УИД 91RS0003-01-2018-004580-59
№ 2-747/2019
№ 33- 719/2020
Председательствующий судья в суде первой инстанции Каралаш З.Ю.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 января 2020 года г. Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
Председательствующего судьи Белоусовой В.В.,
судей Кирюхиной М.А., Корсаковой Ю.М.,
при секретаре Вааповой С.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску прокурора города Симферополя в интересах Малетиной (Корнейчук) Татьяны Мироновны, Корнейчук Мирона Васильевича, Корнейчук Ольги Ивановны, Корнейчук Ивана Мироновича к Администрации города Симферополя Республики Крым, третьи лица: Муниципальное казенное учреждение Департамент городского хозяйства Администрации города Симферополя Республики Крым, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, Совет Министров Республики Крым о понуждении предоставить благоустроенное жилье,
по апелляционной жалобе Администрации города Симферополя Республики Крым на решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 3 октября 2019 года,
Заслушав доклад судьи Белоусовой В.В.,
у с т а н о в и л а:
Прокурор города Симферополя Республики Крым обратился в суд в интересах Малетиной (Корнейчук) Т.М., Корнейчук М.В., Корнейчук О. И., Корнейчук И.М.,с иском к Администрации города Симферополя Республики Крым о возложении на Администрацию города Симферополя Республики Крым обязанности предоставить Малетиной (Корнейчук) Т.М., Корнейчук М.В., Корнейчук О. И., Корнейчук И.М. взамен расположенного по адресу: <адрес>, другое равнозначное по площади благоустроенное жилое помещение, не менее 22,5 кв. м, отвечающее установленным требованиям, применительно к условиям населенного пункта города Симферополя ( с учетом уточненных требований).
Требования мотивированы тем, что прокуратурой города Симферополя Республики Крым проведена проверка на предмет исполнения должностными лицами Администрации города Симферополя Республики Крым требований жилищного законодательства. Проверкой установлено, что Малетиной (Корнейчук) Т.М., Корнейчук М.В., Корнейчук О. И., Корнейчук И.М. проживают в жилой квартире <адрес>
Квартира принадлежит Малетиной (Корнейчук) Т.М., Корнейчук М.В., Корнейчук О. И., Корнейчук И.М. на основании свидетельства о праве собственности, выданного 22 августа 2007 года.
Согласно акта обследования помещения №72 от 14 марта 2016 года и заключения об оценке состояния соответствия помещения требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции №53 от 14 марта 2016 года, вышеуказанный многоквартирный дом является аварийным.
Постановлением Администрации города Симферополя Республики Крым от 27 июня 2016 года №1480 он признан аварийным и подлежащим сносу.
Вопреки требованиям действующего законодательства должностными лицами Администрации города Симферополя Республики Крым до настоящего времени Малетиной (Корнейчук) Т.М., Корнейчук М.В., Корнейчук О. И., Корнейчук И.М. не предоставлено иное жилое помещение.
Решением Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 3 октября 2019 года иск удовлетворен.
Возложена на Администрацию города Симферополя обязанность предоставить Малетиной (Корнейчук) Т.М., Корнейчук М.В., Корнейчук О.И., Корнейчук И.М. взамен расположенного по адресу: <адрес>, другое равнозначное по площади благоустроенное жилое помещение, не менее 30,4 кв.м., отвечающее установленным требованиям, применительно к условиям населенного пункта города Симферополя.
В апелляционной жалобе Администрация города Симферополя Республики Крым просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение по делу, недоказанность установленных судом обстоятельств, имеющих значение по делу, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам по делу, неправильное применение норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель Администрации города Симферополя Республики Крым поддержала апелляционную жалобу по доводам, изложенным в ней.
Прокурор и Малетина Т.М. возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам необоснованности.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, причины неявки суду неизвестны.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Исследовав материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Рассмотрением дела установлено, что согласно свидетельству квартирно-эксплуатационного отдела г. Симферополь от 22.08.2007 г. квартира (помещение квартиры общего заселения, одноквартирный дом), который находится по адресу: <адрес> принадлежит на праве частной, общей собственности Корнейчуку М.В., Корнейчук О.И., Корнейчуку И.М., Корнейчук Т.М. в равных долях. Общая площадь квартиры составляет 30, 4 кв.м.
Согласно извлечения о регистрации права собственности на недвижимое имущество КРМ СМЕРТИ №16063211 от 26.09.2007 г. следует, что собственниками квартиры <адрес> на праве общей долевой собственности в равных долях являются Корнейчук М.В., Корнейчук О.И., Корнейчук И.М., Корнейчук Т.М.
Согласно свидетельства о браке серии № ФИО11 и Корнейчук Татьяна Мироновна 07.11.2019 г. заключили брак, после заключения брака жене присвоена фамилия Малетина.
Согласно акта обследования помещения от 14 марта 2016 года №72 и заключения об оценке соответствия помещения требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от 14 марта 2016 года №53 вышеуказанный многоквартирный дом признан аварийным, в связи с чем, постановлением Администрации города Симферополя от 27 июня 2016 года №1480 он признан аварийным и подлежащим сносу.
Согласно заключения №15-005 о техническом состоянии строительных конструкций многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, в результате обследования проведенного по заказу МКУ Департамент городского хозяйства Администрации города Симферополя Республики Крым, установлено, что строительные конструкции здания в целом следует оценить как недопустимое (категория технического состояния строительной конструкции и здания и сооружения в целом, характеризующееся значительным снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик из-за возникших дефектов и повреждений, при котором существует возможность разрушения конструкции и опасность для пребывания людей и сохранности оборудования).
Данный жилой дом включен в Региональную адресную программу «Переселение граждан на территории Республики Крым из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01 января 2017 года в 2019-2025».
Рассмотрением дела установлено, что фактически собственника жилого помещения в доме <адрес> не информировали о том, что дом признан аварийным, о проделанной работе по переселению лиц из данного многоквартирного дома.
Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции исходил из их законности и обоснованности.
С указанными выводами суда первой инстанции соглашается судебная коллегия.
В силу статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом (часть 1); никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 3).
В соответствии со статьей 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признание равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимость обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 10 данной статьи признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
Выкупу жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу жилом доме или достижению соглашения о предоставлении другого жилого помещения должна предшествовать установленная частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предварительная процедура по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе жилого дома и последующему изъятию уполномоченным органом земельного участка для муниципальных нужд и изъятию каждого жилого помещения в таком доме, поэтому решение вопроса о предоставлении собственнику другого жилого помещения без соблюдения указанной процедуры противоречит требованиям жилищного законодательства.
В силу части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года№ 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. Региональная программа переселения должна содержать сроки расселения. При этом в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда.В силу пункта 7 Положения о признании жилого помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу положений статьи 16, пункта 3 статьи 2 названного Федерального закона имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 и частями 1 и 3 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» переселение граждан из аварийного жилищного фонда - принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.
В силу положений частей 8 и 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение. Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме.
Согласно пунктам 38, 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года №47, признание жилого помещения непригодным для проживания свидетельствует о том, что данное жилое помещение восстановлению и ремонту не подлежит.
То обстоятельство, что многоквартирный дом включен в перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки в соответствии с указанным выше законом на переселение граждан в рамках адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, не исключает обязанности соблюдения при переселении граждан, проживающих в домах, включенных в указанную программу, их прав с учетом положений жилищного законодательства, в частности статьи 32 Жилищного Кодекса Российской Федерации.
Предоставление гражданам иного жилого помещения взамен непригодного для проживания, не может быть поставлено в зависимость от наличия плана, срока или размера финансирования, поскольку это нарушает права граждан на благоприятные и безопасные условия проживания, создает угрозу для их жизни и здоровья.
29 марта 2018 года Советом Министров Республики Крым принято постановление №148 «О региональной адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2018 -2019 годах на территории Республики Крым», согласно которому, с учетом постановления Совета министров Республики Крым от 15 августа 2018 года №387 «О внесении изменений в постановление Совета министров Республики Крым от 29 марта 2018 года №148», - срок реализации программы 2018-2019 годы.
Органы местного самоуправления обеспечивают принятие правовых актов, в которых указываются:
перечень аварийных многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, на территории муниципального образования;
условия изъятия жилых помещений у собственников и условия переселения граждан из жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма в аварийных многоквартирных домах;
информирование собственников и нанимателей жилых помещений аварийного жилищного фонда о порядке и условиях участия в Программе путем размещения публикаций в средствах массовой информации и на официальных сайтах администраций, участвующих в Программе;
предоставление собственникам изымаемых жилых помещений, предварительно согласившимся на переселение, информации о планировке и технических характеристиках, предлагаемых к постройке или приобретению жилых помещений, которые могут быть предоставлены взамен изымаемых жилых помещений;
определение площадок для строительства нового жилья для переселения граждан из аварийных многоквартирных жилых домов и их инженерная подготовка;
определение инвесторов-застройщиков жилья для переселения граждан из аварийных многоквартирных жилых домов;
формирование земельного участка, проведение кадастровых работ и постановку земельного участка на кадастровый учет (кадастровый паспорт) в соответствии с разрешенным видом использования и согласно утвержденной градостроительной документации и обеспечение технологического присоединения к объектам инженерной инфраструктуры;
заключение договора купли-продажи, аренды или безвозмездного срочного пользования земельного участка из земель, находящихся в муниципальной собственности;
формирование целевых показателей в разрезе соответствующего муниципального образования (квартирографии), определяющих потребность расселяемого и предоставляемого жилья, путем его строительства или приобретения по каждой семье, подлежащей расселению из аварийных многоквартирных домов;
выполнение мероприятий по государственной регистрации права муниципальной собственности на жилые помещения, предназначенные для переселения граждан из аварийного жилищного фонда;
заключение договоров социального найма (мены) предоставленных жилых помещений;
организацию работы по переселению граждан путем сбора документов, проверки наличия всех необходимых документов для регистрации, наличия согласия нанимателя, собственника и всех совершеннолетних членов семьи;
переселение граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации и снос аварийных многоквартирных домов;
очередность и сроки сноса аварийных многоквартирных домов.
Согласно Обзору судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2014 года, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилое помещение указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди.
Предоставление жилого помещения взамен непригодного для проживания, не может быть поставлено в зависимость от наличия Региональной программы переселения граждан и срока его реализации, а также отсутствия в муниципальном жилом фонде свободных благоустроенных жилых помещений.
Таким образом, суд первой инстанции принимая во внимание, что бездействие со стороны Администрации города Симферополя Республики Крым в части непринятия мер по переселению истца из аварийного жилья подтверждается письменными доказательствами, содержащимися в материалах дела, которые ничем не опровергнуты, бездействие Администрации города Симферополя Республики Крым нарушает жилищные права, ставит под угрозу их жизнь и безопасность, пришел к обоснованному выводу о том, что требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в принятом Администрацией города Симферополя Республики Крым Постановлении от 09 апреля 2019 года №2038 установлен срок отселения для физических и юридических лиц из многоквартирного дома до 31 декабря 2021 года, обращение в суд является преждевременным, не могут быть приняты судебной коллегий как основание для отмены законного решения, поскольку многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> является аварийным, существует возможность разрушения конструкций и опасность для пребывания людей, предоставление истцам другого благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным требованиям, применительно к условиям населенного пункта города Симферополя равнозначного по площади жилого помещения не может быть поставлено в зависимость от наличия плана реализации программы.
Доводы представителя Администрации города Симферополя Республики Крым о необходимости прекращения производства по делу, в связи с тем, что имеется вступившее в законную силу и принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям определение суда о прекращении производства по делу в связи с принятием отказа истца от иска являются необоснованными, поскольку судебной коллегией установлено, что предмет и основания исковых заявлений не являются тождественными.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и такими что не могут служить основанием для отмены постановленного судебного решения.
Суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела и постановил законное и обоснованное решение, нарушений норм материального права и процессуального закона не допущено, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебного решения по доводам жалобы судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 3 октября 2019 года оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Администрации города Симферополя Республики Крым оставить без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления.
Председательствующий судья Судьи