ОПРЕДЕЛЕНИЕ
с. Ермаковское 27 февраля 2020 года
Ермаковский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Петуховой В.Н.,
при помощнике Грязиной Е.Ф.,
рассмотрев в отсутствие лиц, участвующих в деле, в судебном заседании административное дело по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №10 по Красноярскому краю к Лебедеву Михаилу Алексеевичу о взыскании недоимки по налогу и пени,
УСТАНОВИЛ
МИФНС №10 по Красноярскому краю обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просит взыскать с Лебедева М.А. задолженность по транспортному налогу за 2015 и 2016 годы в сумме 392,8 руб., пени за период с 02.12.2017 по 10.12.2017 в сумме 2,97 руб. Требования мотивированы тем, что Лебедев М.А является плательщиком транспортного налога, так как является собственником автомобилей <данные изъяты>, гос.номер №, <данные изъяты>, гос.номер №, являющимися объектами налогообложения, при этом не исполнил обязанность по уплате транспортного налога за 2015-2016 годы и ему направлено налоговое уведомление в котором были исчислены налоги за 2015-2016 годы, в связи с неуплатой налога, налоговым органом выставлено требование об уплате налога № 32805 со сроком исполнения 05.02.2018. Сумма недоимки и пени по транспортному налогу не уплачена в полном объеме в срок, указанный в требовании, которые до настоящего времени не исполнены.
Кроме того, административный истец просит восстановить пропущенный срок подачи административного искового заявления о взыскании задолженности по недоимке по налогу, рассмотрев дело в порядке упрощенного (письменного) производства.
Определением суда от 27.12.2019 г., указанное административное исковое заявление принято к производству, с учетом размера взыскиваемой суммы по делу назначена подготовка, для решения вопроса о рассмотрении в порядке упрощенного (письменного) административного судопроизводства. Сторонам представлен десятидневный срок, установленный ч. 2 ст. 292 КАС РФ для предъявления письменных возражений относительно применения упрощенного порядка и относительно заявленных требований. А также для предоставления административным истцом доказательств уважительности причин пропуска срока для обращения в суд с иском, а также доказательства соблюдения порядка, предусмотренного ст. 48 НК РФ, а именно обращения за судебным приказом и его отмены мировым судьей.
В соответствии со статьей 100 КАС РФ адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства или совершения отдельного процессуального действия.
Копия определения от 27.12.2019 была направлена в адрес административного истца, и в адрес административного ответчика заказным письмом с уведомлением, согласно почтовым сведениям о его получении.
Представитель административного истца МИФНС №10 России по Красноярскому краю в судебное заседание не явился о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки в суд не сообщили о рассмотрении дела в их отсутствие не просил. Представил дополнительные пояснения, согласно которым заявил в обоснование уважительности причин пропуска срока обращения в суд с иском, что отсутствует ресурс на реализацию процедуры взыскания в полном объеме (недостатка специалистов в инспекции, большое количество должников перед бюджетом, большим объемом передаваемых документов, а также необходимостью проверки сведений о задолженности по имущественным налогам и подготовка пакета документов для взыскания). При этом указывает, что, принятие судебными органами решений об отказе в восстановлении пропущенного срока влияет на объем денежных поступлений в бюджеты всех уровней Российской Федерации, что в свою очередь может привести к общему дефициту. Оснований для прекращения обязанности по уплате налогов у налогоплательщика, установленные п.3 ст. 44 НК РФ отсутствуют.
В судебное заседание административный ответчик, будучи надлежащим образом уведомленной, не явилась, просил о рассмотрении в его отсутствие представил ходатайство.
При таких обстоятельствах, суд, руководствуясь ч. 2 ст. 289 КАС РФ, полагает возможным рассмотреть в отсутствие лиц надлежащим образом извещенных в их отсутствие.
Исследовав представленные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со ч. 2 ст. 289 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии с ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В соответствии с подпунктом 1 пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации). Однако в ряде случаев (при уплате имущественных налогов налогоплательщиками - физическими лицами) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52). В процессе реализации указанных норм обязанность по уплате налога не может возникнуть у налогоплательщика ранее даты получения им налогового уведомления, что прямо следует из пункта 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации.
Плательщиками транспортного налога, согласно ст.357 НК РФ признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст.358 НК РФ.
Согласно статье 360 НК РФ налоговым периодом по транспортному налогу является календарный год.
Уплата налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств, в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации, соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства, подлежат уплате налогоплательщиками физическими лицами в срок не позднее первого декабря года следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 361, п.1 ст.363 НК РФ).
Налоговые ставки на транспортные средства и сроки уплаты транспортного налога установлены Законом Красноярского края № 3-676 от 08.11.2007 «О транспортном налоге».
В соответствии с п. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога у налогоплательщика возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Порядок направления налогового уведомления предусмотрен ст. 52 НК РФ, согласно которой, в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Согласно частям 1 и 2 статьи 57 НК РФ сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ.
В соответствии со ст.ст. 69, 70 НК РФ налогоплательщику направляются требования (уведомления) о добровольной уплате налогов к установленному сроку. Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу ч. 3 ст. 75 НК РФ пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.
Согласно ч. 4 ст. 75 НК РФ пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной: для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, согласно сведениям регистрирующего органа, представленным в соответствии с п.4 ст.85 НК РФ налогоплательщик Лебедев М.А. является налогоплательщиком транспортного налога, так как является собственником автомобилей <данные изъяты>, государственный номер №, <данные изъяты>, государственный номер №.
В соответствии со ст.ст. 52, 57 НК РФ налогоплательщику направлено уведомление о добровольной уплате налогов к установленному в уведомлении сроку, № 9507000 от 10.07.2017 об уплате транспортного налога за 2015 и 2016 годы в сумме 800 рублей сроком уплаты не позднее 01.12.2017 года, которое исполнено не было.
В связи с не уплатой налогоплательщиком в установленный срок и в полном объеме сумм исчисленного налога, ему в соответствии со ст. 75 НК РФ была исчислена пеня за период с 02.12.2017 по 10.12.2017 в сумме в сумме 2,97 руб. и в адрес Лебедева М.А. в соответствии со ст.ст. 69,70 НК РФ направлено требование № 32805 об уплате налога в сумме 1200 руб. и пени 2,97 руб. по состоянию на 11.12.2017 г. со сроком исполнения 05.02.2018 г., которое до настоящего времени не исполнено.
В соответствии с ч. 2 ст. 45 НК РФ взыскание налога с физических лиц производится в порядке установленном ст. 48 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ).
Согласно части 2 статьи 6.1. НК РФ течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.
В соответствии с абзацем 2 п. 2 ст. 48 НК РФ если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
В соответствии с абзацем 3 п. 2 ст. 48 НК РФ если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Из вышеприведенных положений НК РФ, действующих с 04 апреля 2013 года, следует, что если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования общая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган вправе в течение шести месяцев обратиться в суд с заявлением о взыскании лишь со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей. Если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица не превысила 3 000 рублей, налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев лишь со дня истечения трехлетнего срока исполнения самого раннего требования.
При этом под общей суммой налога, пеней понимается сумма, указанная во всех требованиях об уплате определенного налога, по которым истек срок исполнения. Суммы различных налогов, даже если они включены в одно требование об уплате налога, суммированию не подлежат. Для разных налогов установлены различные правила, определяющие порядок и сроки их уплаты; соответственно, и право налогового органа на обращение в суд с заявлением о взыскании недоимки за счет имущества физического лица по каждому из налогов возникает самостоятельно.
Кроме того, административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока для обращения с административным иском в суд.
Согласно разъяснением, изложенным в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.06.1999 N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие ч. 1 Налогового кодекса РФ", согласно которой при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные п. 2 ст. 48 или п. 1 ст. 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
Соблюдению подлежат не только сроки, но и порядок обращения с требованиями о взыскании недоимки по налогу, в том числе и правил подсудности, в соответствии с которыми взыскание обязательных платежей и санкций относится к компетенции мирового судьи в порядке приказного судопроизводства.
На основании пункта 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налог, сбора, пени, штрафа за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
По уважительной причине пропущенный срок может быть восстановлен судом.
В данном случае своевременность подачи административного искового заявления зависит исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.
Согласно установленной законом процедуре требование об уплате налога направляется налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, и должно быть им исполнено течение восьми дней либо иного указанного срока с даты его получения, после чего в случае неисполнения требования налоговый орган должен в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога обратиться к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании недоимки, а в случае последующей отмены этого судебного приказа может предъявить о взыскании недоимки в суд в порядке искового производства.
Несвоевременное совершение налоговым органом указанных действий, предусмотренных статьями 48, 69, 70 НК РФ, не влечет продление совокупного срока принудительного взыскания задолженности, который исчисляется объективно в последовательности и продолжительности, установленной указанными нормами закона. Однако пропущенный срок может быть восстановлен судом.
Принимая во внимание установленное правовое регулирование, суд приходит к выводу, что в рассматриваемом случае налогоплательщик подлежал уплате транспортный налог за 2015 год, не позднее 01.12.2016 года, соответственно днем выявления недоимки за 2015 год является 02.12.2016 года. Следовательно, требование об уплате налога и пени должно было быть направлено налогоплательщику не позднее 02 марта 2017 года; за 2016 год, не позднее 01.12.2017 года, соответственно днем выявления недоимки за 2016 год является 02.12.2017 года. Следовательно, требование об уплате налога и пени должно было быть направлено налогоплательщику не позднее 02 марта 2018 года
Между тем, доказательств того, что в указанные сроки налогоплательщику было направлено налоговое уведомление об уплате налога за 2015 год, как и требование об уплате налога и пени за 2015 год, налоговым органом не представлено. При этом, уведомление № 9507000 выставлено 10.07.2017, с установлением добровольного срока для уплаты налога до 01.12.2017, налоговое требование № 32805 выставлено 11.12.2017, с требованием уплатить налог до 05.02.2018.
Вместе с тем, Налоговый кодекс РФ не предусматривает возможность направления налогового уведомления по истечении установленного срока, а также порядок и срок такого направления.
Частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлена обязанность административного истца доказывать обстоятельства, на которые он ссылается как на основания своих требований. Вместе с тем, налоговым органом процессуальная обязанность, предусмотренная частью 4 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не исполнена.
Вместе с тем, вопреки доводам налогоплательщика о том, что у него не имеется задолженности по налогам, им в материалы дела представлен скриншот сайта из личного кабинета налогоплательщика, по данным о земельном налоге, а также письмо, направленное налоговым органом в его адрес, где указано, что имеется задолженность по транспортному налогу за 2017 год, в связи, с чем суд их оценивает критически.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 22.03.2012 N 479-0-0, принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, осуществляться не может. Несоблюдение налоговой инспекцией установленного налоговым законодательством срока взыскания налога является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
Доказывание по административным делам осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторонами административного судопроизводства при активной роли суда (пункт 7 статьи 6 и часть 1 статьи 14 КАС РФ).
Так, запросу суда, мировым судей судебного участка № 25 в Ермаковском районе представлены сведения о том, что заявления МИФНС № 10 по Красноярскому краю в порядке ст. 48 НК РФ за выдачей судебного приказа за взысканием с Лебедева М.А. недоимки по налогам не поступали.
При этом суд, отмечает, что обязанность установленную в определении суда от 27.12.2019 года о предоставлении доказательств о соблюдении порядка, предусмотренного ст. 48 НК РФ МИФНС России № 10 по Красноярскому краю, не исполнила, сведения о том, обращалась ли с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ответчика задолженности по имущественным налогам к мировому судье не представила, в том числе пояснения по каким причинам не был соблюден установленный порядок.
Согласно разъяснением, изложенным в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.06.1999 N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие ч. 1 Налогового кодекса РФ", согласно которой при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные п. 2 ст. 48 или п. 1 ст. 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
Как следует из указанного ранее требования № 32805, недоимка по транспортному налогу составила за 2017 год – 1200 руб., пени за период с 02.12.2017 по 10.12.2017 в сумме 2,97 руб.
Оснований учитывать общую сумму задолженности, числящуюся за ответчиком и указанную в требовании № 32805 не имеется, поскольку эта общая сумма недоимки приведена справочно и указывает на имеющуюся у налогоплательщика общую сумму задолженности в предыдущих периодах.
Следовательно, указанная сумма недоимки за 2015 и 2016 год не превысила 3000 рублей по налогу, при этом не прошло трех лет со дня истечения срока для исполнения самого раннего требования об уплате данных налогов.
Таким образом, судом установлено, что с учетом положения ст. 48 НК РФ, следует, что до истечения трех лет со дня окончания срока исполнения самого раннего требования об уплате налога и пеней налоговый орган может обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании этих платежей за счет имущества физического лица лишь в случае, если общая сумма определенного вида налога и пеней превышает 3000 рублей.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 196 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административных споров, установленный федеральным законом для данной категории административных дел.
Частью 3 ст. 218 КАС РФ предусмотрено, что, если федеральным законом установлено обязательное соблюдение досудебного порядка разрешения административных споров, обращение в суд возможно только после соблюдения этого порядка.
Таким образом, поскольку административный истец, как налоговый орган, перед обращением с административным иском в суд не исполнил предусмотренную законом обязанность направления требования об уплате недоимки и пени по месту регистрации административного ответчика за период как предшествующий, так и впоследствии после выставления указанных спорного требования, что свидетельствовало о соблюдении трехгодичного срока при не достижении суммового барьера в размере 3000 рублей по определенному виду налог, доказательств обратному административным истцом не представлено, равно как и обращения к мировому судье за взыскание налоговых санкций в установленном порядке, суд приходит к выводу об оставлении административного искового заявления Межрайонной ФНС России N 10 по Красноярскому краю к Лебедеву Михаилу Алексеевичу о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени, без рассмотрения по причине несоблюдения административным истцом досудебного порядка урегулирования спора.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.196-199, 218 КАС РФ,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Оставить административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Красноярскому краю к к Лебедеву Михаилу Алексеевичу о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени, без рассмотрения.
Разъяснить административному истцу, что после устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без рассмотрения, административный истец вновь может обратиться в суд с административным исковым заявлением в общем порядке.
На определение может быть подана частная жалоба в Красноярский краевой суд в течение пятнадцати дней со дня вынесения определения через Ермаковский районный суд.
Судья В.Н. Петухова