Решение по делу № 33-6463/2019 от 22.10.2019

Судья Логинов С.С.      Дело № 33-6463/2019

№ 2-307/19                                 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.,

судей Костенко Е.Л. и Пунегова П.Ф.,

при секретаре Поповой О.К.

рассмотрела в судебном заседании 31 октября 2019 года дело по апелляционной жалобе открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее ОАО «ОЖД») на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 22 июля 2019 года, которым постановлено

исковые требования прокурора г. Ухты удовлетворить.

Обязать открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в течение 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу исполнить полномочия по организации сбора, вывоза, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов путем ликвидирования несанкционированного объекта размещения отходов производства и потребления по ул. Транспортная г. Ухты Республики Коми с координатами: 63,57497° с.ш., 053,73789° в.д.; 63,57518° с.ш., 053,73821° в.д.; 63,57513° с.ш., 053,73831° в.д.

Обязать администрацию муниципального образования городского округа «Ухта» в течение 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу исполнить полномочия по организации сбора, вывоза, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов путем ликвидирования несанкционированного объекта размещения отходов производства и потребления по ул. Транспортная г. Ухты Республики Коми с координатами: 63,57592° с.ш., 053,74009° в.д; 63,57577° с.ш., 053,74133° в.д.

Заслушав доклад судьи Пунегова П.Ф., объяснения прокурора Чершкуте Я.В. и представителя ОАО «РЖД» Трипадуш С.Н., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор г. Ухты в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц и с учетом уточнения исковых требований просил обязать отделение Северной железной дороги - филиал ОАО «РЖД» исполнить полномочия по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, а именно - в течение 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированный объект размещения отходов производства и потребления по ул. Транспортная в г. Ухте с координатами 63,57497° с.ш., 053,73789° в.д.; 63,575189 с.ш., 053,73821° в.д.; 63,57513° с.ш., 053,73831° в.д.; обязать администрацию МОГО «Ухта» исполнить полномочия по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, а именно - в течение 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированный объект размещения отходов производства и потребления по ул. Транспортная в г. Ухте с координатами 63,57592° с.ш., 053,74009° в.д.; 63,57577° с.ш., 053,74133° в.д.

Определениями суда от 28.01.2019 и от 11.04.2019 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены ТУ Росимущества в Республике Коми, региональный оператор по обращению с ТКО ООО «Ухтажилфонд», ОАО «РЖД».

Определением суда от 11.06.2019 к участию в деле для дачи заключения в целях установления уровня загрязнения земель по ул. Транспортная в г. Ухте с координатами 63.57389 с.ш. 053.73820 в.д., до точки 63.57583 с.ш. 053.74178 в.д. привлечено Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми.

Определением суда от 22.07.2019 прекращено производство по делу в части исковых требований прокурора г. Ухты в интересах неопределенного круга лиц к ТУ Росимущества в Республике Коми, региональному оператору по обращению с ТКО ООО «Ухтажилфонд» об обязании исполнить полномочия по организации сбора, вывоза, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов путем ликвидации несанкционированного объекта размещения отходов производства и потребления.

Помощник прокурора Морарь С.А. в судебном заседании на уточненных исковых требованиях настаивала, поддержав доводы заявления.

Представитель ответчика ОАО «РЖД» Новосельцева Т.Г. требования не признала.

Представитель ответчика регионального оператора по обращению с ТКО ООО «Ухтажилфонд» Петрова К.С. в суде иск не признала.

Ответчики - администрация МОГО «Ухта», ТУ Росимущества в Республике Коми, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направили, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей.

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми также своего представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом. В ранее представленном в адрес суда письменном заключении указало, что размещение отходов производства и потребления по ул. Транспортной в г. Ухте с координатами 63.57389 с.ш. 053.73820 в.д., до точки 63.57583 с.ш. 053.74178 в.д. является нарушением санитарных правил, не является безопасным для здоровья населения и среды обитания.

Судом принято приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель ОАО «РЖД» просит решение суда отменить и в иске отказать, ссылаясь на неправильное установление судом обстоятельств по делу, а также на нарушение норм материального и процессуального права.

Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для её удовлетворения не усматривает.

Установлено, что на основании обращения руководителя Ухтинского городского комитета по охране окружающей среды Минпрома Республики Коми прокуратурой г. Ухты проведена проверка исполнения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории МОГО «Ухта».

Согласно акту осмотра, обследования территории МОГО «Ухта» от 30.07.2018 № 48, составленного руководителем Комитета, ранее выявленная несанкционированная свалка отходов расположена в г. Ухте по ул. Транспортной между территорией штрафной стоянки автотранспорта МКП «Ухтаспецавтодор» и железной дорогой, проходящей вдоль территории ООО «Лукойл-Ухтанефтепереработка». На этом земельном участке (координаты места осмотра от точки 63.57389 с.ш. 053.73820 в.д. до точки 63.57583 с.ш. 053.74178 в.д.) расположены многочисленные участки размещения отходов на площади ориентировочно от 15 кв.м до 120 кв.м, высота навалов отходов - до 1,5 м. На протяжении данной территории размещены отходы производства и потребления: строительные отходы (обломки кирпичей, обломки шифера, навалы штукатурки и прочее), бытовые отходы (остатки мебели и бытовой техники, пластиковые канистры, мусорные мешки с отходами), резиновые покрышки, бампера автомобилей, автомобильные запчасти. При обследовании на территории несанкционированной свалки люди, разместившие отходы, не установлены, информационные знаки (стенды и т.п.) с указанием адреса участка, наименования собственника или арендатора участка, наименования обслуживающей (строительной и т.п.) организации отсутствовали. Признаков проведения работ по очистке территории не установлено. Территория не ограждена, доступ на территорию не ограничен.

По информации публичной кадастровой карты несанкционированная свалка расположена на земельном участке с категорией земель - земли населенных пунктов.

Актом осмотра от 10.07.2019, составленным с участием помощника прокурора г. Ухты Морарь С.А., начальника Ухтинского городского комитета по охране окружающей среды Минпрома Республики Коми, начальника Управления архитектуры и строительства администрации МОГО «Ухта» в присутствии представителей Сосногорского отделения Северной железной дороги - филиала ОАО «РЖД», установлены уточненные точки координат размещения выявленной несанкционированной свалки отходов, расположенной в г. Ухте по ул. Транспортной, а именно: 63,57497° с.ш., 53,73789° в.д.; 63,575189 с.ш., 053,73821° в.д.; 63,57513° с.ш., 053,73831° в.д.; 63,57592° с.ш., 053,74009° в.д.; 63,57577° с.ш., 053,74133° в.д.

По сведениям филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Коми от 19.07.2019 № 11-19/02727, координаты 63,57497° с.ш., 053,73789° в.д.; 63,57518° с.ш., 053,73821° в.д.; 63,57513° с.ш., 053,73831° в.д. расположены на земельном участке с кадастровым номером 11:20:0604001:16 (площадью 25 268 кв.м), входящем в состав земельного участка с кадастровым номером 11:20:0000000:35 (площадью 1 118 000 кв.м), представляющем собой единое землепользование, с разрешенным использованием - для эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей, категорией земель - земли населенных пунктов, расположенном по адресу: Республика Коми, г. Ухта. На земельный участок зарегистрировано право собственности Российской Федерации, а также обременение - аренда ОАО «Российские железные дороги». Границы земельного участка установлены по материалам межевания, соответствуют требованиям земельного законодательства.

Указанные сведения подтверждаются выпиской из ЕГРН об объекте недвижимости с кадастровым номером 11:20:0000000:35 от 19.07.2019 № КУВИ-001/2019-17451436, договором аренды земельных участков от 01.07.2007 № 269/396-НОДЮ, заключенным между ТУ Росимущества в Республике Коми и ОАО «РЖД», и не оспаривались ответчиком ОАО «РЖД» в ходе рассмотрения дела.

По координатам 63,57592° с.ш., 053,74009° в.д; 63,57577° с.ш., 053,74133° в.д. сведения о земельном участке в ЕГРН отсутствуют. Данные координаты, расположены на земельном участке, право собственности, на который не разграничено.

Факт наличия несанкционированной свалки отходов на вышеуказанных земельных участках ответчиками не оспаривается.

Разрешая спор при установленных обстоятельствах и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правильно исходил из того, что наличие несанкционированных свалок отходов потребления влечет загрязнение окружающей природной среды, способствует распространению инфекционных заболеваний, может повлечь иные вредные последствия в виде причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, каковыми являются лица, постоянно или временно проживающие на территории МОГО «Ухта»,

При этом суд обоснованно руководствовался положениями ст. 13 Земельного кодекса РФ, согласно которым охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Из содержания ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» следует, что размещение отходов I – IV классов опасности в границах населенных пунктов, в границах водоохранных зон, лесопарковых, курортных, лечебно- оздоровительных, рекреационных зон, сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека, запрещается.

Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Твердые коммунальные отходы следует вывозить на объекты размещения отходов, перечень которых включен в Государственный реестр размещения отходов. Под объектами размещения отходов понимаются специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и др.) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов, согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (ч. 1); организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом (ч. 2).

Понятие несанкционированной свалки отходов содержится в п. 4.13 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», согласно которому несанкционированные свалки отходов - это территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.

На основании п. 7.8 ГОСТ 30772-2001 собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они намерены находиться, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.

Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся (Примечание к п. 7.8. ГОСТ 30772-2001).

В соответствии с п. 4.4 СанПиН 3.5.2.3472-17 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий в борьбе с членистоногими, имеющими эпидемиологическое и санитарно-гигиеническое значение», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.06.2017 № 83, не допускается образование свалок бытового и крупногабаритного мусора на дворовых территориях, на не установленных для этих целей участках территории населенных пунктов и прилегающих к населенным пунктам.

В силу подп. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Исходя из положений пунктов 3.1, 4, 5.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 № 26-П «По делу о проверке конституционности п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по смыслу взаимосвязанных положений статей 42 и 58 Конституции Российской Федерации конституционная обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам имеет всеобщий характер и, будучи частью обеспечительного механизма реализации конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду и других экологических прав, распространяется как на граждан, так и на юридические лица, что с необходимостью предполагает их ответственность за состояние экологии; поскольку эксплуатация природных ресурсов, их вовлечение в хозяйственный оборот наносят ущерб окружающей среде, издержки на осуществление государством мероприятий по ее восстановлению в условиях рыночной экономики должны покрываться прежде всего за счет субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую природную среду; сама же публичная власть, также несущая конституционную ответственность за сохранение природы и окружающей среды, обязана принимать меры, направленные на сдерживание загрязнения окружающей среды, предупреждение и минимизацию экологических рисков. Закрепление в п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в качестве вопроса местного значения городского округа участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов предполагает необходимость реализации органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера по налаживанию устойчивой и согласованно функционирующей системы мер, призванных обеспечивать в целях предотвращения загрязнения территории городского округа своевременное и бесперебойное оказание услуг по приему и перемещению бытовых и промышленных отходов, а также позволяющих производить их утилизацию и переработку.

Определяя ответственных за ликвидацию несанкционированных свалок лиц, суд исходил из того, что ОАО «РЖД» по договору аренды земельных участков от 01.07.2007 № 269/396-НОДЮ является арендатором части земельного участка, на котором расположена несанкционированная свалка.

Пунктом 4.4.4 этого договора на этого ответчика возложена обязанность в целях обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспортных и иных технических средств, связанных с перевозочным процессом, безопасности населения, нормальной эксплуатации инженерных сооружений и других объектов железнодорожного транспорта соблюдать требования, предъявляемые к содержанию и использованию участка, а именно соблюдать требования градостроительных регламентов, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных, строительных и иных правил и нормативов; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации порядок использования земельных участков полосы отвода железной дороги; содержать участки способами, которые не должны наносить ущерб участкам как природному объекту.

Из системного толкования вышеприведенных норм права и положений договора аренды земельных участков от 01.07.2007 № 269/396-НОДЮ следует, что ОАО «РЖД», как арендатор земельного участка с кадастровым номером 11:20:0000000:35, на котором размещен незарегистрированный в Государственном реестре несанкционированный объект размещения отходов производства и потребления по ул. Транспортная г. Ухты Республики Коми с координатами 63,57497° с.ш., 053,73789° в.д.; 63,57518° с.ш., 053,73821° в.д.; 63,57513° с.ш., 053,73831° в.д., несет ответственность за его ликвидацию и обязан провести работы по ликвидации несанкционированной свалки отходов.

Также в силу вышеприведенных норм права суд пришел к обоснованному выводу о том, что принятие мер, направленных на ликвидацию загрязнения отходами земельных участков, расположенных на территории городского округа, но не находящихся в федеральной либо муниципальной собственности, относится к компетенции органов местного самоуправления.

Таким образом, поскольку несанкционированные свалки по координатам 63,57592° с.ш., 053,74009° в.д; 63,57577° с.ш., 053,74133° в.д., расположены на земельном участке, находящимся на территории городского округа Ухта, право собственности на который не разграничено, то обязанность по их ликвидации путем организации сбора, вывоза, утилизации и переработки отходов производства и потребления должна быть возложена на администрацию МОГО «Ухта».

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается.

Доводы апелляционной жалобы истца о том, что ОАО «РЖД» не было привлечено к участию в деле в качестве ответчика, а также не имело возможности проверить обоснованность уточнения исковых требований, сделанных прокурором 22.07.2019 г. по результатам последнего осмотра места несанкционированной свалки, не могут служить основанием к отмене решения, поскольку не соответствуют действительности.

Так, ОАО «РЖД» привлечено к участию в деле в качестве ответчика определением Ухтинского городского суда Республики Коми от 11 апреля 2019 года по ходатайству прокурора г. Ухты, вопреки доводам жалобы получило копию искового заявления и представило на него отзыв; представитель ответчика участвовал в судебных заседаниях, представлял документы в обоснование своей позиции по иску, а также участвовал в осмотре места несанкционированной свалки 10.07.2019 г., по результатам которого были установлены окончательные координаты этой свалки, на основании которых по данным филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» была определена принадлежность земли, на которой расположена несанкционированная свалка, и сделано уточнение прокурором исковых требований.

При таких обстоятельствах оснований к отмене решения, в том числе предусмотренных ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, как на то указано в апелляционной жалобе, не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 22 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО «РЖД» - без удовлетворения.

Председательствующий -

Судьи-

33-6463/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокурор г. Ухта
Ответчики
ТУ ФА по управлению гос. имуществом в РК
Региональный оператор по обращению с ТКО ООО Ухтажилфонд
РЖД
Администрация МОГО Ухта
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Пунегов П.Ф.
Дело на сайте суда
vs.komi.sudrf.ru
28.01.2020Судебное заседание
16.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.12.2019Передано в экспедицию
19.08.2020Судебное заседание
31.10.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее