Решение по делу № 2-1331/2023 от 06.03.2023

Дело № 2-1331/2023

УИД 33RS0011-01-2023-000902-74

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Ковров 18 мая 2023 года

Ковровский городской суд Владимирской области в составе:

председательствующего судьи Черкас О.В.,

при секретаре Захаровой А.А.,

с участием представителя истца помощника Ковровского городского прокурора Петровой А.О., представителей ответчика Министерства здравоохранения Владимирской области Челышевой Т.Н., Гарановой Н.Г., представителей ответчика ГБУЗ ВО «Ковровская ГБ №2» Суворова А.С., Боговой О.В., представителей третьего лица Старостиной Е.А., Кишкина О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ковровского городского прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов инвалидов Жаворонковой К. Р., Колпаковой И. Н., а также неопределенного круга лиц - жителей г.Коврова, к Министерству здравоохранения Владимирской области, государственному бюджетному учреждению здравоохранения Владимирской области «Ковровская городская больница №2» о возложении обязанности организовать и обеспечить транспортировку пациентов для прохождения процедуры гемодиализа,

УСТАНОВИЛ:

Ковровский городской прокурор, действующий в защиту прав и законных интересов инвалидов Жаворонковой К.Р., Колпаковой И.Н., а также неопределенного круга лиц жителей г.Коврова, обратился в суд с исковым заявлением, уточненным в ходе рассмотрения дела, к Министерству здравоохранения Владимирской области, государственному бюджетному учреждению здравоохранения Владимирской области «Ковровская городская больница №2» (далее – ГБУЗ ВО «Ковровская ГБ №2») о возложении обязанности организовать и обеспечить транспортировку Жаворонковой К.Р., Колпаковой И.Н. и иных жителей г.Коврова, нуждающихся в получении лечения методом диализа от места их жительства до места получения медицинской помощи для прохождения процедуры программного диализа в ООО «Диализ Ковров» и обратно в соответствии с графиком лечения в 3 смену ( с 18-30 до 23-30), обратив решение суда к немедленному исполнению.

В обоснование исковых требований указано, что в ГБУЗ ВО «Ковровская ГБ №2» состоят на учете 25 пациентов с <данные изъяты> заболеваниями, которым проводится диализ, и имеющих право на транспортировку к месту прохождения лечения в ООО «Диализ Ковров» в соответствии с распоряжением Департамента здравоохранения Владимирской области от <дата> <№>. Пациентам проводят гемодиализ в 3 смены: 1 смена с 07-00 до 12-00, 2 смена с 13-00 до 17-30, 3 смена с 18-30 до 23-30. Жаворонкова К.Р. и Колпакова И.Р. являются инвалидами <данные изъяты> группы. По состоянию здоровья им проводится заместительная почечная терапия гемодиализ в ООО «Диализ Ковров» в г.Коврове (в ближайшей к их месту жительства центре гемодиализа). Транспортировка больных в 3 смену для прохождения процедуры гемодиализа в ООО «Диализ Ковров» и обратно в соответствии с графиком лечения ответчиками не организована.

Транспортировка граждан в медицинские учреждения, оказывающие специализированную медицинскую помощь в виде проведения заместительной терапии методом программного гемодиализа, является составляющей частью мероприятий по оказанию данной помощи, поскольку ее необходимость обусловлена спецификой заболевания и самой процедуры гемодиализа. Отказ в транспортировке пациентов 3 смены в медицинское учреждение ООО «Диализ Ковров» для прохождения жизненно необходимой процедуры гемодиализа противоречит нормам ст. ст. 10, 11 Федерального закона от 21 ноября 2011 № 323-ФЗ.

Департамент здравоохранения Владимирской области, являясь уполномоченным органом и располагая сведениями об отсутствии возможности транспортировки пациентов ГБУЗ ВО «Ковровская городская больница № 2» к месту прохождения лечения, не организовал оказание специализированной помощи для вышеуказанных граждан, не обеспечив её доступность.

В судебном заседании помощник Ковровского городского прокурора Петрова О.А. исковые требования поддержала.

Истец Жаворонкова К.Р., ее представитель Жаворонкова Н.В, действующая на основании доверенности, истец Колпакова И.Н. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещались надлежащим образом.

Представители Министерства здравоохранения Владимирской области Гаранова Н.Г., Челышева Т.Н., действующие на основании доверенностей, с иском не согласились, пояснив, что Ковровской городской прокуратурой представления по факту ненадлежащей транспортировки больных в ООО «Диализ Ковров» в 3 смену не вносилось, действия Министерства незаконными не признавались. Министерство здравоохранения Владимирской области свои обязанности по финансированию транспортировки пациентов с хронической почечной недостаточностью на процедуру гемодиализа исполнило в полном объеме. График сменности установил ООО «Диализ Ковров». Вместе с тем по распоряжению Департамента здравоохранения В. области от <дата> <№> ГБУЗ ВО «Ковровская ГБ №2» должно осуществлять доставку больных вне зависимости от смен, лечебному учреждению для этих целей был предоставлен автомобиль. ГБУЗ ВО «Ковровская ГБ №2» не вправе заключать какие-либо договоры со сторонними организациями на перевозку в порядке исполнения указанного распоряжения. Медицинские услуги Министерство здравоохранения Владимирской области не осуществляет. Кроме того такой медицинской услуги как доставка больных, нуждающихся в получении лечения методом диализа, от места их жительства до места получения медицинской помощи для прохождения процедуры программного гемодиализа и обратно, не предусмотрено. Вместе с тем лечение методами гемо- и перитонеального диализа больных, нуждающихся в заместительной почечной терапии, относится к медицинской помощи. Приказом Минздравсоразвиия России от <дата> <№> утвержден Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «нефрология», при этом императивной нормы, обязывающей организовывать и оказывать медицинскую помощь в виде лечения методами гемо- и перитонеального диализа больных, нуждающихся в заместительной почечной терапии в 3 смену указанным правовым актом не предусмотрено. Из Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2022 г. № 2497 «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 г. и на плановый период 2024 и 2025 годов», постановления администрации Владимирской области от 29 декабря 2022 г. №951 «О программе государственных гарантий бесплатного оказания населению Владимирской области медицинской помощи на 2023 г. и на плановым период 2024 г. и 2025 годов» следует, что транспортировка пациентов для получения лечения методом диализа от места их жительства до места получения медицинской помощи и обратно является правом субъекта Российской Федерации, данные правовые акты не содержат императивной нормы, обязывающей организовать данную транспортировку, а тем более в 3 смену. Настоящий спор по своей правовой природе вытекает из административных правоотношений, связанных с публичными полномочиями органа исполнительной власти – Министерства здравоохранения Владимирской области и юридического лица ГБУЗ ВО «Ковровская ГБ №2» и подлежит рассмотрению в арбитражном суде, производство по данному делу подлежит закрытию, исковое заявление – возврату прокурору.

Представители ответчика ГБУЗ ВО «Ковровская ГБ №2» Суворов А.С., Богова О.В., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании с иском не согласились, пояснив, что учреждение обеспечивает транспортировку больных на процедуру гемодиализа в ООО «Диализ Ковров» в первую и во вторую смену, в третью смену с 18-30 до 23-30 часов организовать транспортировку больных возможности не имеется, поскольку в этом случае приходится привлекать водителей к сверхурочной работе на регулярной основе, что не предусмотрено коллективным договором, согласия на такую работу от водителей не получено. ООО «Диализ Ковров» отказалось принимать Жаворонкову К.Р. и Колпакову И.Н. в другие смены или в другие дни, кроме установленных графиком. Кроме того получить процедуру гемодиализа возможно в ГБУЗ ВО «ЦГБ г.Коврова».

Представители третьего лица Старостина Е.А., Кишкин О.В., действующий на основании доверенностей, с исковыми требованиями согласились, пояснив, что процедура гемодиализа организована исходя из количества диализных машин - 20 штук (20 пациентов) по понедельникам, средам и пятницам не менее 6 часов в три смены, 1 смена: с 07-00 до 13-00, 2 смена: с 13-00 до 19-00 часов, 3 смена: с 19-00 до 01-00 часа. Первые 2 смены заполнены полностью, перевести людей из третьей смены возможность отсутствует, кроме того есть пациенты которые желают проводить процедуру именно в 3 смену. Технически большее число диализных аппаратов установить невозможно, как и организовать работу в другие дни.

Третьи лица Богачева С.А., Вуколов М.А., Майорова И.В., Попович А.И., Сидельников В.Н., Сухомлин Е.С., Тимофеев В.В., Шеметульский А.А., Зимин А.Н., Панин А.В., Смирнов В.В. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещались надлежащим образом.

Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, суд приходит к следующему.

Конституцией Российской Федерации в ст.ст. 7, 41 закреплено, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка инвалидов; каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений; в Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда РФ от 06 июня 2002г. № 115-О, провозглашая право на охрану здоровья и медицинскую помощь, одним из основных конституционных прав, государство обязано осуществить комплекс мер по сохранению и укреплению здоровья, в том числе посредством развития государственной, муниципальной и частной системы здравоохранения, установления правовых гарантий получения каждым необходимой медико-социальной помощи. Признание основополагающей роли охраны здоровья граждан как неотъемлемого условия жизни общества, ответственности государства за сохранение и укрепление здоровья граждан предопределяет содержание правового регулирования отношений, связанных с реализацией данного конституционного права, характер норм, регулирующих оказание гражданам медицинской помощи.

Распоряжением Департамента здравоохранения Владимирской области от 4 марта 2022 г. № 263 в целях обеспечения оказания медицинской помощи пациентам с нефрологическими заболеваниями во Владимирской области, в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 18 января 2012 г №17Н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «нефрология» и в соответствии с постановлением Губернатора Владимирской области от 27 января 2006 г. № 43 «Об утверждении Положения о Департаменте здравоохранения Владимирской области», утвержден перечень медицинских организаций, осуществляющих оказание медицинской помощи пациентам с нефрологическими заболеваниями, в амбулаторных условиях и условиях круглосуточного стационара, согласно перечню, в котором в том числе поименовано ООО «Диализ Ковров». Главным врачам медицинских организаций государственной системы здравоохранения Владимирской области поручено обеспечить направление, а также транспортировку пациентов с нефрологическими заболеваниями в медицинские организации, согласно приложению, в котором в том числе поименовано ООО «Диализ Ковров (л.д.72-74).

ООО «Диализ Ковров» оказывает медицинские услуги по проведению процедуры заместительной почечной терапии (диализа). Данная организация не является структурным подразделением ГБУЗ ВО «Ковровская ГБ №2» и не подведомственна Министерству здравоохранения Владимирской области.

Оказание медицинской помощи и ее оплата осуществляется ООО «Диализ Ковров» на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию от <дата> <№>, заключенному с Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Владимирской области, ООО «Капитал Медицинское страхование», ООО «Стразовая компания «Ингосстрах – М», «Медицинская акционерная страховая компания» (л.д.43-58).

Приказом ООО «Диализ Ковров» от <дата> <№> установлена длительность диализной смены при проведении заместительной почечной терапии методом гемодиализа по понедельникам, средам и пятницам не менее 6 часов: 1 смена с 07-00 до 13-00 (включая время на проведение уборки зала, стерилизацию аппаратов, подготовка аппаратов к следующей смене, проветривание помещение и т.д.), 2 смена с 13-00 до 19-00 часов (включая время на проведение уборки зала, стерилизацию аппаратов, подготовка аппаратов к следующей смене, проветривание помещение и т.д.), 3 смена – с 19-00 до 01-00 включая время на проведение уборки зала, стерилизацию аппаратов, подготовка аппаратов к следующей смене, проветривание помещение и т.д.) (л.д.172).

По состоянию на <дата> в 3 смену получали услугу по гемодиализу 10 жителей г.Коврова в том числе Жаворонкова К.Р. и Колпакова И.Н., и 3 жителей Ковровского района (л.д.41,42).

Судом также установлено, что ГБУЗ ВО «Ковровская ГБ №2» осуществляет транспортировку больных в ООО «Диализ Ковров» только в 1 и 2 смену.

В 2023 г. финансирование расходов на транспортировку больных с хронической почечной недостаточностью для проведения процедуры гемодиализа осуществляется за счет субсидий из областного бюджета на основании соглашения <№> от <дата>, заключенного между Департаментом здравоохранения Владимирской области и ГБУЗ ВО «Ковровская ГБ №2» (л.д.160-165).

Письмом от <дата> ГБУЗ ВО «Ковровская КБ №2» сообщало Директору департамента здравоохранения Владимирской области о невозможности осуществлять транспортировку больных для прохождения гемодиализа в ООО «Диализ Ковров» в 3 смену в связи с наличием 1 водителя и 1 санитарного автомобиля и его привлечения к работе в сверхурочное время без его согласия (л.д.17-18).

По мнению суда, обязанность по транспортировке пациентов, нуждающихся в постоянном проведении заместительной почечной терапии методом гемодиализа до места проведения гемодиализа и обратно в 3 смену необходимо возложить на Министерство здравоохранения Владимирской области по следующим основаниям.

Пунктом 2 ст. 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ) предусмотрено, что каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Одним из принципов охраны здоровья, в силу п. 6 ст. 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ, является доступность и качество медицинской помощи, которые обеспечиваются, в том числе, организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; транспортной доступностью медицинских организацией для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (ст. 10 Закона).

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.

В соответствии с п.п. 21 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи, проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации.

В статье 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ определены полномочия органов государственной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья, и к ним помимо прочего отнесены: разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования; формирование структуры исполнительных органов государственной власти РФ, осуществляющих установленные настоящей статьей полномочия в сфере охраны здоровья, и установление порядка их организации и деятельности; организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации; создание в пределах компетенции, определенной законодательством Российской Федерации, условий для развития медицинской помощи и обеспечения ее доступности для граждан; координация деятельности исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения на территории субъекта Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ0 одним из основных принципов осуществления обязательного медицинского страхования является обеспечение за счет средств обязательного медицинского страхования гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования и базовой программы обязательного страхования.

Статья 81 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ возлагает на органы государственной власти субъектов РФ обязанность утверждения территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством РФ об обязательном медицинском страховании.

В целях обеспечения государственных гарантий бесплатного оказания населению медицинской помощи в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ и от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2022 г. N 2497 утверждена программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.

Указанной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи установлены перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка и условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.

В разделе III данных программ указано, что гражданам медицинская помощь оказывается бесплатно, в том числе при таких заболеваниях, как болезни мочеполовой системы

В соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (часть 1 статьи 81 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан").

Постановлением администрации Владимирской области от 29 декабря 2022 г. N 951 утверждена программа государственных гарантий бесплатного оказания населению Владимирской области медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов,

В разделе IV территориальной программы предусмотрено, что в рамках Программы бесплатно предоставляются специализированная медицинская помощь оказывается бесплатно в стационарных условиях и в условиях дневного стационара врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию; высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи, включает в себя применение новых сложных и (или) уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, в том числе клеточных технологий, роботизированной техники, информационных технологий и методов генной инженерии, разработанных на основе достижений медицинской науки и смежных отраслей науки и техники.

При этом в разделе V указанной Программы предусмотрено, что за счет средств областного бюджета может осуществляться финансовое обеспечение транспортировки пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью, от места их фактического проживания до места получения медицинской помощи, которая оказывается методом заместительной почечной терапии, и обратно.

В соответствии с пунктом 16 Письма Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 декабря 2015 № 11-9/10/2-7796 «О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016» заместительная почечная терапия методами гемодиализа и перитонеального диализа застрахованным лицам проводится в рамках первичной специализированной и специализированной медицинской помощи и оплачивается по тарифам, утвержденным в установленном порядке за счет средств обязательного медицинского страхования, в том числе в части приобретения расходных материалов, при этом проезд пациентов до места оказания медицинских услуг не включен в тариф на оплату медицинской помощи.

Вместе с тем, в ст. 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ медицинскую помощь определяет как комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг. Медицинская услуга, в свою очередь, обозначается как медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, а также медицинскую реабилитацию.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ с медицинская помощь оказывается врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию. Специализированная медицинская помощь оказывается в стационарных условиях и в условиях дневного стационара.

В силу ст. 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации) предоставляются: первичная медико-санитарная помощь, в том числе доврачебная, врачебная и специализированная; специализированная медицинская помощь, высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи.

Проведение заместительной терапии методом гемодиализа является специализированной медицинской помощью и подпадает под категорию бесплатной медицинской помощи для населения.

Транспортировка граждан в медицинское учреждение, оказывающее специализированную медицинскую помощь методом заместительной почечной терапии (гемодиализа), не относясь непосредственно к медицинской услуге, в то же время, является составной частью мероприятия по её оказанию, необходимость которой обусловлена спецификой заболевания и самой процедуры гемодиализа, то есть охватывается понятием медицинской помощи, в том числе, специализированной медицинской помощи.

В соответствии с ч. 2 ст. 83 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ финансовое обеспечение оказания гражданам специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи осуществляется за счет: 1) средств обязательного медицинского страхования; 2) бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в территориальные программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования); 3) бюджетных ассигнований федерального бюджета, источником которых в том числе являются межбюджетные трансферты из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, выделяемых медицинским организациям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти (в части медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в базовой программе обязательного медицинского страхования); 4) иные источники в соответствии с настоящим Федеральным законом.

При этом в соответствии с ч. 11 ст. 83 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ источники финансового обеспечения оказания медицинской помощи в случаях, прямо не урегулированных настоящим Федеральным законом либо другими федеральными законами, определяются с учетом положений программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Согласно п. 1.1 Положения о Министерстве здравоохранения Владимирской области, утвержденного Указом Губернатора Владимирской области от 5 декабря 2022 г. N 242 Министерство здравоохранения Владимирской области является органом исполнительной власти области, осуществляющим функции по выработке и реализации единой государственной политики на территории Владимирской области, государственному управлению и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Владимирской области.

К полномочиям Министерства относятся, в том числе разработка и реализация программ развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участие в санитарно-гигиеническом просвещении населения, Разработка и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.. Организация оказания населению Владимирской области первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных Министерству; Создание в пределах компетенции, определенной законодательством Российской Федерации, условий для развития медицинской помощи, обеспечения ее качества и доступности.

Таким образом, анализируя указанные положения, суд приходит к выводу, что Министерство здравоохранения Владимирской области является уполномоченным органом, который организует оказание такой специализированной медицинской помощи в медицинских учреждениях для жителей области и обеспечивает её доступность для граждан.

Как указано выше, доступность и качество медицинской помощи как одного из принципа охраны здоровья, в силу ст. 10 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», обеспечивается транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, включая инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями.

Транспортировка больных на процедуру гемодиализа не включена в тариф медицинских услуг, оказываемых за счет средств обязательного медицинского страхования, однако не исключает возможности их финансирования Министерством здравоохранения Владимирской области в порядке, предусмотренном п. 2 ч. 2 ст. 83 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ».

Транспортировка граждан в медицинские учреждения, оказывающие специализированную медицинскую помощь в виде проведения заместительной терапии методом гемодиализа, не являясь непосредственно специализированной медицинской помощью, в то же время является составляющей частью мероприятий по ее оказанию, необходимость которой обусловлена спецификой заболевания и самой процедуры гемодиализа. Данная услуга относиться к услугам, сопутствующим и обеспечивающим оказание специализированной медицинской помощи по специальности нефрология и в силу закона ее надлежащее оказание гражданам и доступность должны быть обеспечены Министерством здравоохранения Владимирской области.

С учетом изложенного, поскольку Министерством здравоохранения Владимирской области в должной мере не приняты меры для обеспечения исполнения требований закона, на Министерство здравоохранения Владимирской области следует возложить обязанность по организации и обеспечению транспортировки Жавороновой К.Р., Колпаковой И.Н. и других граждан, проживающих на территории г.Коврова и нуждающихся в получении медицинской помощи методом гемодиализа, от места их жительства до места получения медицинской помощи в ООО «Диализ Ковров» и обратно в 3 смену, оснований для удовлетворения требований в части требований к ГБУЗ ВО «Ковровская ГБ №2» не имеется.

Доводы ответчика о том, что требования прокурора следовало рассматривать в порядке административного, а не гражданского судопроизводства, в арбитражном суде противоречат процессуальным нормам, в соответствии с которыми в порядке административного судопроизводства суды рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), в порядке гражданского судопроизводства - гражданские дела в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений (ст. 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Поскольку иск прокурора направлен, в том числе на защиту прав неопределенного круга лиц жителей г.Коврова, нуждающихся в получении терапии методом гемодиализа, в связи с ненадлежащей организацией транспортировки в 3 смену, суд полагает, что спор подлежит рассмотрению в порядке гражданского, а не административного судопроизводства. Кроме того, один из ответчиков - ГБУЗ ВО «Ковровская ГБ №2» не является публичным органом, действия либо бездействие которого могло бы оспариваться в порядке административного судопроизводства, в связи с чем иск прокурора был правильно предъявлен для его рассмотрения и разрешения в порядке гражданского судопроизводства в суд общей юрисдикции.

Согласно ч.1 ст.212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.

Оснований для обращения решения суда к немедленному исполнению не имеется, Ковровским городском прокурором не представлено доказательств, что замедление исполнения решения суда может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Ковровского городского прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов инвалидов Жаворонковой К. Р., Колпаковой И. Н., а также неопределенного круга лиц жителей г.Коврова удовлетворить частично.

Возложить на Министерство здравоохранения Владимирской области, ИНН 3327101468, обязанность организовать и обеспечить транспортировку Жаворонковой К. Р., ИНН <№>, Колпаковой И. Н., ИНН <№>, и иных жителей г.Коврова, нуждающихся в получении лечения методом диализа, от места их жительства до места получения медицинской помощи - прохождения процедуры гемодиализа в ООО «Диализ Ковров» и обратно в соответствии с графиком лечения в 3 смену (с 18-30 часов до 23-30 часов).

Исковые требования Ковровского городского прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов инвалидов Жаворонковой К. Р., Колпаковой И. Н., а также неопределенного круга лиц - жителей г.Коврова, к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Владимирской области «Ковровская городская больница №2» о возложении обязанности организовать и обеспечить транспортировку пациентов от места их жительства до места получения медицинской помощи - прохождения процедуры гемодиализа в ООО «Диализ Ковров» и обратно в соответствии с графиком лечения в 3 смену, оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено представление во Владимирский областной суд через Ковровский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий             О.В.Черкас

Справка: решение в окончательной форме изготовлено 25 мая 2023 г.

2-1331/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Ковровский городской прокурор
Жаворонкова Ксения Романовна
Колпакова Ирина Николаевна
Ответчики
ГБУЗ ВО "Ковровская городская больница №2"
Министерство здравоохранения Владимирской области
Другие
Жаворонкова Наталья Вячеславовна
Смирнов Владимир Владимирович
Панин Алексей Владимирович
Шеметульский Артем Александрович
Попович Алексей Игоревич
Вуколов Михаил Александрович
Майорова Ирина Владимировна
Богачев Сергей Александрович
ООО "Диализ Ковров"
Сидельников Виктор Николаевич
Тимофеев Виктор Викторович
Зимин Алексей Николаевич
Сухомлин Евгений Степанович
Суд
Ковровский городской суд Владимирской области
Судья
Черкас Ольга Владимировна
Дело на сайте суда
kovrovsky.wld.sudrf.ru
06.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.03.2023Передача материалов судье
09.03.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.03.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
10.04.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
10.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.04.2023Судебное заседание
16.05.2023Судебное заседание
17.05.2023Судебное заседание
18.05.2023Судебное заседание
25.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.05.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее