Судья Калиниченко Н.А.                                                                                                                 Дело № 33-4019/2021

1-я инстанция № 2-644/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 июля 2021 года                                                                 город Ханты-Мансийск

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:

председательствующего судьи Ишимова А.А.,

судей Максименко И.В., Назарука М.В.,

при секретаре Бессарабове Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мельникова Александра Александровича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее – Управление Росреестра по ХМАО–Югре) о признании незаконным решения и действий комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных гражданских служащих и урегулирования конфликта интересов,

по апелляционной жалобе Мельникова А.А. на решение Ханты-Мансийского районного суда от 23.03.2021 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.

Заслушав доклад судьи Назарука М.В., объяснения представителя истца Рудик О.С., поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия

установила:

Мельников А.А. обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя требования тем, что обратился в Комиссию при Управлении Росреестра по ХМАО-Югре с заявлением о даче согласия на замещение данной должности в коммерческой организации. Заключением Комиссии от 23.12.2020 года в замещении должности ведущего специалиста отдела регистрации прав собственности Управления корпоративной собственности ООО «РН-Юганскнефтегаз» (Общество) ему было отказано, т.к. замещение данной должности нарушает требования ст.12 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ, даны рекомендации руководителю Управления Росреестра по ХМАО-Югре проинформировать об указанных обстоятельствах прокуратуру ХМАО - Югры и Общество. Комиссией установлено, что он осуществлял отдельные функции государственного управления в отношении Общества, работа в Обществе повышает вероятность возникновения конфликтов интересов, способных привести к причинению вреда законным интересам Общества, Управления Росреестра по ХМАО–Югре и государства, так как он может вступать в отношения с бывшими коллегами при исполнении Управлением Росреестра по ХМАО-Югре функций по осуществлению государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по проведению государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, а также по исправлению ошибок в сведениях ЕГРН. Полагает такое решение комиссии незаконным, ссылается на отсутствие указаний в решении Комиссии на принятые им решения в отношении Общества, его конкретные действия, которые привели к конфликту интересов, факты использования им должностного положения/злоупотребления должностным положением в целях оказания Обществу выгод и (или) преимуществ. Комиссией не представлена информация относительно 42 обращений, поступивших в Управление Росреестра по ХМАО-Югре и рассмотренных отделом ведения ЕГРН. Ответы на обращения граждан/юридических лиц не могут являться действиями по государственному управлению Обществом с его стороны, поскольку являются выполнением поручений вышестоящего руководства, проверяются и подписываются заместителем руководителя Управления Росреестра по ХМАО-Югре. Отделом ведения ЕГРН может запрашиваться позиция Регионального отделения ФГБУ «ФКП Росреестра» по Уральскому федеральному округу, что исключает возможность принятия необоснованного решения. Обращения проходят рассмотрение в несколько этапов, что исключает коррупционные риски, а также оказание влияния должностными лицами или органами власти. Ведущий специалист-эксперт Когалымского отдела не назначает заявки на сотрудников отдела, данный функционал автоматизирован. Комиссией не приведены номера заявлений, по которым были внесены изменения в ЕГРН, характер внесенных изменений. Основным видом деятельности Общества является предоставление услуг в области добычи нефти и природного газа. Исправление технической ошибки не является действием по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав. Просит признать незаконными решение Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов Управлении Росреестра по ХМАО–Югре от 23.12.2020 года, в части вывода о нарушении им требований ст.12 Федерального закона № 273-ФЗ при замещении на условиях трудового договора должности ведущего специалиста отдела регистрации прав собственности Управления корпоративной собственности ООО «РН-Юганскнефтегаз»; действия Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов Управлении Росреестра по ХМАО-Югре, выразившихся в решении от 23.12.2020 года об отказе в даче ему согласия в замещении должности ведущего специалиста отдела регистрации прав собственности Управления корпоративной собственности ООО «РН-Юганскнефтегаз».

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе истец Мельников А.А., ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении иска. Ответчиком не представлены факты и доказательства, указывающие на принятие им обязательных для исполнения Обществом решений/действий, подлежащих классификации в качестве «функции государственного, муниципального (административного) управления организацией». Просил дать согласие на замещение должности ведущего специалиста, при этом заключением Комиссии ему было отказано в даче согласия на замещение должности главного специалиста. Полагает, его работа в Обществе не может привести к конфликту интересов, поскольку каждый государственный регистратор прав несет персональную ответственность за свои действия. Считает ошибочным вывод Комиссии о том, что в период замещения им должности специалиста-эксперта Когалымского отдела ведения ЕГРН, повышения качества данных ЕГРН он осуществлял государственное управление в отношении Общества. Комиссия должна была направить заключение о нецелесообразности рассмотрения его обращения. Исправление технической ошибки в записях осуществляется после проведения правовой экспертизы документов, свидетельствующих об устранении данных несоответствий, не влекущих за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права, поэтому не может расцениваться как функция по государственному управлению. Решения по государственной регистрации, исправлению технических ошибок в ЕГРН по объектам недвижимости принимались государственными регистраторами прав, которые являются самостоятельными, независимыми должностными лицами. Факт замещения должностей в Управлении Росреестра по ХМАО-Югре и наличия в должностных обязанностях функций по государственной регистрации права собственности, возможность взаимодействия в период работы в Управлении Росреестра по ХМАО-Югре с Обществом не является безусловным основанием для отказа в даче испрашиваемого согласия. Общество не является поднадзорной и подконтрольной организацией Управления Росреестра по ХМАО-Югре, в отношении него не осуществлялись властно-распорядительные функции. Право на труд, гарантированное каждому гражданину РФ, не может нарушаться возможностью конфликта интересов, связанных с предыдущим местом работы. Судом не приняты во внимание Методические рекомендации, не дана оценка, имелись ли в его действиях факты коррупционных проявлений. Замещая должность специалиста-эксперта отдела ведения ЕГРН, повышения качества данных ЕГРН он не назначал заявки на сотрудников отдела, данный функционал автоматизирован. Состав Комиссии не соответствует Положению о комиссии. Судом не принята во внимание предоставленная им судебная практика, данный спор подлежал рассмотрению в порядке КАС РФ.

В письменных возражениях ответчик Управление Росреестра по ХМАО-Югре просит решение суда оставить без изменения, указывая на несостоятельность доводов жалобы.

Проверив материалы дела на основании ст.327.1. ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, Мельников А.А. проходил федеральную государственную гражданскую службу в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (Управление Росреестра по ХМАО-Югре), в период с 01.04.2019 года по 23.11.2020 года - в должности ведущего специалиста-эксперта Когалымского отдела.

11.12.2020 года истец обратился в Комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов Управления Росреестра по ХМАО-Югре (далее – Комиссия) с заявлением о даче согласия на замещение им должности в коммерческой организации – должности ведущего специалиста отдела регистрации прав собственности Управления корпоративной собственности в ООО «РН-Юганскнефтегаз» (далее также – Общество).

Согласно мотивированному заключению Отдела государственной службы и кадров Управления Росреестра по ХМАО-Югре № 01-04/0223 от 17.12.2020 года, имеются основания для проведения заседания Комиссии в отношении такого обращения.

Согласно протоколу заседания такой Комиссии № 20 от 23.12.2020 года было постановлено отказать истцу в замещении должности главного специалиста Отдела регистрации прав собственности Управления корпоративной собственности ООО «PH-Юганскнефтегаз». Из содержания протокола следует, что в наименовании должности допущена описка, т.к. Комиссией рассматривался вопрос о планируемом замещении истцом должности именно ведущего специалиста, которая указана и в заявлении истца в Комиссию.

Не согласившись с таким решением Комиссии, истец обратился в суд с настоящими требованиями.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия находит по существу правильными выводы суда об отсутствии оснований для удовлетворения иска.

Согласно положениям Конституции Российской Федерации труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч.1 ст.37).

При этом права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч.3 ст.55).

В соответствии с положениями Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» государственная гражданская служба Российской Федерации - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации. Государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации (ст.3).

Гражданин, замещавший должность гражданской службы, включенную в перечень должностей, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с гражданской службы не вправе без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов замещать на условиях трудового договора должности в организации, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского служащего. Согласие соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч.3.1. ст.17).

Для целей настоящего Федерального закона используются понятия «конфликт интересов», «личная заинтересованность», установленные ч.1, 2 ст.10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (ч.1, 3). Случаи возникновения у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, предотвращаются в целях недопущения причинения вреда законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации (ч.2).

Основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений устанавливаются Федеральным законом от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

В соответствии с положениями ст.12 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации, если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов (ч.1). Комиссия в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязана рассмотреть письменное обращение гражданина о даче согласия на замещение на условиях трудового договора должности в организации и (или) на выполнение в данной организации работ (оказание данной организации услуг) на условиях гражданско-правового договора, если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, а также проинформировать гражданина о принятом решении (ч.1.1.).

При этом в силу п.4 ст.1 рассматриваемого Федерального закона под функциями государственного, муниципального (административного) управления организацией понимаются полномочия государственного или муниципального служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организацией, либо готовить проекты таких решений.

Согласно положениям ст.10 рассматриваемого Федерального закона под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий) (ч.1). Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (ч.2).

Согласно ст.64.1. ТК РФ граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеют право замещать должности в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно положениям Методических рекомендаций по вопросам соблюдения ограничений, налагаемых на гражданина, замещавшего должность государственной (муниципальной) службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора с организацией (приложение к письму Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11 мая 2017 г. № 18-4/10/П-2943) контроль за выбором места трудоустройства бывших государственных (муниципальных) служащих необходим в целях недопущения возникновения коллизии публичных и частных интересов, которая может выражаться, в частности, в возникновении конфликта интересов при исполнении должностных обязанностей, обусловленного возможностью предоставления выгод и преимуществ для организации, рассматриваемой государственным (муниципальным) служащим в качестве будущего места работы; в неправомерном использовании служебной информации в интересах организации после увольнения с государственной (муниципальной) службы (п.2). Условиями, влекущими распространение на гражданина обязанности получения согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов, являются: 1) нахождение должности, которую замещал гражданин, в перечне, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации; 2) в должностные (служебные) обязанности гражданина - бывшего государственного (муниципального) служащего входили отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления организацией, в которую он трудоустраивается; 3) прошло менее двух лет со дня увольнения гражданина с государственной (муниципальной) службы. Период, в течение которого действуют установленные ограничения, начинается со дня увольнения с государственной (муниципальной) службы и заканчивается через два года. В случае, если в течение двух лет с момента увольнения с государственной (муниципальной) службы гражданин трудоустраивается неоднократно в различные организации, соответствующие ограничения действуют в отношении каждого случая его трудоустройства; 4) заключение трудового договора вне зависимости от размера заработной платы (п.4). Соответствующее обращение гражданина о даче согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по государственному, муниципальному (административному) управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, до истечения двух лет со дня увольнения с государственной (муниципальной) службы, является основанием для проведения заседания комиссии (п.8). В ходе подготовки мотивированного заключения комиссии рекомендуется: проанализировать функции государственного, муниципального (административного) управления, входившие в должностные (служебные) обязанности гражданина - бывшего государственного (муниципального) служащего, а также реально принятые им решения в отношении организации на предмет возможного использования должностного положения в целях оказания организации, в которую трудоустраивается гражданин, выгод и преимуществ. Рекомендуется подробно проанализировать, в чем заключались данные функции, уточнив при необходимости, по каким вопросам деятельности данной организации были приняты решения государственным (муниципальным) служащим (например, в области регистрации имущества и сделок с ним). Установить наличие либо отсутствие информации или каких-либо признаков, свидетельствующих о выгодах, преимуществах, преференциях, полученных организацией по сравнению с другими юридическими лицами при замещении гражданином должности государственной (муниципальной) службы. Особое внимание необходимо уделять связям гражданина - бывшего государственного (муниципального) служащего с организацией (имущественным, корпоративным или иным отношениям), с которой он заключает трудовой (гражданско-правовой) договор, учитывая возможность получения необоснованных выгод и преимуществ в качестве компенсации за решения, принятые им в отношении данной организации в период прохождения государственной (муниципальной) службы (п.19).

Порядок формирования и организации деятельности Комиссии территориального органа Росреестра определен Положением о комиссии территориального органа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих, работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, и урегулированию конфликта интересов (приложение к Приказу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 14 января 2019 г. № П/0001). В частности, предусмотрено, что персональный состав Комиссии утверждается приказом территориального органа Росреестра, формируется таким образом, чтобы исключить возможность возникновения конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемые Комиссией решения (п.5). Основанием для проведения заседания Комиссии является поступившее в кадровое подразделение (либо должностному лицу территориального органа Росреестра, ответственному за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений) обращение гражданина, замещавшего в территориальном органе Росреестра должность гражданской службы, включенную в Перечень должностей федеральной государственной гражданской службы в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (утв. Приказом Росреестра от 12 марта 2013 г. № П/87) о даче согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, до истечения двух лет со дня увольнения с гражданской службы (п.п.«б» п.13). В кадровом подразделении осуществляется рассмотрение обращения, по результатам которого подготавливается мотивированное заключение по существу обращения с учетом требований ст.12 Федерального закона «О противодействии коррупции» (п.15). По итогам рассмотрения данного вопроса Комиссия принимает одно из следующих решений: а) дать гражданину согласие на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности; б) отказать гражданину в замещении должности в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, и мотивировать свой отказ (п.30).

Согласно Положению о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. № 457) Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, навигационного обеспечения транспортного комплекса (кроме вопросов аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации), а также функции по государственной кадастровой оценке, осуществлению федерального государственного надзора в области геодезии и картографии, государственного земельного надзора, государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и по реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в случаях, предусмотренных настоящим Положением, и в иных случаях, установленных указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим ведение государственного реестра саморегулируемых организаций, в отношении которых не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за их деятельностью (п.1). Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет, в частности, следующие полномочия в установленной сфере деятельности: осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке: государственную регистрацию прав на недвижимое имущество; ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в нем; государственный кадастровый учет недвижимого имущества (п.5).

Согласно Положению об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (Приложение № 76 к приказу Росреестра от 23 января 2017 г. № П/0027) Управление Росреестра по ХМАО-Югре является территориальным органом Росреестра, осуществляющим, в частности, функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, по оказанию государственных услуг в сфере осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество и государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, а также функции в сфере геодезии и картографии, по федеральному государственному надзору в области геодезии и картографии, государственному земельному надзору, государственной кадастровой оценке объектов недвижимости, государственному надзору за деятельностью саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югра (п.1). Управление состоит из структурных подразделений аппарата Управления и территориальных отделов, осуществляющих полномочия Управления на территориях муниципальных образований (п.2). Управление реализует, в частности, следующие полномочия в установленной сфере деятельности: осуществляет: государственную регистрацию прав на недвижимое имущество; ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в нем; принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей; государственный кадастровый учет недвижимого имущества; ведение публичных кадастровых карт и дежурных кадастровых карт в электронной форме, воспроизведение дополнительных сведений на публичных кадастровых картах; кадастровое деление территории кадастрового округа на кадастровые районы и кадастровые кварталы, присвоение реестровых номеров границ; федеральный государственный надзор в области землеустройства; контроль за деятельностью территориальных отделов Управления, осуществляющих полномочия Управления на территориях муниципальных образований; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке на территории субъекта Российской Федерации; присвоение объектам недвижимости кадастровых номеров, номеров регистрации записям о праве на объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, об ограничении права или обременении объекта недвижимости; обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну (п.7).

Согласно Положению о Когалымском отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (Приложение № 10 к Приказу Управления Росреестра по ХМАО-Югре от 21.06.2019 года № П-0130) данный Отдел является территориальным отделом Управления, осуществляет функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, землеустройства, государственного мониторинга земель, государственного земельного контроля на территории муниципальных образований город окружного значения Когалым и Сургутский район ХМАО-Югры (п.1). Отдел является обособленным подразделением Управления (п.2); исполняет следующие функции в установленной сфере деятельности: организация и обеспечение работы со служебными документами, в т.ч. содержащими конфиденциальную информацию (п.7.1.); обеспечение информационной безопасности, защиты конфиденциальной информации (п.7.3.); участие в рассмотрении обращений, заявлений и жалоб физических и юридических лиц, органов государственной власти, органов местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию Отдела (п.7.7.); проведения правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом о регистрации оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (п.7.8.); принятие решений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав или отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав (п.7.9.); принятие мер по получению дополнительных сведений, необходимых для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, а также мер по самостоятельному устранению причин, препятствующих государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав (п. 7.11.); внесение в ЕГРН установленных Законом о регистрации сведений, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо уведомление о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (п.7.12.); удостоверение проведенных государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе совершение регистрационных надписей на правоустанавливающих документах, оформление выписок из ЕГРН, подтверждающих проведенные государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав (п.7.13.); обеспечение предоставления сведений о содержании правоустанавливающих документов, а также копий документов, на основании которых сведения внесены в ЕГРН (п.7.16.); совершение иных действий, связанных с подготовкой документов по предоставленным запросам (п.7.17.); взаимодействие с региональным отделением филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Уральскому Федеральному округу по вопросам, отнесенным к ведению Отдела (п.7.18.); совершение иных действий, связанных с проведением государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, а также направленных на повышение качества данных ЕГРН (п.7.19.); организация и проведение работ по верификации сведений ЕГРН, в том числе по исправлению технических ошибок, осуществление контроля исправления технических ошибок, проведение на постоянной основе мониторинга и анализа появления новых ошибок в сведениях ЕГРН об объектах недвижимости (п.7.35.); обеспечение координации, контроля и сопровождения работ по верификации данных ЕГРН (п.7.36.); организация работ по взаимодействию с органами государственной власти, органами местного самоуправления, Федеральной налоговой службой, по вопросам полноты и качества наполнения федеральной государственной информационной систем ведения ЕГРН сведениями об объектах недвижимости (п.7.37.).

Как следует из Должностного регламента ведущего специалиста-эксперта Когалымского отдела, данная должность относится к старшей группе должностей федеральной государственной гражданской службы категории «специалисты» (п.1). Ведущий специалист-эксперт назначается на должность и освобождается от должности приказом руководителя Управления, непосредственно подчиняется начальнику Отдела (п.2); в рамках оказания государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав осуществляет: прием и регистрацию заявления о предоставлении государственной услуги и документов, необходимых для предоставления государственной услуги; возврат прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения; формирование и направление межведомственного запроса о представлении документов, необходимых для предоставления государственной услуги, в государственные органы и иные участвующие в предоставлении государственной услуги; правовую экспертизу документов, в том числе проверку законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки); внесение сведений в ЕГРН, удостоверение осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав; выдачу (направление) документов по результатам предоставления государственной услуги; исправление ошибок, содержащихся в ЕГРН; участвует в рассмотрении устных и письменных обращений, заявлений и жалоб граждан, должностных и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции отдела, отвечает на поступившие запросы; несет ответственность за обеспечение режима конфиденциальности служебной переписки и информации, не подлежащей разглашению в соответствии с законодательством, а также сохранности документов; обеспечивает защиту конфиденциальной информации на бумажных носителях от несанкционированного доступа, искажения и уничтожения при ее передаче, обработке и хранении; при выполнении возложенных функций взаимодействует на уровне муниципального образования, в том числе: с заинтересованными территориальными структурами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, а также гражданами; совершает иные действия, связанные с проведением государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, а также направленных на повышение качества данных ЕГРН; обеспечивает предоставление сведений о содержании правоустанавливающих документов, а также копий документов, помещенных в реестровые дела объектов недвижимости; принимает заявления на возврат платы за информацию, проверяет обоснованность возврата, готовит проекты решений; осуществляет организацию использования документов, хранящихся в архиве (п.4.4.). Государственный регистратор прав имеет права и несет обязанности по осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в объеме полномочий, установленных Федеральным законом от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (п.4.6.). При исполнении служебных обязанностей ведущий специалист-эксперт вправе самостоятельно принимать решения по следующим вопросам: осуществления работ по ведению ЕГРН, касающихся деятельности отдела; осуществления работ по исправлению технических ошибок в ЕГРН; осуществления работ по исправлению ошибок форматно-логического контроля, выявляемых при передаче сведений в Федеральную налоговую службу; проведения работ по включению в ЕГРН сведений о ранее учтенных объектах недвижимого имущества, в том числе полноты и качества вносимых в ЕГРН сведений; рассмотрения обращений, заявлений и жалоб физических и юридических лиц, органов государственной власти, органов местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию отдела (п.8).

В соответствии с должностной инструкцией ведущего специалиста Отдела регистрации прав собственности Управления корпоративной собственности ООО «РН-Юганскнефтегаз», предназначением должности является представление интересов Общества во всех органах государственной власти и органах местного самоуправления, их территориальных органах и подразделениях, учреждениях, организациях, предприятиях, агентствах и их филиалах, в т.ч. в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии ее территориальных органах, Федеральном государственном бюджетном учреждении «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» и его филиалах, по вопросам, связанным с государственной регистрацией наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на объекты недвижимого имущества (в том числе на незавершенные строительством объекты) и сделок с ними, включая, но, не ограничивая, действия по государственной регистрации договоров купли-продажи, ипотеки, дарения, аренды и иных договоров, снятие записи об ипотеке, а также получения необходимых документов для государственного кадастрового учета объектов недвижимости по ХМАО-Югре (п.1.1). Определен уровень должностного взаимодействия в подразделении, с другими подразделениями - руководители и специалисты структурных подразделений Общества и Компании, предприятий сервисного блока и сторонние организации. Администрации муниципальных образований, территориальные отдела Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ХМАО-Югре и иных субъектов Российской Федерации, организации осуществляющие постановку на кадастровый учет объектов недвижимости (п.2). Функции: формирует пакеты документов на объекты недвижимости Компании/Общества, необходимые для представления в Росреестр, для осуществления государственной регистрации возникновения, перехода, прекращения, ограничения прав на объекты недвижимого имущества и соответствующего внесения записей (изменений) в ЕГРН (п.3.1.); подает заявления о государственной регистрации права и/или о постановке на кадастровый учёт, снятии с государственного кадастрового учета, прекращении права, приостановлении прекращения или государственной регистрации, о внесении изменений и исправлении технических, кадастровых ошибок в ЕГРН по объектам недвижимого имущества в окна приема многофункционального центра (МФЦ) либо в соответствующем программном продукте удаленно, посредством электронного сервиса на официальном сайте Росреестра в режиме on-line, на основании выданной доверенности (п.3.2.); получает зарегистрированные экземпляры договоров, выписки из ЕГРН об объекте недвижимости, об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, выписок из государственного кадастра недвижимости, выписок из ЕГРН о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости, выписок из ФГИС ЕГРН и иных предусмотренных законодательством документов, на основании выданной доверенности (п.3.3.); обеспечивает государственную регистрацию прав собственности Общества и Компании на объекты недвижимого имущества, поступившие на баланс от реорганизованных юридических лиц, правопреемником которых является Общество/Компания, на основании выданной доверенности (п.3.4.); проводит мероприятия по поддержанию в актуальном состоянии, сведении об объектах недвижимости содержащихся в ЕГРН, (верификация и гармонизация) (п. 3.5.); осуществляет анализ правоустанавливающих / правоудостоверяющих документов на объекты недвижимости Компании/Общества, сравнивает с данными, отраженными в учетных системах Общества/Компании и данных ЕГРН (п. 3.5.1.); формирует пакеты документов по объектам недвижимости Компании/Общества с последующим направлением в Росреестр для исправления технических ошибок (исправления недостоверных сведений) в ЕГРН (п.3.5.2.); получает выписки из ЕГРН с актуальными сведениями по объектам недвижимости Компании/Общества (п.3.5.3.). Перечень обязательных функций в зависимости от должности и уровня полномочий/обязанностей: взаимодействует с организациями (аттестованные кадастровые инженеры, привлекаемые по договорам подряда), по вопросам постановки на государственный кадастровый учет и регистрации права собственности, а также снятия с государственного кадастрового учета и прекращения права собственности на объекты недвижимости Компании/Общества (в т.ч. объекты незавершенного строительства) (п. 3.6.); участвует в работе комиссий/групп Росреестра ХМАО-Югра по вопросам государственной регистрации и кадастрового учета (п. 3.14.).

Согласно материалам дела и общедоступным сведениям из ЕГРЮЛ, местом нахождения ООО «РН-Юганскнефтегаз» является г.Нефтеюганск Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Основным видом деятельности Общества является предоставление услуг в области добычи нефти и природного газа, среди дополнительных видов деятельности: добыча нефтяного (попутного) газа; транспортирование по трубопроводам нефти и нефтепродуктов; хранение и складирование нефти и продуктов ее переработки; операции с недвижимым имуществом; работы геолого-разведочные, геофизические и геохимические в области изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы; деятельность геодезическая и картографическая.

Как следует из материалов дела и никем не оспаривалось, в период замещения истцом должности ведущего специалиста-эксперта Когалымского отдела Управления Росреестра по ХМАО-Югре на рассмотрении находилось 134 обращения ООО «РН-Юганскнефтегаз», из них по 18 обращениям в сведения ЕГРН внесены изменения. Исполнение по 42 обращениям ООО «РН-Юганскнефтегаз» (работников Общества по доверенности ПАО «НК «Роснефть») было поручено истцу, из них по 2 обращениям в сведения ЕГРН были внесены изменения, исправлены ошибки в сведениях ЕГРН, что сопровождалось запросом позиции Регионального отделения ФГБУ «ФКП Росреестра» по УФО. Подготовленные истцом проекты решений по результатам рассмотрения таких обращений Общества подписывались руководителем. Из вышеизложенного следует, что рассмотрение обращений Общества и взаимодействие с ним не сводилось лишь к формальной работе истца – техническим действиям по безусловному удовлетворению всех обращений Общества.

Кроме того, из материалов дела следует, что в рассматриваемый период истец был наделен государственными полномочиями по осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.

Как следует из материалов дела, такие обращения ООО «РН-Юганскнефтегаз» были связаны с выявляемой в ходе обычной производственной деятельности Общества необходимостью внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимого имущества, присвоения кадастровых номеров земельным (лесным) участкам.

Из приведенных выше правовых норм и установленных обстоятельств в их совокупности следует, что при замещении истцом должности ведущего специалиста-эксперта Когалымского отдела Управления Росреестра по ХМАО-Югре в его должностные обязанности по смыслу п.4 ст.1 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ входили отдельные функции государственного (административного) управления в отношении Общества. Замещение истцом должности ведущего специалиста Отдела регистрации прав собственности Управления корпоративной собственности Общества создает предпосылки возникновения конфликта интересов, в связи с наличием у истца возможности повлиять на сотрудников Когалымского отдела Управления Росреестра по ХМАО-Югре при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества в интересах Общества.

Вопреки доводам жалобы, из приведенных выше правовых норм следует, что только лишь отсутствие установленных фактов злоупотребления должностными обязанностями при прохождении государственной службы не может предопределять решение Комиссии о даче согласия на замещение гражданином должности в коммерческой организации. В силу требований федерального закона предотвращаются случаи возникновения у гражданского служащего личной заинтересованности не только при свершившемся факте возникновения конфликта интересов, но и в ситуации, когда конфликт интересов может возникнуть.

Из приведенных выше правовых норм и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации (изложенной, например, в Постановлении от 6 апреля 2020 г. № 14-П) следует, что государственная гражданская служба осуществляется в публичных интересах и связана с реализацией государственными гражданскими служащими особых, публично-правовых, функций, что, в свою очередь, предопределяет особый правовой статус государственных гражданских служащих, включающий в себя как права и обязанности этих лиц, так и налагаемые на них ограничения и запреты, связанные с государственной гражданской службой, наличие которых компенсируется в том числе предоставляемыми им гарантиями и преимуществами. Установление федеральным законодателем специальных норм при осуществлении правового регулирования отношений в сфере государственной гражданской службы, само по себе, не может рассматриваться как нарушение закрепленного Конституцией Российской Федерации права каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемое решение Комиссии соответствует требованиям антикоррупционного законодательства, основан на правильном анализе должностных обязанностей истца при замещении им должности ведущего специалиста-эксперта Когалымского отдела Управления Росреестра по ХМАО-Югре и должности ведущего специалиста Отдела регистрации прав собственности Управления корпоративной собственности ООО «РН-Юганскнефтегаз», учитывает фактически осуществленные им в период государственной службы полномочия, в т.ч. непосредственно в отношении ООО «РН-Юганскнефтегаз».

Из приведенных выше правовых норм и установленных судом обстоятельств следует, что в связи с соответствующим обращением истца у Комиссии имелись основания для проведения заседания по данному вопросу и для принятия оспариваемого решения. Рассмотрение обращения истца отнесено к компетенции Комиссии. Существенных нарушений порядка и сроков проведения заседания Комиссии, рассмотрения обращения истца и оформления его результатов, влекущих незаконность принятого Комиссией решения, не установлено. В частности, состав Комиссии соответствует утвержденному Приказом Управления Росреестра по ХМАО-Югре от 04.03.2020 года, который не был в установленном порядке оспорен или признан незаконным.

Вопреки доводам жалобы, в силу императивных требований приведенных выше правовых норм (ч.3.1. ст.17 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ, ст.12 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ, ст.64.1. ТК РФ) истец в течение двух лет после увольнения с гражданской службы вправе замещать на условиях трудового договора должности в Обществе с согласия Комиссии.

Учитывая, что исковые требования обоснованы нарушением права истца (бывшего работника) на труд со стороны ответчика (бывшего представителя нанимателя), т.е. спор вытекает из служебных (трудовых), а не публичных правоотношений, при этом оспариваемое решение привело к изменению трудовых прав и обязанностей, согласно ч.1 ст.22 ГПК РФ и п.1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» данные требования не подлежали рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ.

Иные доводы жалобы правильность выводов суда по существу спора также не опровергают, на основания для отмены или изменения решения суда не указывают, поэтому подлежат отклонению.

Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ханты-Мансийского районного суда от 23.03.2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.

Определение изготовлено в окончательной форме 21.07.2021 года.

Председательствующий                              Ишимов А.А.

Судьи коллегии                                                Максименко И.В.

                                                Назарук М.В.

33-4019/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Мельников Александр Александрович
Ответчики
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ХМАО-Югре
Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов в Росреестре по ХМАО-Югре
Суд
Суд Ханты-Мансийского автономного округа
Судья
Назарук Максим Викторович
Дело на сайте суда
oblsud.hmao.sudrf.ru
28.05.2021Передача дела судье
29.06.2021Судебное заседание
20.07.2021Судебное заседание
30.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.08.2021Передано в экспедицию
20.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее