РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
а. Кошехабль 02 августа 2022 года
Кошехабльский районный суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего - судьи Самогова Т.А.,
при секретаре судебного заседания ФИО4,
с участием:
старшего помощника прокурора
<адрес> Республики Адыгея ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> Республики Адыгея в защиту интересов лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ФИО1 к администрации муниципального образования «<адрес>» о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> Республики Адыгея обратился в Кошехабльский районный суд Республики Адыгея с иском в защиту интересов лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ФИО1 к администрации муниципального образования «<адрес>» об обязании администрацию муниципального образования «<адрес>» привести п. 6 договора найма жилого помещения для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей №, заключенного ДД.ММ.ГГГГ с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в соответствии с которым, ей предоставлено жилое помещение (квартира), расположенное по адресу: <адрес> соответствие с требованиями п. 6 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также подп. 1 п. 17 вышеуказанного договора найма в соответствии с Типовым договором найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № в части возможности неоднократного заключения на новый пятилетний срок договора найма специализированного жилого помещения и оснований для расторжения договора по требованию наймодателя в судебном порядке при неисполнении нанимателем и членами его семьи обязательств по договору.
При этом указал, что прокуратурой района в июне 2022 года проанализирована деятельность администрации МО «<адрес>» в части соблюдения требований законодательства о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ходе проверки выявлены нарушения закона.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – ФЗ №) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно п. 6 ст. 8 ФЗ №, срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с п. 1 ст. 8 ФЗ №, составляет 5 лет.
В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания вышеуказанным лицам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый 5-ти летний срок неоднократно по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. ст. 1 и 2 Закона Республики Адыгея от 08.04.2008 №, государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по предоставлению единовременной выплаты на ремонт жилого помещения, принадлежащего на праве собственности детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на неограниченный срок наделены органы местного самоуправления республики, в том числе МО «<адрес>».
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между администрацией МО «<адрес>» в лице первого заместителя главы администрации МО «<адрес>» ФИО2 и ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. – лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заключен договор найма жилого помещения №, в соответствии с которым, последней предоставлено жилое помещение (квартира), расположенное по адресу: <адрес>.
На основании распоряжения главы администрации МО «<адрес>» №-р от ДД.ММ.ГГГГ, указанное жилое помещение относится к категории жилых помещений из специализированного жилищного фонда МО «<адрес>» (п. 3 Договора).
В соответствии с п. 5 договора найма №, срок его действия составляет 5 лет (до ДД.ММ.ГГГГ).
Из положений п. 6 Договора № следует, что по окончании его срока, при наличии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания нанимателю содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен с нанимателем однократно на новый 5-летний срок.
В то же время, анализом установлено, что положения п. 6 договора № противоречат требованиям п. 6 ст. 8 ФЗ №, согласно которой, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый 5-ти летний срок неоднократно.
Аналогичные положения о неоднократности заключения договора на новый срок содержатся в типовом договоре найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – Типовой договор), утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (п. 18).
Кроме того, Типовой договор претерпел ряд изменений в части оснований для расторжения договора по требованию наймодателя (администрации МО «<адрес>») в судебном порядке при неисполнении нанимателем и членами его семьи обязательств по договору.
Так, в соответствии с под. 1 п. 17 Типового договора, расторжение договора найма жилого помещения по требованию Наймодателя допускается в судебном порядке при неисполнении Нанимателем и членами его семьи обязательств по настоящему договору в случае невнесения нанимателем платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение более 1 года и отсутствия соглашения по погашению образовавшейся задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг (ранее срок составлял 6 месяцев).
Однако, подп. 1 п. 17 Договора найма № не приведен в соответствие с требованиями федерального законодательства (срок расторжения договора найма в судебном порядке по вышеуказанному основанию по прежнему составляет 6 месяцев), что нарушает права нанимателя (ребенка-сироты), более того, не способствует рациональному и целевому использованию специализированного жилищного фонда, находящегося в собственности муниципального образования «<адрес>».
Указанные обстоятельства являются основанием для обращения прокурора в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах лица из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку противоречащее нормам вышестоящего законодательства применение отдельных условий договора может способствовать нарушению прав детей-сирот на гарантированное государством имущество и жилое помещение, более того, может способствовать незаконному выбытию, истощению и приведению в негодность муниципального имущества.
Старший помощник прокурора <адрес> Республики Адыгея ФИО5 в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования прокурора и просил их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика администрации МО «<адрес>» извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился. В своем письменном заявлении глава администрации МО «<адрес>» ФИО6 просил рассмотреть дело без участия представителя администрации МО «<адрес>», при вынесении решения полагался на усмотрение суда.
Заслушав прокурора, с учетом письменного заявления главы администрации МО «<адрес>» ФИО6, исследовав представленные материалы дела, суд находит возможным удовлетворить иск прокурора <адрес> Республики Адыгея в защиту интересов лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ФИО1 к администрации муниципального образования «<адрес>» о возложении обязанности, по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
<адрес> в июне 2022 года проанализирована деятельность администрации МО «<адрес>» в части соблюдения требований законодательства о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ходе проверки выявлены нарушения закона.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – ФЗ №) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно п. 6 ст. 8 ФЗ №, срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с п. 1 ст. 8 ФЗ №, составляет 5 лет.
В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания вышеуказанным лицам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый 5-ти летний срок неоднократно по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. ст. 1 и 2 Закона Республики Адыгея от 08.04.2008 №, государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по предоставлению единовременной выплаты на ремонт жилого помещения, принадлежащего на праве собственности детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на неограниченный срок наделены органы местного самоуправления республики, в том числе МО «<адрес>».
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между администрацией МО «<адрес>» в лице первого заместителя главы администрации МО «<адрес>» ФИО2 и ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. – лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заключен договор найма жилого помещения №, в соответствии с которым, последней предоставлено жилое помещение (квартира), расположенное по адресу: <адрес>.
На основании распоряжения главы администрации МО «<адрес>» №-р от ДД.ММ.ГГГГ, указанное жилое помещение относится к категории жилых помещений из специализированного жилищного фонда МО «<адрес>» (п. 3 Договора).
В соответствии с п. 5 договора найма №, срок его действия составляет 5 лет (до ДД.ММ.ГГГГ).
Из положений п. 6 Договора № следует, что по окончании его срока, при наличии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания нанимателю содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен с нанимателем однократно на новый 5-летний срок.
В то же время, анализом установлено, что положения п. 6 договора № противоречат требованиям п. 6 ст. 8 ФЗ №, согласно которой, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый 5-ти летний срок неоднократно.
Аналогичные положения о неоднократности заключения договора на новый срок содержатся в типовом договоре найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – Типовой договор), утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (п. 18).
Кроме того, Типовой договор претерпел ряд изменений в части оснований для расторжения договора по требованию наймодателя (администрации МО «<адрес>») в судебном порядке при неисполнении нанимателем и членами его семьи обязательств по договору.
Так, в соответствии с под. 1 п. 17 Типового договора, расторжение договора найма жилого помещения по требованию Наймодателя допускается в судебном порядке при неисполнении Нанимателем и членами его семьи обязательств по настоящему договору в случае невнесения нанимателем платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение более 1 года и отсутствия соглашения по погашению образовавшейся задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг (ранее срок составлял 6 месяцев).
Однако, подп. 1 п. 17 Договора найма № не приведен в соответствие с требованиями федерального законодательства (срок расторжения договора найма в судебном порядке по вышеуказанному основанию по прежнему составляет 6 месяцев), что нарушает права нанимателя (ребенка-сироты), более того, не способствует рациональному и целевому использованию специализированного жилищного фонда, находящегося в собственности муниципального образования «<адрес>».
Указанные обстоятельства являются основанием для обращения прокурора в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах лица из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку противоречащее нормам вышестоящего законодательства применение отдельных условий договора может способствовать нарушению прав детей-сирот на гарантированное государством имущество и жилое помещение, более того, может способствовать незаконному выбытию, истощению и приведению в негодность муниципального имущества.
Таким образом, суд считает, что исковые требования прокурора <адрес> Республики Адыгея в защиту интересов лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ФИО1 к администрации муниципального образования «<адрес>» о возложении обязанности следует удовлетворить в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора <адрес> Республики Адыгея в защиту интересов лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ФИО1 к администрации муниципального образования «<адрес>» о возложении обязанности удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» привести п. 6 договора найма жилого помещения для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей №, заключенного ДД.ММ.ГГГГ с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в соответствии с которым, ей предоставлено жилое помещение (квартира), расположенное по адресу: <адрес> соответствие с требованиями п. 6 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также подп. 1 п. 17 вышеуказанного договора найма в соответствии с Типовым договором найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № в части возможности неоднократного заключения на новый пятилетний срок договора найма специализированного жилого помещения и оснований для расторжения договора по требованию наймодателя в судебном порядке при неисполнении нанимателем и членами его семьи обязательств по договору.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Адыгея в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения через Кошехабльский районный суд Республики Адыгея.
Мотивированное решение изготовлено: ДД.ММ.ГГГГ.
Судья /подпись/