Учет №120а
Рђ Рџ Р• Р› Р› РЇ Р¦ Р Рћ Рќ Рќ Рћ Р• Рћ Рџ Р Р• Р” Р• Р› Р• Рќ Р Р•
30 апреля 2019 года город Казань
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего СЃСѓРґСЊРё Фахрутдинова Р.Р.,
судей Сайдашевой Р.Р ., Шакуровой Рќ.Рљ.,
при секретаре судебного заседания Нуреевой Д.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шакуровой Н.К. административное дело по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 6февраля 2019 года, которым удовлетворено административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Поволжская экологическая компания» и постановлено определить кадастровую стоимость земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: 12.2 – специальная деятельность) площадью 104 280 квадратных метров с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>, указав ее равной рыночной стоимости по состоянию на 27 ноября 2017 года в размере 22211 640 рублей.
Сведения о кадастровой стоимости, установленной данным решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2018 года, а также учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, то есть с 27 ноября 2017 года, на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 31 июля 2018 года,
установила:
общество с ограниченной ответственностью «Поволжская экологическая компания» (далее – ООО «Поволжская экологическая компания») обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка.
В обоснование требований указало, что является арендатором земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: 12.2 – специальная деятельность) площадью 104 280 квадратных метров, с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>, поставленного на кадастровый учет 29 декабря 1999 года.
Кадастровая стоимость данного земельного участка определена по состоянию на 27 ноября 2017 года в соответствии с пунктом 2.2 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменений категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12 августа 2006 года №222, на основании распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25ноября 2015 года №2846-р и составляет 223320834 рубля.
Полагая эту стоимость явно завышенной, ООО «Поволжская экологическая компания» обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просит установить кадастровую стоимость земельного участка в размере 24305 000 рублей, равной его рыночной стоимости по состоянию на 27 ноября 2017 года.
В судебном заседании представитель административного истца Фазулов Д.В. исковые требования уточнил, просил определить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости на основании заключения судебной экспертизы в размере 22211640 рублей 00 копеек.
Судом первой инстанции принято решение об удовлетворении административного иска в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан просит решение суда отменить, полагая, что самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований являлось то обстоятельство, что представленный административным истцом отчет по определению рыночной стоимости земельного участка составлен с нарушением требований законодательства об оценочной деятельности. При этом экспертное заключение, которое суд положил в основу решения, по мнению административного ответчика, также составлено с нарушениями требований законов об экспертной и оценочной деятельности, которые являются существенными и влияющими на итоговую величину определяемой стоимости земельного участка.
Выслушав представителя административного истца – Фазулову Д.В., возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы, полагая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, изучив письменные материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Порядок производства по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости установлен главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно части 1 статьи 245 которой юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В соответствии с частью 1 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Пунктами 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи (пункт 2).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3).
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
РР· материалов дела следует, что административным истцом СЃСѓРґСѓ представлен отчет РѕС‚ 10 июля 2018 РіРѕРґР° в„–2РЅ-4/18 РѕР± оценке рыночной стоимости земельного участка, подготовленный РћРћРћ «Центр экспертиз Рё оценки», согласно которому рыночная стоимость земельного участка СЃ кадастровым номером .... РїРѕ состоянию РЅР° 27 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2017 РіРѕРґР° составила 24305 000 рублей.
Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан с указанным отчетом не согласился, представил замечания, в которых указал на допущенные, по его мнению, нарушения требований законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, а также методологии оценочной деятельности.
Определением Верховного РЎСѓРґР° Республики Татарстан РѕС‚ 20 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2018 РіРѕРґР° РїРѕ ходатайству представителя административного ответчика для установления соответствия отчета РѕС‚ 10 июля 2018 РіРѕРґР° в„–2РЅ-4/18 РѕР± оценке рыночной стоимости земельного участка, составленного РћРћРћ «Центр экспертиз Рё оценки», требованиям законодательства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± оценочной деятельности, РїРѕ делу была назначена судебная экспертиза, производство которой поручено эксперту РћРћРћ В«Ркспертно-консультационный центр «Оценщик» РЈРґРѕРґ Рў.Рњ.
Согласно заключению эксперта от 10 января 2019 года №З-01/19 представленный административным истцом отчет от 10 июля 2018 года №2н-4/18 об оценке рыночной стоимости земельного участка не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. При этом определенная этим отчетом рыночная стоимость спорного земельного участка в размере 24305 000 рублей определена верно и находится в диапазоне стоимостей, определенных экспертом.
Отвечая на поставленный судом вопрос, эксперт определил рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером .... по состоянию на 27 ноября 2017 года в размере 22211640рублей.
Как следует из разъяснений, данных в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.
Судебная коллегия, изучив заключение эксперта №З-01/19, приходит к выводу о его соответствии требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также требованиям законодательства Российской Федерации об экспертной и оценочной деятельности.
Пунктом 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении экспертом требований об экспертной и оценочной деятельности несостоятельны, поскольку итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемого объекта сделано экспертом на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей, выводы экспертом были сделаны в рамках его профессиональных знаний, при том, что представителем административного ответчика не представлено сведений о наличии у него соответствующих специальных познаний.
Новых данных, опровергающих выводы суда первой инстанции и нуждающихся в дополнительной проверке, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 6 февраля 2019года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
РЎСѓРґСЊРё