Дело № 2-2806/2021

64RS0043-01-2021-004382-32

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 августа 2021 года                         город Саратов

Волжский районный суд г. Саратова в составе

председательствующего судьи Агарковой С.Н.,

при секретаре судебного заседания ФИО2

с участием ФИО1, представителя ответчика ФИО3, действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации муниципального образования "Город Саратов", администрации Волжского района муниципального образования "Город Саратов", 3-е лицо Комитет по управлению имуществом г. Саратова, о предоставлении жилого помещения,

установил:

ФИО1 обратился в суд с иском к администрации муниципального образования "<адрес>", администрации <адрес> муниципального образования "<адрес>", 3-е лиц Комитет по управлению имуществом <адрес>, о предоставлении жилого помещения, в обоснование которого указал, что он является нанимателем жилого помещения по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ из-за неисправности электропроводки в его квартире произошел пожар. Жилое помещение полностью сгорело. Занимаемая им квартира признана непригодной для проживания. Просит обязать ответчиков предоставить ему благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте муниципального образования "<адрес>ю не менее 38 кв.м.

Истец в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить, дав пояснения, аналогичные изложенным в иске.

Представитель ответчика возражал против удовлетворения требований, пояснив, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, Октябрьская, <адрес>, признано непригодным для проживания на основании распоряжения администрации муниципального образования "Город Саратов" от 9 ноября 2020 года № 398-р. Вместе с тем, в законодательстве не установлено конкретных сроков, в которые должно быть проведено отселение жильцов из домов, признанных непригодными для проживания. Просил в иске отказать.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, в суд не явились, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали, о причинах неявки не сообщили.

Руководствуясь ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав истца, представителя ответчика- администрации муниципального образования "Город Саратов", исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.40 Конституцией Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Цели социальной политики Российской Федерации, провозглашенные в Конституции Российской Федерации, устанавливают обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования. Если человек, в силу объективных причин, не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, то он вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.

Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере, распространяются также на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень. Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека определено, что в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище.

Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в статье 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. При этом как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

С учетом положений международно-правовых актов в статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище. Закрепляя право граждан на жилище, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом, она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Реализуя эту конституционную обязанность, федеральное законодательство предусмотрело для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства. Применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.

При этом федеральное законодательство не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а поэтому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.

В силу п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее- ЖК РФ) вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном законом порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.

Согласно ст.85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.

В соответствии со ст.87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

В силу п.1, 2 ст.89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

Статьями 87 и 89 ЖК РФ предусмотрено, что другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма предоставляется не в связи с улучшением жилищных условий, а взамен ранее занимаемого, в связи с чем, иные обстоятельства, указанные в статьях 57 и 58 ЖК РФ, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане не лишаются права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них после предоставления равнозначного жилья не отпали основания состоять на таком учете (ст.55 ЖК РФ).

В соответствии с разъяснениями, данными в п.37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года №14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным ст.86-88 ЖК РФ, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (ст.51 ЖК РФ), или увеличивается, в результате чего общая площадь жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (ст.50 ЖК РФ), судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям ст.89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

Как следует из материалов дела, ФИО1 зарегистрирован и проживает в квартире по адресу: <адрес>, на основании договора социального найма от 28 января 2013 года, дополнительного соглашения от 25 февраля 2020 года к договору социального найма жилого помещения № 19 от 28 января 2013 года.

Согласно дополнительному соглашению от 25 февраля 2020 года к договору социального найма жилого помещения № 19 от 28 января 2013 года с ФИО1 на основании его заявления и свидетельства о смерти ФИО4 истец по настоящему делу стал нанимателем спорного жилого помещения. Совместно с нанимателем в жилое помещение вселенных членов семьи не имеется.

В соответствии со сведениями отдела адресно-справочной работы Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Саратовской области ФИО1 зарегистрирован в вышеуказанном жилом помещении с 22 декабря 1995 года (л.д.38).

Заключением межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции от 12 октября 2020 года выявлены основания для признания жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> (литер Б1), <адрес>, непригодным для проживания (л.д.10-13).

Распоряжением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 9 ноября 2020 года №398-р "О признании жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> (литер Б1), <адрес>, непригодным для проживания" на администрацию Волжского района муниципального образования "Город Саратов" и Комитет по управлению имуществом г.Саратова возложена обязанность осуществить мероприятия по предоставлению гражданам, проживающим в указанном жилом помещении на условиях социального найма, жилых помещений в соответствии со ст.89 ЖК РФ или по соглашению с нанимателями жилых помещений общей площадью менее ранее занимаемых (л.д.9).

Согласно техническому заключению общества с ограниченной ответственностью Институт "Саратовоблпроект" о состоянии основных строительных конструкций жилого помещения по адресу: <адрес> (литер Б1), <адрес>, фундамент дома ленточный каменный по естественному основанию, под деревянными стенами деревянный столбчатый. Деревянные фундаменты находятся в аварийном состоянии с физическим износом 95%. Стены в габаритах коридора, кухни и ванной находятся в аварийном состоянии с физическим износом 90%, на остальных участках в ограниченно работоспособном состоянии с физическим износом 60%. Деревянные стены и перегородки находятся в аварийном состоянии с физическим износом 95%, кирпичные стены в основном находятся в ограниченно работоспособном состоянии с физическим износом 50% при аварийном состоянии брандмауэрной стены по оси "1" с физическим износом 90%. Перекрытие над цокольным этажом находится в аварийном состоянии с физическим износом 90%. Общий физический износ строительных конструкций жилого помещения составляет 76%. Общее техническое состояние основных строительных конструкций жилого помещения в габаритах обследуемой квартиры можно оценить как аварийное. Пространственная жесткость здания частично утрачена. Существует опасность обрушения строительных конструкций на отдельных участках. Дальнейшая эксплуатация здания в габаритах <адрес> при имеющихся дефектах и повреждениях невозможна и представляет угрозу жизни и здоровью граждан.

Согласно справке Управления надзорной деятельности и профилактической работы 13 декабря 2019 года в <адрес> жилого <адрес> произошел пожар. В результате пожара огнем уничтожена кровля дома полностью вместе с внутренней отделкой и имуществом (л.д.22).

Таким образом, указанными выше документами подтверждено, что квартира, в которой проживает истец, является непригодной для проживания и представляет угрозу жизни и здоровью граждан.

Судом установлено, что вопрос о предоставлении жилого помещения ФИО1 не решен до настоящего времени, доказательств обратного не представлено.

Обстоятельство, с которым суд связывает обязанность ответчика предоставить вне очереди жилое помещение, возникло в 2020 году, когда жилое помещение было признано непригодным для проживания.

При этом, ФИО1 вышеуказанное жилое помещение предоставлено по договору социального найма, зарегистрирован в спорном жилом помещении с 22 декабря 1995 года.

В соответствии с ч.2 ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Так, в силу п.3 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Частью 2 ст.52 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.

При этом вопрос о том, может ли истец быть признан нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма из муниципального жилищного фонда в соответствии с ч.2 ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации, может и должен проверяться судом, а решение вопроса о признании конкретных лиц нуждающимися в жилье в указанных случаях относится к компетенции правоприменительных органов, включая суды общей юрисдикции. Данная правовая позиция неоднократно высказывалась Верховным Судом Российской Федерации в судебных актах (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 09.12.2014 года №33-КГ14-12, Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 года №58- КГ17-4, Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 15.05.2018 года №18-КГ18-68).

Как было указано выше, истец проживают в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, что подтверждается вышеуказанным заключением межведомственной комиссии, которым установлено, что жилое помещение, в котором проживает истец, является непригодным для проживания и представляет угрозу жизни и здоровью граждан.

Таким образом, в силу п.3 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации ФИО7 Р.В. является нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма

ФИО5 не имеет в собственности жилых помещений.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что ФИО5, проживающий в жилом помещении, признанным в установленном законом порядке непригодным для проживания, представляющим угрозу жизни и здоровью граждан, имеет право на предоставление ему вне очереди другого жилого помещения по договору социального найма, которое должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.

В силу ст.34 Устава г.Саратова под структурой администрации города понимается перечень структурных подразделений и схема подчиненности (распределение полномочий по общему руководству структурными подразделениями между высшими должностными лицами Администрации города). Структура администрации города утверждается городской Думой по представлению главы Администрации города. В структуру администрации города могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные подразделения администрации города.

В соответствии с Постановлением мэра г.Саратова от 10 мая 2007 года №19 "О вопросах предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда, учета, контроля и сохранности освобождаемого муниципального жилищного фонда" решение о предоставлении гражданам жилых помещений по договорам социального найма муниципального жилищного фонда принимает глава администрации города. Подготовку проектов постановлений о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма муниципального жилищного фонда гражданам, состоящим на учете в администрации города в качестве нуждающихся в жилых помещениях и гражданам, жилые помещения которым предоставляются администрацией города по решению суда, осуществляет отдел по учету и распределению жилой площади администрации города. Подготовку проектов постановлений о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма муниципального жилищного фонда гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрациях районов города, гражданам, определенным ст.59 ЖК РФ, при распределении освободившихся жилых помещений в коммунальных квартирах и гражданам, жилые помещения которым предоставляются в соответствии с п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ, осуществляют администрации районов города и предоставляют в установленном порядке их в администрацию города.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, подлежащих выселению с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в том числе в случае их непригодности для проживания, возлагается на орган местного самоуправления, как наймодателя жилого помещения, которым является администрация муниципального образования "Город Саратов". В иске к администрации Волжского района муниципального образования "Город Саратов" следует отказать.

Согласно договору социального найма площадь занимаемого жилого помещения составляет 38,1 кв.м.

В соответствии с техническим паспортом по состоянию на 16 ноября 2012 года на указанное жилое помещение, предоставленным муниципальным унитарным предприятием "Городское бюро технической инвентаризации", площадь квартиры составляет 38,1 кв.м.

Суд приходит к выводу, что истцу должная быть предоставлена квартира площадью не менее 38,1 кв.м. в соответствии с площадью, указанной в договоре социального найма.

Поскольку администрация муниципального образования "Город Саратов" не выполняет обязанности по отселению истца из жилого помещения, непригодного для проживания, указанное обстоятельство нарушает положение ст.7 Конституции Российской Федерации, гарантирующей создание гражданам Российской Федерации условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Возложенные на орган местного самоуправления законом обязанности по вопросу расселения граждан из непригодного жилья до настоящего времени не исполнены. Доказательств невозможности исполнения указанной обязанности не представлено.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что требование о возложении обязанности на администрацию муниципального образования "Город Саратов" по предоставлению истцу благоустроенного жилого помещения в черте города Саратова обоснованными.

Из положений ст.57, 85, 87, 89 ЖК РФ возникает обязанность ответчика администрации муниципального образования "Город Саратов" предоставить во внеочередном порядке жилье гражданам, занимающим непригодное для проживания жилье, а у последних, соответственно, есть право требовать исполнения указанной обязанности.

Предоставление гражданам в связи с невозможностью проживания в аварийном доме другого жилого помещения носит компенсационный характер, не связано с решением вопроса об улучшении жилищных условий, и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, и предполагает улучшение жилищных условий только с точки зрения безопасности.

При этом, нахождение вышеуказанного дома или его отсутствие в региональной адресной программе по переселению граждан из аварийного жилищного фонда не влияет на право истца на предоставление жилого помещение в судебном порядке, поскольку жилое помещение он занимает по договору социального найма, жилое помещение признано непригодным для проживания.

В связи с чем, на администрацию муниципального образования "Город Саратов" следует возложить обязанность по предоставлению истцу жилого помещения площадью не менее 38,1 кв.м.

    Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

    ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ "░░░░░ ░░░░░░░" ░░░░░░░░░░░░ ░░░1 ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 38,1 ░░.░., ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ "░░░░░ ░░░░░░░".

    ░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ "░░░░░ ░░░░░░░"- ░░░░░░░░.

    ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.

2-2806/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Феоктистов Роман Валерьевич
Ответчики
Администрация Волжского района г. Саратова
Суд
Волжский районный суд г. Саратов
Судья
Агаркова Светлана Николаевна
Дело на сайте суда
volzhsky.sar.sudrf.ru
28.06.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.06.2021Передача материалов судье
02.07.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.07.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.07.2021Судебное заседание
03.08.2021Судебное заседание
23.08.2021Судебное заседание
30.08.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее