Решение по делу № 33-4347/2020 от 03.02.2020

УИД 16RS0051-01-2019-012483-44

Дело № 2-9213/2019 ~ М-8833/2019

Судья Иванова И.Е.               (№ 33-4347/2020)

Учет № 072г

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 марта 2020 года                 город Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего Насретдиновой Д.М.,

судей Гиниатуллиной Ф.И., Сахиповой Г.А.,

при ведении протокола помощником судьи Гилязетдиновой Э.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Гиниатуллиной Ф.И. гражданское дело по апелляционной жалобе Орловой В.М. на решение Советского районного суда города Казани от 13 декабря 2019 года, которым постановлено: иск Орловой В.М. удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе города Казани включить в стаж Орловой В.М., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности периоды нахождения на курсах повышении квалификации с 4 января 1990 года по 16 февраля 1990 года в должности медицинской сестры участковой в поликлинике Казанского филиала Академии наук СССР, с 18 апреля 2012 года по 18 мая 2012 года в должности медицинской сестры стоматологического кабинета отделения лечебно-профилактической помощи в поликлинике ФГБУ науки «Федеральный исследовательский центр «Казанский научный центр Российской академии наук», с 1 января 2019 года по 2 октября 2019 года в должности медицинской сестры стоматологического кабинета поликлиники ФГБУ науки «Федеральный исследовательский центр «Казанский научный центр Российской академии наук».

В остальной части иска отказать.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Орловой В.М. - Янгильдиной Г.М., поддержавшей доводы жалобы, представителя Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе города Казани – Бадертдиновой Л.Г., возражавшей доводам жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Орлова В.М. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе города Казани о включении периодов работы в стаж, для назначения досрочной страховой пенсии. В обоснование Орлова В.М. указала, что решением ответчика от 16 октября 2019 года ей отказано в назначении досрочной пенсии ввиду отсутствия требуемой продолжительности специального стажа 30 лет. В специальный стаж ответчиком включено 27 лет 9 месяцев 29 дней, при этом не были включены следующие периоды: нахождения на курсах повышения квалификации с 4 января 1990 года по 16 февраля 1990 года в должности медицинской сестры участковой в поликлинике Казанского филиала Академии наук СССР, с 18 апреля 2012 года по 18 мая 2012 года в должности медицинской сестры стоматологического кабинета отделения лечебно-профилактической помощи в поликлинике ФГБУ науки «Федеральный исследовательский центр «Казанский научный центр Российской академии наук»; периоды работы с 11 июня 1997 года по 3 сентября 1997 года в должности медицинской сестры в процедурном кабинете ЗАО Санаторий «Санта»; с 1 января 2019 года по 2 октября 2019 года в должности медицинской сестры стоматологического кабинета поликлиники ФГБУ науки «Федеральный исследовательский центр «Казанский научный центр Российской академии наук». С решением ответчика истец не согласен и просит включить в специальный стаж Орловой В.М. необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью указанные выше периоды, а также применить льготное исчисление к периодам работы с 10 сентября 1997 года по 1 февраля 1998 года в должности операционной медицинской сестры операционного блока в Городском специализированном медицинском объединении «Онкология» как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев.

Представитель истца в суде первой инстанции исковые требования поддержал.

Представитель ответчика иск не признал.

Судом принято решение в приведённой выше формулировке.

В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований. В жалобе отмечается, что суд необоснованно отказал в удовлетворении исковых требований в части включения периода работы истца в должности медицинской сестры процедурного кабинета ЗАО Санаторий «Санта» с 11 июня 1997 года по 3 сентября 1997 года. Считает, что к спорному периоду работы должен применяться Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464.

Судебная коллегия, исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы считает, приходит к следующему.

В силу пункта 20 части 1 статьи 30 ФЗ «О страховых пенсиях» пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 Закона № 400-ФЗ лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Судом установлено, что 3 октября 2019 года Орлова В.М. обратилась в ГУ - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Советском районе города Казани с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости.

Решением ответчика от 16 октября 2019 № 1130171/19 в досрочном назначении страховой пенсии по старости истцу было отказано, в связи с отсутствием необходимого специального стажа.

Решением ответчика 1130171/19/1 от 4 декабря 2019 года решение от 16 октября 2019 года № 1130171/19 отменено. В назначении досрочной страховой пенсии истице отказано из-за отсутствия требуемого стажа.

В бесспорном порядке ответчиком включено 27 лет 10 месяцев 1 день.

Разрешая спор и удовлетворяя требования в части включения в специальный стаж периода нахождения на курсах повышении квалификации с 4 января 1990 года по 16 февраля 1990 года в должности медицинской сестры участковой в поликлинике Казанского филиала Академии наук СССР, с 18 апреля 2012 года по 18 мая 2012 года в должности медицинской сестры стоматологического кабинета отделения лечебно-профилактической помощи в поликлинике ФГБУ науки «Федеральный исследовательский центр «Казанский научный центр Российской академии наук», с 1 января 2019 года по 2 октября 2019 года в должности медицинской сестры стоматологического кабинета поликлиники ФГБУ науки «Федеральный исследовательский центр «Казанский научный центр Российской академии наук», суд пришел к выводу, что ответчик незаконно не включил названные периоды в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности. Решение суда в указанной части не обжалуется, поэтому не является предметом апелляционного рассмотрения.

Отказывая в удовлетворении исковых требований в части зачета в специальный стаж периодов работы Орловой В.М. в должности медицинской сестры процедурного кабинета ЗАО Санаторий «Санта» с 11 июня 1997 года по 3 сентября 1997 года, суд исходил из следующего.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В оспариваемые истицей периоды работы также действовало постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464, которым был утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет. Данное постановление утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781.

Согласно пункту 1 Списка, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464, право на пенсию за выслугу лет имели врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 был утвержден новый Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. Данное постановление утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781.

В силу пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет, засчитывались периоды работы до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и правилами, утвержденными пунктом 1 Постановления.

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года №1066, предусматривают такие должности как «медицинская сестра», «медицинская сестра кабинета», в графе «Наименование учреждений» того же Списка указаны санатории (курорты), в том числе детские: для лечения туберкулеза всех форм; для больных с последствиями полиомиелита; для гематологических больных; для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата; для больных ревматизмом; психоневрологические, равно как и Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781.

Отказывая в удовлетворении исковых требований в части включения в специальный стаж период работы с 11 июня 1997 года по 3 сентября 1997 года, истец работала в должности медицинской сестры процедурного кабинета ЗАО Санаторий «Санта», суд первой инстанции обоснованно указал на то, что профиль учреждения, в котором осуществляла деятельность истица в оспариваемый период, не поименован в нормативных актах, которые действовали в тот период, и действуют в настоящее время. Расширительного толкования перечня не допускается.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений.

Исходя из пункта 1 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Исходя из пункта 2 указанной статьи, учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.

Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации в прежней редакции учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.

Аналогичное понятие учреждения давалось в пункте 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации: учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, устанавливая в Федеральном законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (аналогичные условия назначения пенсии содержаться в федеральном законе «О страховых пенсиях») правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (подпункта 20 пункта 1 ст. 27 (ранее - подпункт 11 пункта 1 статьи 28)); при этом учитываются как характер работы, так и особенности функционирования лечебно-профилактических учреждений (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2006 года № 84-О и от 29 января 2009 года № 67-О-О).

Исходя из этого законодатель выделил в особую категорию работников, то есть лиц, состоящих в трудовых правоотношениях, чья лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения протекала на протяжении длительного периода в учреждениях здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий, режима работы и выполнение определенной нагрузки. Этой категории работников предоставлено право на льготное пенсионное обеспечение по старости.

Основанная на указанных признаках дифференциация в условиях реализации права на трудовую пенсию по старости и выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, - отдельных работников, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, не могут расцениваться как нарушающие принцип равенства всех перед законом (статья 19 часть 1 Конституции Российской Федерации) либо ограничивающие право граждан на пенсионное обеспечение (статья 39, часть 1, Конституции Российской Федерации) (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 23 июня 2009 года № 906-О-О).

Как следует из материалов дела, в период с 11 июня 1997 года по 3 сентября 1997 года истец работала в должности медицинской сестры процедурного кабинета ЗАО Санаторий «Санта», ЗАО «Санта» реорганизовано в форме преобразования в ООО Санаторий «Санта 11 января 2011 года, данная организация является коммерческой, преследующей в качестве основной цели деятельности извлечение прибыли и не может быть отнесена к учреждениям здравоохранения, поименованным в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка должностей и учреждений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии.

Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, работа в указанном юридическом лице включению в стаж, дающий право на досрочную пенсию, не подлежит, а потому довод истца о тождественности ее должностных обязанностей должностным обязанностям врача лечебно-профилактического учреждения не состоятелен и правового значения не имеет.

Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона не противоречат, нарушений норм процессуального права судом также не допущено.

Таким образом, решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.

Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Советского районного суда города Казани от 13 декабря 2019 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Орловой В.М. - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок не превышающий трех месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи

33-4347/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Другие
Управление Пенсионного фонда РФ в Советском районе г. Казани
Орлова В.М.
Суд
Верховный Суд Республики Татарстан
Судья
Гиниатуллина Ф. И.
Дело на странице суда
vs.tat.sudrf.ru
12.03.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее