Дело №2-127/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 апреля 2022 года
Верещагинский районный суд Пермского края
в составе председательствующего судьи Анисимовой B.C.,
при секретаре судебного заседания Тетеновой Е.Н.,
с участием истца Шелунцовой С.В.,
представителя ответчика Мальцевой С.В., Кабачной М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Верещагино Пермского края гражданское дело по исковому заявлению Шелунцовой Светланы Валерьевны к Межрайонной Инспекции федеральной налоговой службы №1 по Пермскому краю о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации при увольнении с государственной гражданской службы, денежного содержания, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Шелунцова С.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Межрайонной ИФНС №1 по Пермскому краю о взыскании недоначисленной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении в размере 179852 рубля 30 копеек, недоначисленного четырехмесячного денежного содержания в размере 191835 рублей 87 копеек, компенсации морального вреда в размере 20000 рублей.
Требования мотивированы тем, что истец занимала должность <данные изъяты> в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Пермскому краю. ДД.ММ.ГГГГ истец освобождена от замещаемой должности, в порядке сокращения на основании п.8.2 ч.1 ст.37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Полагает, что при увольнении ей недоначислены причитающиеся, в связи с увольнением вследствие сокращения должностей государственной гражданской службы в государственном органе, и предусмотренная п.3.1 ч.1 ст.37 Закона № 79-ФЗ компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания, а так же денежная компенсация за неиспользованный отпуск, так как не включены в расчет материальное стимулирование и дополнительное материальное стимулирование. При увольнении в расчет не были включены выплаты материального стимулирования, дополнительного материального стимулирования, чем нарушены требования Постановления Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562 «Об утверждении правил исчисления денежного содержания федеральных государственных служащих», письмо Минфина РФ от 15.07.2014 № 14-04-05/34482, Федеральный закон от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Указ Президента Российской Федерации от 25.07.2006 №763, Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601, Постановления Правительства РФ от 31.03.2015 № 302-12 и от 23.04.2016 № 347-7. Неправомерными действиями ответчика ей причинены нравственные страдания.
В судебном заседании истец Шелунцова С.В. отказалась от исковых требований, в части взыскания с ответчика недоначисленной компенсации за неиспользованный отпуск в размере 179852 рубля 30 копеек. Просит взыскать недоначисленного четырехмесячного денежного содержания в размере 191835 рублей 87 копеек, компенсации морального вреда в размере 20000 рублей. Обращает внимание суда, что неправомерными действиями ответчика ей причинены нравственные страдания, приведших к ухудшению состояния ее здоровья.
Представители ответчика Мальцевой С.В., Кабачной М.М. исковые требования не признали, пояснили, что в соответствии с Порядком осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, Постановления правительства РФ от 06.09.2007 №562 материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего и осуществляется сверх установленного Правительством Российской Федерации №611 фонда оплаты труда работников территориальных органов Федеральной налоговой службы. Выплаченные истцу средства материального стимулирования производились из дополнительных бюджетных ассигнований сверх установленного фонда оплаты труда и не могут учитываться при исчислении денежного содержания. Оснований для взыскания компенсации морального вреда не имеется, поскольку нарушений законных прав и законных интересов истца работодателем не допущено, отсутствуют доказательства нравственных страданий и ухудшения здоровья истца, а также обоснования причинной связи наступления вреда, в результате действий ответчика. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель третьего лица Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в судебное заседание не явился, согласно представленному отзыву на исковое заявление полагает, что материальное стимулирование, направленное на мотивацию гражданских служащих, доведения их уровня оплаты труда до конкурентного на рынке труда, не может быть включено к иным выплатам, входящим в состав денежного содержания федерального государственного служащего РФ, поскольку не входит в перечень выплат, учитываемых при исчислении денежного содержания гражданского служащего, предусмотренный Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
Суд, заслушав истца, представителей ответчика, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему выводу.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы РФ устанавливает Федеральный закон от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее Федерального закона №79-ФЗ).
Согласно п.4 ч.1 ст.14 этого закона гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с этим федеральным законом, иными нормативными правовыми актами РФ и со служебным контрактом.
На основании ч.1 ст.50 вышеуказанного Федерального закона оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
В свою очередь, денежное содержание состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (ч.2 ст.50 ФЗ № 79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (ч.5 ст.50 ФЗ № 79-ФЗ).
Также согласно ч.10 ст.50 указанного выше Федерального закона гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
В силу ст.51 Федерального закона № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): оклада за классный чин - в размере 4 должностных окладов; ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере 3 должностных окладов; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере 14 должностных окладов; ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере 1,5 должностных окладов; премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере 2 окладов денежного содержания; ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента РФ; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере 3 окладов денежного содержания.
Кроме того, фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется, в том числе за счет средств на выплату: районного коэффициента (коэффициента); повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом РФ; на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом РФ по представлению Правительства РФ.
В силу п.п. 8,9 Указа Президента РФ «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» от 25.07.2006 №763 фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: должностных окладов; окладов за классный чин и дополнительных выплат; ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год), а также за счет средств, направляемых для выплаты: денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности РФ; районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами РФ; повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом РФ; других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
В рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента РФ «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» от 07.05.2012 № 601, в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, с 2014 года Правительством РФ ежегодно принимаются постановления, предусматривающее объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов на соответствующий год.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом – Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 № 562 (далее - Правила).
Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с п.6 указанных выше Правил.
Согласно абз.1 п.6 Правил, при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
В случаях, предусмотренных, в том числе пп. «д» (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) п.1 Правил, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере месячного денежного содержания за 4 месяца (абз.1 п. 8 Правил).
Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных пп.«а»-«г» п.2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных пп. «д»-«ж» п.2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (абз.2 п.8 Правил).
Судом установлено, что Шелунцова С.В. ДД.ММ.ГГГГ была принята на должность государственного налогового инспектора Государственной налоговой инспекции по <адрес> (приказ №-к от ДД.ММ.ГГГГ), с ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность ведущего специалиста по ведению Госреестра и информатизации (приказ №-к от ДД.ММ.ГГГГ). С ДД.ММ.ГГГГ, в связи с переходом на государственную должность федеральной государственной службы назначена на должность специалиста 1 категории (приказ №-к от ДД.ММ.ГГГГ). ДД.ММ.ГГГГ Шелунцова С.В. была назначена на должность государственного налогового инспектора отдела работы с налогоплательщиками (приказ №-к от ДД.ММ.ГГГГ). ДД.ММ.ГГГГ ей был присвоен классный чин «Советник налоговой службы Ш ранга» (приказ №БГ-2Б-15/310 от ДД.ММ.ГГГГ). С ДД.ММ.ГГГГ назначена на должность старшего государственного налогового инспектора отдела информационно-аналитической работы (приказ №-к от ДД.ММ.ГГГГ). С ДД.ММ.ГГГГ назначена на должность главного специалиста отдела информационных технологий (приказ №-л от ДД.ММ.ГГГГ). ДД.ММ.ГГГГ Шелунцова С.В. была назначена на должность главного специалиста отдела информационных технологий (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ), ДД.ММ.ГГГГ ей был присвоен классный чин «Референт государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса» (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ назначена на должность федеральной государственной гражданской службы главного специалиста-эксперта отдела информационных технологий (приказ №-л от ДД.ММ.ГГГГ). ДД.ММ.ГГГГ ей был присвоен классный чин «Референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса» (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ истец была переведена на должность главного специалиста-эксперта отдела информатизации (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ). С ДД.ММ.ГГГГ назначена на должность начальника отдела информационно-аналитической работы (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ). ДД.ММ.ГГГГ Шелунцовой С.В. присвоен классный чин «Советник государственной гражданской службы Российской Федерации» (приказ №@ от ДД.ММ.ГГГГ). ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность начальника отдела информационных технологий (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ служебный контракт с Шелунцовой С.В. был расторгнут, истец была освобождена от замещаемой должность федеральной государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе (пункт 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ).
Приказом по Управлению МНС РФ по Пермской области № 148 от 29.12.1999 Государственная налоговая инспекция по Сивинскому району преобразована в Инспекцию по налогам и сборам РФ по Сивинскому району. С 11.12.2001 Инспекция по налогам и сборам России по Сивинскому району реорганизована в Межрайонную инспекцию МНС России № 3 по Пермской области и Коми-Пермяцкому автономному округу, согласно приказу № 156 от 11.12.2001 УМНС России по Пермской области. С 15.11.2004 Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 3 по Пермской области и Коми-Пермяцкому автономному округу преобразована в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 3 по Пермской области и Коми-Пермяцкому автономному округу (приказ № САЭ-3-15/57 от 15.11.2004). 27.01.2006 Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №3 по Пермской области и Коми-Пермяцкому автономному округу переименована в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 3 по Пермской области (приказ № САЭ-3-15/48 от 27.01.2006). В соответствии с п.2 приказа УФНС России по Пермскому краю от 21.08.2020 № 02-04/116@ «О структуре территориальных органов Федеральной налоговой службы в Пермском крае» Межрайонная ИФНС России № 3 по Пермскому краю реорганизована путем присоединения к Межрайонной ИФНС России № 1 по Пермскому краю.
В 2020 Шелунцовой С.В. производились выплаты средств материального стимулирования и премии.
Руководителем ФНС России издавались приказы о материальном стимулировании государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России № ЕД-8-5/18дсп@ от 25.06.2020 «О материальном стимулировании за 1 квартал 2020 года», № ЕД-8-5/25дсп@ от 18.09.2020 «О материальном стимулировании за 2 квартал 2020 года», № КЧ-8-5/36дсп@ от 04.12.2020 «О материальном стимулировании за 3 квартал 2020 года».
Во исполнение указанных приказов и приказов УФНС России по Пермскому краю, издавались соответствующие приказы руководителем МРИ ФНС №3 по Пермскому краю, которыми осуществлялось материальное стимулирование государственных гражданских служащих налогового органа, в том числе Шелунцовой С.В.
Кроме того, истцу выплачивались премии за своевременное и качественное выполнение особо важных и сложных заданий, связанных с выполнением задач и обеспечением функций, возложенных на ФНС. Указанные премии выплачивались в пределах фонда оплаты труда и лимитов бюджетных обязательств и учитывались работодателем при выплате оспариваемых компенсаций.
Факт получения денежных средств материального стимулирования и их размер сторонами не оспаривался и подтверждается карточками-справками и расчетами. Данные выплаты ответчиком не были учтены при расчете среднего заработка истца для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодных и дополнительных оплачиваемы отпусках за 2020 годы, а также при расчете компенсаций при увольнении Шелунцовой С.В., в связи с сокращением замещаемой ею должности и за неиспользованный отпуск.
Обосновывая свою позицию, представитель работодателя истца ссылался на положения Федерального закона № 79-ФЗ, постановления Правительства РФ от 06.09.2007 №562, которым утверждены Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, исходил из того, что материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего и не является гарантированной выплатой обязательного характера и осуществляется на основании решений комиссии по оценке эффективности деятельности подразделений Федеральных налоговых служб, в связи с чем, не учитывается при расчете среднего заработка истца для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном и дополнительном оплачиваемом отпуске, а также при расчете компенсаций при увольнении, в связи с сокращением штатной численности и за неиспользованный отпуск.
Как установлено, в судебном заседании материальное стимулирование государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России осуществлялось за счет бюджетных ассигнований на это, выделяемых ФНС России Постановлениями Правительства РФ. Доведение сведений об объемах указанных ассигнований до распорядителей за соответствующие периоды осуществлялось как приказами, так и письмами ФНС России. Размер сумм материального стимулирования конкретного государственного гражданского служащего определялся исходя из критериев оценки качества выполнения им должностных обязанностей, должностного регламента, иных качественных характеристик его работы и устанавливался руководителем конкретного налогового органа по представлению комиссии по оценке эффективности деятельности налогового органа. Данное стимулирование не является гарантированной выплатой каждому работнику и не носит обязательного характера. Такое премирование осуществляется за выполнение особо важных и сложных заданий, связанных с выполнением задач и обеспечением функций, возложенных на соответствующие территориальные органы ФНС России, в том числе в рамках реализации приоритетных проектов (программ). Размер премии устанавливается в зависимости от конкретного вклада служащего в выполнение особо важных и сложных заданий, в том числе его участия в реализации приоритетных проектов (программ).
Таким образом, доводы ответчика о том, что спорные выплаты осуществлялись не за счет ассигнований, предусмотренных вышеуказанными Постановлениями Правительства РФ, не нашли своего подтверждения в судебном заседании. Поэтому доводы ответчика, что выплаты средств материального стимулирования не входят в состав денежного содержания гражданского служащего основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства, поскольку по смыслу ст.50,51 указанного федерального закона, материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч. 10 ст. 50 Федерального закона № 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
Ссылка ответчика на постановление Правительства РФ «О материальном стимулировании федеральных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» от 25.09.2017 № 611 и вынесенный на его основании приказ МФ РФ от 17.10.2007 N 90н не состоятельна, поскольку выплата дополнительного материального стимулирования данными нормативно-правовыми актами предусматривалась лишь в периоды с 2007 по 2013 годы, то есть за пределами спорного периода, после чего, с 2014 года, выделение денежных средств на эти цели осуществляется ежегодно соответствующими Постановлениями, указанными выше.
Кроме того, согласно разъяснениям, содержащимся в письме МФ РФ от 15.07.2014 N 14-04-05/34482, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с п.п. 6, 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 N 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного ст. 50 ФЗ № 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 27.03.2014 N 238-7 (в последующем это были постановления № 302-12 от 31.03.2015, №347-7 от 23.04.2016 и №228-7 от 23.02.2017).
В соответствии с Положением о Министерстве финансов РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 №329, Министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности. Оно обобщает практику применения законодательства РФ и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности (п.п.1, 5.5 Положения).
Учитывая, что на Министерство финансов РФ, как федеральный орган исполнительной власти, возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе, в сфере бюджетной деятельности, суд учитывает данные Министерством разъяснения.
В соответствии с письмом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 05.04.2010 № 5905-17 указанные средства материального стимулирования гражданских служащих и сотрудников территориальных органов ФНС России сверх установленного фонда оплаты труда включаются в средний заработок для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Аналогичные разъяснения давали ФСС РФ в своем письме от 10.07.2008 № 02-08/07-2248П.
Согласно разъяснений Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации №14-0/10/В-5300 от 05.05.2021 средства, доводимые до органов в целях дополнительного материального стимулирования гражданских служащих, должны выплачиваться в виде премий за выполнение особо важных и сложных заданий, что позволит не допустить ущемление прав гражданских служащих и одновременно соблюсти установленные Правилами положения Правоприменительная практика выплат средств материального стимулирования не согласуется с положениями Правил, определяющими перечень выплат. Учитываемых при начислении денежного содержания гражданского служащего, не является обоснованным и создает условия для ущемления прав гражданских служащих соответствующих федеральных государственных органов.
Суд пришел к выводу, что поскольку в соответствии с положениями ч.3 ст.51 Федерального закона №79-ФЗ фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, выплаченное Шелунцовой С.В., материальное стимулирование должно учитываться при расчете ее среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодных и дополнительных оплачиваемых отпусках в 2020 году, а также компенсаций при увольнении в связи с сокращением штатной численности и за неиспользованный отпуск.
При таких обстоятельствах истцу подлежит выплате компенсация четырехмесячного денежного содержания, рассчитанная с учетом выплаченных фактически сумм дополнительного материального стимулирования.
Ответчиком истцу при увольнении произведена выплата компенсации за 4 месяца суммы месячного денежного содержания в размере 130920 рублей 25 копеек. С учетом сумм дополнительного материального стимулирование указанная компенсация составляет – 310266 рублей 60 копеек. В связи с чем, истцу недоначислена компенсация денежного содержания в размере 179346 рублей 35 копеек (310266,60-130920,25), указанная сумма подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
В соответствии со ст. 142 ТК РФ работодатель, допустивший задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда, несёт ответственность в соответствии с ТК РФ и другими федеральными законами.
Такая ответственность предусмотрена ст. 236 ТК РФ, согласно при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Суд производит расчет денежной компенсации за задержку выплат недополученных сумм и определяет размер компенсации в размере 40750 рублей 49 копеек.
Задолженность |
Период просрочки |
Ставка |
Доля ставки |
Формула |
Проценты |
||
с |
по |
дней |
|||||
179 346,35 |
31.12.2020 |
21.03.2021 |
81 |
4,25 % |
1/150 |
179 346,35 * 81 * 1/150 * 4.25% |
4 116,00 р. |
179 346,35 |
22.03.2021 |
25.04.2021 |
35 |
4,50 % |
1/150 |
179 346,35 * 35 * 1/150 * 4.5% |
1 883,14 р. |
179 346,35 |
26.04.2021 |
14.06.2021 |
50 |
5,00 % |
1/150 |
179 346,35 * 50 * 1/150 * 5% |
2 989,11 р. |
179 346,35 |
15.06.2021 |
25.07.2021 |
41 |
5,50 % |
1/150 |
179 346,35 * 41 * 1/150 * 5.5% |
2 696,17 р. |
179 346,35 |
26.07.2021 |
12.09.2021 |
49 |
6,50 % |
1/150 |
179 346,35 * 49 * 1/150 * 6.5% |
3 808,12 р. |
179 346,35 |
13.09.2021 |
24.10.2021 |
42 |
6,75 % |
1/150 |
179 346,35 * 42 * 1/150 * 6.75% |
3 389,65 р. |
179 346,35 |
25.10.2021 |
19.12.2021 |
56 |
7,50 % |
1/150 |
179 346,35 * 56 * 1/150 * 7.5% |
5 021,70 р. |
179 346,35 |
20.12.2021 |
13.02.2022 |
56 |
8,50 % |
1/150 |
179 346,35 * 56 * 1/150 * 8.5% |
5 691,26 р. |
179 346,35 |
14.02.2022 |
27.02.2022 |
14 |
9,50 % |
1/150 |
179 346,35 * 14 * 1/150 * 9.5% |
1 590,20 р. |
179 346,35 |
28.02.2022 |
08.04.2022 |
40 |
20,00 % |
1/150 |
179 346,35 * 40 * 1/150 * 20% |
9 565,14 р. |
Итого: |
40 750,49 руб. |
Суд производит расчет по день рассмотрения иска, что не лишает Шелунцову С.В. права на дальнейшее взыскание компенсации по день фактической выплаты спорных сумм.
На основании ст. 21 ТК РФ работник имеет право на компенсацию морального вреда. Как следует из ст. 237 ТК РФ, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Под моральным вредом в соответствии со ст. 151 ГК РФ понимаются физические или нравственные страдания, причиненные действиями или бездействием, нарушающими личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, либо нарушающими имущественные права гражданина.
В силу п.1 ст.1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 1064 - 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 №10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" разъяснено, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.) или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина. Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья, либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий, и др.
Поскольку суммы материального стимулирования были необоснованно работодателем исключены из расчета денежного содержания при расчете выплат при увольнении в связи с сокращением должности, нарушение трудовых прав истца не вызывает сомнения.
Принимая во внимание нарушение трудовых прав работника, руководствуясь ч.1 ст.237 ТК РФ, исходя из конкретных обстоятельств данного дела (переживания по поводу несвоевременного получения средств к существованию, бездействием ответчика были нарушены имущественные права истца - несвоевременное получение установленных законом сумм в полном объеме), с учетом объема и характера, причиненных истцу нравственных страданий (обращалась в больницу в декабре 2021, был выдан лист нетрудоспособности), степени вины работодателя, ценности защищаемого права, в соответствии с требованиями о разумности и справедливости, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Шелунцовой С.В. о компенсации морального вреда, взыскав с ответчика в её пользу компенсацию морального вреда в сумме 10000 рублей.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194-197, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ №1 ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░):
- 179346 ░░░░░░ 35 ░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
- 40750 ░░░░░░ 49 ░░░░░░ - ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░,
- 10000 ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ №1 ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 179346 ░░░░░░ 35 ░░░░░░, ░░░░░░░ ░ 09.04.2022 ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░.236 ░░ ░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – 15.04.2022.