Дело № 2а-9643/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Якутск 30 ноября 2020 года
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Макарова М.В., единолично, при секретаре Николаевой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Артамоновой Марии Григорьевны, Артамонова Афанасия Афанасьевича к Департаменту градостроительства Окружной администрации г. Якутска о признании уведомления незаконным,
У С Т А Н О В И Л :
Административные истцы обратились в суд с вышеуказанным административным иском. В обоснование заявленных требований указали, что они являются собственниками земельного участка с кадастровым номером №, площадью ___ кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: ____. С целью использования земельного участка по его назначению истцы обратились в Департамент градостроительства Окружной администрации г. Якутска с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства. Уведомлением о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве и реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства № от ____ было отказано в разрешении на строительство, так как земельный участок находится в границах зоны с реестровым номером № от ____ в зоне затопления на территориях прилегающих к реке Лена в границе населенного пункта РС (Я), где размещение индивидуального жилого дома не предусмотрено. По мнению истцов, включение земельного участка в границы зоны затопления половодьем, паводком 1% обеспеченности приводит к ограничению их права как собственников объекта недвижимого имущества, поскольку считают, что собственник земельного участка имеет право возводить жилье в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением градостроительных регламентов. Следуя Выписке из ЕГРН, принадлежащий им земельный участок относится к категории земель – земли населенных пунктов с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства. Закон разрешает истцам осуществлять на принадлежащем им земельном участке строительство жилого дома. Данный участок каких-либо ограничений не имеет. При этом истцы указали, что в установленном законом порядке сама зона затопления половодьем, паводком 1% обеспеченности, относящаяся к зонам с особыми условиями использования территории, и ее границы не утверждались. Такой порядок утвержден постановлением Правительства РФ от 18.04.2014 №360 «Об определении границ зон затопления, подтопления». Сведения о границе рассматриваемой зоны затопления половодьем, паводком 1% обеспеченности не включены в Единый государственный реестр недвижимости. Вместе с тем в силу п. 5 Правил определения границ зон затопления, подтопления, утвержденных вышеуказанным постановлением зоны затопления, подтопления считаются определенными с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об их границах. Просят признать уведомление административного ответчика незаконным, обязать ответчика принять решение о выдаче истцам уведомления о соответствии параметров указанных в уведомлении о планируемых строительстве и реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства. Также просят взыскать с ответчика расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по РС (Я), надлежащим образом извещенный в судебное заседание, не явился, ходатайств не направил. С учетом мнения явившихся сторон, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
В судебном заседании административные истцы и их представитель Матвеева С.К. исковые требования поддержали по доводам, указанным в административном исковом заявлении, указали, что законных оснований для установления границ зоны затопления не имеется.
Представитель административного ответчика Слесаренко Н.В. в судебном заседании с иском не согласилась, просила в удовлетворении требований отказать.
Представитель заинтересованного лица Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства РС (Я) Дьячковская А.А. суду пояснила, что в компетенцию Министерства входит определение зоны затопления и направление информации в соответствующий орган. Полагает, что в данном случае имеются основания для отказа в удовлетворении иска, поскольку земельный участок расположен в зоне затопления, где размещение индивидуального жилого дома не предусмотрено.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения сторон, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Исходя из положений ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В силу ст. 51.1 ГрК РФ в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
Судом установлено, что истцы на основании договора купли-продажи от ____, заключенного с ФИО6, ФИО7, являются собственниками земельного участка, с кадастровым номером №, площадью ___ кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: ____.
Административные истцы ____ обратились в Департамент градостроительства Окружной администрации г. Якутска с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на вышеуказанном земельном участке, в чем было отказано, в связи с расположением земельного участка в зоне затопления на территориях прилегающих к реке Лена в границе населенного пункта РС (Я), г. Якутск, с. Пригородный затапливаемых при половодьях и паводках 1 % обеспеченности.
По результатам проведенной в соответствии со ст. 51.1 ГрК РФ проверки Департаментом установлена недопустимость размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером №, расположенного по адресу: ____, по следующим основаниям.
Согласно данных выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости вышеуказанный земельный участок находится в зоне затопления на территориях прилегающих к реке Лена в границе населенного пункта РС (Я), ____ затапливаемых при половодьях и паводках 1 % обеспеченности.
В соответствии с ч.ч. 1, 4 ст. 3 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Кодексу.
В силу ч. 6 ст. 67.1 Водного кодекса РФ в границах зон затопления, подтопления, в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, запрещается, в том числе, размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления.
Пунктом 13 ст. 51 ГрК РФ установлен перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство: уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Согласно ч. 3 ст. 56 ЗК РФ ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда, а ограничения, указанные в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, в результате установления зон с особыми условиями использования территорий в соответствии с настоящим Кодексом.
К зонам с особыми условиями использования территорий относятся в том числе водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления (п. 4 ст. 1 ГрК РФ).
Затопление и подтопление относятся к негативному воздействию (п. 16 ст. 1 ЗК РФ), в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению которого и ликвидация его последствий определяются границы зон затопления, потопления. Документированные сведения о таких зонах включаются в государственный водный реестр (п. 8 ч. 4 ст. 31 ВК РФ).
В соответствии с ч. 5 ст. 67.1 Водного кодекса РФ Решение об установлении, изменении зон затопления, подтопления принимается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Положение о зонах затопления, подтопления утверждается Правительством Российской Федерации.
Пунктом 3 Правил определения границ зон затопления, подтопления, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.04.2014 N 360 "О зонах затопления, подтопления" (вместе с "Положением о зонах затопления, подтопления") (далее-Правила) предусмотрено, что зоны затопления, подтопления устанавливаются или изменяются решением Федерального агентства водных ресурсов (его территориальных органов) на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об установлении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах этих зон, которые должны содержать графическое описание местоположения границ этих зон, перечень координат характерных границ таких зон в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
Зоны затопления, подтопления считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зонах затопления, подтопления, соответствующих изменений в сведения о таких зонах в Единый государственный реестр недвижимости. Зоны затопления, подтопления считаются прекратившими существование со дня исключения сведений о них из Единого государственного реестра недвижимости (пункт 5 Правил).
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий также включаются в Единый государственный реестр недвижимости.
Согласно п. 18 Правил, границы зон затопления, подтопления отображаются в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
В силу ч. 7 ст. 51.1 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, в том числе, проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности № от ____ земельный участок находится в зоне Ж-2А – зона для индивидуального жилищного строительства на территории г. Якутска; ограничение по линии градостроительного регулирования (красные линии) соответствует; решение о резервировании под муниципальные и государственные нужды не принято; решение о развитии застроенных территорий не принято. Зона экологического ограничения: иная зона с особыми условиями использования территории; зона с особыми условиями использований территорий объектов системы водоснабжения; зона затопления 1% (проект); зона санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.
В соответствии с Приказом Ленского бассейного водного управления от 22.06.2020 г. №125 «Об установлении зоны затопления на территориях, прилегающих к реке Лена в границе населенного пункта Республики Саха (Якутия), ГО «город Якутск», п. Пригородный» утверждены границы зон затопления территории п. Пригородный, куда входит земельный участок, принадлежащий административным истцам.
Доводы истцов о том, что границы зон затопления, подтопления не определялись, уполномоченным органом в Ленское БВУ не представлялись, сведения о границах данных зон в Единый государственный реестр недвижимости не вносились, не могут быть приняты во внимание.
Как следует из представленных документов, Ленским БВУ направлено оповещение об установлении зон затопления в орган местного самоуправления. В государственный водный реестр зоны затопления п. Пригородный внесены 29.06.2020 г. В Единый государственный реестр недвижимости зоны затопления с. Пригородный внесены 18.08.2020 г.
Таким образом, при наличии ограничения на земельном участке строительство индивидуального жилого дома не представляется возможным.
В связи с тем, что оспариваемое уведомление Департамента градостроительства Окружной администрации г. Якутска № от ____ является соответствующим закону и не нарушает прав и законных интересов истцов, оснований для удовлетворения заявленного иска не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В исковых требованиях Артамоновой Марии Григорьевны, Артамонова Афанасия Афанасьевича к Департаменту градостроительства Окружной администрации г. Якутска о признании уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве и реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства № от ____ незаконным, отказать в удовлетворении.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: ___ М.В. Макаров
___
___
___