Дело № 2а-281/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 февраля 2021 года г. Лобня Московской обл.
Лобненский городской суд Московской области в составе:
председательствующего: судьи Платовой Н.В.
с участием пом. прокурора г. Лобня Мочернюк М.В.
при секретаре: Тепловой В.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Федотовой МА к прокуратуре города Лобня Московской области, прокуратуре Московской области о признании бездействия незаконным,
у с т а н о в и л:
Федотова М.А. обратилась с административным иском к прокуратуре г. Лобня о признании бездействия незаконным, указав, что она является взыскателем по сводному исполнительному производству, возбужденному в отношении ПАН о взыскании в ее пользу денежных средств, находящемуся на исполнении в Лобненском ГОСП УФССП России по Московской области. Требования, содержащиеся в исполнительных документах, не исполнены. В соответствии с п. 4 ст. 19 Федерального закона № 118-фз от 21.07.1997 «Об органах принудительного исполнения РФ» на Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров возложен надзор за исполнением законов при осуществлении сотрудниками органов принудительного исполнения своих функций. Она неоднократно направляла в прокуратуру г. Лобня через Генеральную прокуратуру РФ письменные обращения на бездействие Лобненского ГОСП по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах, в том числе обращения № 046 от 2.09.2019, № 047 от 25.02.2020, № 048 от 26.02.2020, № 049 от 26.02.2020, однако никаких документов в ответ на свои заявления ни от Лобненского ГОСП, ни от прокуратуры не получила. Апелляционным определением Московского областного суда от 30.10.2019 по делу № 33а-35383/2019 был установлен факт незаконного бездействия судебного пристава-исполнителя в отношении принятых на исполнение исполнительных листов, в исковом заявлении ею было указано на факт отсутствия каких-либо действий со стороны прокуратуры г. Лобня, в том числе по направлению ответов на ее обращения. Просит признать незаконным бездействие прокуратуры г. Лобня, выразившееся в нарушении п. 4 ст. 19 Федерального закона № 118-фз от 21.07.1997 «Об органах принудительного исполнения РФ», ст. 9, 10, 12 Федерального закона № 59-фз от 2.05.2006 «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», оставлении обращений без рассмотрения, без ответов заявителю, без мер прокурорского реагирования.
Административным соответчиком привлечена прокуратура Московской области.
Административный истец Федотова М.А. в судебное заседание не явилась, надлежаще извещена о его времени и месте, просит рассмотреть дело в ее отсутствие (л.д.6, 23).
Представитель административных ответчиков прокуратуры г. Лобня и прокуратуры Московской области помощник прокурора г. Лобня Мочернюк М.В. (л.д. 27) требования административного иска не признала и пояснила, что на рассмотрение в прокуратуру г. Лобня поступили три обращения Федотовой М.А. № 046, 048, 049, по которым прокуратурой г. Лобня проведены проверки и даны исчерпывающие ответы. Оснований для принятия мер прокурорского реагирования по данным обращениям не установлено. Обращение № 047 в прокуратуру г. Лобня не поступало, каких-либо доказательств, подтверждающих направление данного обращения, административным истцом не представлено. Пояснила также, что ранее Федотова М.А. неоднократно обращалась в прокуратуру г. Лобня с жалобами на неисполнение должником требований, содержащихся в исполнительных документах, и на бездействие службы судебных приставов. 2.07.2019 прокурором г. Лобня в УФССП России по Московской области внесено представление, которое исполнено. Полагает требования административного иска необоснованными, просит в удовлетворении административного искового заявления отказать.
Суд, выслушав представителя административных ответчиков, исследовав материалы дела, полагает административные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч.9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Из материалов дела следует, что 2.09.2019 Федотова М.А. направила в прокуратуру г. Лобня заявление № 046/2019 на бездействие Лобненского ГОСП по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах о взыскании с должника ПАН. денежных средств, в котором просила провести прокурорскую проверку, обязать в течение месяца предоставить ей копии постановлений о возбуждении исполнительного производства и мотивированные ответы на ее заявления в Лобненский ГОСП от 20.03.2019 № 040, от 13.05.2019 № 041, от 13.06.2019 № 043, от 31.07.2019 № 044, от 1.09.2019 № 045, направить ей копии постановлений о применении к должнику принудительных мер взыскания и о возбуждении разыскного дела в отношении имущества должника (л.д.13, 28).
Также Федотова М.А. направляла Генеральному прокурору РФ 26.02.2020 заявления № 048/2020 на бездействие Лобненского ГОСП по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах о взыскании с должника ПАН. денежных средств, и № 049/2020 об оставлении без рассмотрения и принятия мер прокурорского реагирования повторного обращения в прокуратуру 2.09.2019 (л.д.8-9, 10).
Правоотношения, связанные с реализацией права на обращение в государственные органы, органы местного самоуправления и к должностным лицам и порядок их рассмотрения регламентированы Федеральным законом от 2.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации».
Согласно названному Закону, обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 1 статьи 9); государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (пункт 4 части 1 статьи 10); письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (часть 1 статьи 12).
Согласно ч.2 ст. 10 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.
Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом (ч.3 ст. 10).
В соответствии с п. 5.1 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации», утв. приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 № 45, обращения граждан разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки - в течение 15 дней, если иное не предусмотрено федеральным законодательством. Если установленный срок рассмотрения обращения истекает в выходной или праздничный день, последним днем рассмотрения считается следующий за ним рабочий день.
В соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором (статья 21). В случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, прокурор вправе вносить представление об устранении нарушений закона, которое подлежит безотлагательному рассмотрению (статьи 22, 24, 28).
В целях обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина прокуратура РФ, в том числе, осуществляет надзор за исполнением законов при осуществлении сотрудниками органов принудительного исполнения своих функций, что следует из ч.2 ст.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и ч.4 ст. 19 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-фз «Об органах принудительного исполнения РФ».
Установлено, что заявление № 046/2019 поступило в прокуратуру г. Лобня 10.09.2019. 8.10.2019 за № 185ж-2019 Федотовой М.А, направлен ответ на заявление, в котором указано, что прокуратурой г. Лобня по доводам обращения проедена проверка, в ходе которой установлено наличие в Лобненском ГОСП УФССП России по Московской области исполнительного производства № № в отношении должника ПАН. В ходе ранее проведенной проверки установлены нарушения требований законодательства об исполнительном производстве и о рассмотрении обращений граждан, в связи с чем руководителю УФССП России МО прокуратурой г. Лобня 2.07.2019 внесено представление об устранении нарушений законодательства, которой рассмотрено и удовлетворено. По исполнительному производству Лобненским ГОСП вынесены постановления о временном ограничении на выезд должника от 2.07.2019, об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации от 2.07.2019, 2.09.2019, 20.09.2019 и 8.10.2019, исполнительное производство находится на исполнении. В ходе проверки нарушений при совершении исполнительных действий Лобненским ГОСП не установлено, оснований для принятия мер прокурорского реагирования не имеется (л.д.28, 29).
Факт направления Федотовой М.А. ответа на обращение подтверждается списком почтовых отправлений от 8.10.2019 (л.д.36-39).
Обращения Федотовой М.А. № 048/2020 и № 049/2020 поступили в Генеральную прокуратуру РФ 4.03.2020 и 2.03.2020 соответственно, направлены в прокуратуру г. Лобня для рассмотрения по существу, 30.03.2020 поступили в прокуратуру г. Лобня (л.д.30, 31, 32-33).
27.04.2020 за № 185ж-2019 Федотовой М.А. направлен ответ, в котором указано, что по результатам изучения сводного исполнительного производства № № установлено принятие Лобненским ГОСП исчерпывающих мер по взысканию денежных средств с должника, направлению запросов о его имущественном положении, 13.04.2020 вынесены постановления об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или мной кредитной организации, и о временном ограничении на выезд должника из РФ. Оснований для принятия мер прокурорского реагирования не установлено. Заявителю разъяснены положения ст. 121 Федерального закона «Об исполнительном производстве» о порядке обжалования постановлений, действий (бездействия) по исполнению исполнительного документа (л.д.35).
Факт направления Федотовой М.А. ответа на обращение подтверждается списком почтовых отправлений от 28.04.2020 (л.д.40-45).
Таким образом, обращения № 046/2019, № 048/2020 и № 049/2020 рассмотрены прокуратурой г. Лобня в установленные сроки и по ним даны исчерпывающие ответы заявителю.
Как разъяснено в п. 62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2006 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства РФ», суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
На основании статьи 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры в своей деятельности должны обеспечить защиту прав, свобод человека и гражданина, при выявлении нарушений их прав прокурор обязан принять меры реагирования с целью их устранения.
При этом орган прокуратуры самостоятельно определяет порядок разрешения обращений и принимает меры прокурорского реагирования, а у суда отсутствуют полномочия обязать прокурора принять по итогам проверки то или иное конкретное решение, которое, по мнению административного истца, представляется правильным.
Суд учитывает также, что по предыдущим обращениям Федотовой М.А. прокурором г. Лобня 2.07.2019 внесено представление руководителю УФССП России по Московской области об устранении нарушений законодательства об исполнительном производстве (л.д.46-48).
Факт направления в прокуратуру обращения № 047/2020 административным истцом не доказан. Данное обращение адресовано руководителю ОСП по г. Лобня, копии – в УФССП России по Московской области и Генеральную прокуратуру, однако подтверждено направление обращения 25.02.2020 только в ОСП по г. Лобня (л.д.11-12). Таким образом, какого-либо бездействия прокуратуры по не рассмотрению указанного обращения не допущено.
Установленные судом обстоятельства влекут отказ в удовлетворении административного искового заявления в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-178, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении административного искового заявления Федотовой МА к прокуратуре города Лобня Московской области, прокуратуре Московской области о признании бездействия незаконным отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Лобненский городской суд в течение месяца.
Судья- Н.В. Платова
Мотивированное решение составлено 20 февраля 2021 года