РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 марта 2022 года г. Иркутск
Свердловский районный суд г. Иркутска в составе:
председательствующего судьи Захаренко В.В.,
при секретаре Мясоедовой А.В.,
с участием: представителя истца ПАО «Иркутскэнерго» - Музейник В.В.,
представителя ответчика Воробьева П.Ю. – Крюгера М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело <Номер обезличен>RS0<Номер обезличен>-55 (2-139/2022) по иску Публичного акционерного общества «Иркутскэнерго» к Ульянов М.Д., Кудрин Д.И., Рыжаков Н.В., Аргасанова Ю.В., Аргасанова П.А., Коровин В.А., Жарова Е.В., Васёва В.И. Воробьев П.Ю., Солоненко А.И., Демидович Э.А., Демдович А.А., Кишинская Т.А., Комарова А.А., Комаров А.В., Попов О.Г., Усачева О.В., Созинова Н.И., Самойлова А.Ю., Зубов В.А. об обязании осуществить демонтаж объектов благоустройства жилого дома, возведенного на земельном участке,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество «Иркутскэнерго» (далее по тексту – истец) обратилась в суд с исковым заявлением к Ульянов М.Д., Кудрин Д.И., Рыжаков Н.В., Аргасанова Ю.В., Аргасанова П.А., Коровин В.А., Жарова Е.В., Васёвой В.И., Воробьев П.Ю., Солоненко А.И., Демидович Э.А., Демдович А.А., Кишинская Т.А., Комарова А.А., Комаров А.В., Попов О.Г., Усачева О.В., Созинова Н.И., Самойлова А.Ю., Зубов В.А. (далее по тексту – ответчики) об обязании осуществить демонтаж объектов благоустройства жилого дома, возведенного на земельном участке.
В обоснование исковых требований (с учетом уточнения исковых требований в соответствии со статьей 39 ГПК РФ) указано, что ПАО «Иркутскэнерго» на основании договора купли-продажи земельного участка от <Дата обезличена> на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером <Номер обезличен>, расположенный по адресу: <адрес обезличен>, площадью 1 530 кв.м., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от <Дата обезличена> (предыдущий кадастровый <Номер обезличен>).
В ходе проведения работ по выносу границ земельного участка в натуре истцом было обнаружено, что часть земельного участка истца занята объектами благоустройства жилого дома, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, а именно подземные коммуникации, металлический забор на железобетонном фундаменте, железобетонный забор, детская игровая площадка, летняя беседка, автостоянка.
Согласия на размещение указанных объектов ПАО «Иркутскэнерго» не давало, каких-либо договоров о размещении данного имущества на принадлежащем ему земельном участке не подписывало. Размещение объектов благоустройства на земельном участке истца без его волеизъявления нарушает его права и законные интересы, поскольку препятствует использованию земельного участка в пределах площади размещенных объектов.
Нахождение спорных объектов в границах указанного земельного участка подтверждается фотографиями местности, скриншотом публичной кадастровой карты и техническим отчетом по выносу и закреплению межевыми знаками границы земельного участка, выполненным ООО «Сервиста».
Нахождение земельного участка в собственности ответчиков подтверждается следующими обстоятельствами.
Строительство жилого дома велось путем долевого участия в строительстве, то есть с привлечением денежных средств лиц. с которыми заключались договоры долевого участия в строительстве в соответствии с Федеральным законом «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» от 30.12.2004г. № 214-ФЗ
На основании изложенного, истец просит суд обязать Ульянов М.Д., Кудрин Д.И., Рыжаков Н.В., Аргасанова Ю.В., Аргасанова П.А., Коровин В.А., Жарова Е.В., Васёву В.И., Воробьев П.Ю., Солоненко А.И., Демидович Э.А., Демдович А.А., Кишинская Т.А., Комарова А.А., Комаров А.В., Попов О.Г., Усачева О.В., Созинова Н.И., Самойлова А.Ю., Зубов В.А. осуществить демонтаж объектов благоустройства жилого дома, возведенного на земельном участке с кадастровым номером <Номер обезличен>, расположенном по адресу: <адрес обезличен>, а именно подземных коммуникаций; металлического забора на железобетонном фундаменте, железобетонного забора, детской игровой площадки, летней беседки, автостоянки.
В судебном заседании представитель истца ПАО «Иркутскэнерго» - Музейник В.В., действующий на основании доверенности от <Дата обезличена>, в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, повторив доводы, изложенные в иске.
Представитель ответчика Воробьев П.Ю. – Крюгер М.А., действующий на основании доверенности от <Дата обезличена>, уточненные исковые требования не признал в полном объеме, просил в их удовлетворении отказать, повторив доводы, изложенные в возражениях.
Суд, обсудив доводы иска, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что заявленные требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Иркутскому открытому акционерному обществу энергетики и электрификации на основании договора купли-продажи земельного участка от <Дата обезличена>, постановления Администрации города Иркутска от <Дата обезличена> <Номер обезличен> на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 38:36:000028:479, расположенный по адресу: <адрес обезличен>, уч. 7-г, площадью 21 788 кв.м., что подтверждается представленным в материалы дела свидетельством о государственной регистрации права собственности серии <адрес обезличен> от <Дата обезличена>.
Все ответчики являются собственниками квартир в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес обезличен>, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости.
Застройщиком «Группы жилых домов с офисными помещениями, объектами обслуживания и спортивным комплексом «Трёхэтажный жилой дом по адресу: <адрес обезличен>» являлось ООО "..."
Строительство объекта велось ООО "..." на основании разрешения на строительство <Номер обезличен> которое представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту" планировки территории и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом.
Разрешение на строительство <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, было получено на основании договора аренды <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, договора на передачу прав и обязанностей от <Дата обезличена>, схемы планировочной организации земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия, то есть генерального плана, согласованного <Дата обезличена> Управлением архитектуры и градостроительства комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска, проектной документации и других документов, указанных в ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.
Генеральный план благоустройства территории был согласован Администрацией города Иркутска и иными уполномоченными органами в <Дата обезличена>. На генеральном плане указана граница участка под строительство и граница участка под благоустройство, которые на момент согласования проектной документации разрешалось осуществлять на муниципальном земельном участке.
Строительство объекта и благоустройство ООО "..." было полностью завершено и <Дата обезличена>, был подписан акт приемки законченного строительством объекта, в котором указаны выполненные работы, в том числе работы по благоустройству, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию датировано <Дата обезличена>.
В ходе проведения работ по выносу границ земельного участка в натуре истцом было обнаружено, что часть земельного участка истца с кадастровым номером <Номер обезличен> занята объектами благоустройства жилого дома, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, а именно: подземные коммуникации; металлический забор на железобетонном фундаменте; железобетонный забор; детская игровая площадка; летняя беседка, автостоянка.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, одним из способов защиты гражданских прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со статьёй 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
В соответствии с положениями статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Статьей 289 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственникам квартир в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему помещением, занимаемым под квартиру, принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома.
В соответствии со статьей 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Согласно ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам многоквартирного дома принадлежит земельный участок (на праве общей долевой собственности), на котором стоит дом, элементы благоустройства, озеленения и иные объекты, расположенные на этом земельном участке.
В судебном заседании установлено, что данные объекты благоустройства (подземные коммуникации, металлический забор на железобетонном фундаменте, железобетонный забор, детская игровая площадка, летняя беседка, автостоянка) были предметом рассмотрения спора в Арбитражном суде <адрес обезличен> в рамках рассмотрения дела № <Номер обезличен>
Решением Арбитражного суда <адрес обезличен> от <Дата обезличена> в удовлетворении иска ПАО «Иркутскэнерго» отказано.
Судом было установлено, что квартиры в многоквартирном доме по <адрес обезличен> переданы дольщикам, и права на них зарегистрированы в установленном законом порядке. При этом, объекты благоустройства, как указывалось выше, включаются в общий проект при строительстве жилого дома. Генеральный план благоустройства территории был согласован Администрацией города Иркутска и иными уполномоченными органами в мае, июне 2008 года (до передачи спорного земельного участка в собственность истца, право собственности на которое возникло <Дата обезличена>). При этом благоустройство территории осуществлено в соответствии с указанным Генеральным планом. После регистрации права собственности на квартиры, соответственно, все общее имущество жилого дома, в том числе объекты благоустройства переходят в общую долевую собственность собственников квартир, учитывая, что данные объекты благоустройства и возводятся на денежные средства дольщиков.
В соответствии с частью 2 статьи 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Суд, рассмотрев ходатайство представителя ответчика о пропуске срока исковой давности, приходит к следующему.
В силу статьи 195 Гражданского кодекса исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности составляет три года (статья 196 названного Кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 200 Гражданского кодекса течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
В пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" разъяснено, что, если иное не установлено законом, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо, право которого нарушено, узнало или должно было узнать о совокупности следующих обстоятельств: о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 1 статьи 200 ГК РФ).
Применительно к статьям 301, 302 Гражданского кодекса срок давности по иску об истребовании недвижимого имущества из чужого незаконного владения начинает течь с момента, когда лицо узнало или должно было узнать о том, что недвижимое имущество выбыло из его владения и его право на названное недвижимое имущество нарушено.
В соответствии со статьями 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник, а также лицо, владеющее имуществом по договору может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. При этом в силу статьи 208 Гражданского кодекса Российской Федерации на данное требование срок исковой давности не распространяется.
Исходя из статьи 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Таким образом, владение земельным участком собственником презюмируется. Наличие в границах участка спорных объектов благоустройства не может препятствовать предъявлению негаторного иска, поскольку именно их наличие и является непосредственным основанием для такого предъявления.
Таким образом, негаторный иск является надлежащим способом защиты права, в связи с чем, исковая давность применению не подлежит.
В связи с чем, срок исковой давности, истцом ПАО «Иркутскэнерго» не пропущен, вместе с тем, как установлено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Иркутской области от <Дата обезличена> объекты благоустройства включаются в общий проект при строительстве жилого дома. Генеральный план благоустройства территории был согласован Администрацией города Иркутска и иными уполномоченными органами в мае, июне 2008 года, в связи с чем, требования Публичного акционерного общества «Иркутскэнерго» удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении исковых требований Публичного акционерного общества «Иркутскэнерго» к Ульянов М.Д., Кудрин Д.И., Рыжаков Н.В., Аргасанова Ю.В., Аргасанова П.А., Коровин В.А., Жарова Е.В., Васёвой Валентине Иннокентьевне, Воробьев П.Ю., Солоненко А.И., Демидович Э.А., Демдович А.А., Кишинская Т.А., Комарова А.А., Комаров А.В., Попов О.Г., Усачева О.В., Созинова Н.И., Самойлова А.Ю., Зубов В.А. об обязании осуществить демонтаж объектов благоустройства жилого дома, возведенного на земельном участке с кадастровым номером <Номер обезличен>, расположенном по адресу: <адрес обезличен>, а именно подземных коммуникаций, металлического забора на железобетонном фундаменте, железобетонного забора, детской игровой площадки, летней беседки, автостоянки.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Иркутский областной суд через Свердловский районный суд города Иркутска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья В.В. Захаренко
Решение в окончательной форме изготовлено 15 марта 2022 года.