 ноября 2020 года.
Председательствующий И.Г.Блейз