Дело №2-192/2022 КОПИЯ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 февраля 2022 года г. Пермь
Пермский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Мелединой Е.Г.,
при секретаре ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к ФИО12: ФИО1 сельского поселения, ФИО2 муниципального района о признании права собственности на нежилое здание,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратился в суд с исковым заявлением (в редакции уточнения) к ФИО1 сельского поселения, ФИО2 муниципального района о признании права собственности на нежилое здание – сарай, общей площадью 16,8 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, д. <адрес>, <адрес> (литер Г11).
В обоснование заявленных исковых требований указано, что истец проживает по адресу: <адрес>, д. Кондратово, <адрес>. Квартира является частью жилого дома. Данное жилое помещение принадлежит истцу на праве собственности на основании договора передачи части жилого дома в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ. Договор был заключен с ФИО1 сельского поселения в соответствии с постановлением главы местного самоуправления ФИО2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О передаче одно-двухквартирных домов в собственность граждан». На земельном участке, который был предоставлен в пользование Кондратовским сельским советом народных депутатов ФИО6 (дедушка истца), помимо вышеуказанной части жилого дома ранее было построено нежилое капитальное строение – кирпичный сарай, площадью 16.8 кв.м. Право на владение земельного участка и возведение сарая никем не оспаривалось. Земельный участок был выделен в порядке, который действовал до 1991 года. Владение указанным объектом недвижимости осуществляется непрерывно, открыто и добросовестно, однако право собственности на сарай членами семьи истца не оформлялось. ФИО7 умер в 2005 году. Наследственное дело к имуществу наследодателя не открывалось. Строительство спорного сарая осуществлялось до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Истец открыто, непрерывно и добросовестно владеет спорным сараем с 2005 года, после смерти ФИО7, т.е. более 15 лет.
В судебное заседание истец ФИО3 не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования поддерживает.
ФИО1 сельского поселения в судебное заседание своего представителя не направил, представил ходатайство о рассмотрении дело в его отсутствие.
ФИО2 муниципального района в судебное заседание своего представителя не направил, представил ходатайство о рассмотрении дело в его отсутствие.
Третье лицо Комитет имущественных отношений ФИО2 муниципального района в судебное заседание своего представителя не направил, представил ходатайство о рассмотрении дело в его отсутствие.
Исследовав обстоятельства дела по представленным сторонами доказательствам, суд признает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Постановлением Госкомстата СССР от 25.05.1990 № 69 утверждены Указания по ведению похозяйственного учета в сельских Советах народных депутатов, согласно которым похозяйственные книги являются документами первичного учета хозяйств.
В силу пункта 39 названных Указаний в разделе IV «Земля, находящаяся в личном пользовании хозяйства» по каждому хозяйству записывается вся земельная площадь, предоставленная хозяйству в установленном порядке под приусадебный участок, служебный земельный надел, а также предоставленная крестьянским хозяйствам. Данные о предоставленных землях для ведения личного подсобного хозяйства колхозникам, рабочим и служащим, а также служебных наделах граждан выписываются из соответствующего раздела земельно-кадастровых книг.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов. Ведение похозяйственных книг осуществляется на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство.
В соответствии с пунктом 1 Порядка ведения хозяйственных книг, утвержденным Приказом Минсельхоза Российской Федерации № 345 от 11.10.2010, ведение похозяйственных книг в целях учета личных подсобных хозяйств осуществляется органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов, на территории которых имеются хозяйства.
В соответствии с положениями пункта 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.
Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в редакции по состоянию на 02.09.2002). Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется. Системное толкование приведенных норм свидетельствует о том, что похозяйственные книги отнесены законодателем к числу документов, правоподтверждающих права на земельный участок, и их наличие является достаточным основанием для государственной регистрации права собственности.
Согласно похозяйственной книге № ФИО1 сельского Совета народных депутатов на 1991 год, 1992 год, 1993 год, 1994 год, 1995 год, 1996 год, следует что ФИО7, ФИО8 предоставлено домовладение по <адрес>, земля находящаяся в личном пользовании хозяйства - 0,036 га. В указанном жилом помещении также проживали ФИО9 – дочь, ФИО3 – внук, ФИО10 – внук (л.д.16-18).
Согласно сведениям, содержащимся в похозяйственной книге № ФИО1 сельской ФИО4 дом № с 1 по 20 <адрес> на 1997 года, 1998 год, 1999 год, 2000 год, 2001 год следует, что ФИО3 проживал в указанный период в <адрес> имеются сведения о надворных постройках – баня, теплица, сарай (л.д. 19-21).
В документах инвентаризации Земли населенных пунктов ФИО1 сельской ФИО4 за 1996 год под № указан ФИО14, как собственник земельного участка площадью 360 кв.м., по адресу: <адрес> (л.д. 22-23).
Согласно кадастровому паспорту здания – части жилого дома (<адрес>) от ДД.ММ.ГГГГ, по адресу: <адрес>, д<адрес>, <адрес>, на ситуационном плане объекта недвижимого имущества отображен объект недвижимости (Г 11) – сарай (л.д. 11-13).
ФИО3 принадлежит на праве собственности часть жилого дома (<адрес>) по адресу: <адрес>, ФИО1 <адрес>, <адрес>, на основании договора передачи части жилого дома в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 9, л.д. 14-15).
Согласно техническому паспорту нежилого здания, составленному ГБУ ПК «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки ФИО2 края» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> <адрес> находится сарай, общей площадью 16.8 кв.м.; год постройки здания 1994, этажность 1 (л.д. 8-9).
Из пояснений Управления Росреестра по ФИО2 краю от ДД.ММ.ГГГГ следует, что согласно актуальным данным Единого государственного реестра недвижимости сведения об объекте недвижимости – сарае, площадью 16.8 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> (Литера Г11) отсутствуют, объект не поставлен на кадастровый учет, права не зарегистрированы (л.д. 28-31).
В соответствии со ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
Согласно п.3 ст.218 Гражданского кодекса российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В соответствии со ст.234 ГК РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность). Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации (пункт 1).
До приобретения на имущество права собственности в силу приобретательной давности лицо, владеющее имуществом как своим собственным, имеет право на защиту своего владения против третьих лиц, не являющихся собственниками имущества, а также не имеющих прав на владение им в силу иного предусмотренного законом или договором основания. Лицо, ссылающееся на давность владения, может присоединить ко времени своего владения все время, в течение которого этим имуществом владел тот, чьим правопреемником это лицо является (пункт 2).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда № 22 от 29.04.2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества; давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности. В случае удовлетворения иска давностного владельца об истребовании имущества из чужого незаконного владения имевшая место ранее временная утрата им владения спорным имуществом перерывом давностного владения не считается. Передача давностным владельцем имущества во временное владение другого лица не прерывает давностного владения. Не наступает перерыв давностного владения также в том случае, если новый владелец имущества является сингулярным или универсальным правопреемником предыдущего владельца; владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине ст. 234 ГК РФ не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).
Как указано в абзаце первом пункта 16 приведенного выше постановления, по смыслу статей 225 и 234 ГК РФ, право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.
Согласно абзацу первому пункта 19 этого же постановления возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности вытекает из статей 11 и 12 ГК РФ, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности.
На основании ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается.
Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации. В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.11.1994 года №52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», действие ст. 234 Гражданского кодекса (приобретательная давность) распространяется и на случаи, когда владение имуществом началось до 1 января 1995 г. и продолжается в момент введения в действие части первой Гражданского кодекса.
Из смысла указанных норм следует, что для приобретения права собственности в силу приобретательной давности необходимо наличие одновременно нескольких условий: 1) владение должно осуществляться в течение установленного законом времени (для недвижимости – 15 лет); 2) владеть имуществом необходимо как своим собственным; 3) владение должно быть добросовестным, открытым и непрерывным.
Доводы истца основаны на том, что он открыто владеет и пользуется после смерти ФИО7 с 2005 года – сараем, расположенным по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> (<адрес>). Владение указанным объектом недвижимости никем, в том числе ФИО1 сельского поселения, не оспаривается.
Анализируя имеющиеся в материалах дела доказательства, суд считает возможным сделать вывод о том, что истец ФИО3 с 2005 года открыто и непрерывно владеет указанным нежилым зданием - сараем, полагая себя его собственником, не скрывая факта нахождения сарая в его пользовании, что подтверждается письменными доказательствами. Притязания иных лиц на указное нежилое здание отсутствуют. Наследников после смерти ФИО7 судом не установлено.
Также судом принимается во внимание то, что у ФИО12 отсутствуют возражения о признании права собственности за истцом на спорное строение, иных лиц, имеющих какое-либо из вещных прав на данное имущество, судом не установлено.
Согласно ст.219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В соответствии с пп.5 п.2 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО3 - удовлетворить.
Признать за ФИО3 право собственности на сарай, назначение: нежилое, площадь 16.8 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> <адрес>, в порядке приобретательной давности.
Решение суда является основанием для государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Пермского районного суда (подпись) Е.Г. Меледина
СПРАВКА
Мотивированное решение составлено 04 марта 2022 года.
Судья Пермского районного суда (подпись) Е.Г. Меледина
Копия верна:
Судья Е.Г. Меледина
Подлинный экземпляр находится в гражданском деле № 2-192/2022
Пермского районного суда Пермского края
УИД: 59RS0008-01-2021-004551-50