Решение по делу № 3а-73/2021 от 28.07.2021

Дело № 3а-73/2021

УИН 12 OS 0000-01-2021-000055-30

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

город Йошкар-Ола 20 сентября 2021 года

Верховный Суд Республики Марий Эл в составе:

председательствующего судьи Смышляевой И.Н.,

при секретаре Медведеве Э.Н.,

с участием представителя административного ответчика финансового управления администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» по доверенности от 3 июня 2021 года Фоминых Л.Г., представителя административного ответчика администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» по доверенности от 11 января 2021 года Андреева Е.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Алексеевой П.Ю. к финансовому управлению администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» Республики Марий Эл, администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» Республики Марий Эл о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

УСТАНОВИЛ:

21 июля 2021 года Алексеева П.Ю. обратилась в Верховный Суд Республики Марий Эл с административным исковым заявлением к финансовому управлению администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» о присуждении компенсации в размере 71036 рублей 60 копеек за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

В обоснование заявленных требований указала, что решением Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 23 сентября 2019 года удовлетворены ее требования о возложении на администрацию городского округа «Город Йошкар-Ола» обязанности предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории Республики Марий Эл. 13 августа 2020 года возбуждено исполнительное производство. В настоящее время общая продолжительность ожидания исполнения решения суда составляет более 10 месяцев. Такая продолжительность судопроизводства по делу нарушает ее право на судопроизводство в разумный срок. В связи с нарушением права на исполнение судебного акта в разумный срок она постоянно несет материальные убытки, связанные с необходимостью оплаты коммунальных услуг и эксплуатационно-бытовых расходов по адресу фактического проживания в жилом помещении, не принадлежащем ей ни на каком праве. Нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок причиняет моральные страдания, связанные с необходимостью проживания в жилом помещении с посторонними людьми и постоянной атмосферой стресса и напряжения.

В порядке подготовки дела к судебному разбирательству определением суда от 30 июля 2021 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация городского округа «Город Йошкар-Ола» Республики Марий Эл, в качестве заинтересованного лица - Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл.

В письменном отзыве на административное исковое заявление администрация городского округа «Город Йошкар-Ола» просит в удовлетворении заявленных требований отказать, указывая, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями осуществляется исключительно за счет средств республиканского бюджета, выделенные на эти цели денежные средства в 2021 году использованы на заключение муниципального контракта на строительство жилья с последующим предоставление квартир лицам указанной категории. Срок выполнения работ по контракту 1 сентября 2022 года. Всего планируется приобрести на данные цели 120 квартир, всего в списке лиц данной категории 142 человека. Квартиры будуn предоставляться исходя из даты вынесения решения судом, в данном списке административный истец находится под номером 39. Кроме того, приведены доводы о незначительности срока неисполнения решения суда.

В письменном отзыве на административное исковое заявление финансовое управление администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» просит в удовлетворении заявленных требований отказать, указывая, что не является надлежащим ответчиком по настоящему делу. Также приводит ссылку на обстоятельства, приведенные в отзыве администрацией городского округа «Город Йошкар-Ола».

В судебном заседании представители административных ответчиков: финансового управления администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» Фоминых Л.Г., администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» Андреев Е.М. возражали против удовлетворения административного искового заявления, пояснили аналогично приведенному в представленных отзывах.

Административный истец Алексеева П.Ю., представители заинтересованных лиц: Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл, Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, от административного истца
Алексеевой П.Ю. поступило ходатайство о рассмотрении дела без ее участия.

При таких обстоятельствах с учетом мнения участников процесса и на основании положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы настоящего административного дела, материалы гражданского дела <№>, материалы исполнительного производство <№>, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) лицо, полагающее, что государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, должностным лицом нарушено его право на исполнение судебного акта в разумный срок, может обратиться в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Частями 1 и 2 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» установлено, что взыскатели при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы местного самоуправления обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.

Компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок.

В соответствии с частью 8 статьи 3 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд до окончания производства по принудительному исполнению судебного акта, возлагающего на органы местного самоуправления обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

В соответствии с частью 1 статьи 428 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист выдается судом взыскателю после вступления судебного постановления в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, если исполнительный лист выдается немедленно после принятия судебного постановления. Исполнительный лист выдается взыскателю или по его просьбе направляется судом для исполнения.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта.

Решением Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 23 сентября 2019 года на администрацию городского округа «Город Йошкар-Ола» возложена обязанность предоставить Соловьевой П.Ю. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с нормами жилищного законодательства в срок до 31 декабря 2020 года.

В апелляционном порядке решение суда не обжаловалось и вступило в законную силу 31 октября 2019 года.

31 октября 2019 года Йошкар-Олинским городским судом выдан исполнительный лист серии <№> для исполнения указанного решения суда, который 6 ноября 2019 года направлен в адрес
Соловьевой П.Ю.

В связи с заключением брака 13 марта 2021 года Соловьева П.Ю. изменила фамилию на Алексеева (л.д. 12).

На основании указанного исполнительного листа 13 августа 2020 года в отношении должника администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» возбуждено исполнительное производство <№>, которое приостановлено до указанной в решении суда даты предоставления жилого помещения (до 31 декабря 2020 года) – л.д. 48.

В рамках указанного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем 15 января 2021 года в адрес администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» направлено постановление о совершении должником действий, направленных на исполнение требований исполнительного документа в срок до 11 февраля 2021 года. Также направлено предупреждение об уголовной ответственности по статье 315 Уголовного кодекса Российской Федерации в случае злостного неисполнения вступившего в законную силу решения суда (л.д. 50-51).

23 апреля 2021 года судебным приставом-исполнителем в адрес администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» вновь направлено постановление о совершении должником действий, направленных на исполнение требований исполнительного документа в срок до 18 мая 2021 года и предупреждение об уголовной ответственности по статье 315 Уголовного кодекса Российской Федерации в случае злостного неисполнения вступившего в законную силу решения суда (л.д. 58-59).

Постановлением заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл от 27 мая 2021 года за неисполнение требований неимущественного характера, содержащих в исполнительном документе, администрация городского округа «Город Йошкар-Ола» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 64-66).

Судом установлено, что на дату рассмотрения настоящего административного дела вступившее в законную силу решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 23 сентября 2019 года в установленный в нем срок – до 31 декабря 2019 года не исполнено, исполнительное производство № <№> не окончено, находится на исполнении в Межрайонном отделении судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл.

Общая продолжительность неисполнения решения суда по исполнительному производству <№> от даты установленной решением суда для его исполнения составляет 8 месяцев 20 дней (с 01 января 2021 года по 20 сентября 2021 года), что превышает установленный в части 1 статьи 36 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» срок для исполнения судебного акта.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», следует, что действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта. При этом необходимо учитывать, в частности, своевременность выдачи надлежащим образом оформленного исполнительного документа, направления его и документов, предусмотренных статьей 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации или Законом об исполнительном производстве, судом или взыскателем в орган, организацию или должностному лицу, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов, а также выяснять, не вызвана ли задержка в выдаче или направлении исполнительного документа поведением заявителя, например путем непредставления им реквизитов банковского счета.

Из материалов гражданского дела № 2-4781/2019 следует, что исполнительный лист для исполнения вступившего в законную силу решения Йошкар-Олинского городского суда от 23 сентября 2019 года выдан своевременно.

Согласно представленным материалам исполнительного производства <№> оно возбуждено в соответствии с требованиями закона, в рамках исполнительного производства предпринимались меры, направленные на понуждение должника к исполнению судебного акта. В рамках исполнительного производства отсрочка исполнения судебного акта не предоставлялась.

Должником по исполнительному производству является администрация городского округа «Город Йошкар-Ола».

В отзыве на административный иск данным ответчиком указано на принятие мер, направленных на исполнение судебного акта, в виде заключения 26 декабря 2020 года муниципального контракта с ООО «<...>» на строительство многоквартирного дома в с. Семеновка
г. Йошкар-Олы с последующим предоставлением квартир отдельным категориям граждан. Данный контракт расторгнут администрацией городского округа «Город Йошкар-Ола» в одностороннем порядке
7 июня 2021 года по причине нарушения условий договора ООО «<...>». В настоящее время заключен муниципальный контракт от 13 июля 2021 года с ООО <...>» для завершения работ по строительству указанного дома. Планируемый срок завершения работ до 1 сентября 2022 года. В нарушение положений статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации надлежащие доказательства данных обстоятельств не представлены. Согласно позиции административного ответчика вступившее в законную силу решение суда в отношении административного истца будет исполнено путем предоставления жилья в доме, возведенном на основании указанного муниципального контракта.

С отзывом администрацией городского округа «Город Йошкар-Ола» представлены обращение в Министерство образования и науки Республики Марий Эл от 15 октября 2019 года о наличии вступивших в законную силу решений судов республики о предоставлении жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа. В списке среди прочих лиц имеются сведения об административном истце. В обращении изложена просьба о выделении денежных средств на исполнение судебных решений.

3 декабря 2020 года Министерство образования и науки Республики Марий Эл рекомендовало администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» использовать на эти нужды дополнительно выделенные из бюджета Республики Марий Эл распоряжением Правительства Республики Марий Эл от 23 сентября 2020 года №411-р денежные средства в размере 41913,69600 тысяч рублей.

Оценив представленные в материалы дела доказательств полно, объективно и всесторонне в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу, что при изложенных обстоятельствах действия администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», осуществляемые в целях исполнения решения суда, не были достаточными и эффективными, поскольку при наличии выделенных бюджетных средств на цели обеспечения жильем детей-сирот и лиц из данной категории не было совершено необходимых и исчерпывающих действий, направленных на обеспечение исполнения решения суда в отношении административного истца, а также направленных на понуждение ООО «<...>» к надлежащему исполнению договорных обязательств. Обстоятельства, приведенные администрацией городского округа «Город Йошкар-Ола» в отзыве на административный иск, в том числе, что обеспечение жильем детей-сирот является расходным обязательством субъекта Российской Федерации, не может признаваться уважительной причиной неисполнения решения суда.

Судебное решение о предоставлении жилого помещения выносится при наличии закрепленного за гражданином Российской Федерации права на получение жилья и длительное неисполнение такого судебного решения, нарушение принципа обязательности и неукоснительности исполнения вступившего в законную силу судебного акта подрывает авторитет органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц и государства.

Таким образом, исполнение решения должно быть осуществлено в установленный законом срок и не может ставиться в зависимость от каких-либо условий, в том числе, от времени постановки на учет и формирования списка, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, от наличия или отсутствия вины государственных органов и должностных лиц этих органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, от наличия обязательств в отношении иных лиц, от вопросов финансирования и межбюджетных отношений.

Вопреки доводам административных ответчиков срок исполнения решения суда, составляющий по настоящему делу 8 месяцев 20 дней на дату вынесения решения суда (6 месяцев 28 дней на дату подачи административного искового заявления) не может быть признан соответствующим требованиям разумности.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что административные исковые требования Алексеевой П.Ю. о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежат удовлетворению.

При определении размера компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок суд, учитывая заявленные требования, меры, принятые органами, на которые возложена обязанность по исполнению судебного акта, продолжительность нарушения, наступившие вследствие этого нарушения последствия, их значимость для административного истца, а также практику Европейского Суда по правам человека, приходит к выводу, что заявленная в административном иске сумма является завышенной и определяет размер компенсации административному истцу в размере 20000 рублей.

При этом суд руководствуется разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенными в пункте 1 постановления от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», о том, что компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, как мера ответственности государства, имеет целью возмещение причинённого неимущественного вреда фактом нарушения процедурных условий, обеспечивающих реализацию данных прав в разумный срок, независимо от наличия или отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц. Данная компенсация не направлена на восполнение имущественных потерь заинтересованного лица и не заменяет собой возмещения имущественного вреда.

В силу положений части 3 статьи 4, пункта 3 части 2 статьи 5 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается за счёт средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, если такое нарушение было допущено органом или организацией, финансируемыми за счёт средств соответствующего бюджета, либо должностным лицом этого органа или этой организации. Решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, либо судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделённые отдельными государственными или иными публичными полномочиями субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, исполняется соответствующим финансовым органом.

Под финансовыми органами в соответствии со статьёй 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации понимаются органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований).

Финансовым органом муниципального образования «Городской округ «Город Йошкар-Ола» является финансовое управление администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» Республики Марий Эл (пункт 1.1 Положения о финансовом управлении администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» Республики Марий Эл, утвержденного решением Собрания депутатов муниципального образования Городской округ «Город Йошкар-Ола» от 7 октября 2009 года № 782-IV – л.д. 31).

Поскольку обязанность по исполнению указанного выше судебного акта возложена на административного ответчика за счёт средств бюджета муниципального образования «Городской округ «Город Йошкар-Ола», суд приходит к выводу, что решение подлежит исполнению финансовым управлением администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» Республики Марий Эл за счёт средств бюджета муниципального образования «Городской округ «Город Йошкар-Ола» Республики Марий Эл.

С учетом изложенного отклоняются доводы финансового управления администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» о ненадлежащем ответчике.

На основании части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административному истцу также подлежат возмещению понесенные судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей (л.д. 2).

В силу части 3 статьи 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда по административному делу о присуждении компенсации подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 175-180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Алексеевой П.Ю. удовлетворить частично.

Присудить Алексеевой П.Ю. компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере
20000 рублей, а также судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей, а всего 20300 (двадцать тысяч триста) рублей, перечислив их на расчетный счет <№>, открытый на её имя в <...>).

Решение подлежит исполнению финансовым управлением администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» Республики Марий Эл за счёт средств бюджета муниципального образования «Городской округ «Город Йошкар-Ола» Республики Марий Эл.

Решение суда в части присуждения компенсации подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы через Верховный Суд Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья И.Н. Смышляева

В окончательной форме решение принято 22 сентября 2021 года.

3а-73/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Алексеева Полина Юрьевна
Ответчики
Администрация городского округа "Город Йошкар-Ола"
Финансовое управление администрации городского округа Город Йошкар-Ола
Другие
МОСП по ИОИП УФССП по Республике Марий Эл
УФССП по Республике Марий Эл
Суд
Верховный Суд Республики Марий Эл
Дело на странице суда
vs.mari.sudrf.ru
28.07.2021Регистрация административного искового заявления
28.07.2021Передача материалов судье
30.07.2021Решение вопроса о принятии к производству
30.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.07.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
26.08.2021Предварительное судебное заседание
20.09.2021Судебное заседание
20.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее