<данные изъяты> дело №2-2086/2017
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 июня 2017 года г.Красноярск
Свердловский районный суд г.Красноярска в составе:
председательствующего судьи Смирновой Т.П.
при секретаре Алексеенко А.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Назарова Н.А. к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска о признании незаконным отказа предварительного согласования предоставления земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Назарова Н.А. обратилась в суд с иском к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска о признании незаконным отказа предварительного согласования предоставления земельного участка.
Требования мотивировала тем, что она является собственником гаражного бокса, расположенного по адресу: <адрес> Ее права собственности зарегистрировано в установленном законом порядке. 05 августа 2016 года она обратилась в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка без проведения торгов на основании п.2 ст.39.3 ЗК РФ на праве собственности в целях размещения гаража по адресу: <адрес>. К заявлению была приложена схема расположения земельного участка и земельных участков на кадастровом плане территории с системой координат: <данные изъяты>, квартал №, которую ответчик утверждает или не утверждает. 19 сентября 2016 года она получила письменный ответ из ДМИЗО администрации г.Красноярска об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка. Отказ был мотивирован тем, что земельный участок, который предстоит образовать, не может быть представлен по основаниям, указанным в п.п.1-13, 15-19, 22,23 ст. 39.16 ЗК РФ. С данным отказом она не согласна, поскольку земельный участок был выделен в 1992 году, а виды территориальных зон установлены и утверждены постановлением администрации г.Красноярска от 25.12.2015 года №, т.е. через 23 года после строительства гаража.
Просит признать незаконным решение Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска от 01.09.2016 года № об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 18 кв.м., по адресу: <адрес>; обязать Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу предварительно согласовать предоставление ей земельного участка площадью 18 кв.м. по адресу: <адрес> с учетом границ, отраженных в схеме расположения земельного участка, подготовленного ООО «Кадастровое бюро», в следующих точках координат:
Обозначение характерных точек границ | Координаты, м |
X Y | |
1 | 2 3 |
н1 | <данные изъяты> <данные изъяты> |
н2 | <данные изъяты> <данные изъяты> |
н3 | <данные изъяты> <данные изъяты> |
н4 | <данные изъяты> <данные изъяты> |
н1 | <данные изъяты> <данные изъяты> |
Истица Назарова Н.А. в судебное заседание не явилась, доверила представление своих интересов представителю.
Представитель истицы – Пугачева М.В. (полномочия проверены) в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям, просила их удовлетворить.
Представитель Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска в судебное заседание не явился по неизвестным суду причинам. О дате, времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил. Согласно представленным возражениям на иск, просил в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представители третьих лиц - администрации г.Красноярска, Департамента градостроительства администрации г.Красноярска в судебное заседание не явились по неизвестным суду причинам, о времени и месте рассмотрения дела были извещены своевременно и надлежащим образом, причину неявки суду не сообщили.
Суд, с согласия представителя истца, в соответствии со ст.233 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика, в порядке заочного производства.
Выслушав участника процесса, исследовав материалы дела в их совокупности и взаимосвязи, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч.2 ст. 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В силу ч.2 ст.15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Статьей 1 ЗК РФ к числу основных принципов земельного законодательства отнесен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому судьбе земельных участков следуют все прочно связанные с ними объекты, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу пунктов 1, 8 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Споры об образовании земельных участков рассматриваются в судебном порядке.
Подпункт 3 пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии, в частности, с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
В решении об утверждении схемы расположения земельного участка, согласно части 18 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации указывается на право гражданина или юридического лица, обратившихся с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, на обращение без доверенности с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации или права муниципальной собственности на образуемый земельный участок.
Таким образом, по смыслу указанных положений закона утверждение схемы расположения земельного участка относится к процедуре образования земельного участка как объекта вещного права, является одним из этапов приобретения вещного права на земельный участок и предполагает возникновение вещного права у инициатора обращения на образуемый земельный участок.
В соответствии с подп.6 п.2 ст.39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа, в том числе земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных ст.39.20 настоящего Кодекса.
В соответствии с п.1 ст.39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации, из пункта 1 которой следует, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном ст.39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости»;
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
В соответствии с п.8 ст.39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, в том числе, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1-13, 15-19,22 и 23 ст.39.16 настоящего Кодекса.
Пункт 16 ст. 11.10 ЗК РФ содержит перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка. В частности Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории (п.п. 4 п. 16 ст. 11.10).
В соответствии с ч. 9.1 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В соответствии с п. 3 ст. 20 ЗК РФ право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется.
Согласно ч. 1, ч. 7 ст. 36 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.15) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела, решением исполнительного комитета Красноярского городского совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ ГСК «<данные изъяты>» были отведены 2 земельных участка общей площадью 0,18 га, а также закреплен земельный участок площадью 0,34, для строительства по согласованной и утвержденной проектно-сметной документации 88 индивидуальных гаражей боксового типа размером 3,2 х 6,0 м по осям каждый в свердловском районе с северной стороны территории <данные изъяты>.
Также из материалов дела усматривается, что Назарова Н.А. является собственником гаражного бокса, расположенного по адресу: <адрес> Ее права собственности зарегистрировано в установленном законом порядке (л.д. 13).
05 августа 2016 года истица обратилась в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка без проведения торгов на основании п.2 ст.39.3 ЗК РФ на праве собственности в целях размещения гаража по адресу: <адрес>. К заявлению была приложена схема расположения земельного участка и земельных участков на кадастровом плане территории с системой координат: <данные изъяты>, квартал №
19 сентября 2016 года истица получила письменный ответ из ДМИЗО администрации г.Красноярска об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка. Отказ был мотивирован тем, что земельный участок, который предстоит образовать, не может быть представлен истице по основаниям, указанным в п.п.1-13, 15-19, 22,23 ст. 39.16 ЗК РФ. Кроме того, согласно п.п.19 ст.39.16 ЗК РФ, предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается (л.д. 19-20).
Вместе с тем, ответчиком не представлены доказательства правомерности вынесенного решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка утверждении схемы расположения земельного участка.
При этом, как следует из материалов дела, и установлено в ходе судебного разбирательства, гаражный бокс №, расположенный по адресу: <адрес>, был построен истицей в 1992 году, то есть ранее принятия постановления администрации г. Красноярска от 25.12.2015 г. № об утверждении проекта планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа город Красноярск.
В силу изложенного, отказ Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска в отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, изложенный в письме от 01.09.2016 года нельзя признать законным и обоснованным.
При таких обстоятельствах, суд полагает необходимым требования истицы удовлетворить в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198,233-238 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Назарова Н.А. к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска о признании незаконным отказа предварительного согласования предоставления земельного участка, удовлетворить.
Признать незаконным отказ Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска от 01.09.2016 года № в предварительном согласовании предоставления Назарова Н.А. земельного участка по адресу: <адрес> расположенного под гаражом.
Обязать Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска в течение десяти дней с даты вступления решения суда в законную силу предварительно согласовать предоставление Назарова Н.А. земельного участка по адресу: <адрес> с учетом границ, отраженных в схеме расположения земельного участка, подготовленного ООО «Кадастровое бюро», в следующих точках координат:
Обозначение характерных точек границ | Координаты, м |
X Y | |
1 | 2 3 |
н1 | <данные изъяты> <данные изъяты> |
н2 | <данные изъяты> <данные изъяты> |
н3 | <данные изъяты> <данные изъяты> |
н4 | <данные изъяты> <данные изъяты> |
н1 | <данные изъяты> <данные изъяты> |
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Копия верна.
Подписано председательствующим
Судья Т.П.Смирнова