Дело №2а- 5054/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Красноярск 29 сентября 2020 года
Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Кравченко О.Е.
при секретаре Кельм Д.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Савельев С.А. к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании отказа незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Савельев С.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании незаконным решения органа местного самоуправления об отказе в перераспределении земельного участка и заключении соглашения о перераспределении, возложении обязанности.
Свои требования мотивировал тем, что он является собственником земельного участка с кадастровым номером У расположенного по адресу: Х с видом разрешенного использования размещение усадебных и блокированных жилых домов, площадью У кв.м., на основании договора купли-продажи земельного участка от 21.05.2010г., соглашения о перераспределении земельных участков от 07.12.2016г., на котором расположен жилой дом площадью У кв.м., имеющий адрес: Х, фактически используемая площадь участка составляет У кв.м., в целях оформления прав на используемый земельный участок в фактических границах, он обратился в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска с заявлением о перераспределении данного земельного участка с землями неразграниченной государственной и (или) муниципальной собственности на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории до У кв.м. на площадь У кв.м., то есть менее У кв.м. Однако, в соответствии с письмом ДМИЗО администрации г. Красноярска № С -3371 от 00.00.0000 годаг. в заключении соглашения о перераспределении земельного участка ему было отказано по тем основаниям, что испрашиваемый земельный участок и прилегающая к нему территория позволяет сформировать самостоятельный земельный участок. Считает отказ незаконным, поскольку испрашиваемый земельный участок невозможно сформировать как отдельный самостоятельный участок, поскольку непосредственно за забором организован проезд (дорога) общего пользования, за дорогой растут многолетние деревья, кроме того имеется перепад рельефа в два метра.
В судебное заседание административный истец Савельев С.А. не явился, о времени и месте извещен надлежащим образом, доверил право представлять свои интересы – Клепец Л.Д. (действующей на основании доверенности с предоставлением диплома о высшем юридическом образовании), которая в судебном заседании поддержала заявленные требования, просила их удовлетворить при этом указывала, что предоставить иным гражданам земельный участок не представляется возможным, поскольку он граничит в непосредственной близости с общими землями СНТ, кроме того, имеется на участке прилегающем к испрашиваемому многолетние деревья, рельеф не позволяет предоставить его иным лицам, кроме того, указанные обстоятельства также следуют из заключения кадастрового инженера и не опровергнуты административным ответчиком.
Административный ответчик ДМИЗО администрации г. Красноярска – Аксаментов Д.М. (по доверенности) в судебное заседание не явился, был извещен, ранее представил письменный отзыв, в котором против удовлетворения требований возражал, указывая, что испрашиваемый участок с учетом прилегающей территории может быть сформирован в отдельный самостоятельный земельный участок и предоставлен иным лицам.
Заинтересованные лица - представители администрации г. Красноярска и СНТ «ГЕЛИОС-2» в судебное заседание не явились, уведомлялись судебными извещениями по почте, ходатайств и возражений не предоставили.
Учитывая мнение представителя административного истца, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика и заинтересованных лиц, извещенных надлежащим образом о дне, времени и месте рассмотрения дела, не заявивших о намерении лично участвовать в судебном заседании.
Суд, выслушав пояснения представителя административного истца, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Согласно пункту 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Частью 1 ст. 25 Земельного кодекса права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с ч. 1. ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в случае перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Согласно ч.ч. 2 и 3 ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
В силу ч. 8 ст. 39.29 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий:
1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю;
2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
Частью 12 ст. 39.29 ЗК РФ предусмотрено, что отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и в отношении которого осуществляется перераспределение, не является основанием для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. В этом случае заявитель обеспечивает выполнение кадастровых работ в целях государственного кадастрового учета земельного участка, право собственности на который приобретает заявитель, и обращается с заявлением о государственном кадастровом учете такого земельного участка.
Частью 9 ст. 39.29 ЗК РФ предусмотрены основания для принятия решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. Так, уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса;
2) не представлено в письменной форме согласие лиц, указанных в пункте 4 статьи 11.2 настоящего Кодекса, если земельные участки, которые предлагается перераспределить, обременены правами указанных лиц;
3) на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), размещение которого допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекта, размещенного в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса;
4) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота или ограниченных в обороте, за исключением случаев, если такое перераспределение осуществляется в соответствии с проектом межевания территории с земельными участками, указанными в подпункте 7 пункта 5 статьи 27 настоящего Кодекса;
5) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности и зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;
6) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и являющегося предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 настоящего Кодекса, либо в отношении такого земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек;
7) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и в отношении которых подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или заявление о предоставлении земельного участка и не принято решение об отказе в этом предварительном согласовании или этом предоставлении;
8) в результате перераспределения земельных участков площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков;
9) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса;
10) границы земельного участка, находящегося в частной собственности, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
11) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
12) приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утвержденным проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
13) земельный участок, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, расположен в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, и не оспаривалось сторонами, административный истец Савельев С.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером У расположенного по адресу: Х с видом разрешенного использования размещение усадебных и блокированных жилых домов, площадью У кв.м., на основании договора купли-продажи земельного участка от 21.05.2010г., соглашения о перераспределении земельных участков от 07.12.2016г., на котором расположен принадлежащий ему на праве собственности жилой дом площадью У кв.м., имеющий адрес: Х, что подтверждается представленными в суд сведениями ЕГРН, соглашением о перераспределении участка, материалами регистрационного дела и не оспаривалось сторонами.
В целях увеличения площади используемого на протяжении длительного времени земельного участка с кадастровым номером У категория земель – земли населенных пунктов, площадью У кв.м., административный истец обратился в ДМИЗО администрации Х с заявлением о перераспределении данного земельного участка с землями неразграниченной государственной (муниципальной) собственности на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории до площади 1131 кв.м..
В соответствии с письмом ДМИЗО администрации Х № С-3371 от 00.00.0000 годаг. Савельев С.А. было отказано в заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером У по тем основаниям, что испрашиваемый земельный участок с учетом прилегающей территории возможно сформировать в отдельный земельный участок.
Проанализировав представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Как следует, из представленных суду административным истцом, а именно схемы расположения земельного участка, плана границ, ситуационного плана представленного ответчиком и заключения кадастрового инженера ООО «Кадастровый центр» Болдиной М.В. от 28.09.2020г. земельный участок из земель неразграниченной государственной собственности на прилегающей территории к земельному участку с кадастровым номером У сформировать невозможно поскольку прилегающая территория покрыта многолетними деревьями и древесно-кустарниковой растительностью, уклон территории составляет более 5 метров, в границы образуемого участка войдет хозяйственный проезд, необходимый для откачки септика который расположен с северной стороны земельного участка с кадастровым номером У.
Указанные обстоятельства не опровергнуты административным ответчиком, ходатайств о проведении судебной землеустроительной экспертизы в опровержение доводов истца, не заявлено, в связи с чем, у суда не оснований не доверять в том числе выводам сделанным кадастровым инженером - экспертом ООО «Кадастровый центр» Болдиной М.В. в заключении проводившей исследование испрашиваемого участка, что также следует из представленных в заключении фотографий.
Кроме того, анализируя ситуационный план представленный в заключении кадастрового инженера, с учетом имеющих материалов фото фиксации суд приходит к выводу, что о невозможности формирования самостоятельного участка также свидетельствует наличие территории общего пользования в непосредственной близости с испрашиваемым участком, сложного рельефа и отсутствие реальной возможности проезда к соседним земельным участкам в случае формирования отдельного самостоятельного участка площадью не менее 600 кв.м.
Доводы административного ответчика изложенные в оспариваемым отказе объективно не подтверждены, доказательств этому на момент рассмотрения дела в порядке ст. 62 КАС РФ, не приведено.
При таких обстоятельствах, проанализировав все доказательства, с учетом схемы (ситуационного плана) представленного административным ответчиком отказ Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска № С-3371 от 18 марта 2020г., по мнению суда является не законным и не обоснованным, противоречит требованиям действующего законодательства, доводы и основания послужившие отказу не нашли своего документального подтверждения в ходе судебного разбирательства, следовательно не соответствуют установленным по делу обстоятельствам, в связи с чем, заявленные административным истцом требования Савельева С.А. подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования Савельев С.А. к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании отказа незаконным - удовлетворить.
Признать отказ Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска от 18 марта 2020 г. №С-3371 в заключении соглашения о перераспределении земельного участка по заявлению Савельев С.А. земельного участка с кадастровым номером У расположенного по адресу: Х незаконным, возложить обязанность повторно рассмотреть заявление о подготовке проекта соглашения.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Красноярска в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий: (подпись)
Мотивированное решение изготовлено 05.10.2020г.
Копия верна.
Судья: О.Е. Кравченко