Решение по делу № 2-476/2022 от 23.06.2022

    РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

а. Кошехабль                                                                                   02 августа 2022 года

Кошехабльский районный суд Республики Адыгея в составе:

председательствующего - судьи                                                 Самогова Т.А.,

при секретаре судебного заседания                                                 ФИО4,

с участием:

старшего помощника прокурора

<адрес> Республики Адыгея                               ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> Республики Адыгея в защиту интересов лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ФИО1 к администрации муниципального образования «<адрес>» о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

            <адрес> Республики Адыгея обратился в Кошехабльский районный суд Республики Адыгея с иском в защиту интересов лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ФИО1 к администрации муниципального образования «<адрес>» об обязании администрацию муниципального образования «<адрес>» привести п. 6 договора найма жилого помещения для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей , заключенного ДД.ММ.ГГГГ с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в соответствии с которым, ей предоставлено жилое помещение (квартира), расположенное по адресу: <адрес> соответствие с требованиями п. 6 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также подп. 1 п. 17 вышеуказанного договора найма в соответствии с Типовым договором найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ в части возможности неоднократного заключения на новый пятилетний срок договора найма специализированного жилого помещения и оснований для расторжения договора по требованию наймодателя в судебном порядке при неисполнении нанимателем и членами его семьи обязательств по договору.

При этом указал, что прокуратурой района в июне 2022 года проанализирована деятельность администрации МО «<адрес>» в части соблюдения требований законодательства о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ходе проверки выявлены нарушения закона.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – ФЗ ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Согласно п. 6 ст. 8 ФЗ , срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с п. 1 ст. 8 ФЗ , составляет 5 лет.

В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания вышеуказанным лицам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый 5-ти летний срок неоднократно по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. ст. 1 и 2 Закона Республики Адыгея от 08.04.2008            , государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по предоставлению единовременной выплаты на ремонт жилого помещения, принадлежащего на праве собственности детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на неограниченный срок наделены органы местного самоуправления республики, в том числе МО «<адрес>».

Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между администрацией МО «<адрес>» в лице первого заместителя главы администрации МО «<адрес>» ФИО2 и ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. – лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заключен договор найма жилого помещения , в соответствии с которым, последней предоставлено жилое помещение (квартира), расположенное по адресу: <адрес>.

На основании распоряжения главы администрации МО «<адрес>» -р от ДД.ММ.ГГГГ, указанное жилое помещение относится к категории жилых помещений из специализированного жилищного фонда МО «<адрес>» (п. 3 Договора).

В соответствии с п. 5 договора найма , срок его действия составляет 5 лет (до ДД.ММ.ГГГГ).

Из положений п. 6 Договора следует, что по окончании его срока, при наличии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания нанимателю содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен с нанимателем однократно на новый 5-летний срок.

В то же время, анализом установлено, что положения п. 6 договора противоречат требованиям п. 6 ст. 8 ФЗ , согласно которой, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый 5-ти летний срок неоднократно.

Аналогичные положения о неоднократности заключения договора на новый срок содержатся в типовом договоре найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – Типовой договор), утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ                   (п. 18).

Кроме того, Типовой договор претерпел ряд изменений в части оснований для расторжения договора по требованию наймодателя (администрации МО «<адрес>») в судебном порядке при неисполнении нанимателем и членами его семьи обязательств по договору.

Так, в соответствии с под. 1 п. 17 Типового договора, расторжение договора найма жилого помещения по требованию Наймодателя допускается в судебном порядке при неисполнении Нанимателем и членами его семьи обязательств по настоящему договору в случае невнесения нанимателем платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение более 1 года и отсутствия соглашения по погашению образовавшейся задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг (ранее срок составлял 6 месяцев).

Однако, подп. 1 п. 17 Договора найма не приведен в соответствие с требованиями федерального законодательства (срок расторжения договора найма в судебном порядке по вышеуказанному основанию по прежнему составляет 6 месяцев), что нарушает права нанимателя (ребенка-сироты), более того, не способствует рациональному и целевому использованию специализированного жилищного фонда, находящегося в собственности муниципального образования «<адрес>».

Указанные обстоятельства являются основанием для обращения прокурора в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах лица из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку противоречащее нормам вышестоящего законодательства применение отдельных условий договора может способствовать нарушению прав детей-сирот на гарантированное государством имущество и жилое помещение, более того, может способствовать незаконному выбытию, истощению и приведению в негодность муниципального имущества.

Старший помощник прокурора <адрес> Республики Адыгея ФИО5 в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования прокурора и просил их удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика администрации МО «<адрес>» извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился. В своем письменном заявлении глава администрации МО «<адрес>» ФИО6 просил рассмотреть дело без участия представителя администрации МО «<адрес>», при вынесении решения полагался на усмотрение суда.

Заслушав прокурора, с учетом письменного заявления главы администрации МО «<адрес>» ФИО6, исследовав представленные материалы дела, суд находит возможным удовлетворить иск прокурора <адрес> Республики Адыгея в защиту интересов лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ФИО1 к администрации муниципального образования «<адрес>» о возложении обязанности, по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

<адрес> в июне 2022 года проанализирована деятельность администрации МО «<адрес>» в части соблюдения требований законодательства о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ходе проверки выявлены нарушения закона.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – ФЗ ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Согласно п. 6 ст. 8 ФЗ , срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с п. 1 ст. 8 ФЗ , составляет 5 лет.

В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания вышеуказанным лицам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый 5-ти летний срок неоднократно по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. ст. 1 и 2 Закона Республики Адыгея от 08.04.2008            , государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по предоставлению единовременной выплаты на ремонт жилого помещения, принадлежащего на праве собственности детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на неограниченный срок наделены органы местного самоуправления республики, в том числе МО «<адрес>».

Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между администрацией МО «<адрес>» в лице первого заместителя главы администрации МО «<адрес>» ФИО2 и ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. – лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заключен договор найма жилого помещения , в соответствии с которым, последней предоставлено жилое помещение (квартира), расположенное по адресу: <адрес>.

На основании распоряжения главы администрации МО «<адрес>» -р от ДД.ММ.ГГГГ, указанное жилое помещение относится к категории жилых помещений из специализированного жилищного фонда МО «<адрес>» (п. 3 Договора).

В соответствии с п. 5 договора найма , срок его действия составляет 5 лет (до ДД.ММ.ГГГГ).

Из положений п. 6 Договора следует, что по окончании его срока, при наличии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания нанимателю содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен с нанимателем однократно на новый 5-летний срок.

В то же время, анализом установлено, что положения п. 6 договора противоречат требованиям п. 6 ст. 8 ФЗ , согласно которой, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый 5-ти летний срок неоднократно.

Аналогичные положения о неоднократности заключения договора на новый срок содержатся в типовом договоре найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – Типовой договор), утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ                   (п. 18).

Кроме того, Типовой договор претерпел ряд изменений в части оснований для расторжения договора по требованию наймодателя (администрации МО «<адрес>») в судебном порядке при неисполнении нанимателем и членами его семьи обязательств по договору.

Так, в соответствии с под. 1 п. 17 Типового договора, расторжение договора найма жилого помещения по требованию Наймодателя допускается в судебном порядке при неисполнении Нанимателем и членами его семьи обязательств по настоящему договору в случае невнесения нанимателем платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение более 1 года и отсутствия соглашения по погашению образовавшейся задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг (ранее срок составлял 6 месяцев).

Однако, подп. 1 п. 17 Договора найма не приведен в соответствие с требованиями федерального законодательства (срок расторжения договора найма в судебном порядке по вышеуказанному основанию по прежнему составляет 6 месяцев), что нарушает права нанимателя (ребенка-сироты), более того, не способствует рациональному и целевому использованию специализированного жилищного фонда, находящегося в собственности муниципального образования «<адрес>».

Указанные обстоятельства являются основанием для обращения прокурора в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах лица из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку противоречащее нормам вышестоящего законодательства применение отдельных условий договора может способствовать нарушению прав детей-сирот на гарантированное государством имущество и жилое помещение, более того, может способствовать незаконному выбытию, истощению и приведению в негодность муниципального имущества.

Таким образом, суд считает, что исковые требования прокурора <адрес> Республики Адыгея в защиту интересов лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ФИО1 к администрации муниципального образования «<адрес>» о возложении обязанности следует удовлетворить в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

            Иск прокурора <адрес> Республики Адыгея в защиту интересов лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ФИО1 к администрации муниципального образования «<адрес>» о возложении обязанности удовлетворить.

            Обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» привести п. 6 договора найма жилого помещения для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей , заключенного ДД.ММ.ГГГГ с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в соответствии с которым, ей предоставлено жилое помещение (квартира), расположенное по адресу: <адрес> соответствие с требованиями п. 6 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также подп. 1 п. 17 вышеуказанного договора найма в соответствии с Типовым договором найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ в части возможности неоднократного заключения на новый пятилетний срок договора найма специализированного жилого помещения и оснований для расторжения договора по требованию наймодателя в судебном порядке при неисполнении нанимателем и членами его семьи обязательств по договору.

            На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Адыгея в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения через Кошехабльский районный суд Республики Адыгея.

Мотивированное решение изготовлено: ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                                /подпись/

2-476/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Информация скрыта
Ответчики
Информация скрыта
Суд
Кошехабльский районный суд Республики Адыгея
Судья
Самогов Темиркан Алиевич
Дело на странице суда
koshehablsky.adg.sudrf.ru
23.06.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.06.2022Передача материалов судье
24.06.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.06.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.07.2022Подготовка дела (собеседование)
11.07.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.08.2022Судебное заседание
09.08.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.09.2022Дело оформлено
02.08.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее